Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение «Ардатовская средняя школа №1»
УТВЕРЖДЕНА
приказом МБОУ АСШ №1
от 29.08.2023 №248/1
Рабочая программа по учебному предмету
«РИСОВАНИЕ» (изобразительное искусство)
5 класс
вариант 1
(для обучающихся с интеллектуальными нарушениями)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету Рисование (изобразительное искусство)
составлена на основе:
Федеральной
адаптированной
основной
общеобразовательной
программы
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1),
утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022 г. № 1026.
Рабочая программа по учебному предмету «Рисование (изобразительное искусство)» в 5
классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 34 часа в год (1 часа в неделю).
Рабочая программа определяет следующие цель и задачи учебного предмета «Рисование
(изобразительное искусство)»:
Цель обучения -
развитие личности обучающегося с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения его к художественной культуре и
обучения умению видеть прекрасное в жизни и искусстве,
а также формирование
элементарных знаний об изобразительном искусстве, общих и специальных умений и навыков
изобразительной деятельности (в рисовании, лепке, аппликации), развитие зрительного
восприятия формы, величины, конструкции, цвета предмета, его положения в пространстве, а
также адекватного отображения его в рисунке, аппликации, лепке; развитии умения
пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни.
Задачи обучения:
−
воспитание интереса к изобразительному искусству;
−
раскрытие значения изобразительного искусства в жизни человека;
−
воспитание в детях эстетического чувства и понимания красоты окружающего мира,
художественного вкуса;
−
формирование элементарных знаний о видах и жанрах изобразительного искусства.
Расширение художественно-эстетического кругозора;
−
развитие
эмоционального
восприятия
произведений
искусства,
умения
анализировать их содержание и формулировать свое мнение о них;
−
формирование знаний элементарных основ реалистического рисунка;
−
обучение изобразительным техникам и приемам с использованием различных
материалов, инструментов и приспособлений, в том числе работа в нетрадиционных техниках;
−
обучение разным видам изобразительной деятельности (рисованию, лепке,
аппликации)
−
обучение правилам и законам композиции, цветоведения, построениям орнамента и
др., применяемым в разных видах изобразительной деятельности;
−
формирование умения создавать простейшие художественные образы с натуры и по
образцу, памяти, представлению и воображению;
−
воспитание умения согласованно и продуктивно работать в группах, выполняя
определенный этап работы для получения результата общей изобразительной деятельности
(коллективное рисование, коллективная аппликация).
Рабочая программа по учебному предмету «Рисование (изобразительное искусство)» в 5
классе определяет следующие задачи:
– работа по развитию у обучающихся эстетического восприятия и формирования
образов предметов и явлений окружающей действительности в процессе их познаний;
– развитие у обучающихся интереса к изобразительному искусству, потребности в
изображении воспринимаемой действительности, формирования желания овладеть приемами
изображения объектов наблюдения в разных видах изобразительной деятельности;
– обучение изобразительному искусству (эта задача осуществляется на этапе
закрепления и расширении полученных в 1-4 классах знаний и умений);
– с целью обучения изображению окружающей действительности, отрабатываются
приемы рассматривания объектов, произведений изобразительного искусства и народного
творчества, формируются и закрепляются способы изображения в лепке, аппликации, а также
продолжается развиваться технические навыки работы с разными художественными
материалами.
II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
В 5 классе обучение строится по четырем направлениям работы, в соответствии с
которыми
у
обучающихся
развиваются
умения
анализировать
форму,
строение
(конструктивные особенности) объекта наблюдения, выделять в нем части, определять
пропорции и видеть объект целостно, а затем изображать его, передавая относительно
сходство; восприятие цвета предметов и явлений окружающей среды и умение изображать
полученные при наблюдении впечатления красками (акварель и гуашью) разными способами
(по сухой и мокрой бумаге); умение работать над композицией в практической деятельности;
более углубленное восприятие некоторых произведений изобразительного искусства.
Содержание разделов
№
Количеств
Название раздела, темы
п/
Контрольн
о
ые работы
часов
п
«Обучение
композиционной
деятельности»
«Развитие у обучающихся умений
воспринимать и изображать форму
предметов,
пропорции
и
конструкцию»
«Обучение
восприятию
произведений искусства»
«Развитие
у
обучающихся
восприятия цвета, предметов и
формирование умений переливать
его в живописи»
Итого:
1.
2.
3.
4.
11
–
9
–
6
–
8
–
34
–
III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные:
−
осознание себя как ученика, формирование интереса (мотивации) к обучению;
−
сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о
насущно необходимом жизнеобеспечении;
−
способность
к
осмыслению
картины
мира,
ее
временно-пространственной
организации; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве природной и социальной частей;
−
воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
−
развитие эстетических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-
нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других
людей;
−
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации
к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным
ценностям.
Предметные:
Минимальный уровень:
– знать названия художественных инструментов и приспособлений, их свойства,
назначение, правила обращения и санитарно-гигиенических требований при работе с ними;
– знать элементарные правила композиции, цветоведения, передачи формы предмета;
– знать некоторые выразительные средства изобразительного искусства: «точка»,
«линия», «штриховка», «пятно»; - пользование материалами для рисования;
– уметь пользоваться материалами для рисования, аппликации, лепки;
– знать название предметов, подлежащих рисованию, лепке и аппликации;
– уметь организовывать рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы;
– следовать при выполнении работы инструкциям учителя;
– владеть приемами некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание,
отщипывание) и аппликации (вырезание и наклеивание);
– рисовать по образцу предметы несложной формы и конструкции;
– применять приемы работы с карандашом, гуашью, акварельными красками с целью
передачи фактуры предмета;
– ориентироваться в пространстве листа;
– размещать изображения одного или группы предметов в соответствии с параметрами
изобразительной поверхности;
– адекватно передавать цвета изображаемого объекта, определение насыщенности цвета,
получение смешанных цветов и некоторых оттенков цвета.
Достаточный уровень:
– знать названия жанров изобразительного искусства;
– знать названий некоторых народных и национальных промыслов (Дымково, Гжель,
Хохлома и др.);
– знать основных особенностей некоторых материалов, используемых в рисовании,
лепке и аппликации;
–
знать
и
применять
выразительные
средства
изобразительного
искусства:
«изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «контур», «пятно», «цвет»,
объем и др.;
− знать правила цветоведения, светотени, перспективы; построения орнамента,
стилизации формы предмета и др.;
− знать виды аппликации (предметная, сюжетная, декоративная);
− знать способы лепки (конструктивный, пластический, комбинированный);
− находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах
учебника, рабочей тетради;
− следовать при выполнении работы инструкциям учителя или инструкциям,
представленным в других информационных источниках;
− оценивать результаты собственной изобразительной деятельности и одноклассников
(красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
− использовать разнообразные технологические способы выполнения аппликации;
− применять разные способы лепки;
− рисовать с натуры и по памяти после предварительных наблюдений, передавать все
признаки и свойства изображаемого объекта; рисовать по воображению;
− различать и передавать в рисунке эмоциональное состояние и свое отношение к
природе, человеку, семье и обществу;
− различать
произведения
живописи,
графики,
скульптуры,
архитектуры
и
декоративно-прикладного искусства;
− различать жанры изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт,
сюжетное изображение.
Система оценки достижений
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения
обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть
представлена в условных единицах:
– 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
– 1 балл - минимальная динамика;
– 2 балла - удовлетворительная динамика;
– 3 балла - значительная динамика.
Оценка «5» – уровень выполнения требований высокий, отсутствуют ошибки в
разработке композиции, работа отличается грамотно продуманной цветовой гаммой, все
объекты связаны между собой, правильно переданы пропорции и размеры, при этом
использованы интегрированные знания из различных разделов для решения поставленной
задачи; правильно применяются приемы и изученные техники рисования. Работа выполнена в
заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности,
качественно и творчески.
Оценка «4» – уровень выполнения требований достаточный при выявлении
у
обучающегося незначительных ошибок в разработке композиции, нарушений в передаче
пропорций и размеров; при этом обучающийся после с небольшой подсказки учителя может
самостоятельно исправить ошибки. Работа выполнена в заданное время, самостоятельно.
Оценка «3» – уровень выполнения требований достаточный, минимальный; допущены
ошибки в разработке композиции, в передаче пропорции и размеров; владеет знаниями из
различных разделов, но испытывает затруднения в их практическом применении при
выполнении рисунка; понимает последовательность создания рисунка, но допускает отдельные
ошибки;
работа
не
выполнена
в
заданное
время,
с
последовательности
Оценка «2» – не ставится.
Форма промежуточной аттестации: творческая работа.
нарушением
технологической