Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ардатовская средняя школа №1» УТВЕРЖДЕНА приказом МБОУ АСШ №1 от 29.08.2023 №248/1 Рабочая программа по учебному предмету «Чтение» 5-9 классы вариант 1 (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями) ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по учебному предмету «Чтение (литературное чтение)» составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г № 1026 ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей. Учебный предмет «Чтение (литературное чтение)» относится к предметной области «Язык и речевая практика» и является обязательной частью учебного плана. В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Чтение (литературное чтение)» в 5 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 136 часов в год (4 часа в неделю). Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель и задачи учебного предмета «Чтение (литературное чтение)». ЦЕЛЬ изучаемого предмета: развитие коммуникативно-речевых навыков и коррекция недостатков мыслительной деятельности. Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих ЗАДАЧ: - расширение представлений о языке как важнейшем средстве человеческого общения; - совершенствование навыка полноценного чтения как основы понимания художественного и научно-познавательного текстов; - развитие навыков речевого общения на материале доступных для понимания художественных и научно-познавательных текстов; развитие положительных качеств и свойств личности; - нравственно-эстетическое и гражданское воспитание школьников на основе произведений художественной литературы (их содержание позволяет обучающимся осваивать навыки нравственного поведения человека в обществе). Поставленные задачи определяются особенностями психической деятельности воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Наряду с этими задачами на уроках чтения решаются и специальные задачи, направленные: на развитие: - овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности; - развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами; - обогащение нравственного опыта школьников средствами художественного текста; формирование представлений о добре и зле, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран. - наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления; на коррекцию: - основных мыслительных операций; - зрительного восприятия и узнавания; - пространственных представлений и ориентации; - речи и обогащение словаря; - коррекцию нарушений эмоционально-волевой и личностной сферы; коррекцию индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках. - Основными видами деятельности на уроке являются : Аудирование (слушание) - умение слушать и слышать, т. е. адекватно воспринимать на слух звучащую речь (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Чтение понимается как осознанный самостоятельный процесс чтения доступных по объему и жанру произведений, осмысление цели чтения (зачем я буду читать) и выбор вида чтения (ознакомительное, выборочное и т. д.); выразительное чтение с использованием интонации , темпа, тона, пауз, ударений - логического и др., соответствующих смыслу текста. Говорение (культура речевого общения) на основе разных видов текстов определяет специфические умения участия в диалоге: отвечать и задавать вопросы по тексту; создавать монолог: отбирать и использовать изобразительно-выразительные средства языка для создания собственного устного высказывания; воплощать свои жизненные впечатления в словесных образах, выстраивать композицию собственного высказывания, раскрывать в устном высказывании авторский замысел , передавая основную мысль текста. Каждый урок чтения и развития речи оснащается необходимыми наглядными пособиями, раздаточным материалом, техническими средствами обучения. Общая характеристика учебного предмета Обоснованием выбора рабочей программы является соответствие содержания программы, целей и задач обучения требованиям федерального государственного образовательного стандарта. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся с ограниченными возможностями средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения чтения, которые определены стандартом, что нашло отражение в выборе технологий, используемых в обучении, основных видов деятельности, методов и форм обучения, основных форм и видов контроля знаний , умений и навыков. На уроках чтения в 5-9 классах продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. Это связано с тем, что не все учащиеся старших классов в достаточной степени владеют указанными навыками. Кроме того, изучение каждого художественного произведения вызывает у них затруднения при его чтении и понимании содержания. Ведь рекомендуемые произведения разножанровые и при работе с ними требуется большая методическая вариативность . Школьники с ограниченными возможностями трудно воспринимают биографические данные писателей, тем более их творческий путь, представленный даже в упрощѐнном варианте. Биографию писателя они часто отождествляют с биографией героев читаемых произведений. В исторических произведениях учащиеся с трудом воспринимают описываемые события, не всегда понимают слова и выражения, используемые автором для передачи того или иного факта , поступка героя. На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению. Школьники учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценить их действия и поступки; устанавливать несложные причинно- следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана . Рабочая программа по чтению для обучающихся с ОВЗ носит практическую направленность обучения, особое внимание обращается на развитие речи как средства общения, чѐтко прослеживаются межпредметные связи, закладывается систематизация программного материала по каждому предмету. Последнее направление очень важно для обеспечения более осознанного восприятия учащимися единства и общности многих явлений и понятий . Учитывая сложный состав учеников, рабочие программы по русскому языку и чтению указывают на разноуровневые требования к овладению знаниями: 1-ый – базовый уровень, 2й – минимально необходимый. Это даѐт возможность учителю практически осуществлять дифференцированный подход к обучению ребѐнка с иным интеллектуальным развитием. В отдельных случаях, когда учащиеся не усваивают минимально необходимый уровень знаний, учитель вправе определить индивидуальную программу обучения (3 уровень). СОДЕРЖАНИЕ 5 КЛАСС Примерная тематика Рассказы, статьи, стихотворения о прошлом нашего народа, его героизме в труде и ратных подвигах; политических событиях в жизни страны; труде людей, их отношении к Родине, друг к другу; родной природе и бережном к ней отношении, жизни животных. Навыки чтения Правильное, осознанное чтение вслух целыми словами с соблюдением норм литературного произношения. Работа над беглостью и выразительностью чтения: темп и соответствующая содержанию и смыслу текста интонация (паузы, логическое ударение, тон голоса), «драматизация» (чтение по ролям). Чтение «про себя» с выполнением заданий. Выделение с помощью учителя главной мысли художественного произведения, выявление отношения к поступкам действующих лиц. Выбор слов и выражений, характеризующих героев, события, картины природы. Нахождение в тексте непонятных слов и выражений, пользование подстрочным словарем. Ответы на вопросы к тексту. Деление текста на части с помощью учителя. Озаглавливание частей текста и составление с помощью учителя плана в форме повествовательных и вопросительных предложений. Пересказ по плану. Использование при пересказе слов и оборотов речи из текста. Передача содержания иллюстраций к произведению по вопросам учителя. Самостоятельное чтение несложных рассказов с выполнением различных заданий учителя: найти ответ на поставленный вопрос, подготовиться к пересказу, выразительному чтению. Заучивание наизусть стихотворений. Внеклассное чтение Формирование читательской самостоятельности школьников. Выбор в школьной библиотеке детской книги на указанную учителем тему, чтение статей из детских газет, журналов. Беседы о прочитанном, чтение и пересказ интересных отрывков, коллективное составление кратких отзывов о книгах, анализ учетных ЛИСТОВ по внеклассному чтению, по усмотрению учителя. 6 КЛАСС Рассказы, статьи, стихотворения и доступные по содержанию и языку отрывки из художественных произведений о: героическом прошлом и настоящем нашей Родины; событиях в мире; труде людей; родной природе и бережном отношении к ней; знаменательных событиях в жизни страны. Навыки чтения Сознательное, правильное, беглое, выразительное чтение вслух в соответствии с нормами литературного произношения; чтение «про себя». Выделение главной мысли произведения и его частей. Определение основных черт характера действующих лиц. Разбор содержания читаемого с помощью вопросов учителя. Выделение непонятных слов; подбор слов со сходными и противоположными значениями; объяснение с помощью учителя слов, данных в переносном значении, и образных выражений, характеризующих поступки героев, картины природы. Деление текста на части. Составление под руководством учителя простого плана, в некоторых случаях использование слов самого текста. Пересказ прочитанного по составленному плану. Полный и выборочный пересказ. Самостоятельное чтение с различными заданиями: подготовиться к выразительному чтению, выделить отдельные места по вопросам, подготовить пересказ. Заучивание наизусть стихотворений. Внеклассное чтение Систематическое чтение детской художественной литературы, детских газет и журналов. Ведение дневника или стенда внеклассного чтения по данной учителем форме. Обсуждение прочитанных произведений, коллективное составление кратких отзывов о книгах, пересказ содержания прочитанного по заданию учителя, называние главных действующих лиц, выявление своего к ним отношения. Рекомендуемая литература (на выбор) Астафьев В.П. «Васюткино озеро», «Зачем я убил коростыля?», «Белогрудка», «Злодейка». Бажов ПЛ. «Живой огонек», «Аметистовое дело», «Марков камень», «Надпись на камне», «У старого рудника», «Уральские были». Беляев А.Р. «Остров погибших кораблей», «Последний человек из Атлантиды». Бианки В.В. «Дробинка», «Птичья песенка», «Голубые лягушки», «Сумасшедшая птица», «Морской чертенок». Волков А. М. «Огненный бог марранов», «Желтый туман», «Тайна заброшенного замка». Гайдар А.П. «Тимур и его команда». Кассшъ ЛА. «Все вернется», «Держись, капитан», «У классной доски», «Улица младшего сына». Катаев В.П. «Белеет парус одинокий». Маршак СЯ. «Быль-небылица», «Мистер-Твистер», «Почта военная», «Ледяной остров», «Приключения в дороге». Мамин-Сибиряк А.Н. «Умнее всех сказка», «Емеля-охотник», «Дедушкино золото», «Приемыш», «Сказка про Воробья Воробеича». Носов Н.Н. «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в солнечном городе», «Незнайка на Луне». Олеша Ю.К. «Три толстяка». Паустовский К.Г. «Золотой ясень», «Сивый мерин», «Кот-ворюга», «Прощание слетом». Пермяк ЕА. «Волшебные истории», «Голубые белки», «Лесной», «Волшебная правда». Пришвин М.М. «Кладовая солнца», «Лесной хозяин», «Наш сад», «Барсук», «Лесной доктор», «Птицы под снегом». ДжанниРодари «Путешествие голубой стрелы». Русские народные сказки. Сказки народов мира. Скребицкий ГА. «Длинноносые рыболовы», «Замечательный сторож». Толстой А.Н. «Золотой ключик или приключения Буратино». 7 КЛАСС Примерная тематика Доступные художественные произведения и отрывки из художественных произведений классиков русской и отечественной литературы. Краткие сведения об их жизни и творчестве. Произведения устного народного творчества: сказки, загадки, былины. Литературные сказки. Произведения современных писателей русской и зарубежной литературы. На примере чтения художественной литературы воспитание морально-этических и нравственных качеств личности подростка. Произведения А.С. Пушкина, И.А. Крылова, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева, А.Н. Толстого, В.Г. Короленко, А.П. Чехова. Произведения А.М. Горького, Н.А. Островского, А.Т. Твардовского, С.Я. Маршака, С.В. Михалкова, Н.П. Кончаловской, К.Г. Паустовского, К.М. Симонова, А. Рыбакова, А.Г Алексина, Е.И. Носова, Ч.И. Айтматова, Р.П. Погодина. Навыки чтения Совершенствование техники чтения, соблюдение логических пауз, не совпадающих со знаками препинания. Выделение главной мысли произведения. Называние главных действующих лиц, описание их внешности, характеристика их поступков, подтверждение своего заключения словами текста. Составление характеристики героя с помощью учителя. Деление прочитанного на части, составление плана. Пересказ по плану. Выделение в тексте метких выражений, художественных определений и сравнений. Подробный и краткий пересказ прочитанного. Пересказ с изменением лица рассказчика. Заучивание наизусть стихотворений. Внеклассное чтение Знание основных сведений из жизни писателей. Чтение книг из школьной и районной библиотек. Самостоятельное чтение статей в газетах и детских журналах. Обсуждение прочитанных книг, статей. Составление отзывов. Умение передать главную мысль произведения, оценить поступки действующих лиц. Ведение дневника или стенда внеклассного чтения. 8 КЛАСС Произведения устного народного творчества: сказки, загадки, поговорки, былины, баллады. Литературные сказки. Художественные произведения и отрывки из художественных произведений классиков русской и отечественной литературы XIX века. Краткие сведения об их жизни и творчестве. На примере художественной литературы воспитание морально-этических и нравственных качеств личности подростка. Произведения А.С.Пушкина, И.А. , Крылова, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова, А.А.Фета, , Д.Н.Мамина-Сибиряка, А.И.Куприна. Л.Н.Толстого, А.Н.Майкова, Ф.И.Тютчева, А.П. Чехова. Художественные произведения и отрывки из художественных произведений классиков русской и отечественной литературы XX века. Краткие сведения об их жизни и творчестве. На примере художественной литературы воспитание морально-этических и нравственных качеств личности подростка. Произведения А.М. Горького, В.В. Маяковского, С.А.Есенина, М.А.Шолохова, А.А.Фадеева, В.П.Катаева, Б.Н.Полевого, А.А.Суркова, Ю.М.Нагибина, А.Г.Алексина. 9 КЛАСС Художественные произведения и отрывки из художественных произведений классиков русской и отечественной литературы. Краткие сведения об их жизни и творчестве. Произведения УНТ: сказки, загадки, поговорки, былины, баллады. Литературные сказки. Произведения современных писателей русской и зарубежной литературы. На примере художественной литературы воспитание морально-этических и нравственных качеств личности подростка. Произведения А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, И.А. Крылова, Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, Л.Н. Толстого, А.Н. Майкова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, А.П. Чехова, А.И. Куприна, И.А. Бунина. Произведения А.М. Горького, В.В. Маяковского, С.А. Есенина, А. Н. Толстого, А.А. Фадеева, М.А. Шолохова, К.Г. Паустовского, К.М. Симонова, В.М. Инбер, Р. Гамзатова, В.М. Шукшина, Ф.А. Абрамова, Ч. Айтматова, Л.Н. Ошанина, С.В. Михалкова, Ф. А. Искандера, Л. Рыбакова, Б. Окуджава. Навыки чтения. Совершенствованиятехники чтения, соблюдение при чтении норм русской орфоэпии. Выделение главной мысли произведения. Составление характеристик героев, обоснование своего отношения к героям и их поступкам, объяснение причин тех или иных поступков героев (с помощью учителя). Работа над планом, средствами языковой выразительности. Пересказ содержания прочитанного; составление рассказа по предложенной теме на материале нескольких произведений. Знание основных сведений о жизни писателей. Заучивание наизусть стихотворений, прозаических отрывков. Внеклассное чтение Самостоятельное чтение книг, газет и журналов. Обсуждение прочитанного. Составление отзыва о прочитанной книге, статье из газеты или журнала. Ведение дневника или стенда внеклассного чтения. Рекомендуемая литература (на выбор) Ахматова А.А. Стихотворения. Беляев А.Р. «Человек-амфибия». Богомолов В.О. «Иван». Бондарев Ю.В «Последние залпы, «Горячий снег». Быков В.В. «Альпийская баллада», «Обелиск». Васильев Б.Л. «А зори здесь тихие». Жюль Верн «Таинственный остров». Воскресенская З. «Сердце матери». Горький А.М. «В людях», «Мои университеты». Есенин С.А. Стихотворения. Зощенко М.М. Рассказы. Искандер Ф.А. «Сандро из Чегема». Паустовский К.Г. «Во глубине России», «Телеграмма», «Великий сказочник», «Разливы рек», «Исаак Левитан», «Приточная трава». Сурков А.А. Стихотворения. Толстой Л.Н. «Севастопольские рассказы» (выборочно). Цветаева М.Н. Стихотворения. Шукшин В.М. «Кляуза», «Мечты», «Чужие», «Жил человек», «Привет Сивому». ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ 5 КЛАСС Учащиеся должны знать: • наизусть 6—8 стихотворений. Учащиеся должны уметь: читать осознанно, правильно, выразительно, читать «про себя», выполняя задания учителя; • целыми словами вслух; • отвечать на вопросы учителя; пересказывать текст по плану с помощью учителя, несложные содержанию тексты — самостоятельно. • 6 по КЛАСС Учащиеся должны знать: • наизусть 8—10 стихотворений. Учащиеся должны уметь: • читать вслух осознанно, правильно, выразительно; читать «про себя»; • выделять главную мысль произведения; • определять основные черты характера действующих лиц; • пересказывать текст по плану полно и выборочно. 7 КЛАСС Учащиеся должны знать: • наизусть 10 стихотворений. Учащиеся должны уметь: • читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух; читать «про себя»; • выделять главную мысль произведения; • характеризовать главных действующих лиц; • пересказывать содержание прочитанного. 8 КЛАСС Учащиеся должны знать: наизусть 8 -10 стихотворений. Учащиеся должны уметь: читать осознанно, правильно, выразительно, целыми словами вслух; - отвечать на вопросы учителя; пересказывать текст по плану с помощью учителя, несложные по содержанию тексты- самостоятельно; - правильное осознанное чтение вслух целыми словами с соблюдением норм литературного произношения; работа над беглостью и выразительностью чтения: темп и соответствующая содержанию и смыслу текста интонация (пауза, логическое ударение, тон голоса) «драматизация» (чтение по ролям); выделение с помощью учителя главной мысли художественного выявление отношения к поступкам действующих лиц - произведения, деление текста на части с помощью учителя; составление с помощью учителя плана в форме вопросительных предложений; - пересказ по плану; повествовательных - использование при пересказе слов и оборотов речи из текста; - передача содержания иллюстраций к произведению по вопросам учителя; и самостоятельное чтение несложных рассказов с выполнением различных заданий учителя: найти ответ на поставленный вопрос, подготовиться к пересказу, выразительному чтению. 9 КЛАСС • овладеть навыками правильного, беглого и выразительного чтения доступных их пониманию произведений или отрывков из произведений русских и зарубежных • классиков и современных писателей; получить достаточно прочные навыки грамотного письма на основе изучения • элементарного курса грамматики; научиться правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме; быть социально адаптированными в плане общего развития и сформированности нравственных качеств. • ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 КЛАСС Кол-во часов Содержание темы Устное народное творчество (5 часов) Сказки (18 часов) Картины родной природы (7 часов) Осень (10 часов) О друзьях-товарищах (16 часов) Басни И.А. Крылова (4 часа) Спешите делать добро (13 часов) Картины родной природы. Зима. (10 часов) Весна (18 часов) О животных (13 часов) Из произведений зарубежных писателей (6 часов) 6 КЛАСС № урока 1 2 3 Содержание темы Кол-во часов «Отечество». По В. Пескову. М. Ножкин «Россия». М. Пришвин. «Моя Родина». 1 1 1 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 В. Бианки. «Сентябрь». И. Бунин. «Лес, точно терем расписной…» Ю Качаев. «Грабитель». Б. Житков «Белый домик». Б. Житков «Белый домик». Вн. Чт. Русские народные сказки. Сказка «Два Мороза». А. Белорусец. «Звонкие ключи». А. Белорусец. «Звонкие ключи». А. Белорусец. «Звонкие ключи». А. Белорусец. «Звонкие ключи». А. Белорусец. «Звонкие ключи». К. Паустовский. «Заячьи лапы». К. Паустовский. «Заячьи лапы». К. Паустовский. «Заячьи лапы». К. Паустовский. «Заячьи лапы». И. Тургенев. «Осенний день в березовой роще» Е. Носов. «Хитрюга». Е. Носов. «Хитрюга». Е. Носов. «Хитрюга». В. Бианки. «Октябрь». С. Михалков. «Будь человеком». Б. Заходер. «Петя мечтает». По Д. Биссету. «Слон и муравей». По Д. Биссету. «Кузнечик Денди». По Д. Биссету. «Кузнечик Денди». Вн. Чт. В.В. Бианки «Голубые лягушки». Дж. Родари «Как один мальчик играл с палкой». Дж. Родари «Пуговкин домик». Дж. Родари «Пуговкин домик». «Илья Муромец и Соловей разбойник» (отрывок из былины). Ф. Глинка. «Москва» (в сокращении). В. Бианки. «Ноябрь». По С. Алексееву. «Без Нарвы не видать моря». По С. Алексееву. «На берегу Невы». По С. Алексееву. «Рассказы о русском подвиге. Медаль». ПоС.Алексееву.«Рассказыорусском подвиге.Гришенька». По Е. Холмогоровой «Великодушный русский воин. Себряный лебедь». По Е. Холмогоровой «Великодушный русский воин. Боевое крещение». 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 По Е. Холмогоровой «Великодушный русский воин. День рождения Наполеона». По Е. Холмогоровой «Великодушный русский воин. В дни спокойные». По Н. Носову «Как Незнайка сочинял стихи». По Н. Носову «Как Незнайка сочинял стихи». По Н. Носову «Как Незнайка сочинял стихи». Е. Пермяк «Тайна цены». Е. Пермяк «Тайна цены». Вн. чт. А.П. Гайдар «Тимур и его команда». Вн. чт. А.П. Гайдар «Тимур и его команда». Д. Гальперина «Здравствуйте!» В. Бианки «Декабрь». Е. Благинина «Новогодние загадки». А. Никитин «Встреча зимы». А. Дорохов «Теплый снег». А. Пушкин. «Вот север тучи нагоняя…» Д. Хармс. «Пушкин». Д. Хармс. «Пушкин». В. Бианки «Январь». Вн. чт. В.П. Катаев «Белеет парус одинокий». Х.-К. Андерсен. «Ель». Х.-К. Андерсен. «Ель». Х.-К. Андерсен. «Ель». А. Чехов «Ванька». А. Чехов «Ванька». А. Чехов «Ванька». И. Никитин «Весело сияет месяц над селом». И. Суриков «Белый снег пушистый…» М. Зощенко «Леля и Минька». М. Зощенко «Леля и Минька». Вн. чт. Л.А. Кассиль «У классной доски». Ю. Рытхэу. «Пурга». Ю. Дмитриев «Таинственный ночной гость». В. Бианки «Февраль». С. Маршак «Двенадцать месяцев». С. Маршак «Двенадцать месяцев». С. Маршак «Двенадцать месяцев». С. Маршак «Двенадцать месяцев». С. Маршак «Двенадцать месяцев». Х.К Андерсен «Снежная королева». Х.К Андерсен «Снежная королева». Х.К Андерсен «Снежная королева». Х.К Андерсен «Снежная королева». 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 Х.К Андерсен «Снежная королева». Х.К Андерсен «Снежная королева». Х.К Андерсен «Снежная королева». С. Смирнов «Первые приметы» В. Бианки. «Март». Вн. чт. С.Я. Маршак. «Мистер-Твистер». По В. Пескову. «Весна идет». М. Пришвин. «Жаркий час». Г. Скребницкий. «Весенняя песня». Г. Скребницкий. «Весенняя песня». В. Жуковский. «Жаворонок». А. Толстой. «Детство Никиты». А. Твадовский «Как после мартовских метелей…». А. Плещеев. «И вот шатер свой голубой опять раскинула весна…». В. Бианки. «Апрель». К. Паустовский. «Стальное колечко». К. Паустовский. «Стальное колечко». К. Паустовский. «Стальное колечко». Вн. чт. Д. Мамин-Сибиряк. «Приемыш». По В. Астафьеву «Злодейка». По Е. Барониной «Рассказы по зверей». По Е. Барониной «Рассказы по зверей». В. Драгунский «Кот в сапогах». В. Драгунский «Кот в сапогах». Д. Хармс «Заяц и еж». И. Крылов «Зеркало и обезьяна». По Р. Киплингу «Рики-Тики-Тави». По Р. Киплингу «Рики-Тики-Тави». По Р. Киплингу «Рики-Тики-Тави». По Р. Киплингу «Рики-Тики-Тави». По Р. Киплингу «Рики-Тики-Тави». По Р. Киплингу «Рики-Тики-Тави». Вн. чт. М. Пришвин. «Кладовая солнца». В. Набоков. «Дождь полетел и сгорел налету…» В. Бианки. «Май». М. Дудин. «Наши песни спеты на войне». В. Медведев. «Звездолет Брунька». В. Медведев. «Звездолет Брунька». В. Медведев. «Звездолет Брунька». По К. Паустовскому «Корзина с еловыми шишками». По К. Паустовскому «Корзина с еловыми шишками». По А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц». По А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц». В. Астаьев. «Зорькина песня». 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 7 Н. Рыленков «Нынче ветер, как мальчишка, весел…» Вн. чт. А.Н. Толстой. «Золотой ключик или приключения Буратино». Вн. чт. А.Н. Толстой. «Золотой ключик или приключения Буратино». Вн. чт. А.Н. Толстой. «Золотой ключик или приключения Буратино». Вн. чт. А.Н. Толстой. «Золотой ключик или приключения Буратино». По К. Паустовскому. «Корзина с еловыми шишками». По А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц». По А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц». По А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц». В Астаьев. «Зорькина песня». В Астаьев. «Зорькина песня». Итоговый урок. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 КЛАСС Содержание темы Кол-во часов Устное народное творчество (10 часов) Из произведений русской литературы ХIХ века (48 часов) Из произведений русской литературы ХХ века (47 часов) 8 КЛАСС № п/п 1. 2. Кол-во часов Разделы Устное народное творчество 7ч Литературные сказки 7ч 10ч 3 4. Из произведений русской литературы XIX века Из произведений русской литературы XX века. 21 9 КЛАСС Устное народное творчество (12 часов) Из произведений русской литературы XIX века (46 часов) Из произведений русской литературы 20 века (33ч.) Из произведений зарубежной литературы (6ч.)