Природоведение вар.1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение «Ардатовская средняя школа №1»

УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ АСШ №1
____________________
С.В. Староверова
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 5301E541C6CDDDE457C04D1B36E874BF
Владелец: Староверова Светлана Владимировна
Действителен: с 11.01.2024 до 05.04.2025

Рабочая программа по учебному предмету
«ПРИРОДОВЕДЕНИЕ»
5 -6 классы
вариант 1
(для обучающихся с интеллектуальными нарушениями)

Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Природоведение» составлена на основе
Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1),
утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026 ФАООП
УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных
потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.
Учебный предмет «Природоведение» относится к предметной области «Естествознание»» и
является обязательной частью учебного плана. В соответствии с учебным планом рабочая
программа по учебному предмету «Природоведение» в 5 классе рассчитана на 34 учебные
недели и составляет 68 часов в год (2 часа в неделю).
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель и
задачи учебного предмета «Природоведение»
Цель обучения - расширить кругозор и подготовить обучающихся к усвоению
систематических биологических и географических знаний.
Задачи обучения: − формирование элементарных научных знаний о живой и неживой
природе; − демонстрация тесной взаимосвязи между неживой и живой природой; −
формирование специальных и общеучебных умений и навыков; − воспитание бережного
отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с основными направлениями
природоохранительной работы
− воспитание социально значимых качеств личности. Рабочая программа по учебному
предмету «Природоведение» в 5 классе определяет следующие задачи: − формирование
умения узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде в естественных
условиях; − формирование представлений о взаимосвязях между изученными объектами, их
месте в окружающем мире; − формирование умений относить изученные объекты к
определенным группам с учетом различных оснований для классификации; − формирование
умения находить сходные по определенным признакам объекты из тех, которые были
изучены на уроках; − формирование умения выделять существенные признаки групп
объектов; − знание и соблюдение правил безопасного поведения в природе и обществе,
правил здорового образа жизни; − умение обсуждать изученное, рассказать о предмете
изучения;
1. .
Общая характеристика учебного предмета «Природоведение» Программа
по природоведению состоит из шести разделов:
«Вселенная», «Наш дом — Земля», «Есть на Земле страна Россия», «Растительный мир»,
«Животный мир», «Человек».
При изучении раздела «Вселенная» обучающиеся знакомятся с Солнечной системой:
звездами и планетами, историей исследования космоса
и современными достижениями в этой области, узнают о значении Солнца для жизни
на Земле и его влиянии на сезонные изменения в природе. Учитель познакомит
школьников с названиями планет.
В разделе «Наш дом ― Земля» изучаются оболочки Земли — атмосфера, литосфера и
гидросфера, основные свойства воздуха, воды, полезных ископаемых и почвы, меры,

принимаемые человеком для их охраны. Этот раздел программы предусматривает также
знакомство с формами поверхности Земли и видами водоемов.
Раздел «Есть на Земле страна Россия» завершает изучение неживой природы в V классе и
готовит обучающихся к усвоению курса географии. Школьники знакомятся с наиболее
значимыми географическими объектами, расположенными на территории нашей страны
(например: Черное и Балтийское моря, Уральские и Кавказские горы, реки Волга, Енисей,
и др.). Изучение этого материала имеет ознакомитель-ный характер и не требует от
обучающихся географической характеристики этих объектов и их нахождения на
географической карте.

При изучении этого раздела уместно опираться на знания обучающихся о своем родном
крае.
Более подробное знакомство с произрастающими растениями и обитающими животными,
как в целом в России, так, в частности, и в своей местности дети познакомятся при
изучении последующих разделов
При изучении растительного и животного мира Земли углубляются и систематизируются
знания, полученные в I—IV классах. Приводятся простейшие классификации растений и
животных, познакомятся с характерными признаками каждой группы растений и
животных, увидят взаимосвязь всех живых организмов нашей планеты и, как следствие
этого, необходимость охраны растительного и животного мира. Указаны представители
флоры и фауны разных климатических поясов, но более подробна рассмотрено изучение
растений и животных нашей страны и Нижегородского края. При знакомстве с
домашними животными, комнатными и декоративными растениями следует обязательно
опираться на личный опыт обучающихся, воспитывать экологическую культуру, бережное
отношение к объектам природы, умение видеть еѐ красоту.
Раздел «Человек» включает простейшие сведения об организме, его строении и
функционировании. Основное внимание требуется уделять пропаганде здорового образа
жизни, предупреждению появления вредных привычек и формированию необходимых
санитарно-гигиенических навыков.
Завершают курс обобщающие уроки. Здесь уместно систематизировать знания о живой и
неживой природе, полученные в курсе «Природоведение».
В процессе изучения природоведческого материала обучающиеся должны понять логику
курса: Вселенная — Солнечная система — планета Земля. Оболочки Земли: атмосфера (в
связи с этим изучается воздух), литосфера (земная поверхность, полезные ископаемые, почва),
гидросфера (вода, водоемы). От неживой природы зависит состояние биосферы: жизнь
растений, животных и человека. Человек — частица Вселенной.
Такое построение программы поможет сформировать у обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) целостную картину окружающего мира, показать единство
материального мира, познать свою Родину как часть планеты Земля.

Одной из задач курса «Природоведение» является формирование мотивации к изучению
предметов естествоведческого цикла, для этого программой предусматриваются экскурсии и
разнообразные практические работы, которые опираются на личный опыт обучающихся и
позволяют использовать в реальной жизни знания, полученные на уроках.

В программе выделены основные виды практических работ по всем разделам.
Предлагаемые практические работы имеют различную степень сложности: наиболее
трудные работы, необязательные для общего выполнения или выполняемые совместно с
учителем.
Программа учитывает преемственность обучения, поэтому в ней должны быть отражены
межпредметные связи, на которые опираются обучающиеся при изучении
природоведческого материала.
Курс «Природоведение» решает задачу подготовки учеников к усвоению географического
(V класс) и биологического (V и VI классы) материала, поэтому данной программой
предусматривается введение в пассивный словарь понятий, слов, специальных терминов
(например таких, как корень, стебель, лист, млекопитающие, внутренние органы, равнина,
глобус, карта и др.).
СОДЕРЖАНИЕ
Земля- планета солнечной системы
Небесные тела. Солнце-раскаленное небесное тело (звезда). Солнце – источник тепла и
света на Земле. Планеты солнечной системы. Освоение космоса людьми. Первый полет
человека в космос.
Сезонные изменения в природе.
Погода (облачность, осадки, гроза, сила ветра, температура воздуха).
Смена времен года (осень, зима, весна, лето). Календарь природы. Высота Солнца и
продолжительность дня в разные времена года.
Осень (ранняя, золотая, поздняя). Признаки осени. День равен ночи. Изменения в жизни
растений и животных (плоды, семена, окраска листьев, листопад, отлет птиц,
исчезновение насекомых). Человек и природа осенью. Праздник урожая. Подготовка к
зиме. Народные приметы.
Зима (снежная, малоснежная, теплая, холодная, морозная). Признаки зимы. Самый
короткий день и самая длинная ночь в году. Изменения в жизни растений и животных
(деревья лиственные и хвойные зимой, птицы неперелѐтные и зимующие, зимняя спячка и

питание животных). Подкормка животных зимой. Зимние праздники. Новый год.
Народные приметы.
Весна (ранняя, поздняя). Признаки весны. День равен ночи. Изменения в жизни растений и
животных (пробуждение природы, первоцветы весенние цветущие травы,
распускающиеся почки, первые листочки, появление насекомых, прилет перелетных птиц,
поведение разных животных весной). Весенние заботы человека (работа на земле:
вспашка, посев, посадка). Весенние праздники. Народные приметы.
Лето (жаркое, сухое, теплое, холодное, дождливое). Признаки лета. Самая короткая ночь и
самый длинный день в году. Летнее солнцестояние. Растения и животные летом. Уход
человека за растениями (прополка, полив, сенокос, жатва, сбор летнего урожая). Летние
праздники. Народные приметы.
Наша страна.
Российская Федерация (расположение на географической карте). Многонациональное
население. Москва столица нашей Родины. Достопримечательности Москвы (музеи,
театры, площади, исторические и культурные памятники, парки, улицы). Транспорт в
Москве (метро, автобусы, троллейбусы, трамваи,такси).
Города нашей Родины. Средства сообщения между городами (транспорт
железнодорожный, воздушный, водный).
Природа нашей Родины.
Неживая природа.
Разнообразие поверхности (рельеф): равнины, горы, овраги, холмы. Почвы: песчаная,
глинистая, черноземная; плодородная, неплодородная.

Вода в природе: реки, озера, болота, ручьи, родники; моря, океаны. Свойства воды. Значение
воды для жизни человека. Вода и пар, снег и лед.
Воздух. Воздух вокруг пас. Значение воздуха. Ветер — движение воздуха. Температура
воздуха. Знакомство с термометрами. Измерение температуры воздуха, воды, своего тела.
Полезные ископаемые: песок, глина, торф, каменный уголь, мел, хранит, мрамор, нефть,
газ, каменная соль. Внешний вид, свойства (твердость, сыпучесть, газообразное
состояние). Использование человеком.
Живая природа.
Растения, грибы и животные леса Растения леса. Лиственные деревья: береза, клен, дуб,
лила, осина, рябина, и др. Хвойные деревья: ель, сосна, лиственница.
Кустарники: калина, шиповник, можжевельник, бузина, малина и др. Кустарнички:
брусника, черника.
Травы: ландыши, земляника, ветреница, кислица, мать-и-мачеха и др.; мох кукушкин лен.
Грибы леса: съедобные и несъедобные.
Животные леса. Звери (медведь, волк, лиса, заяц, белка, лось, барсук, кабан и др.). Птицы
(кукушка, дятел, синица, соловей и др.). Насекомые (жуки, бабочки, муравьи, комары, мухи и
др.). Растения и животные сада, огорода и поля Растения сада. Плодовые деревья: яблоня,
груша, вишня, слива, черешня и др. Ягодные кустарники: крыжовник, смородина, малина,
садовая земляника. Декоративные растения: весенние (тюльпаны, нарциссы), летние
(пионы, гладиолусы, розы), осенние (астры, хризантемы).

Животные сада: птицы, насекомые, земноводные (лягушки, жабы). Сезонные работы в
саду.
Растения огорода: овощи (картофель, капуста, морковь, свекла, помидор, огурец, кабачок,
горох и др.); зеленые культуры (лук, чеснок, укроп, петрушка, салат и др.). Друзья
огородных растений (птицы, дождевые черви, жуки, жабы, лягушки); вредители (гусеницы
бабочек и личинки жуков, кроты, мыши).
Растения поля: зерновые культуры (рожь, пшеница, ячмень, овес, кукуруза и др.).
Вредители полей: суслик, полевая мышь, хомяк, некоторые насекомые и их личинки.
Растения и животные лугаРастения луга травы: клевер, колокольчик, нивяник, мятлик,
тимофеевка и др. Животные луга: насекомые (бабочки, жуки и др.), птицы, звери (крот,
полевка и др.).Использование лугов как пастбищ и для сенокосов.

Растения и животные болота.Растения болота: травы, мхи, багульник, ягодные растения
(клюква, морошка). Животные болота: птицы, лягушки, насекомые.
Растения и животные водоемов.Растения водоемов: водоросли и цветковые (кувшинка,
кубышка, рогоз и др.). Животные пресных водоемов (рек, озер, ручьев): рыбы, раки,
улитки, жуки. Животные морей и океанов: рыбы, киты, крабы, креветки, тюлени, моржи и
др.
Охрана здоровья человека.
Организм человека. Строение тела человека: туловище, верхние и нижние конечности,
голова. Органы чувств. Волосяной покров. Кожа. Уход за своим организмом. Соблюдение
гигиены.
Внутренние органы: головной и спинной мозг, сердце, легкие, желудок, кишечник, печень,
почки, мышцы, скелет (позвоночник, череп, конечности). Значение правильной осанки для
здоровья человека. Правильные питание и дыхание. Предупреждение заболеваний
(желудочно-кишечных, простудных, инфекционных). Вред курения и употребления
алкоголя, наркозависимость.

Занятия физкультурой и спортом — залог здоровья.
Охрана природы и экология.
Охрана природы. Чистота воздуха, почвы, водоемов. Охрана лесов, лугов, растительного и
животного мира. Растения и животные, занесенные в «Красную книгу». Человек и
разрушения в природе. Экологические катастрофы.
Труд на пришкольном участке.
Посев и посадка растений.

Уход за растениями:

полив, прополка.

Повторение пройденного.
Закрепление знаний на практике:
Экскурсии, наблюдения и практические работы по темам.
Ежедневные наблюдения за погодой. Систематические наблюдения за сезонными
изменениями в природе. Экскурсии в природу для проведения этих наблюдений (1
раз в месяц). Ведение сезонного календаря природы и труда.
Экскурсии для ознакомления с окружающей местностью, с
особенностями
ее поверхности, с водоемами. Экскурсии в сад, лес (или
парк), к строительным объектам (или почвенным обнажениям), в местный
краеведческий музей.

Практические работы по выращиванию комнатных растений и уходу за ними; участие
в работах на пришкольном участке; ведение дневников (о наблюдениях).

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Каждая содержательная область образования детей с ОВЗ включает два компонента:
«академический» и формирование жизненной компетенции, что является необходимым
для ребенка с ОВЗ. Специальный образовательный стандарт, представленный в двух
взаимодополняющих и взаимодействующих компонентах, задает структуру данной
программы, которая поддерживает сбалансированное развитие жизненного опыта ребенка
с ОВЗ, учитывая его настоящие и будущие потребности. Общий подход к оценке знаний и
умений ребенка по академическому компоненту предлагается в его традиционном виде.
Ребенок с ОВЗ овладевает полезными для него знаниями, умениями и навыками, достигает
максимально доступного ему уровня жизненной компетенции, осваивает необходимые
формы социального поведения, оказывается способным реализовать их в условиях семьи и
гражданского общества.
Практика взаимодействия с окружающим миром
•

Овладение основными знаниями по природоведению и развитие представлений об
окружающем мире;

•

Развитие способности использовать знания по природоведению и сформированные
представления о мире для осмысленной и самостоятельной организации
безопасной жизни в конкретных природных и климатических условиях. Понимание
преимуществ, выгоды и трудностей, определяемых собственным местом
проживания;
Развитие вкуса к познанию и способности к творческому взаимодействию с миром
живой и неживой природы;

•

Основные требования к знаниям и умениям обучающихся:
Обучающиеся должны уметь:
•

называть конкретные предметы и явления в окружающей действительности, давать
им обобщенные названия; устанавливать простейшие связи между обитателями
природы (растениями и животными, растениями и человеком, животными и
человеком) и природными явлениями;

•

связно пояснять проведенные наблюдения, самостоятельно делать выводы на
основании наблюдений и результатов труда;

•

выполнять рекомендуемые практические работы;

•

соблюдать правила личной гигиены, правильной осанки, безопасности труда;

•

соблюдать правила поведения в природе (на экскурсиях): не шуметь, не беспокоить
птиц и других животных, не ловить их и не губить растения.

Обучающиеся должны знать:
•

обобщенные и конкретные названия предметов и явлений
основные свойства; что общего и в чем различие неживой и

природы, их
живой природы;

•

расположение Российской Федерации на географической карте (ее столицы);
каковы ее особенности; чем занимается население страны (хозяйство); каковы ее
природа и природные богатства (леса, луга, реки, моря, полезные ископаемые);

•

основные правила охраны природы и необходимость бережного отношения к ней;
основные отделы тела человека, значение его наружных и внутренних органов, их
взаимосвязь.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№

Тема урока

Всего часов

Вид деятельности

п/п
Земля – планета солнечной системы (2ч.)
Небесные тела. Солнце.

1

Планеты солнечной системы. Освоение
космоса. Первый полет человека в космос

1

Сезонные изменения в природе

16

Календарь природы

1

Экскурсия №1

Погода (облачность, осадки, гроза, сила
ветра, температура воздуха)

1

Пр.р№1
Календарь погоды.

Высота Солнца и продолжительность дня в
разные времена года. Смена времѐн года

1

Осень (ранняя, золотая, поздняя).

1

Экскурсия №2
Сезонные изменения
в природе. Признаки
осени.

Осенние изменения в жизни растений и
животных.

1

Человек и природа осенью. Подготовка к
зиме.

1

Зима (снежная, малоснежная, теплая,

1

Экскурсия №3

холодная, морозная)Признаки зимы.

Сезонные изменения
в природе. Признаки
зимы.

Зимние изменения в жизни растений и
животных.Подкормка животных зимой.

1

Человек и природа зимой.Зимние праздники
и развлечения.

1

Весна (ранняя, поздняя) Признаки весны.

1

Весенние изменения в жизни растений и
животных.

1

Человек и природа весной.Весенние заботы и
праздники человека.

1

Лето (жаркое, сухое, теплое, холодное,
дождливое)Признаки лета.

1

Растения и животные летом.

1

Уход человека за растениями летом.Летние
праздники.

1

Времена года в жизни человека.

1

Наша страна

6

Российская Федерация (расположение на
географической карте). Многонациональное
население.

1

Москва – столица нашей Родины.
Достопримечательности Москвы (музеи,
театры, площади, исторические и культурные
памятники, парки, улицы)

1

Транспорт в Москве (метро, автобусы,
троллейбусы, трамваи, такси)

1

Города нашей Родины. Золотое кольцо

1

России.
Город Киров -наш областной центр.
Средства сообщения между городами
(транспорт железнодорожный, воздушный,
водный)
Природа нашей Родины

1
1

32

Неживая природа
Разнообразие поверхности (рельеф):
равнины, горы, овраги, холмы.

1

Почвы: песчаная, глинистая, плодородная,
неплодородная

1

Вода в природе: реки, озера, болота, ручьи,
родники; моря, океаны.

1

Свойства воды.Значение воды для человека.

1

Воздух вокруг нас. Значение воздуха.Ветердвижение воздуха.

1

Температура воздуха. Знакомство с
термометрами.

1

Полезные ископаемые: песок, глина, торф,
каменный уголь, мрамор, нефть, газ,
каменная соль.

1

Неживая природа в жизни человека.

1

Живая природа
Растения леса. Лиственные и хвойные
деревья.

1

Кустарники: калина, шиповник,
можжевельник, малина. Кустарнички:

1

брусника, черника.

Пр.р.№2
Состав почвы.

Пр.р№3
Измерение
температуры воздуха

Травы: ландыши, земляника, ветреница,
кислица, мать -и -мачеха, мох.

1

Грибы леса: съедобные и несъедобные.

1

Животные леса. Звери (медведь, волк, лиса,
заяц, белка, лось, барсук, кабан)

1

Птицы леса: кукушка, дятел, синица, соловей.

1

Насекомые леса (жуки, бабочки, муравьи,
комары, мухи)

1

Растения сада. Плодовые деревья: яблоня,
груша, вишня, слива, черешня.

1

Ягодные кустарники: крыжовник, смородина,
малина.,садовая земляника – клубника.

1

Животные сада: птицы, насекомые,
земноводные-лягушки, жабы.

1

Растения огорода: овощи (картофель, капуста,
морковь, свекла, помидор, огурец, кабачок,
горох).

1

Зеленые культуры: лук, чеснок, укроп,
петрушка, салат.
Друзья и враги огородных растений.Уход за
культурными растениями.

1

Растения поля: зерновые культуры (рожь,
пшеница, ячмень, овес, кукуруза)

1

Вредители полей: суслик, полевая мышь.
Хомяк, насекомые и их личинки.

1

Растения луга – травы: клевер, колокольчик,
мятлик, тимофеевка.использование лугов
человеком.

1

Животные луга: насекомые (бабочки, жуки.),
птицы, звери (крот, полевка, кузнечик)

1

Растения болота: травы, мхи, кустарничек
багульник, ягодные растения (клюква,
морошка)

1

Животные болота: птицы, лягушки,
насекомые.

1

Растения водоѐмов(водоросли и
цветковые):кувшинка,кубышка,рогоз и др.

1

Животные пресных водоемов (рек, озер,
ручьев): рыбы, раки, улитки, жуки.

1

Животные морей и океанов: рыбы, киты,

1

крабы, креветки, тюлени, моржи.
Растительный и животный мир Вятского края.

1

Многообразие живой природы.

1

Растения и животные в жизни человека.

1

Охрана здоровья человека

7

Организм человека. Строение тела человека:
туловище, верхние и нижние конечности,
голова.

1

Внутренние органы: головной и спинной мозг,
сердце, легкие, желудок, кишечник, печень,
почки, мышцы, скелет (позвоночник, череп,
конечности)

1

Органы чувств.

1

Значение правильной осанки для здоровья
человека

1

Правильные питание и дыхание.
Предупреждение заболеваний (желудочно-

1

кишечных, простудных, инфекционных)
Уход за своим организмом. Соблюдение
гигиены. Вред курения и употребления
алкоголя.

1

Здоровье человека.

1

Охрана природы и экология

1

Охрана природы. Чистота воздуха, почвы,
водоемов. Охрана лесов, лугов, растительного
и животного мира.

1

Труд на пришкольном участке

4

65

Пересадка комнатных растений.

1

66.

Весенняя обработка почвы на клумбах.

1

Пр.р.№4

67.

Посев и посадка растений на школьные
клумбы.

1

Пр.р.№5

68.

Обобщающий урок «Стань природе другом»

1

69-70 Повторение пройденного

2

Из них: Практических работ

5

Экскурсий

3


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».