Математика вар.1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение «Ардатовская средняя школа №1»
УТВЕРЖДЕНА
приказом МБОУ АСШ №1
от 29.08.2023 №248/1

Рабочая программа по учебному предмету
«Математика»
5-9 классы
вариант 1
(для обучающихся с интеллектуальными нарушениями)

I.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному предмету «Математика» составлена на основе Федеральной
адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее
ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от
24.11.2022 г. № 1026
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных
потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.
Учебный предмет «Математика» относится к предметной области «Математика» и является
обязательной частью учебного плана.
В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Математика» в 5
классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 136 часов в год (4 часов в неделю).
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная
определяет цель и задачи учебного предмета «Математика».

программа

Цель обучения - максимальное общее развитие обучающихся, коррекция недостатков их
познавательной деятельности и личностных качеств с учетом индивидуальных возможностей
каждого обучающегося на разных этапах обучения. Задачи обучения:
формирование и развитие математических знаний и умений, необхо-димых для решения
практических задач в учебной и трудовой деятельности, используемых в повседневн ой
жизни;
коррекция недостатков познавательной деятельности и повышение уровня
общего развития;
воспитание положительных качеств и свойств
личности.
Рабочая программа по учебному предмету «Математика» в 5 классе определяет
следующие задачи:
формирование знаний о нумерации чисел в пределах 1 000;
формирование умений устных и письменных вычислительных навы-ков в
пределах 1 000; совершенствование умений выделять неизвестный компонент ариф-метического
действия и находить его значение;

формирование умений читать и записывать обыкновенную дробь

по числителю и
знаменателю;
формирование умений сравнивать обыкновенные дроби;
3
формирование умений выполнять умножение и деление двузначных

чисел на однозначное число , приѐмами устных и письменных вычислений; формирование умений
выполнять округление чисел до десятков, со-тен;
совершенствоватьумения выполнять простые задачина сравнение чи-сел с вопросами: «На
сколько больше (меньше…?)»; «Во сколько раз больше (меньше…?)»; формирование умений
составлять решать задачи по краткой записи; формирование умения решать составные
арифметические задачи в 2- 3 действия;
формирование умений выполнять построение треугольника по
трѐм заданным сторонам с помощью циркуля и линейки ; формирование умений выполнять
построение окружности, круга; ли-ний
в круге

(радиус, окружность, хорда); формирование умений вычислять периметр многоугольника

(прямо-угольник,
квадрат ); воспитание интереса к математике, стремления использовать знания в
повседневной жизни.
В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету
«Математика» в 6 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 170 часов в год (5 часов
в неделю).
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа
определяет цель и задачи учебного предмет
а «Математика».
Цель обучения – развитие обучающихся, коррекция недостатков их познавательной
деятельности и личностных качеств с учетом индивидуаль-ных возможностей каждого на разных
этапах обучения
. Задачи обучения:
формирование и развитие системы математических знаний, умений и навыков,
необходимых для решения практических задач в учебной и трудо-вой деятельности,
используемых в повседневной жизни
;
коррекция
недостатков
познавательной
деятельности и повышение уровня
общего развития
; воспитание положительных качеств и
свойств личности.
Рабочая программа по учебному предмету «Математика» в 6 классе
определяет следующие задачи:
формирование знаний о нумерации чисел в пределах 1000000;
формирование устных и письменных вычислительных навыков в пре-делах 10
000

;
формирование умения выделять неизвестный компонент арифметиче-ского

4

действия и находить его значение в пределах

10

записывать обыкновенную дробь и смешан-ное число;

000;

развитие

умения

читать

и

формирование умения складывать и вычитать обыкновенные дроби и
смешанные числа с одинаковыми знаменателями ; формирование умения решать
арифметические задачи на нахождение
одной и нескольких частей от числа ;
формирование
умения
выполнять

построение

геометрических фигур (квадрат, прямоугольник, треугольник), вычислять периметр; определять
положение линий на плоскости и в пространстве ;
формирование
понятий
элементов
геометрических тел (куб, брус, шар); формирование умения решать составные арифметические
задачи на движение; формирование умения решать составные арифметические задачи в 2-3
действия; формирование умения составлять арифметические задачи по краткой записи,
решать их

;

воспитание интереса к математике и стремление использовать знания в повседневной жизни
.
В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Математика»
в 7 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 136 часа в год (4 часа в неделю).
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа
определяет цель и задачи учебного предмета
«Математика».
Цель обучения - максимальное общее развитие обучающихся, коррек-ция
недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств с учетом
индивидуальных возможностей каждого обучающегося на разных этапах обучения.
Задачи обучения:
формирование и развитие математических знаний и умений, необхо-димых для решения
практических задачв учебной и трудовой деятельности, используемых в повседневной жизни
; коррекция недостатков познавательной деятельности и повышение
уровня общего развития
; воспитание положительных качеств
свойств личности.
Рабочая программа по учебному предмету «Математика» в 7 классе определяет
следующие задачи
:
совершенствование устных и письменных вычислительных навыков в пределах
1 000 000;
совершенствование умения выделять неизвестный компонент ариф-метического
действия и находить его значение ; формирование умения приводить дробь
к общему знаменателю;
формирование умения складывать и вычитать обыкновенные дроби с
разными знаменателями
; формирование умения выполнять умножение и
деление многознач-ных

6

чисел на двузначное число в пределах

1 000 000; формирование

умения нахождения десятичных дробей; совершенствование умения
решать составные арифметические задачи (3 - 4
действия ); формирование умения решать задачи, связанные с производственным
процессом

(производительность труда, время, объѐм всей работы); формирование

умения решатьзадачи,связанные с процессом изготов-ления
товара

(расход на предмет, количество предметов, общий расход); совершенствование умения

решать задачи на расчет стоимости
товара

(цена,

количество,

общая

стоимость);

формирование

умения

решатьзадачина

время(начало, конец, продол-жительность
события ); совершенствование умения решать задачи на нахождение части це-лого;
совершенствование умения решать простые и составные арифметиче-ские задачи на движение
(скорость, время, пройденный путь);
совершенствование умения решать простые и составные задачи геометрического содержания, требующие вычисления периметра прямоуголь-ника
( квадрата); формирование построения геометрических фигур (параллелограмм,
ромб ), симметрично расположенных относительно оси, центра симметрии; воспитание
интереса к математике, стремления использовать знания
в повседневной жизни.
В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Математика»
в 8 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 136 часов в год (4 часа в неделю).
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа
определяет цель и задачи учебного предмета
«Математика».
Цельобучения – максимальное общееразвитие обучающихся, коррек-ция
недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств с учетом
индивидуальных возможностей каждого обучающегося на разных этапах обучения.
Задачи обучения:
формирование и развитие математических знаний и умений, необхо-димых для решения
практических задачв учебной и трудовой деятельности, используемых в повседневной жизни
; коррекция недостатков познавательной деятельности и повышение уровня
общего развития;
воспитание положительных качеств и свойств личности.
Рабочая программа по учебному предмету «Математика» в 8 классе определяет
следующие задачи

:

совершенствование устных и письменных вычислительных

навыков в пределах

7

1000 000
лыми

; формирование умения производить арифметические действия с це-

и дробными числами

;

формирование умения преобразовывать числа, полученные при изме-рении и производить с
ними дальнейшие арифметические действия

;

формирование умения производить действия с числами, полученными при измерении площади
формирование умения простые арифметические задачи на нахождение числа по одной его доле,
выраженной обыкновенной или десятичной дробью; простые арифметические задачи на
нахождение среднего арифметического двух и более чисел; составные задачи на
пропорциональное деление, «на части», способом принятия общего количества за единицу ;
формирование умения находить площадь круга, длину
окружности , выделять сектор и сегмент; формирование понятия градус (обозначение 1◦),
знакомство с транспортиром; формирование представления о диаграммах (линейные, столбчатые,
круговые); воспитание интереса к математике и стремление использовать знания в
повседневной жизни .
В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Математика»
в 9 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 136 часа в год (4 часа в неделю).
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа
определяет цель и задачи учебного предмета
«Математика».
Цель обучения - максимальное общее развитие обучающихся, коррекция недостатков их
познавательной деятельности и личностных качеств с учетом индивидуальных возможностей
каждого ученика на разных этапах обучения
. Задачи обучения:
формирование и развитие математических знаний и умений, необходимых для решения
практических задач в учебной и трудовой деятельности, используемых в повседневной жизни
; коррекция недостатков познавательной деятельности и повышение уровня
общего развития; воспитание положительных качеств и свойств личности.
Рабочая программа по учебному предмету «Математика» в 9 классе определяет
следующие задачи
:
закрепление и совершенствование устных и
письменных вычислительных навыков в пределах 1000 000; закреплениеумений
производитьарифметические действия с целыми и дробными числами, в том числе с
числами, полученными при измерении, с обыкновенными и десятичными дробями;
производитьвзаимные действия с обыкновенными и десятичными дробями ;
формирование умения производить арифметические действия с
конечными и бесконечными дробями;
формирование умения находить проценты от числа и числа по его доле;
формирование умения решать арифметические задачи на нахождение процентов от числа ;
формирование представления о геометрических телах (шар, куб параллелепипед, пирамида
, призма, цилиндр, конус);

8

формирование

умения

находить

объѐм

и

площадь

боковой

поверхности геометрических тел (куба, прямоугольного параллелепипеда) формирование
умения выполнять построение развертки куба и прямоугольного
параллелепипеда

;

формирование умения решать простые и составные арифметические задачи (в 3 - 4 действия);
задачи на нахождение неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого; задачи, содержащие
зависимость,
характеризующую процессы : движения (скорость, время, пройденный путь), работы
(производительность труда, время, объем всей работы), изготовления товара (расход на предмет,
количество предметов, общая
стоимость товара

); задачи на расчет стоимости; задачи на время (начало, конец ,

продолжительность события; задачи на нахождение части целого;

воспитание

интереса к математике и стремление использовать знания в повседневной жизни.

II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Обучение математике в 5 классе носит практическую направленность и тесно
связано с другими учебными предметами, жизнью, готовит обучаю-щихся к овладению
профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учит использованию
математических знаний в различных ситуациях. Рас-пределение учебного материала
осуществляется концентрически, что поз-воляет обеспечить постепенный переход от
исключительно практического изучения математики к практико-теоретическому
изучению, с обязатель-ным учѐтом значимости усваиваемых знаний и умений
формирования жиз

-ненных компетенций.

В процессе изучения математики у обучающихся развивается элемен-тарное
математическое мышление, формируются и корригируются такие его формы, как
сравнение, анализ, синтез, развиваются способности к обоб-щению и конкретизации,
создаются условия для коррекции памяти , внима-ние и других психических функций.
Основнымиорганизационнымиформами работына уроке математики являются:
фр онтальная, групповая, коллективная, индивидуальная работа, работа в парах.
При проведении уроков математики предполагается использование следующих
методов :
словесные (рассказ или изложение знаний, беседа, работа по учебнику или другим
печатным материалам );
9

наглядные (наблюдение, демонстрация предметов или их изображе-ний);
предметно - практические (измерение, вычерчивание геометрических
фигур, моделирование, нахождение значений числовых выражений);
частично - поисковые (эвристическая беседа, олимпиада, практические
работы); исследовательские (проблемное изложение);
система специальных коррекционно – развивающих методов;
методы убеждения (словесное разъяснение, убеждение, требование); методы
организации деятельности (приучение, упражнение, показ,
подражание, поручение);
методы стимулирования поведения (похвала, поощрение, взаимо-оценка).
Широкое применение находит проблемное изложение знаний, при ко-тором
является создание проблемной ситуации, исследование, поиск пра-вильного ответа.
В учебном процессе чаще всего предполагается использование ком-бинации
указанных методов. Комплексное их использование позволяет бо-лее полно решать
задачи каждого урока.
Содержание разделов
№

Название раздела, темы п/п

Количество
часов

Контрольные
работы

1

Нумерация. Сотня.
Арифметические
действия чисел в пределах 100

18

1

2

Тысяча. Нумерация чисел в пределах 1
000

19

2

3

Сложение и вычитание чисел в пределах
1 000 с переходом через разряд
Умножение и деление чисел в пределах

24

1

37

2

4

1 000
5

Умножение и деление на 10,100

6

6

18

7

Числа, полученные
величин
Обыкновенные дроби

8

Геометрический материал

при измерении

1

11
34

10

Итоговое повторение

3

1

Итого

170

8

Обучение математике в 6 классе носит практическую направленность и тесно
связано с другими учебными предметами, жизнью, готовит обучающихся к
овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учит использованию
математических знаний в различных ситуациях. Распределение учебного материала
осуществляется концентрически, что позволяет обеспечить постепенный переход от
исключительно практического изучения математики к практико-теоретическому
изучению, с обязательным учѐтом значимости
усваиваемых знаний и умений формирования жизненных компетенций.
Основными организационными формами работы на уроке математики являются:
фронтальная, групповая, коллективная, индивидуальная работа, работа в парах.
При проведении уроков математики предполагается использование следующих
методов:
объяснительно-иллюстративный метод, метод при котором учитель объясняет, а
дети воспринимают, осознают и фиксируют в памяти;
репродуктивный метод (воспроизведение и применение информа-ции); метод
проблемного изложения (постановка проблемы и показ пути ее решения);
частично – поисковый метод (дети пытаются сами найти путь к реше-нию

проблемы); исследовательский метод (учитель направляет, дети самостоятельно
исследуют).
Содержание разделов

№

Название раздела, темы п/п

1

Тысяча. Нумерация, арифметические действия чисел
в пределах 1000

2
3
4
5

Нумерация чисел в пределах 1 000 000
Обыкновенные дроби
Скорость. Время. Расстояние
Умножение и деление многозначных чисел на
однозначное число и круглые десятки

Количество
часов
12

Контрольны
е работы
1

39
17
10
39

1
2
3

11

6

Геометрический материал

33

7

Итоговое повторение
Итого

20
170

1
8

Обучение математике в 7 классе носит практическую направленность и тесно
связано с другими учебными предметами, жизнью, готовит обучающихся к овладению
профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учит использованию
математических знаний в различных ситуациях. Рас-пределение учебного материала
осуществляется концентрически, что поз-воляет обеспечить постепенный переход от
исключительно практического изучения математики к практико-теоретическому
изучению, с обязательным учѐтом значимости усваиваемых знаний и умений
формирования жизненных компетенций.
В процессе изучения математики у обучающихся с легкой степенью умственной
отсталости
(интеллектуальной
недостаточности)
развивается
элементарное
математическое мышление, формируются и корригируются такие его формы, как
сравнение, анализ, синтез, развиваются способности к обобщению и конкретизации,
создаются условия для коррекции памяти, внимания и других психических функций.
Основными организационнымиформами работы на уроке математики являются:
фронтальная, групповая, коллективная, индивидуальная работа, работа в парах.
При проведении уроков математики предполагается использование следующих
методов:
словесные (рассказ или изложение знаний, беседа, работа по учебнику или
другим печатным материалам); наглядные (наблюдение, демонстрация
предметов или их изображе-ний); предметно - практические (измерение,
вычерчивание геометрических фигур,
моделирование, нахождение значений числовых выражений); частично поисковые (эвристическая беседа, олимпиада, практические работы); исследовательские (проблемное изложение);
система специальных коррекционно – развивающих методов;
методы убеждения (словесное разъяснение, убеждение, требование); методы
организации деятельности (приучение, упражнение, показ,
12

подражание, поручение);
методы стимулирования поведения (похвала, поощрение, взаимо-оценка).
Широкое применение находит проблемное изложение знаний, при котором
является создание проблемной ситуации, исследование, поиск правильного ответа.

В учебном процессе чаще всего предполагается использование комбинации
указанных методов. Комплексное их использование позволяет более полно решать
задачи каждого урока.
Содержание разделов
№

Название раздела, темы п/п

Количество
часов

Контрольные
работы

1

Нумерация.
Арифметические
действия чисел в пределах 1000
000

32

1

2

28

2

3

Умножение и деление чисел на
однозначное число
Арифметическиедействия с числами,
полученными
при
измерении

32

3

4
5
6

Обыкновенные дроби
Десятичные дроби
Повторение пройденного

12
24
8

1
1

7

Геометрический материал
Итого

34
170

1
9

Обучение математике в 8 классе носит практическую направленность и тесно
связано с другими учебными предметами, жизнью, готовит обучающихся к
овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учит использованию
математических знаний в различных ситуациях. Распределение учебного материала
осуществляется концентрически, что позволяет обеспечить постепенный переход от
исключительно практического изучения математики к практико-теоретическому
изучению, с обязательным учѐтом значимости
усваиваемых знаний и умений формирования жизненных компетенций.
В процессе изучения математики у обучающихся с легкой степенью умственной
отсталости (интеллектуальной недостаточности) развивается элементарное
13

математическое мышление, формируются и корригируются такие его формы, как
сравнение, анализ, синтез, развиваются способности к обобщению и
конкретизации,
создаются условия для коррекции памяти, внимания и других психических функций.
Основнымиорганизационнымиформами работына уроке математики являются:
фронтальная, групповая, коллективная, индивидуальная работа, работа в парах.
При проведении уроков математики предполагается использование следующих
методов:
словесные (рассказ или изложение знаний, беседа, работа по учебнику или
другим
печатным материалам); наглядные (наблюдение, демонстрация предметов или их
изображений); предметно практические (измерение, вычерчивание геометрических фигур,

моделирование, нахождение значений числовых выражений); - частично поисковые (эвристическая беседа, олимпиада, практиче- ские работы);
исследовательские (проблемное изложение);
система специальных коррекционно – развивающих приемов;
методы убеждения (словесное разъяснение, убеждение, требование); методы
организации деятельности (приучение, упражнение, показ,
подражание, поручение);
методы стимулирования поведения (похвала, поощрение, взаимо-оценка).
Широкое применение находит проблемное изложение знаний, при котором
является создание проблемной ситуации, исследование, поиск правильного ответа.

В учебном процессе чаще всего предполагается использование ком-бинации
указанных методов. Комплексное их использование позволяет бо-лее полно решать
задачи каждого урока.

Содержание разделов

14

№

Название раздела, темы п/п

1.

Нумерация чисел в пределах
1000000. Сложение и вычитание
целых чисел и десятичных
дробей

2.

Количество
часов

Контрольные
работы

22

1

26

1

27

2

Умножение и деление целых чисел и
десятичных дробей, в том числе чисел,
полученных при измерении
Обыкновенные дроби. Сложение и
вычитание обыкновенных

3.

дробей
4.

Десятичные дроби и числа,
полученные при измерении

25

1

5.

Арифметические действия с
целыми и дробными числами и
числами, полученными при
измерении площади,
выраженными десятичными
дробями

25

1

6.

Геометрический материал

33

7.

Повторение

12

Итого:

170

6

Обучение математике в 9 классе носит практическую направленность и тесно
связано с другими учебными предметами, жизнью, готовит обучающихся к
овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учит использованию
математических знаний в различных ситуациях. Распределение учебного материала
осуществляется концентрически, что позволяет обеспечить
постепенный переход от исключительно практического изучения математики
к практико-теоретическомуизучению, с обязательным учѐтом
значимости усваиваемых знаний и умений формирования жизненных компетенций.
15

В процессе изучения математики у обучающихся с легкой степенью умственной
отсталости
(интеллектуальной
недостаточности)
развивается
элементарное
математическое мышление, формируются и корригируются такие его формы, как
сравнение, анализ, синтез, развиваются способности к обобщению и конкретизации,
создаются условия для коррекции памяти, внимания и других психических функций.
Основнымиорганизационнымиформами работына уроке математики являются:
фронтальная, групповая, коллективная, индивидуальная работа, работа в парах.
При проведении уроков математики предполагается использование следующих
методов:

словесные (рассказ или изложение знаний, беседа, работа по учебнику или
другим печатным материалам); наглядные (наблюдение,
демонстрация предметов или
их

изображений);

предметно

-

практические

(измерение,

вычерчивание

геометрических фигур,
моделирование, нахождение значений числовых выражений);
частично

-

поисковые

(эвристическая

беседа,

олимпиада,

практические работы);
исследовательские (проблемное изложение);
система специальных коррекционно – развивающих приемов;
методы убеждения (словесное разъяснение, убеждение, требование); методы
организации деятельности (приучение, упражнение, показ,
подражание, поручение);
методы стимулирования поведения (похвала, поощрение,
взаимооценка).
Широкое применение находит проблемное изложение знаний, при котором
является создание проблемной ситуации, исследование, поиск правильного ответа.
16

В учебном процессе чаще всего предполагается использование комбинации
указанных методов. Комплексное их использование позволяет более полно решать
задачи каждого урока.
Содержание разделов

№

Название раздела, темы п/п

Количеств
о часов

Контрольн
ые работы

1.

Повторение

12

1

2.

Арифметические действия с целыми и

51

2

дробными числами
3.

Проценты

28

2

4.

Конечные и бесконечные десятичные дроби

9

1

5.

Все действия с десятичными,

37

2

обыкновенными дробями и целыми числами

6.

Геометрический материал

33

Итого:

170

8

III. Планируемые результаты освоения содержания рабочей
программы по учебному предмету «Математика»

17

Планируемые личностные результаты
5 класс

Личностные результаты:
• овладение социально – бытовыми навыками, используемых в повсе-дневной
жизни;
• овладение элементарными навыками коммуникации и принятыми нормами
социального взаимодействия;
• принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление со-циально
значимых мотивов учебной деятельности;
• овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социаль-ного
взаимодействия, использование доступных информационных технологий для
коммуникации.
Уровни достижения предметных результатов
по учебному предмету «Математика» на конец 5 класса:
Минимальный уровень:
знать числовой ряд 1—1 000 в прямом порядке (с помощью учителя); уметь
читать, записывать под диктовку числа в пределах 1 000 (в том числе с
использованием калькулятора);
уметь вести счет в пределах 1 000 присчитыванием разрядных единиц (1, 10,

18

100) и равными числовыми группами по 50 устно и с записью чисел;
уметь определять разряды в записи трѐхзначного числа, называть
их

(сотни, десятки, единицы); уметь сравнивать числа в пределах 1
000, упорядочивать круглые

сотни в пределах 1 000 (с помощью учителя);
знать единицы измерения мер (длины, массы, времени), их соотноше-ний (с
помощью учителя);
знать денежные купюры в пределах 1 000 р.; осуществлять размен, за-мены
нескольких купюр одной
; знать римские цифры I – XII, уметь читать и
записывать числа (с опо-рой на
образец

); уметь выполнять сложение и вычитание двузначного числа с одно-

значным
числом в пределах

100с переходом через разрядна основе приѐмов устных и

письменных вычислений

; уметь выполнять сложение и вычитание двузначного

числа с двузнач-ным числом в пределах 100 с переходом через разряд на основе
приѐмов письменных вычислений ; уметь выполнять сложение и вычитание чисел в
пределах 1 000 без перехода
через разряд и с переходом через разряд приѐмами письменных вычислений ; уметь

выполнять умножение чисел на 10, 100; деление на 10, 100 без остатка;
уметь выполнять умножение и деление чисел в пределах 1 000 на од-нозначное
число приѐмами письменных вычислений (с помощью учителя), с использованием при
вычислениях таблицы умножения на

печатной ос-нове; знать обыкновенные

дроби, уметь их прочитать и записывать;
уметь решать простые задачи на сравнение чисел с вопросами: «На сколько
больше
(меньше)…?» (с помощью учителя); уметь решать простые задачи на
сравнение чисел с вопросами: «Во сколько
раз больше

(меньше…?)» (с помощью учителя); уметь решать простые

задачи на нахождение неизвестного слагае-мого,

19

уменьшаемого , вычитаемого (с помощью учителя); уметь решать
составные задачи в 2 действия (с помощью учителя);

уметь различать виды треугольников в зависимости от величины уг-лов;
уметь выполнять построение треугольника по трѐм заданным сторо-нам с

помощью линейки

;

знать радиус и

диаметр окружности круга. Достаточный
уровень:
знать числовой ряд в пределах 1 – 1 000 в прямом и обратном порядке;
знать место каждого числа в числовом ряду в пределах 1 000; уметь читать,
записывать под диктовку числа в пределах 1 000 (в том числе с
использование калькулятора

); знать класс единиц, разряды в

классе единиц в пределах 1 000;
уметь получать и раскладывать числа из разрядных слагаемых в пре-делах 1 000;
уметь пользоваться нумерационной таблицей для записи и чтения чи-сел; уметь
сравнивать и упорядочивать числа в пределах 1 000; уметь
выполнять округление чисел до десятков, сотен; знать римские
цифры I – XII, уметь читать и записывать числа;
знать единицы измерения мер (длины, массы, времени), их соотноше-ний;
знать денежные купюры в пределах 1 000 р.; осуществлять размен, за-мены

нескольких купюр одной ;
уметь выполнять преобразование чисел, полученных при измерении стоимости,
длины
, массы (в пределах 1 000);
уметь выполнять сложение и вычитание двузначного числа с одно-значным,
двузначным числом в пределах 100 с переходом через разряд на основе приѐмов
устных и письменных вычислени й; уметь выполнять сложение и вычитание
чисел в пределах 1 000 без перехода через
разряд приѐмами устных вычислений ; уметь выполнять сложение и вычитание
чисел в пределах 1 000 без перехода через разряд приѐмами письменных вычислений с
20

последующей проверкой; без остатка и с остатком ; уметь выполнять умножение и
деление чисел в пределах 1 000 на од-нозначное
число приѐмами письменных вычислений
; знать обыкновенные дроби,
их виды (правильные и неправильные дроби); уметь получать,
обозначать, сравнивать обыкновенные дроби;
уметь решать простые задачи на сравнение чисел с вопросами: «На сколько
больше
(меньше)…?»; уметь решать простые задачи на сравнение чисел с
вопросами: «Во сколько
раз больше

(меньше…?)»; уметь решать простые задачи на нахождение

неизвестного слагае-мого,
уменьшаемого ,

вычитаемого;

уметь

решать

составные

арифметические задачи в 2 – 3 действия;
уметь различать виды треугольников в зависимости от величины уг-лов и длин
сторон
; уметь выполнять построение треугольника по трѐм заданным
сторо-нам
с помощью циркуля и линейки

; знать радиус и диаметр окружности,

круга; их буквенные обозначе-ния; уметь вычислять периметр
многоугольника.

6 класс Личностные
результаты:

в

формирование навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками
разных социальных ситуациях; воспитание уважительного
отношения к иному мнению, истории

культуре других народов

; проявление интереса к прошлому и настоящему

Российской матема-тики;

21

владение навыками коммуникации и принятыми нормами социаль-ного
взаимодействия, использование доступных информационных техноло-гий для
коммуникации.
Уровни достижения предметных результатов
по учебному предмету «Математика» на конец
6 класса Минимальный уровень:
знать числовой ряд 1—10 000 в прямом порядке (с помощью учителя); уметь
читать, записывать под диктовку числа в пределах 10 000 (в том
числе с использованием калькулятора);
уметь получать числа из разрядных слагаемых в пределах 10 000;
уметь определять разряды в записи четырехзначного числа, уметь назвать их
( единицы тысяч, сотни, десятки, единицы);
уметь сравнивать числа в пределах 10 000;
знать римские цифры, уметь читать и записывать числа I—XII;
уметьвыполнять преобразования чисел (небольших), полученных при измерении
стоимости , длины, массы; уметь выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 10
000 без перехода
через разряд и с переходом через разряд приемами письменных вычислений

;

уметь выполнять умножение и деление чисел в пределах 10 000 на од-нозначное
число , круглые десятки приемами письменных вычислений; уметь выполнять
сложение и вычитание чисел (небольших), получен-ных при
измерении двумя мерами стоимости

, длины, массы письменно (с помощью

учителя); уметь читать, записывать обыкновенную дробь, смешанное число,
уметь сравнить
обыкновенные др оби и смешанные числа; уметь выполнять сложение и вычитание
обыкновенных дробей с оди-наковыми знаменателями, смешанные числа (в
22

знаменателе числа 2—10 с помощьюучителя), без преобразований чисел ,полученных в
сумме или раз-ности; уметь решать простые арифметические задачи в 1 действие;
уметь решать простые арифметические задачи на нахождение одной и
нескольких частей от числа ; уметь решать задачи на нахождение
скорости, времени, расстояния;
знать название различных случаев взаимного положения прямых на
плоскости и в пространстве
уметь выделять, называть элементы куба, бруса; определять количе-ство
элементов куба , бруса; знать виды треугольников в зависимости от величины
углов и длин сторон; уметь выполнять построение треугольника по трем
заданным сторо-нам с

помощью циркуля и линейки

;

уметь

вычислять периметр многоугольника.
Достаточный уровень:
знать числовой ряд 1—10 000;
знать место каждого числа в числовом ряду в пределах 10 000
разряды и классы в пределах 1 000 000;

знать

уметь пользоваться нумерационной таблицей для записи и чтения чи-сел;
уметь получать и раскладывать числа из разрядных слагаемых в пре-делах 1 000
000 ;
уметь сравнивать числа в пределах 1 000 000;
уметь выполнять округление чисел до любого заданного разряда в пределах 1
000 000;
уметь читать и записывать числа с использованием цифр римской ну-мерации

23

в пределах

XX; уметь записывать числа, полученные при измерении одной,

двумя единицами
( мерами) стоимости, длины, массы, в виде обыкновенных дро-бей; уметь
выполнять сложение и вычитание круглых чисел в пределах 1
000 000 приемами устных вычислений; уметь выполнять сложение и вычитание чисел
в пределах 10 000 без перехода через разряд и с переходом через разряд приемами
письменных вычислений с последующей проверкой
;
уметь
выполнять
умножение и деление чисел в пределах 10 000 на од-нозначное число, круглые десятки
приемами письменных вычислений; уметь выполнять деление с остатком в пределах
10 000 с последующей про-веркой; уметь выполнять сложение и вычитание чисел,
полученных при изме-рении
двумя мерами стоимости
, длины, массы письменно; знать обыкновенные
дроби, смешанные числа, уметь получать, обо-значать,
сравнивать смешанные числа

; уметь заменять мелкие доли

крупными, неправильные дроби
целыми или смешанными чи
слами; уметь выполнять сложение
и вычитание обыкновенных дробей с
оди -наковыми знаменателями, включая смешанные числа; знать зависимость
между расстоянием, скоростью, временем; уметь выполнять
решение простых задач на соотношение

: расстояние, скорость, время;

уметь решать задачи на нахождение дроби от числа; на разностное
и кратное сравнение ; уметь выполнять решение и составление задач на встречное
движение двух тел;
знать, название различных случаев взаимного положения прямых на плоскости и в
простран стве;
уметь выполнять построение перпендикулярных прямых, параллель-ных прямых
на заданном расстоянии

; уметь строить высоту в треугольнике;

уметь выделять, называть элементы куба, бруса;
уметь определять количество элементов куба, бруса;
знать свойства граней и ребер куба и бруса.
24

7 класс

Личностные результаты:

формирование адекватных представлений о собственных возможно-стях, о
насущно необходимом жизнеобеспечении
; сформирование навыков
сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных с оциальных ситуациях; наличие мотивации к творческому
труду, работе на результат, бережному отношению к материальным ценностям ;

формирование

эстетических чувств, отзывчивости и взаимопомощи,
проявление сопереживания к чувствам других людей.
Уровни достижения предметных результатов по
учебному предмету «Математика» на конец 7 класса
Минимальный уровень:
знать числовой ряд 1—100 000 в прямом порядке (с помощью учи-теля); уметь
читать, записывать под диктовку числа в пределах 100 000 (в том числе с
испо льзованием калькулятора); уметь получать числа из разрядных
слагаемых в пределах 100 000;

уметь выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 100 000 без перехода
через разряд (легкие случаи) приемами устных вычислений (в том числе с
использованием
калькулятора); уметь выполнять сложение и вычитание чисел в
пределах 100 000 без перехода через разряд и с переходом через разряд приемами
25

письменных вычислений (в том числе с использованием калькулятора
);
знать
алгоритм выполнения сложения и вычитания чисел с
помощью калькулятора
; уметь использовать калькулятор с
целью проверки правильности
вы -числений (устных и письменных); уметь выполнять умножение и деление чисел в
пределах 100 000 на однозначное число, двузначное число, круглые десятки приемами
письмен-ных вычислений (лѐгкие случаи ), в том числе с использованием калькулятора; уметь выполнять умножение и деление чисел на 10, 100, 1000 в пре-делах 100
000; уметь выполнять сложение и вычитание чисел (небольших), получен-ных при
измерении двумя мерами стоимости, длины, массы письменно (с помощью учителя);
уметь выполнять умножение и деление чисел (небольших), получен-ных при
измерении двумя мерами стоимости, длины, массы на однозначное число письменно (с
помощью учителя
); знать десятичные дроби, уметь их записывать, читать,
сравнивать;
уметь выполнять сложение и вычитание десятичных дробей, имею-щие в
записи менее
5 знаков (цифр), в том числе с использованием кальку-лятора; уметь
выполнять сложение и вычитание обыкновенных дробей с оди-наковыми
знаменателями, смешанные числа (в знаменателе числа 5—20, с

помощьюучителя), без преобразований чисел,полученных в сумме или разности;
уметь выполнять сложение и вычитание обыкновенных дробей с раз-ными
знаменателями , включая смешанные числа (лѐгкие случаи), с помо-щью учителя;

уметь выполнять сложение и вычитание десятичных дробей (с помо-щью
учителя

); уметь решать арифметические задачи в 2

действия;
уметь решать задачи на расчет стоимости (цена, количество,
общая стоимость товара
); уметь решать задачи на время (начало, конец,
продолжительность со-бытия);

26

уметь решать задачи на нахождение скорости, времени, расстояния;
уметь решать простые арифметические задачи на нахождение одной и
нескольких частей от числа;
уметь выполнять построение с помощью линейки, чертѐжного угольника , циркуля линий, углов, окружностей, в разном положении на плоско-сти;
знать свойства элементов многоугольника (параллелограмм);
узнавать симметричные предметы, геометрических фигур;
находить ось симметрии симметричного
плоского
предмета.
Достаточный уровень:
знать числовойрядвпределах1000000в прямом иобратном порядке; знать
место каждого числа в числовом ряду в пределах 1 000 000;
знать разряды и классы в пределах 1 000 000;
уметь пользоваться нумерационной таблицей для записи и чтения чи-сел;

уметь получать и раскладывать числа из разрядных слагаемых в пре-делах 1 000
000 ;
уметь сравнивать числа в пределах 1 000 000;
уметь выполнять сложение и вычитание многозначных чисел в преде-лах 1 000
0:

без перехода через разряд (легкие случаи) приемами устных вычислений;

уметь выполнять сложение и вычитание многозначных чисел в преде-лах 1 000 000
без перехода через разряд и с переходом через разряд прие-мами
письменных вычислений с последующей проверкой
;
уметь
выполнять
умножение и деление чисел в пределах 100 000 на однозначное число, двузначное
число, круглые десятки, деление с остатком приемами письменных вычислений , с
последующей проверкой правильно-сти вычислений; уметь выполнять умножение и
деление чисел на 10, 100, 1000 в пре-делах 100 000; уметь выполнять сложение и
вычитание чисел, полученных при изме-рении двумя единицами мерами стоимости
, длины, массы письменно; уметь выполнять умножение и деление чисел,
полученных при изме-рении двумя единицами (мерами) стоимости, длины, массы, на
27

однозначное число, круглые десятки, двузначное число письменно ;
уметь
выполнять сложение и вычитание обыкновенных дробей с
оди -наковыми знаменателями, включая смешанные числа; уметь выполнять
вычитание обыкновенных дробей из целого числа (целые
числа от

1 – 20); уметь выполнять сложение и вычитание обыкновенных

дробей с раз-ными
знаменателями , включая смешанные числа; уметь приводить обыкновенные дроби
к общему знаменателю (легкие случаи);

знать десятичные дроби, уметь их записывать, читать, сравнивать, вы-полнять
преобразования десятичных дробей
; уметь записывать числа, полученные при
измерении стоимости, длины, массы,
в виде десятичных дробей

;

уметь

выполнять

сложение

и

вычитание десятичных дробей;
уметь выполнять сложение и вычитание чисел, полученных при изме-рении
двумя мерами времени
(легкие случаи); уметь составлять и решать простые
арифметические задачи на опре-деление
продолжительности

, начала и окончания события; уметь решать

составные задачи в 3 -4 арифметических действия;
уметь решать задачи на расчет стоимости (цена, количество,
общая стоимость товара
); уметь решать задачи на время (начало, конец,
продолжительность со-бытия); уметьвыполнять решение простых задач на
соотношение:расстояние, скорость,

время
; уметь выполнять решение и составление задач на
одновременное
и противоположное движение двух тел;
уметь выполнять построение с помощью линейки, чертѐжного уголь-ника,
циркуля, линий, углов, многоугольников, окружностей, в разном по-ложении на
плоскос ти, в томчисле симметричных относительнооси, центра симметрии;
28

знать виды четырехугольников: произвольный, параллелограмм, ромб,
прямоугольник, квадрат; свойства сторон, углов; приемы построения; узнавать
симметричные предметы, геометрических фигур; находить ось симметрии
симметричного плоского предмета;
уметь располагать предметы симметрично относительно оси, центра симметрии.

8 класс Личностные
результаты:
сформированностьадекватныхпредставлений о собственных возмож-ностях,
о насущно необходимом ж изнеобеспечении; сформированность эстетических
потребностей, ценностей и чувств; принятие
и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально – значимых мотивов учебной деятельности;
формирование к способности осмыслениюкартинымира, еѐвременно –
пространственной организации .
Уровни достижения предметных результатов
по учебному предмету «Математика» на конец
8 класса Минимальный уровень:
уметь считать в пределах 100 000 присчитыванием разрядных единиц (1 000, 10
0)
устно и с записью чисел (с помощью учителя); счет 137 в пределах 1
000 присчитыванием равных числовых групп по 2, 20, 200, 5, 25, 250; выполнять
сложение, вычитание, умножение и деление на однознач-ное число
чисел (небольших), полученных при измерении двумя мерами стоимости, длины,
массы письменно

; выполнять сложение, вычитание, умножение и деление на

однознач-ное число, на
10 , 100, 1 000 десятичных дробей; знать способы проверки умножения и деления чисел
в пределах 100 000 на однозначное число, круглые десятки, выполненных приемами
пись-менных вычислений , и уметь их выполнять с целью определения правиль-ности
вычислений; знать единицы измерения (мер) площади, уметь их записать и читать;

29

уметь вычислять площадь прямоугольника (квадрата) (с помощью учителя).
Достаточный уровень:
считатьвпределах1000000 присчитыванием, отсчитыванием разряд-ных единиц и
равных числовых групп
; выполнять сложение, вычитание, умножение и деление
на однознач-ное, двузначное число многозначных чисел в пределах 1 000 000
(получен-ных при счете и п ри измерении величин), обыкновенных и десятичных
дро-бей; выполнять умножение и деление десятичных дробей на 10, 100, 1 000;
находить число по одной его доле, выраженной обыкновенной или де- сятичной
дробью;
уметь находить среднее арифметическое чисел;
выполнять решение простых арифметических задач на пропорциональное деление
; знать величину 1°; размеров прямого, острого, тупого,
развернутого, полного
углов

; суммы смежных углов, углов треугольника; уметь

строить и измерять углы с помощью транспортира;
уметь строить треугольники по заданным длинам сторон и величине углов;
знать единицы измерения (мер) площади, их соотношений; уметь
вычислять площадь прямоугольника (квадрата);

знать формулу вычисления длины окружности, площади круга; уметь вычислять
длину окружности и площадь круга по заданной длине радиуса ;

уметь построить

точку, отрезок, треугольник, четырехугольник, окружность, симметричные
относительно оси, центра симметрии.

9 класс

30

Личностные результаты:

способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих ценностей и социальных ролей ;
формирование
целостного, социально ориентированного взгляда на мир в
его органичном единстве природной и социальной частей ;
сформированность
установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому
труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным
ценностям
; сформированность навыков сотрудничества со взрослыми
и сверстниками в разных ситуациях
; проявление
готовности к самостоятельной жизни.
Уровни достижения предметных результатов
по учебному предмету «Математика» на конец 9 класса
Минимальный уровень:
знать числовой ряд чисел в пределах 100 000; чтение, запись и
сравнение целых чисел в пределах
100 000;
знать таблицу сложения однозначных чисел;
знать табличные случаи умножения и получаемых из них случаи деления; уметь
выполнять письменное выполнение арифметических действий с числами в пределах
100 000 (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное число) с
использованием таблиц умножения, алгоритмов

письменных арифметических

действий,

микрокалькулятора

(легкие

случаи);

31

знать обыкновенные и десятичные дроби; их получение, запись, чтение; уметь
выполнять арифметические действия (сложение, вычитание, умножение и деление на
однозначное число) с десятичными дробями, имеющими в записи менее 5 знаков
(цифр), в том числе с использованием микрокалькулятора; знать названия,
обозначения, соотношения крупных и мелких единиц измерения
стоимости , длины, массы, времени; уметь выполнять действия с числами,
полученными при измерении величин; уметь находить доли величины и величины
по значению еѐ доли (половина, треть,

четверть , пятая, десятая часть);
уметь решать простые арифметические задачи и составные задачи в 2 действия;
уметь распознавать, различать и называть геометрические фигуры и тела
( куб, шар, параллелепипед); знать свойства элементов
многоугольников (треугольник,
прямоугольник , параллелограмм); уметь выполнять построение с помощью линейки,
чертежного угольника, циркуля, транспортира линий, углов, многоугольников,
окружностей в разном положении на плоскости
. Достаточный уровень:
знать числовой ряда чисел в пределах 1 000 000; чтение, запись и сравнение чисел
в пределах
1 000 000; знать таблицу сложения однозначных чисел, в том
числе с переходом через
десяток;

знать табличные случаи умножения и получаемых из них случаи деления; знать
названия, обозначения, соотношения крупных и мелких единиц измерения
стоимости , длины, массы, времени, площади, объема;

32

уметь устно выполнять арифметические действия с целыми числами,
полученными при счете и при измерении, в пределах 1000 (простые случаи в
пределах 1 000 000); уметь письменно выполнять арифметические действия с
многозначными
числами и числами, полученными при измерении, в пределах 1 000 000;
знать обыкновенные и десятичные дроби, их получение, запись,
чтение; уметь выполнять арифметические действия с
десятичными дробями; уметь находить одну или
несколько долей (процентов) от
числа, числа по одной его доли (проценту);
уметь выполнять арифметические действия с целыми числами до 1 000
000
и десятичными дробями с использованием микрокалькулятора и
проверкой вычислений путем повторного
использования микрокалькулятора ; уметь решать составные задачи
в 3-4 арифметических действия;
уметь распознавать, различать и называть геометрические фигуры и
тела (куб, шар, параллелепипед, пирамида, призма, цилиндр, конус);
знать свойства элементов многоугольников (треугольник,
прямоугольник, параллелограмм), прямоугольного параллелепипеда; уметь

вычислять площадь прямоугольника, объем
прямоугольного параллелепипеда (куба);
выполнять построение с помощью линейки, чертежного угольника,
циркуля, транспортира линий, углов, многоугольников, окружностей
вразном положении на плоскости, в том числе симметричных
относительно оси, центра симметрии;

№

Тема программы

Количество
часов

В том числе:
уроков

контрольных
работ

Математика
1

Вводное повторение

3

3

-

применять математические
трудовых задач.
IV.

знания

для

решения

профессиональных

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

III.
Тематическое планирование
по предмету «МАТЕМАТИКА» для 5 класса (VIII) рассчитан на 175 часов в год (5 часов в
неделю)

2

Сотня

12

11

1

3

Геометрический материал
(повторение)

4

4

-

4

Тысяча

14

13

1

5

Геометрический материал

13

13

-

6

Сложение и вычитание в
пределах 1000 с переходом через
разряд

12

11

1

7

Обыкновенные дроби

6

6

-

8

Умножение чисел 10, 100.
Умножение и деление на 10 и 100.
Единицы измерения времени,
стоимости, массы, длины

12

11

1

9

Повторение

6

6

-

10

Умножение и деление
двузначных и трехзначных чисел
на однозначное число без
перехода через разряд

20

18

2

11

Умножение и деление
двузначных и трехзначных чисел
на однозначное число с
переходом через разряд

16

15

1

Тематическое планирование
6
Геометрический материал
5

12

5

-

13

Все действия в пределах 1000
(повторение)

37

34

3

14

Геометрический материал
(повторение)

15

15

-

175

165

10

Итого:

по предмету «МАТЕМАТИКА» для класса (VIII) рассчитан на 175 часов в год (5
часов в неделю)
№

Тема программы

Количество
часов

В том числе:
уроков

контрольных
работ

Математика
1

Вводное повторение

20

19

1

2

Нумерация многозначных чисел

15

14

1

3

Сложение и вычитание чисел в
пределах 10 000

15

14

1

4

Сложение и вычитание чисел,
полученных при измерении

9

9

-

5

Обыкновенные дроби

11

10

1

6

Сложение и вычитание
обыкновенных дробей с
одинаковыми знаменателями.
Смешанные числа

14

13

1

7

Задачи на движение

4

4

-

8

Умножение и деление
многозначных чисел на
однозначное число и круглые
десятки

23

21

2

9

Повторение

30

28

2

Геометрический материал
10

Повторение

10

10

-

11

Взаимное положение прямых на
плоскости. Высота

6

6

-

12

Взаимное положение прямых в
пространстве. Геометрические
тела

10

10

-

13

Повторение

8

8

-

175

166

9

Итого:

Тематическое планирование
8
по предмету «МАТЕМАТИКА» для класса (VIII) рассчитан на 175 часов в год (5 часов
в неделю)

Тематическое планирование
9

Тематическое планирование
10
по предмету «МАТЕМАТИКА» для класса (VIII) рассчитан на 175 часов в год (5 часов
в неделю)

Тематическое планирование
по предмету «МАТЕМАТИКА» для 9 класса (VIII)
рассчитан на 175 часов в год (5 часов в неделю)

№

Тема программы

Количество

В том числе:

часов
уроко
в

контрольных
работ

Математика
1

Числа целые и дробные.
Нумерация. Повторение

13

12

1

2

Сложение и вычитание целых
чисел и десятичных дробей.
Повторение

9

8

1

3

Умножение и деление целых
чисел и десятичных дробей.
Повторение

17

16

1

4

Умножение и деление на
трехзначное число

13

12

1

5

Вычисления на калькуляторе
(Целые числа)

3

3

-

6

Проценты и дроби. Как найти 1
% от числа?

6

6

-

7

Как найти несколько % от числа?

18

17

1

8

Как найти число по одному или
нескольким процентам?

10

10

-

9

Задачи на проценты

8

8

-

10

Конечные и бесконечные
десятичные дроби

7

7

-

11

Все действия с десятичными
дробями и целыми числами.
Повторение

12

11

1

12

Вычисления на калькуляторе
(Целые и дробные числа)

4

4

-

13

Обыкновенные и десятичные
дроби. Обыкновенные дроби

5

5

-

14

Сложение и вычитание
обыкновенных дробей.
Повторение

9

8

1

15

Умножение и деление
обыкновенных дробей.
Повторение

7

7

-

16

Все действия с обыкновенными
и десятичными дробями

20

19

1

17

Повторение нумерация и
арифметические действия

14

13

1

175

166

9

Итого:


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».