Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение «Ардатовская средняя школа №1»
УТВЕРЖДЕНА
приказом МБОУ АСШ №1
от 29.08.2023 №248/1
Рабочая программа по учебному предмету
«Музыка»
5 класс
вариант 1
(для обучающихся с интеллектуальными нарушениями)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» составлена на основе:
1.Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) далее
ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от
24.11.2022г. № 1026.
В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету
«Музыка» в 5 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 34 часа в год (1 час в
неделю).
ФАООП УО (вариант 1) определяет цель и задачи учебного предмета «Музыка».
Цель обучения - приобщение к музыкальной культуре обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) как к неотъемлемой части духовной
культуры.
Задачи обучения:
накопление первоначальных впечатлений от музыкального искусства и получение
доступного опыта (овладение элементарными музыкальными знаниями, слушательскими и
доступными исполнительскими умениями);
приобщение к культурной среде, дающей обучающемуся впечатления от
музыкального искусства, формирование стремления и привычки к слушанию музыки,
посещению концертов, самостоятельной музыкальной деятельности;
развитие способности получать удовольствие от музыкальных произведений,
выделение собственных предпочтений в восприятии музыки, приобретение опыта
самостоятельной музыкально деятельности;
формирование простейших эстетических ориентиров и их использование в
организации обыденной жизни и праздника;
развитие восприятия, в том числе восприятия музыки, мыслительных процессов,
певческого голоса, творческих способностей обучающихся.
Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» в 5 классе определяет
следующие задачи:
приобщение к музыкальному искусству через слушание музыкальных произведений
народной, композиторской, детской, классической и современной о природе, детстве, труде,
школьной жизни, общественных явлениях;
формирование умения спокойно слушать музыку, адекватно реагировать на
художественные образы, воплощенные в музыкальных произведениях;
формирование умения выражать эмоциональную отзывчивость на музыкальные
произведения разного характера;
формирование умения кратко (с опорой на вопросы учителя) передавать внутреннее
содержание музыкального произведения;
формирование умения различать разнообразные по звучанию, форме и характеру
музыкальные произведения (веселая, грустная, спокойная мелодия, песня, марш, танец);
формирование навыка определения жанров музыки (опера, балет, мюзикл, оперетта,
симфония, концерт т.д.);
формирование умения с помощью учителя узнавать прослушанные ранее песни по
вступлению;
формирование умения с помощью учителя различать части песни (запев, припев,
проигрыш, окончание);
формирование навыков пения хором - работа над напевным звучанием на основе
элементарного овладения певческим дыханием. Певческий диапазон (си малой октавы — до
2 октавы). Развитие умения напевного звучания при точном интонировании мотива.
Активизация внимания к единой правильной интонации;
знакомство с понятиями оркестр, ансамбль, хор, квартет, солист;
знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием (арфа, флейта, орган,
фортепьяно, рояль, пианино, аккордеон, валторна, труба, литавры,);
знакомство с нотной грамотностью. Изучение нот, правильности их написания,
нотных знаков и т.д.;
знакомство с размером музыкальных произведений.
определение музыкальных инструментов по классификации (клавишные, ударные,
струнно-смычковые, духовые, струнно-щипковые);
знакомство с электронно-механическими музыкальными инструментами;
реализация
психокоррекционных
и
психотерапевтических
возможностей
музыкальной деятельности для преодоления у обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) имеющихся нарушений развития и профилактики
возможной социальной дезадаптации;
воспитание адекватного отношения к результатам собственной деятельности и
деятельности других, формирование основы самооценки.
I.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
В результате освоения программы по предмету «Музыка» в 5 классе у
обучающихся
развивается
интерес
к
музыкальной
культуре,
музыкальному
исполнительству через знакомство с лучшими произведениями великих композиторов,
формируются собственные музыкальные предпочтения, углубляются знания основ
музыкальной грамотности: умения анализировать музыкальный материал, выделять в нем
части, определять жанровую основу, основные средства музыкальной выразительности,
динамические оттенки (очень тихо, тихо, не очень громко, громко, очень громко),
особенности темпа (очень медленно, медленно, умеренно, быстро, очень быстро), высоту
звука (низкий, средний, высокий), характер звуковедения (плавно, отдельно, отрывисто);
развивается умение воплощать собственные эмоциональные состояния в различных видах
музыкально-творческой деятельности (пение, музыкально-ритмические движения, игра на
ударно-шумовых музыкальных инструментах, участие в музыкально-дидактических
играх).
Содержание разделов
№
п/п
Название раздела, темы
Количество
Контрольные
часов
работы
1.
Здравствуй музыка
2
-
2.
Из чего наш мир состоит
5
-
3.
Учиться надо весело
4
-
4.
Кабы не было зимы
4
-
5.
Прекрасное далеко
3
-
6.
Ты не бойся мама
5
-
7.
Огонек
5
-
8.
С нами, друг!
6
-
34
-
Итого
II.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные:
формирование чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю
России;
осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения
лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов,
музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального
искусства России;
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и
разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений
русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;
умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и
внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном
многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы,
города и др.;
уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических
потребностей, ценностей и чувств;
развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение
навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в
музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоциональноценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
Предметные:
Минимальный уровень:
определение характера и содержания знакомых музыкальных произведений;
пение с инструментальным сопровождением (с помощью педагога);
протяжное пение гласных звуков, простых упражнений;
различение вступления, окончания песни, умение выделять паузы;
передача метроритма мелодии (хлопками);
различение музыкальных произведений по содержанию и характеру;
представления о некоторых музыкальных инструментах и их звучании;
представление о некоторых жанрах музыки;
представление о некоторых композиторах.
Достаточный уровень:
самостоятельное исполнение разученных песен, как с инструментальным
сопровождением, так и без него;
сольное пение и пение хором с выполнением требований художественного
исполнения, с учетом средств музыкальной выразительности;
правильная передача мелодии в диапазоне си малой октавы-до 2;
различение вступления, запева, припева, проигрыша, окончания песни;
передача ритмического рисунка мелодии (хлопками, голосом);
определение разнообразных по содержанию и характеру музыкальных произведений;
ясное и четкое произнесение слов в песнях подвижного характера;
различение основных средств музыкальной выразительности: динамические оттенки
(громко, тихо); особенности темпа (быстро, умеренно, медленно); высота звука (низкий,
средний, высокий), характер звуковедения (плавно, отрывисто), движение музыки
(нисходящее, восходящее);
представление обо всех включенных в программу музыкальных инструментах и их
звучании;
представление о жанрах музыки, включенных в программу;
представление о творчестве композиторов, включенных в программу.
Система оценки достижения
Оценка предметных результатов по музыке в 5 классе основана на принципах
индивидуального и дифференцированного подходов, объективности оценки,
раскрывающей динамику достижений и качественных изменений в психическом и
социальном развитии обучающихся; единства параметров, критериев и инструментария
оценки достижений в освоении содержания, что сможет обеспечить объективность оценки
в разных образовательных организациях.
На этом этапе обучения центральным результатом является появление значимых
предпосылок учебной деятельности, одной из которых является способность ее
осуществления не только под прямым и непосредственным руководством и контролем
педагогического работника, но и с определенной долей самостоятельности во
взаимодействии с учителем и одноклассниками.
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения
обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть
представлена в условных единицах:
− 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
− 1 балл - минимальная динамика;
− 2 балла - удовлетворительная динамика;
− 3 балла - значительная динамика.
Усвоенные обучающимися даже незначительные по объёму и элементарные по
содержанию знания и умения выполняют коррекционно-развивающую функцию,
поскольку они играют определённую роль в становлении личности ученика и овладении
им социальным опытом.
Результаты обучения на уроке музыки оцениваются по пятибалльной системе и
дополняются устной характеристикой ответа. На уроках проверяется и оценивается:
1) умение обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
слушать музыкальные произведения (установка слушателя), давать словесную
характеристику их содержанию и средствам музыкальной выразительности;
2) умение обучающихся сравнивать музыкальные произведения, обобщать полученные
знания;
3) знание музыкальной литературы;
4) владение вокально-хоровыми навыками.
1. Слушание музыки
Оценка «5» - установка слушателя выполнена полностью; правильный и полный
ответ включает в себя характеристику содержания музыкального произведения, средств
музыкальной выразительности, возможна помощь учителя.
Оценка «4» - установка слушателя выполнена не полностью; ответ правильный, но
неполный, включает в себя характеристику содержания музыкального произведения,
средств музыкальной выразительности, много наводящих вопросов учителя.
Оценка «3» - установка слушателя почти не выполнена; ответ правильный, но
неполный или односложный, средства музыкальной выразительности раскрыты
недостаточно, много наводящих вопросов учителя.
Оценка «2» - не ставится
2. Хоровое пение
Оценка «5» - знание мелодической линии и текста песни; чистое интонирование и
ритмически точное исполнение; выразительное исполнение.
Оценка «4» - знание мелодической линии и текста песни; в основном чистое
интонирование и ритмически правильное исполнение; пение недостаточно выразительное.
Оценка «3» - допускаются небольшие неточности в исполнении мелодии и текста
песни; неуверенное, не вполне точное, фальшивое интонирование, есть ритмические
неточности; пение невыразительное.
Оценка «2» - не ставится.
Форма промежуточной аттестации: тестирование.