Рисование

Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение «Ардатовская средняя школа №1»

УТВЕРЖДЕНА
приказом МБОУ АСШ №1
от 29.08.2023 №248/1

Рабочая программа по учебному предмету
«РИСОВАНИЕ» (изобразительное искусство)
5 класс
вариант 1
(для обучающихся с интеллектуальными нарушениями)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному предмету Рисование (изобразительное искусство)
составлена на основе:
Федеральной

адаптированной

основной

общеобразовательной

программы

обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1),
утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022 г. № 1026.
Рабочая программа по учебному предмету «Рисование (изобразительное искусство)» в 5
классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 34 часа в год (1 часа в неделю).
Рабочая программа определяет следующие цель и задачи учебного предмета «Рисование
(изобразительное искусство)»:
Цель обучения -

развитие личности обучающегося с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения его к художественной культуре и
обучения умению видеть прекрасное в жизни и искусстве,

а также формирование

элементарных знаний об изобразительном искусстве, общих и специальных умений и навыков
изобразительной деятельности (в рисовании, лепке, аппликации), развитие зрительного
восприятия формы, величины, конструкции, цвета предмета, его положения в пространстве, а
также адекватного отображения его в рисунке, аппликации, лепке; развитии умения
пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни.
Задачи обучения:
−

воспитание интереса к изобразительному искусству;

−

раскрытие значения изобразительного искусства в жизни человека;

−

воспитание в детях эстетического чувства и понимания красоты окружающего мира,

художественного вкуса;
−

формирование элементарных знаний о видах и жанрах изобразительного искусства.

Расширение художественно-эстетического кругозора;
−

развитие

эмоционального

восприятия

произведений

искусства,

умения

анализировать их содержание и формулировать свое мнение о них;
−

формирование знаний элементарных основ реалистического рисунка;

−

обучение изобразительным техникам и приемам с использованием различных

материалов, инструментов и приспособлений, в том числе работа в нетрадиционных техниках;
−

обучение разным видам изобразительной деятельности (рисованию, лепке,

аппликации)

−

обучение правилам и законам композиции, цветоведения, построениям орнамента и

др., применяемым в разных видах изобразительной деятельности;
−

формирование умения создавать простейшие художественные образы с натуры и по

образцу, памяти, представлению и воображению;
−

воспитание умения согласованно и продуктивно работать в группах, выполняя

определенный этап работы для получения результата общей изобразительной деятельности
(коллективное рисование, коллективная аппликация).
Рабочая программа по учебному предмету «Рисование (изобразительное искусство)» в 5
классе определяет следующие задачи:
– работа по развитию у обучающихся эстетического восприятия и формирования
образов предметов и явлений окружающей действительности в процессе их познаний;
– развитие у обучающихся интереса к изобразительному искусству, потребности в
изображении воспринимаемой действительности, формирования желания овладеть приемами
изображения объектов наблюдения в разных видах изобразительной деятельности;
– обучение изобразительному искусству (эта задача осуществляется на этапе
закрепления и расширении полученных в 1-4 классах знаний и умений);
– с целью обучения изображению окружающей действительности, отрабатываются
приемы рассматривания объектов, произведений изобразительного искусства и народного
творчества, формируются и закрепляются способы изображения в лепке, аппликации, а также
продолжается развиваться технические навыки работы с разными художественными
материалами.

II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
В 5 классе обучение строится по четырем направлениям работы, в соответствии с
которыми

у

обучающихся

развиваются

умения

анализировать

форму,

строение

(конструктивные особенности) объекта наблюдения, выделять в нем части, определять
пропорции и видеть объект целостно, а затем изображать его, передавая относительно
сходство; восприятие цвета предметов и явлений окружающей среды и умение изображать
полученные при наблюдении впечатления красками (акварель и гуашью) разными способами
(по сухой и мокрой бумаге); умение работать над композицией в практической деятельности;
более углубленное восприятие некоторых произведений изобразительного искусства.

Содержание разделов
№

Количеств
Название раздела, темы

п/

Контрольн

о

ые работы

часов

п
«Обучение
композиционной
деятельности»
«Развитие у обучающихся умений
воспринимать и изображать форму
предметов,
пропорции
и
конструкцию»
«Обучение
восприятию
произведений искусства»
«Развитие
у
обучающихся
восприятия цвета, предметов и
формирование умений переливать
его в живописи»
Итого:

1.
2.

3.
4.

11

–

9

–

6

–

8

–

34

–

III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные:
−

осознание себя как ученика, формирование интереса (мотивации) к обучению;

−

сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о

насущно необходимом жизнеобеспечении;
−

способность

к

осмыслению

картины

мира,

ее

временно-пространственной

организации; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве природной и социальной частей;
−

воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

−

развитие эстетических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-

нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других
людей;
−

формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации

к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным
ценностям.
Предметные:
Минимальный уровень:

– знать названия художественных инструментов и приспособлений, их свойства,
назначение, правила обращения и санитарно-гигиенических требований при работе с ними;
– знать элементарные правила композиции, цветоведения, передачи формы предмета;
– знать некоторые выразительные средства изобразительного искусства: «точка»,
«линия», «штриховка», «пятно»; - пользование материалами для рисования;
– уметь пользоваться материалами для рисования, аппликации, лепки;
– знать название предметов, подлежащих рисованию, лепке и аппликации;
– уметь организовывать рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы;
– следовать при выполнении работы инструкциям учителя;
– владеть приемами некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание,
отщипывание) и аппликации (вырезание и наклеивание);
– рисовать по образцу предметы несложной формы и конструкции;
– применять приемы работы с карандашом, гуашью, акварельными красками с целью
передачи фактуры предмета;
– ориентироваться в пространстве листа;
– размещать изображения одного или группы предметов в соответствии с параметрами
изобразительной поверхности;
– адекватно передавать цвета изображаемого объекта, определение насыщенности цвета,
получение смешанных цветов и некоторых оттенков цвета.
Достаточный уровень:
– знать названия жанров изобразительного искусства;
– знать названий некоторых народных и национальных промыслов (Дымково, Гжель,
Хохлома и др.);
– знать основных особенностей некоторых материалов, используемых в рисовании,
лепке и аппликации;
–

знать

и

применять

выразительные

средства

изобразительного

искусства:

«изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «контур», «пятно», «цвет»,
объем и др.;
− знать правила цветоведения, светотени, перспективы; построения орнамента,
стилизации формы предмета и др.;
− знать виды аппликации (предметная, сюжетная, декоративная);
− знать способы лепки (конструктивный, пластический, комбинированный);
− находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах
учебника, рабочей тетради;

− следовать при выполнении работы инструкциям учителя или инструкциям,
представленным в других информационных источниках;
− оценивать результаты собственной изобразительной деятельности и одноклассников
(красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
− использовать разнообразные технологические способы выполнения аппликации;
− применять разные способы лепки;
− рисовать с натуры и по памяти после предварительных наблюдений, передавать все
признаки и свойства изображаемого объекта; рисовать по воображению;
− различать и передавать в рисунке эмоциональное состояние и свое отношение к
природе, человеку, семье и обществу;
− различать

произведения

живописи,

графики,

скульптуры,

архитектуры

и

декоративно-прикладного искусства;
− различать жанры изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт,
сюжетное изображение.

Система оценки достижений
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения
обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть
представлена в условных единицах:
– 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
– 1 балл - минимальная динамика;
– 2 балла - удовлетворительная динамика;
– 3 балла - значительная динамика.
Оценка «5» – уровень выполнения требований высокий, отсутствуют ошибки в
разработке композиции, работа отличается грамотно продуманной цветовой гаммой, все
объекты связаны между собой, правильно переданы пропорции и размеры, при этом
использованы интегрированные знания из различных разделов для решения поставленной
задачи; правильно применяются приемы и изученные техники рисования. Работа выполнена в
заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности,
качественно и творчески.

Оценка «4» – уровень выполнения требований достаточный при выявлении

у

обучающегося незначительных ошибок в разработке композиции, нарушений в передаче
пропорций и размеров; при этом обучающийся после с небольшой подсказки учителя может
самостоятельно исправить ошибки. Работа выполнена в заданное время, самостоятельно.
Оценка «3» – уровень выполнения требований достаточный, минимальный; допущены
ошибки в разработке композиции, в передаче пропорции и размеров; владеет знаниями из
различных разделов, но испытывает затруднения в их практическом применении при
выполнении рисунка; понимает последовательность создания рисунка, но допускает отдельные
ошибки;

работа

не

выполнена

в

заданное

время,

с

последовательности
Оценка «2» – не ставится.
Форма промежуточной аттестации: творческая работа.

нарушением

технологической


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».