Функциональная
грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение
жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах
человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Индикатором качества
образования в части формирования функциональной грамотности является
международное исследование PISA. Исследование PISA ставит своей целью проверку наличия таких умений,
которые должны помочь молодежи в их «взрослой» жизни. Составляющие
функциональной грамотности:
1. Читательская грамотность – способность
человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и
заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и
возможности, участвовать в социальной жизни.
2. Естественно-научная
грамотность - способность человека занимать активную гражданскую позицию по
вопросам, связанным с естественнонаучными идеями: научно объяснять явления;
понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные
и использовать научные доказательства.
3. Математическая
грамотность - способность формулировать, применять и интерпретировать
математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения;
использовать математические понятия и инструменты.
4. Финансовая грамотность
– знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки,
мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных
финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия
личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
5. Креативное мышление.
6. Глобальные
компетенции. Под глобальными компетенциями в исследовании понимаются
способности: - критически рассматривать с различных точек зрения проблемы
глобального характера и межкультурного взаимодействия; - осознавать, как
культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на
восприятие, суждения и взгляды людей; - вступать в открытое, уважительное и
эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми
уважения к человеческому достоинству. Глобальные компетенции включают
способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных
ситуациях. Оцениваются также заинтересованность и осведомленность о глобальных
тенденциях развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное
восприятие нового.
09.09.2024
Ссылки на ресурсы, на которых размещены задания, направленные на формирование и оценку функциональной грамотности, а также образцы заданий на формирование того или иного элемента функциональной грамотности:
https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti
Информационно-методические материалы по вопросам формирования и оценки функциональной грамотности
09.09.2024
Учебные курсы
внеурочной деятельности по формированию функциональной грамотности, реализуемые в МБОУ АСШ №1 в
2024-2025 учебном году
1-4 классы- "Основы функциональной грамотности"
5-9 классы "Функциональная грамотность: учимся для жизни"
10 класс - "Финансовая грамотность"
"Компьютерное проектирование: черчение"
11 класс- "Чтательская грамотность: учимся для жизни""