Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ардатовская средняя школа №1» УТВЕРЖДЕНА приказом МБОУ АСШ №1 от 29.08.2023 №248/1 Рабочая программа по учебному предмету «Математика» 5-9 классы вариант 1 (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями) I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по учебному предмету «Математика» составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022 г. № 1026 ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей. Учебный предмет «Математика» относится к предметной области «Математика» и является обязательной частью учебного плана. В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Математика» в 5 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 136 часов в год (4 часов в неделю). Федеральная адаптированная основная общеобразовательная определяет цель и задачи учебного предмета «Математика». программа Цель обучения - максимальное общее развитие обучающихся, коррекция недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств с учетом индивидуальных возможностей каждого обучающегося на разных этапах обучения. Задачи обучения: формирование и развитие математических знаний и умений, необхо-димых для решения практических задач в учебной и трудовой деятельности, используемых в повседневн ой жизни; коррекция недостатков познавательной деятельности и повышение уровня общего развития; воспитание положительных качеств и свойств личности. Рабочая программа по учебному предмету «Математика» в 5 классе определяет следующие задачи: формирование знаний о нумерации чисел в пределах 1 000; формирование умений устных и письменных вычислительных навы-ков в пределах 1 000; совершенствование умений выделять неизвестный компонент ариф-метического действия и находить его значение; формирование умений читать и записывать обыкновенную дробь по числителю и знаменателю; формирование умений сравнивать обыкновенные дроби; 3 формирование умений выполнять умножение и деление двузначных чисел на однозначное число , приѐмами устных и письменных вычислений; формирование умений выполнять округление чисел до десятков, со-тен; совершенствоватьумения выполнять простые задачина сравнение чи-сел с вопросами: «На сколько больше (меньше…?)»; «Во сколько раз больше (меньше…?)»; формирование умений составлять решать задачи по краткой записи; формирование умения решать составные арифметические задачи в 2- 3 действия; формирование умений выполнять построение треугольника по трѐм заданным сторонам с помощью циркуля и линейки ; формирование умений выполнять построение окружности, круга; ли-ний в круге (радиус, окружность, хорда); формирование умений вычислять периметр многоугольника (прямо-угольник, квадрат ); воспитание интереса к математике, стремления использовать знания в повседневной жизни. В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Математика» в 6 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 170 часов в год (5 часов в неделю). Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель и задачи учебного предмет а «Математика». Цель обучения – развитие обучающихся, коррекция недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств с учетом индивидуаль-ных возможностей каждого на разных этапах обучения . Задачи обучения: формирование и развитие системы математических знаний, умений и навыков, необходимых для решения практических задач в учебной и трудо-вой деятельности, используемых в повседневной жизни ; коррекция недостатков познавательной деятельности и повышение уровня общего развития ; воспитание положительных качеств и свойств личности. Рабочая программа по учебному предмету «Математика» в 6 классе определяет следующие задачи: формирование знаний о нумерации чисел в пределах 1000000; формирование устных и письменных вычислительных навыков в пре-делах 10 000 ; формирование умения выделять неизвестный компонент арифметиче-ского 4 действия и находить его значение в пределах 10 записывать обыкновенную дробь и смешан-ное число; 000; развитие умения читать и формирование умения складывать и вычитать обыкновенные дроби и смешанные числа с одинаковыми знаменателями ; формирование умения решать арифметические задачи на нахождение одной и нескольких частей от числа ; формирование умения выполнять построение геометрических фигур (квадрат, прямоугольник, треугольник), вычислять периметр; определять положение линий на плоскости и в пространстве ; формирование понятий элементов геометрических тел (куб, брус, шар); формирование умения решать составные арифметические задачи на движение; формирование умения решать составные арифметические задачи в 2-3 действия; формирование умения составлять арифметические задачи по краткой записи, решать их ; воспитание интереса к математике и стремление использовать знания в повседневной жизни . В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Математика» в 7 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 136 часа в год (4 часа в неделю). Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель и задачи учебного предмета «Математика». Цель обучения - максимальное общее развитие обучающихся, коррек-ция недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств с учетом индивидуальных возможностей каждого обучающегося на разных этапах обучения. Задачи обучения: формирование и развитие математических знаний и умений, необхо-димых для решения практических задачв учебной и трудовой деятельности, используемых в повседневной жизни ; коррекция недостатков познавательной деятельности и повышение уровня общего развития ; воспитание положительных качеств свойств личности. Рабочая программа по учебному предмету «Математика» в 7 классе определяет следующие задачи : совершенствование устных и письменных вычислительных навыков в пределах 1 000 000; совершенствование умения выделять неизвестный компонент ариф-метического действия и находить его значение ; формирование умения приводить дробь к общему знаменателю; формирование умения складывать и вычитать обыкновенные дроби с разными знаменателями ; формирование умения выполнять умножение и деление многознач-ных 6 чисел на двузначное число в пределах 1 000 000; формирование умения нахождения десятичных дробей; совершенствование умения решать составные арифметические задачи (3 - 4 действия ); формирование умения решать задачи, связанные с производственным процессом (производительность труда, время, объѐм всей работы); формирование умения решатьзадачи,связанные с процессом изготов-ления товара (расход на предмет, количество предметов, общий расход); совершенствование умения решать задачи на расчет стоимости товара (цена, количество, общая стоимость); формирование умения решатьзадачина время(начало, конец, продол-жительность события ); совершенствование умения решать задачи на нахождение части це-лого; совершенствование умения решать простые и составные арифметиче-ские задачи на движение (скорость, время, пройденный путь); совершенствование умения решать простые и составные задачи геометрического содержания, требующие вычисления периметра прямоуголь-ника ( квадрата); формирование построения геометрических фигур (параллелограмм, ромб ), симметрично расположенных относительно оси, центра симметрии; воспитание интереса к математике, стремления использовать знания в повседневной жизни. В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Математика» в 8 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 136 часов в год (4 часа в неделю). Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель и задачи учебного предмета «Математика». Цельобучения – максимальное общееразвитие обучающихся, коррек-ция недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств с учетом индивидуальных возможностей каждого обучающегося на разных этапах обучения. Задачи обучения: формирование и развитие математических знаний и умений, необхо-димых для решения практических задачв учебной и трудовой деятельности, используемых в повседневной жизни ; коррекция недостатков познавательной деятельности и повышение уровня общего развития; воспитание положительных качеств и свойств личности. Рабочая программа по учебному предмету «Математика» в 8 классе определяет следующие задачи : совершенствование устных и письменных вычислительных навыков в пределах 7 1000 000 лыми ; формирование умения производить арифметические действия с це- и дробными числами ; формирование умения преобразовывать числа, полученные при изме-рении и производить с ними дальнейшие арифметические действия ; формирование умения производить действия с числами, полученными при измерении площади формирование умения простые арифметические задачи на нахождение числа по одной его доле, выраженной обыкновенной или десятичной дробью; простые арифметические задачи на нахождение среднего арифметического двух и более чисел; составные задачи на пропорциональное деление, «на части», способом принятия общего количества за единицу ; формирование умения находить площадь круга, длину окружности , выделять сектор и сегмент; формирование понятия градус (обозначение 1◦), знакомство с транспортиром; формирование представления о диаграммах (линейные, столбчатые, круговые); воспитание интереса к математике и стремление использовать знания в повседневной жизни . В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Математика» в 9 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 136 часа в год (4 часа в неделю). Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель и задачи учебного предмета «Математика». Цель обучения - максимальное общее развитие обучающихся, коррекция недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств с учетом индивидуальных возможностей каждого ученика на разных этапах обучения . Задачи обучения: формирование и развитие математических знаний и умений, необходимых для решения практических задач в учебной и трудовой деятельности, используемых в повседневной жизни ; коррекция недостатков познавательной деятельности и повышение уровня общего развития; воспитание положительных качеств и свойств личности. Рабочая программа по учебному предмету «Математика» в 9 классе определяет следующие задачи : закрепление и совершенствование устных и письменных вычислительных навыков в пределах 1000 000; закреплениеумений производитьарифметические действия с целыми и дробными числами, в том числе с числами, полученными при измерении, с обыкновенными и десятичными дробями; производитьвзаимные действия с обыкновенными и десятичными дробями ; формирование умения производить арифметические действия с конечными и бесконечными дробями; формирование умения находить проценты от числа и числа по его доле; формирование умения решать арифметические задачи на нахождение процентов от числа ; формирование представления о геометрических телах (шар, куб параллелепипед, пирамида , призма, цилиндр, конус); 8 формирование умения находить объѐм и площадь боковой поверхности геометрических тел (куба, прямоугольного параллелепипеда) формирование умения выполнять построение развертки куба и прямоугольного параллелепипеда ; формирование умения решать простые и составные арифметические задачи (в 3 - 4 действия); задачи на нахождение неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого; задачи, содержащие зависимость, характеризующую процессы : движения (скорость, время, пройденный путь), работы (производительность труда, время, объем всей работы), изготовления товара (расход на предмет, количество предметов, общая стоимость товара ); задачи на расчет стоимости; задачи на время (начало, конец , продолжительность события; задачи на нахождение части целого; воспитание интереса к математике и стремление использовать знания в повседневной жизни. II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ Обучение математике в 5 классе носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовит обучаю-щихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учит использованию математических знаний в различных ситуациях. Рас-пределение учебного материала осуществляется концентрически, что поз-воляет обеспечить постепенный переход от исключительно практического изучения математики к практико-теоретическому изучению, с обязатель-ным учѐтом значимости усваиваемых знаний и умений формирования жиз -ненных компетенций. В процессе изучения математики у обучающихся развивается элемен-тарное математическое мышление, формируются и корригируются такие его формы, как сравнение, анализ, синтез, развиваются способности к обоб-щению и конкретизации, создаются условия для коррекции памяти , внима-ние и других психических функций. Основнымиорганизационнымиформами работына уроке математики являются: фр онтальная, групповая, коллективная, индивидуальная работа, работа в парах. При проведении уроков математики предполагается использование следующих методов : словесные (рассказ или изложение знаний, беседа, работа по учебнику или другим печатным материалам ); 9 наглядные (наблюдение, демонстрация предметов или их изображе-ний); предметно - практические (измерение, вычерчивание геометрических фигур, моделирование, нахождение значений числовых выражений); частично - поисковые (эвристическая беседа, олимпиада, практические работы); исследовательские (проблемное изложение); система специальных коррекционно – развивающих методов; методы убеждения (словесное разъяснение, убеждение, требование); методы организации деятельности (приучение, упражнение, показ, подражание, поручение); методы стимулирования поведения (похвала, поощрение, взаимо-оценка). Широкое применение находит проблемное изложение знаний, при ко-тором является создание проблемной ситуации, исследование, поиск пра-вильного ответа. В учебном процессе чаще всего предполагается использование ком-бинации указанных методов. Комплексное их использование позволяет бо-лее полно решать задачи каждого урока. Содержание разделов № Название раздела, темы п/п Количество часов Контрольные работы 1 Нумерация. Сотня. Арифметические действия чисел в пределах 100 18 1 2 Тысяча. Нумерация чисел в пределах 1 000 19 2 3 Сложение и вычитание чисел в пределах 1 000 с переходом через разряд Умножение и деление чисел в пределах 24 1 37 2 4 1 000 5 Умножение и деление на 10,100 6 6 18 7 Числа, полученные величин Обыкновенные дроби 8 Геометрический материал при измерении 1 11 34 10 Итоговое повторение 3 1 Итого 170 8 Обучение математике в 6 классе носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовит обучающихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учит использованию математических знаний в различных ситуациях. Распределение учебного материала осуществляется концентрически, что позволяет обеспечить постепенный переход от исключительно практического изучения математики к практико-теоретическому изучению, с обязательным учѐтом значимости усваиваемых знаний и умений формирования жизненных компетенций. Основными организационными формами работы на уроке математики являются: фронтальная, групповая, коллективная, индивидуальная работа, работа в парах. При проведении уроков математики предполагается использование следующих методов: объяснительно-иллюстративный метод, метод при котором учитель объясняет, а дети воспринимают, осознают и фиксируют в памяти; репродуктивный метод (воспроизведение и применение информа-ции); метод проблемного изложения (постановка проблемы и показ пути ее решения); частично – поисковый метод (дети пытаются сами найти путь к реше-нию проблемы); исследовательский метод (учитель направляет, дети самостоятельно исследуют). Содержание разделов № Название раздела, темы п/п 1 Тысяча. Нумерация, арифметические действия чисел в пределах 1000 2 3 4 5 Нумерация чисел в пределах 1 000 000 Обыкновенные дроби Скорость. Время. Расстояние Умножение и деление многозначных чисел на однозначное число и круглые десятки Количество часов 12 Контрольны е работы 1 39 17 10 39 1 2 3 11 6 Геометрический материал 33 7 Итоговое повторение Итого 20 170 1 8 Обучение математике в 7 классе носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовит обучающихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учит использованию математических знаний в различных ситуациях. Рас-пределение учебного материала осуществляется концентрически, что поз-воляет обеспечить постепенный переход от исключительно практического изучения математики к практико-теоретическому изучению, с обязательным учѐтом значимости усваиваемых знаний и умений формирования жизненных компетенций. В процессе изучения математики у обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальной недостаточности) развивается элементарное математическое мышление, формируются и корригируются такие его формы, как сравнение, анализ, синтез, развиваются способности к обобщению и конкретизации, создаются условия для коррекции памяти, внимания и других психических функций. Основными организационнымиформами работы на уроке математики являются: фронтальная, групповая, коллективная, индивидуальная работа, работа в парах. При проведении уроков математики предполагается использование следующих методов: словесные (рассказ или изложение знаний, беседа, работа по учебнику или другим печатным материалам); наглядные (наблюдение, демонстрация предметов или их изображе-ний); предметно - практические (измерение, вычерчивание геометрических фигур, моделирование, нахождение значений числовых выражений); частично поисковые (эвристическая беседа, олимпиада, практические работы); исследовательские (проблемное изложение); система специальных коррекционно – развивающих методов; методы убеждения (словесное разъяснение, убеждение, требование); методы организации деятельности (приучение, упражнение, показ, 12 подражание, поручение); методы стимулирования поведения (похвала, поощрение, взаимо-оценка). Широкое применение находит проблемное изложение знаний, при котором является создание проблемной ситуации, исследование, поиск правильного ответа. В учебном процессе чаще всего предполагается использование комбинации указанных методов. Комплексное их использование позволяет более полно решать задачи каждого урока. Содержание разделов № Название раздела, темы п/п Количество часов Контрольные работы 1 Нумерация. Арифметические действия чисел в пределах 1000 000 32 1 2 28 2 3 Умножение и деление чисел на однозначное число Арифметическиедействия с числами, полученными при измерении 32 3 4 5 6 Обыкновенные дроби Десятичные дроби Повторение пройденного 12 24 8 1 1 7 Геометрический материал Итого 34 170 1 9 Обучение математике в 8 классе носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовит обучающихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учит использованию математических знаний в различных ситуациях. Распределение учебного материала осуществляется концентрически, что позволяет обеспечить постепенный переход от исключительно практического изучения математики к практико-теоретическому изучению, с обязательным учѐтом значимости усваиваемых знаний и умений формирования жизненных компетенций. В процессе изучения математики у обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальной недостаточности) развивается элементарное 13 математическое мышление, формируются и корригируются такие его формы, как сравнение, анализ, синтез, развиваются способности к обобщению и конкретизации, создаются условия для коррекции памяти, внимания и других психических функций. Основнымиорганизационнымиформами работына уроке математики являются: фронтальная, групповая, коллективная, индивидуальная работа, работа в парах. При проведении уроков математики предполагается использование следующих методов: словесные (рассказ или изложение знаний, беседа, работа по учебнику или другим печатным материалам); наглядные (наблюдение, демонстрация предметов или их изображений); предметно практические (измерение, вычерчивание геометрических фигур, моделирование, нахождение значений числовых выражений); - частично поисковые (эвристическая беседа, олимпиада, практиче- ские работы); исследовательские (проблемное изложение); система специальных коррекционно – развивающих приемов; методы убеждения (словесное разъяснение, убеждение, требование); методы организации деятельности (приучение, упражнение, показ, подражание, поручение); методы стимулирования поведения (похвала, поощрение, взаимо-оценка). Широкое применение находит проблемное изложение знаний, при котором является создание проблемной ситуации, исследование, поиск правильного ответа. В учебном процессе чаще всего предполагается использование ком-бинации указанных методов. Комплексное их использование позволяет бо-лее полно решать задачи каждого урока. Содержание разделов 14 № Название раздела, темы п/п 1. Нумерация чисел в пределах 1000000. Сложение и вычитание целых чисел и десятичных дробей 2. Количество часов Контрольные работы 22 1 26 1 27 2 Умножение и деление целых чисел и десятичных дробей, в том числе чисел, полученных при измерении Обыкновенные дроби. Сложение и вычитание обыкновенных 3. дробей 4. Десятичные дроби и числа, полученные при измерении 25 1 5. Арифметические действия с целыми и дробными числами и числами, полученными при измерении площади, выраженными десятичными дробями 25 1 6. Геометрический материал 33 7. Повторение 12 Итого: 170 6 Обучение математике в 9 классе носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовит обучающихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учит использованию математических знаний в различных ситуациях. Распределение учебного материала осуществляется концентрически, что позволяет обеспечить постепенный переход от исключительно практического изучения математики к практико-теоретическомуизучению, с обязательным учѐтом значимости усваиваемых знаний и умений формирования жизненных компетенций. 15 В процессе изучения математики у обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальной недостаточности) развивается элементарное математическое мышление, формируются и корригируются такие его формы, как сравнение, анализ, синтез, развиваются способности к обобщению и конкретизации, создаются условия для коррекции памяти, внимания и других психических функций. Основнымиорганизационнымиформами работына уроке математики являются: фронтальная, групповая, коллективная, индивидуальная работа, работа в парах. При проведении уроков математики предполагается использование следующих методов: словесные (рассказ или изложение знаний, беседа, работа по учебнику или другим печатным материалам); наглядные (наблюдение, демонстрация предметов или их изображений); предметно - практические (измерение, вычерчивание геометрических фигур, моделирование, нахождение значений числовых выражений); частично - поисковые (эвристическая беседа, олимпиада, практические работы); исследовательские (проблемное изложение); система специальных коррекционно – развивающих приемов; методы убеждения (словесное разъяснение, убеждение, требование); методы организации деятельности (приучение, упражнение, показ, подражание, поручение); методы стимулирования поведения (похвала, поощрение, взаимооценка). Широкое применение находит проблемное изложение знаний, при котором является создание проблемной ситуации, исследование, поиск правильного ответа. 16 В учебном процессе чаще всего предполагается использование комбинации указанных методов. Комплексное их использование позволяет более полно решать задачи каждого урока. Содержание разделов № Название раздела, темы п/п Количеств о часов Контрольн ые работы 1. Повторение 12 1 2. Арифметические действия с целыми и 51 2 дробными числами 3. Проценты 28 2 4. Конечные и бесконечные десятичные дроби 9 1 5. Все действия с десятичными, 37 2 обыкновенными дробями и целыми числами 6. Геометрический материал 33 Итого: 170 8 III. Планируемые результаты освоения содержания рабочей программы по учебному предмету «Математика» 17 Планируемые личностные результаты 5 класс Личностные результаты: • овладение социально – бытовыми навыками, используемых в повсе-дневной жизни; • овладение элементарными навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; • принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление со-циально значимых мотивов учебной деятельности; • овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социаль-ного взаимодействия, использование доступных информационных технологий для коммуникации. Уровни достижения предметных результатов по учебному предмету «Математика» на конец 5 класса: Минимальный уровень: знать числовой ряд 1—1 000 в прямом порядке (с помощью учителя); уметь читать, записывать под диктовку числа в пределах 1 000 (в том числе с использованием калькулятора); уметь вести счет в пределах 1 000 присчитыванием разрядных единиц (1, 10, 18 100) и равными числовыми группами по 50 устно и с записью чисел; уметь определять разряды в записи трѐхзначного числа, называть их (сотни, десятки, единицы); уметь сравнивать числа в пределах 1 000, упорядочивать круглые сотни в пределах 1 000 (с помощью учителя); знать единицы измерения мер (длины, массы, времени), их соотноше-ний (с помощью учителя); знать денежные купюры в пределах 1 000 р.; осуществлять размен, за-мены нескольких купюр одной ; знать римские цифры I – XII, уметь читать и записывать числа (с опо-рой на образец ); уметь выполнять сложение и вычитание двузначного числа с одно- значным числом в пределах 100с переходом через разрядна основе приѐмов устных и письменных вычислений ; уметь выполнять сложение и вычитание двузначного числа с двузнач-ным числом в пределах 100 с переходом через разряд на основе приѐмов письменных вычислений ; уметь выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 1 000 без перехода через разряд и с переходом через разряд приѐмами письменных вычислений ; уметь выполнять умножение чисел на 10, 100; деление на 10, 100 без остатка; уметь выполнять умножение и деление чисел в пределах 1 000 на од-нозначное число приѐмами письменных вычислений (с помощью учителя), с использованием при вычислениях таблицы умножения на печатной ос-нове; знать обыкновенные дроби, уметь их прочитать и записывать; уметь решать простые задачи на сравнение чисел с вопросами: «На сколько больше (меньше)…?» (с помощью учителя); уметь решать простые задачи на сравнение чисел с вопросами: «Во сколько раз больше (меньше…?)» (с помощью учителя); уметь решать простые задачи на нахождение неизвестного слагае-мого, 19 уменьшаемого , вычитаемого (с помощью учителя); уметь решать составные задачи в 2 действия (с помощью учителя); уметь различать виды треугольников в зависимости от величины уг-лов; уметь выполнять построение треугольника по трѐм заданным сторо-нам с помощью линейки ; знать радиус и диаметр окружности круга. Достаточный уровень: знать числовой ряд в пределах 1 – 1 000 в прямом и обратном порядке; знать место каждого числа в числовом ряду в пределах 1 000; уметь читать, записывать под диктовку числа в пределах 1 000 (в том числе с использование калькулятора ); знать класс единиц, разряды в классе единиц в пределах 1 000; уметь получать и раскладывать числа из разрядных слагаемых в пре-делах 1 000; уметь пользоваться нумерационной таблицей для записи и чтения чи-сел; уметь сравнивать и упорядочивать числа в пределах 1 000; уметь выполнять округление чисел до десятков, сотен; знать римские цифры I – XII, уметь читать и записывать числа; знать единицы измерения мер (длины, массы, времени), их соотноше-ний; знать денежные купюры в пределах 1 000 р.; осуществлять размен, за-мены нескольких купюр одной ; уметь выполнять преобразование чисел, полученных при измерении стоимости, длины , массы (в пределах 1 000); уметь выполнять сложение и вычитание двузначного числа с одно-значным, двузначным числом в пределах 100 с переходом через разряд на основе приѐмов устных и письменных вычислени й; уметь выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 1 000 без перехода через разряд приѐмами устных вычислений ; уметь выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 1 000 без перехода через разряд приѐмами письменных вычислений с 20 последующей проверкой; без остатка и с остатком ; уметь выполнять умножение и деление чисел в пределах 1 000 на од-нозначное число приѐмами письменных вычислений ; знать обыкновенные дроби, их виды (правильные и неправильные дроби); уметь получать, обозначать, сравнивать обыкновенные дроби; уметь решать простые задачи на сравнение чисел с вопросами: «На сколько больше (меньше)…?»; уметь решать простые задачи на сравнение чисел с вопросами: «Во сколько раз больше (меньше…?)»; уметь решать простые задачи на нахождение неизвестного слагае-мого, уменьшаемого , вычитаемого; уметь решать составные арифметические задачи в 2 – 3 действия; уметь различать виды треугольников в зависимости от величины уг-лов и длин сторон ; уметь выполнять построение треугольника по трѐм заданным сторо-нам с помощью циркуля и линейки ; знать радиус и диаметр окружности, круга; их буквенные обозначе-ния; уметь вычислять периметр многоугольника. 6 класс Личностные результаты: в формирование навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками разных социальных ситуациях; воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории культуре других народов ; проявление интереса к прошлому и настоящему Российской матема-тики; 21 владение навыками коммуникации и принятыми нормами социаль-ного взаимодействия, использование доступных информационных техноло-гий для коммуникации. Уровни достижения предметных результатов по учебному предмету «Математика» на конец 6 класса Минимальный уровень: знать числовой ряд 1—10 000 в прямом порядке (с помощью учителя); уметь читать, записывать под диктовку числа в пределах 10 000 (в том числе с использованием калькулятора); уметь получать числа из разрядных слагаемых в пределах 10 000; уметь определять разряды в записи четырехзначного числа, уметь назвать их ( единицы тысяч, сотни, десятки, единицы); уметь сравнивать числа в пределах 10 000; знать римские цифры, уметь читать и записывать числа I—XII; уметьвыполнять преобразования чисел (небольших), полученных при измерении стоимости , длины, массы; уметь выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 10 000 без перехода через разряд и с переходом через разряд приемами письменных вычислений ; уметь выполнять умножение и деление чисел в пределах 10 000 на од-нозначное число , круглые десятки приемами письменных вычислений; уметь выполнять сложение и вычитание чисел (небольших), получен-ных при измерении двумя мерами стоимости , длины, массы письменно (с помощью учителя); уметь читать, записывать обыкновенную дробь, смешанное число, уметь сравнить обыкновенные др оби и смешанные числа; уметь выполнять сложение и вычитание обыкновенных дробей с оди-наковыми знаменателями, смешанные числа (в 22 знаменателе числа 2—10 с помощьюучителя), без преобразований чисел ,полученных в сумме или раз-ности; уметь решать простые арифметические задачи в 1 действие; уметь решать простые арифметические задачи на нахождение одной и нескольких частей от числа ; уметь решать задачи на нахождение скорости, времени, расстояния; знать название различных случаев взаимного положения прямых на плоскости и в пространстве уметь выделять, называть элементы куба, бруса; определять количе-ство элементов куба , бруса; знать виды треугольников в зависимости от величины углов и длин сторон; уметь выполнять построение треугольника по трем заданным сторо-нам с помощью циркуля и линейки ; уметь вычислять периметр многоугольника. Достаточный уровень: знать числовой ряд 1—10 000; знать место каждого числа в числовом ряду в пределах 10 000 разряды и классы в пределах 1 000 000; знать уметь пользоваться нумерационной таблицей для записи и чтения чи-сел; уметь получать и раскладывать числа из разрядных слагаемых в пре-делах 1 000 000 ; уметь сравнивать числа в пределах 1 000 000; уметь выполнять округление чисел до любого заданного разряда в пределах 1 000 000; уметь читать и записывать числа с использованием цифр римской ну-мерации 23 в пределах XX; уметь записывать числа, полученные при измерении одной, двумя единицами ( мерами) стоимости, длины, массы, в виде обыкновенных дро-бей; уметь выполнять сложение и вычитание круглых чисел в пределах 1 000 000 приемами устных вычислений; уметь выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 10 000 без перехода через разряд и с переходом через разряд приемами письменных вычислений с последующей проверкой ; уметь выполнять умножение и деление чисел в пределах 10 000 на од-нозначное число, круглые десятки приемами письменных вычислений; уметь выполнять деление с остатком в пределах 10 000 с последующей про-веркой; уметь выполнять сложение и вычитание чисел, полученных при изме-рении двумя мерами стоимости , длины, массы письменно; знать обыкновенные дроби, смешанные числа, уметь получать, обо-значать, сравнивать смешанные числа ; уметь заменять мелкие доли крупными, неправильные дроби целыми или смешанными чи слами; уметь выполнять сложение и вычитание обыкновенных дробей с оди -наковыми знаменателями, включая смешанные числа; знать зависимость между расстоянием, скоростью, временем; уметь выполнять решение простых задач на соотношение : расстояние, скорость, время; уметь решать задачи на нахождение дроби от числа; на разностное и кратное сравнение ; уметь выполнять решение и составление задач на встречное движение двух тел; знать, название различных случаев взаимного положения прямых на плоскости и в простран стве; уметь выполнять построение перпендикулярных прямых, параллель-ных прямых на заданном расстоянии ; уметь строить высоту в треугольнике; уметь выделять, называть элементы куба, бруса; уметь определять количество элементов куба, бруса; знать свойства граней и ребер куба и бруса. 24 7 класс Личностные результаты: формирование адекватных представлений о собственных возможно-стях, о насущно необходимом жизнеобеспечении ; сформирование навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных с оциальных ситуациях; наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным ценностям ; формирование эстетических чувств, отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей. Уровни достижения предметных результатов по учебному предмету «Математика» на конец 7 класса Минимальный уровень: знать числовой ряд 1—100 000 в прямом порядке (с помощью учи-теля); уметь читать, записывать под диктовку числа в пределах 100 000 (в том числе с испо льзованием калькулятора); уметь получать числа из разрядных слагаемых в пределах 100 000; уметь выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 100 000 без перехода через разряд (легкие случаи) приемами устных вычислений (в том числе с использованием калькулятора); уметь выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 100 000 без перехода через разряд и с переходом через разряд приемами 25 письменных вычислений (в том числе с использованием калькулятора ); знать алгоритм выполнения сложения и вычитания чисел с помощью калькулятора ; уметь использовать калькулятор с целью проверки правильности вы -числений (устных и письменных); уметь выполнять умножение и деление чисел в пределах 100 000 на однозначное число, двузначное число, круглые десятки приемами письмен-ных вычислений (лѐгкие случаи ), в том числе с использованием калькулятора; уметь выполнять умножение и деление чисел на 10, 100, 1000 в пре-делах 100 000; уметь выполнять сложение и вычитание чисел (небольших), получен-ных при измерении двумя мерами стоимости, длины, массы письменно (с помощью учителя); уметь выполнять умножение и деление чисел (небольших), получен-ных при измерении двумя мерами стоимости, длины, массы на однозначное число письменно (с помощью учителя ); знать десятичные дроби, уметь их записывать, читать, сравнивать; уметь выполнять сложение и вычитание десятичных дробей, имею-щие в записи менее 5 знаков (цифр), в том числе с использованием кальку-лятора; уметь выполнять сложение и вычитание обыкновенных дробей с оди-наковыми знаменателями, смешанные числа (в знаменателе числа 5—20, с помощьюучителя), без преобразований чисел,полученных в сумме или разности; уметь выполнять сложение и вычитание обыкновенных дробей с раз-ными знаменателями , включая смешанные числа (лѐгкие случаи), с помо-щью учителя; уметь выполнять сложение и вычитание десятичных дробей (с помо-щью учителя ); уметь решать арифметические задачи в 2 действия; уметь решать задачи на расчет стоимости (цена, количество, общая стоимость товара ); уметь решать задачи на время (начало, конец, продолжительность со-бытия); 26 уметь решать задачи на нахождение скорости, времени, расстояния; уметь решать простые арифметические задачи на нахождение одной и нескольких частей от числа; уметь выполнять построение с помощью линейки, чертѐжного угольника , циркуля линий, углов, окружностей, в разном положении на плоско-сти; знать свойства элементов многоугольника (параллелограмм); узнавать симметричные предметы, геометрических фигур; находить ось симметрии симметричного плоского предмета. Достаточный уровень: знать числовойрядвпределах1000000в прямом иобратном порядке; знать место каждого числа в числовом ряду в пределах 1 000 000; знать разряды и классы в пределах 1 000 000; уметь пользоваться нумерационной таблицей для записи и чтения чи-сел; уметь получать и раскладывать числа из разрядных слагаемых в пре-делах 1 000 000 ; уметь сравнивать числа в пределах 1 000 000; уметь выполнять сложение и вычитание многозначных чисел в преде-лах 1 000 0: без перехода через разряд (легкие случаи) приемами устных вычислений; уметь выполнять сложение и вычитание многозначных чисел в преде-лах 1 000 000 без перехода через разряд и с переходом через разряд прие-мами письменных вычислений с последующей проверкой ; уметь выполнять умножение и деление чисел в пределах 100 000 на однозначное число, двузначное число, круглые десятки, деление с остатком приемами письменных вычислений , с последующей проверкой правильно-сти вычислений; уметь выполнять умножение и деление чисел на 10, 100, 1000 в пре-делах 100 000; уметь выполнять сложение и вычитание чисел, полученных при изме-рении двумя единицами мерами стоимости , длины, массы письменно; уметь выполнять умножение и деление чисел, полученных при изме-рении двумя единицами (мерами) стоимости, длины, массы, на 27 однозначное число, круглые десятки, двузначное число письменно ; уметь выполнять сложение и вычитание обыкновенных дробей с оди -наковыми знаменателями, включая смешанные числа; уметь выполнять вычитание обыкновенных дробей из целого числа (целые числа от 1 – 20); уметь выполнять сложение и вычитание обыкновенных дробей с раз-ными знаменателями , включая смешанные числа; уметь приводить обыкновенные дроби к общему знаменателю (легкие случаи); знать десятичные дроби, уметь их записывать, читать, сравнивать, вы-полнять преобразования десятичных дробей ; уметь записывать числа, полученные при измерении стоимости, длины, массы, в виде десятичных дробей ; уметь выполнять сложение и вычитание десятичных дробей; уметь выполнять сложение и вычитание чисел, полученных при изме-рении двумя мерами времени (легкие случаи); уметь составлять и решать простые арифметические задачи на опре-деление продолжительности , начала и окончания события; уметь решать составные задачи в 3 -4 арифметических действия; уметь решать задачи на расчет стоимости (цена, количество, общая стоимость товара ); уметь решать задачи на время (начало, конец, продолжительность со-бытия); уметьвыполнять решение простых задач на соотношение:расстояние, скорость, время ; уметь выполнять решение и составление задач на одновременное и противоположное движение двух тел; уметь выполнять построение с помощью линейки, чертѐжного уголь-ника, циркуля, линий, углов, многоугольников, окружностей, в разном по-ложении на плоскос ти, в томчисле симметричных относительнооси, центра симметрии; 28 знать виды четырехугольников: произвольный, параллелограмм, ромб, прямоугольник, квадрат; свойства сторон, углов; приемы построения; узнавать симметричные предметы, геометрических фигур; находить ось симметрии симметричного плоского предмета; уметь располагать предметы симметрично относительно оси, центра симметрии. 8 класс Личностные результаты: сформированностьадекватныхпредставлений о собственных возмож-ностях, о насущно необходимом ж изнеобеспечении; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств; принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально – значимых мотивов учебной деятельности; формирование к способности осмыслениюкартинымира, еѐвременно – пространственной организации . Уровни достижения предметных результатов по учебному предмету «Математика» на конец 8 класса Минимальный уровень: уметь считать в пределах 100 000 присчитыванием разрядных единиц (1 000, 10 0) устно и с записью чисел (с помощью учителя); счет 137 в пределах 1 000 присчитыванием равных числовых групп по 2, 20, 200, 5, 25, 250; выполнять сложение, вычитание, умножение и деление на однознач-ное число чисел (небольших), полученных при измерении двумя мерами стоимости, длины, массы письменно ; выполнять сложение, вычитание, умножение и деление на однознач-ное число, на 10 , 100, 1 000 десятичных дробей; знать способы проверки умножения и деления чисел в пределах 100 000 на однозначное число, круглые десятки, выполненных приемами пись-менных вычислений , и уметь их выполнять с целью определения правиль-ности вычислений; знать единицы измерения (мер) площади, уметь их записать и читать; 29 уметь вычислять площадь прямоугольника (квадрата) (с помощью учителя). Достаточный уровень: считатьвпределах1000000 присчитыванием, отсчитыванием разряд-ных единиц и равных числовых групп ; выполнять сложение, вычитание, умножение и деление на однознач-ное, двузначное число многозначных чисел в пределах 1 000 000 (получен-ных при счете и п ри измерении величин), обыкновенных и десятичных дро-бей; выполнять умножение и деление десятичных дробей на 10, 100, 1 000; находить число по одной его доле, выраженной обыкновенной или де- сятичной дробью; уметь находить среднее арифметическое чисел; выполнять решение простых арифметических задач на пропорциональное деление ; знать величину 1°; размеров прямого, острого, тупого, развернутого, полного углов ; суммы смежных углов, углов треугольника; уметь строить и измерять углы с помощью транспортира; уметь строить треугольники по заданным длинам сторон и величине углов; знать единицы измерения (мер) площади, их соотношений; уметь вычислять площадь прямоугольника (квадрата); знать формулу вычисления длины окружности, площади круга; уметь вычислять длину окружности и площадь круга по заданной длине радиуса ; уметь построить точку, отрезок, треугольник, четырехугольник, окружность, симметричные относительно оси, центра симметрии. 9 класс 30 Личностные результаты: способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих ценностей и социальных ролей ; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей ; сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям ; сформированность навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях ; проявление готовности к самостоятельной жизни. Уровни достижения предметных результатов по учебному предмету «Математика» на конец 9 класса Минимальный уровень: знать числовой ряд чисел в пределах 100 000; чтение, запись и сравнение целых чисел в пределах 100 000; знать таблицу сложения однозначных чисел; знать табличные случаи умножения и получаемых из них случаи деления; уметь выполнять письменное выполнение арифметических действий с числами в пределах 100 000 (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное число) с использованием таблиц умножения, алгоритмов письменных арифметических действий, микрокалькулятора (легкие случаи); 31 знать обыкновенные и десятичные дроби; их получение, запись, чтение; уметь выполнять арифметические действия (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное число) с десятичными дробями, имеющими в записи менее 5 знаков (цифр), в том числе с использованием микрокалькулятора; знать названия, обозначения, соотношения крупных и мелких единиц измерения стоимости , длины, массы, времени; уметь выполнять действия с числами, полученными при измерении величин; уметь находить доли величины и величины по значению еѐ доли (половина, треть, четверть , пятая, десятая часть); уметь решать простые арифметические задачи и составные задачи в 2 действия; уметь распознавать, различать и называть геометрические фигуры и тела ( куб, шар, параллелепипед); знать свойства элементов многоугольников (треугольник, прямоугольник , параллелограмм); уметь выполнять построение с помощью линейки, чертежного угольника, циркуля, транспортира линий, углов, многоугольников, окружностей в разном положении на плоскости . Достаточный уровень: знать числовой ряда чисел в пределах 1 000 000; чтение, запись и сравнение чисел в пределах 1 000 000; знать таблицу сложения однозначных чисел, в том числе с переходом через десяток; знать табличные случаи умножения и получаемых из них случаи деления; знать названия, обозначения, соотношения крупных и мелких единиц измерения стоимости , длины, массы, времени, площади, объема; 32 уметь устно выполнять арифметические действия с целыми числами, полученными при счете и при измерении, в пределах 1000 (простые случаи в пределах 1 000 000); уметь письменно выполнять арифметические действия с многозначными числами и числами, полученными при измерении, в пределах 1 000 000; знать обыкновенные и десятичные дроби, их получение, запись, чтение; уметь выполнять арифметические действия с десятичными дробями; уметь находить одну или несколько долей (процентов) от числа, числа по одной его доли (проценту); уметь выполнять арифметические действия с целыми числами до 1 000 000 и десятичными дробями с использованием микрокалькулятора и проверкой вычислений путем повторного использования микрокалькулятора ; уметь решать составные задачи в 3-4 арифметических действия; уметь распознавать, различать и называть геометрические фигуры и тела (куб, шар, параллелепипед, пирамида, призма, цилиндр, конус); знать свойства элементов многоугольников (треугольник, прямоугольник, параллелограмм), прямоугольного параллелепипеда; уметь вычислять площадь прямоугольника, объем прямоугольного параллелепипеда (куба); выполнять построение с помощью линейки, чертежного угольника, циркуля, транспортира линий, углов, многоугольников, окружностей вразном положении на плоскости, в том числе симметричных относительно оси, центра симметрии; № Тема программы Количество часов В том числе: уроков контрольных работ Математика 1 Вводное повторение 3 3 - применять математические трудовых задач. IV. знания для решения профессиональных ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ III. Тематическое планирование по предмету «МАТЕМАТИКА» для 5 класса (VIII) рассчитан на 175 часов в год (5 часов в неделю) 2 Сотня 12 11 1 3 Геометрический материал (повторение) 4 4 - 4 Тысяча 14 13 1 5 Геометрический материал 13 13 - 6 Сложение и вычитание в пределах 1000 с переходом через разряд 12 11 1 7 Обыкновенные дроби 6 6 - 8 Умножение чисел 10, 100. Умножение и деление на 10 и 100. Единицы измерения времени, стоимости, массы, длины 12 11 1 9 Повторение 6 6 - 10 Умножение и деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное число без перехода через разряд 20 18 2 11 Умножение и деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд 16 15 1 Тематическое планирование 6 Геометрический материал 5 12 5 - 13 Все действия в пределах 1000 (повторение) 37 34 3 14 Геометрический материал (повторение) 15 15 - 175 165 10 Итого: по предмету «МАТЕМАТИКА» для класса (VIII) рассчитан на 175 часов в год (5 часов в неделю) № Тема программы Количество часов В том числе: уроков контрольных работ Математика 1 Вводное повторение 20 19 1 2 Нумерация многозначных чисел 15 14 1 3 Сложение и вычитание чисел в пределах 10 000 15 14 1 4 Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении 9 9 - 5 Обыкновенные дроби 11 10 1 6 Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями. Смешанные числа 14 13 1 7 Задачи на движение 4 4 - 8 Умножение и деление многозначных чисел на однозначное число и круглые десятки 23 21 2 9 Повторение 30 28 2 Геометрический материал 10 Повторение 10 10 - 11 Взаимное положение прямых на плоскости. Высота 6 6 - 12 Взаимное положение прямых в пространстве. Геометрические тела 10 10 - 13 Повторение 8 8 - 175 166 9 Итого: Тематическое планирование 8 по предмету «МАТЕМАТИКА» для класса (VIII) рассчитан на 175 часов в год (5 часов в неделю) Тематическое планирование 9 Тематическое планирование 10 по предмету «МАТЕМАТИКА» для класса (VIII) рассчитан на 175 часов в год (5 часов в неделю) Тематическое планирование по предмету «МАТЕМАТИКА» для 9 класса (VIII) рассчитан на 175 часов в год (5 часов в неделю) № Тема программы Количество В том числе: часов уроко в контрольных работ Математика 1 Числа целые и дробные. Нумерация. Повторение 13 12 1 2 Сложение и вычитание целых чисел и десятичных дробей. Повторение 9 8 1 3 Умножение и деление целых чисел и десятичных дробей. Повторение 17 16 1 4 Умножение и деление на трехзначное число 13 12 1 5 Вычисления на калькуляторе (Целые числа) 3 3 - 6 Проценты и дроби. Как найти 1 % от числа? 6 6 - 7 Как найти несколько % от числа? 18 17 1 8 Как найти число по одному или нескольким процентам? 10 10 - 9 Задачи на проценты 8 8 - 10 Конечные и бесконечные десятичные дроби 7 7 - 11 Все действия с десятичными дробями и целыми числами. Повторение 12 11 1 12 Вычисления на калькуляторе (Целые и дробные числа) 4 4 - 13 Обыкновенные и десятичные дроби. Обыкновенные дроби 5 5 - 14 Сложение и вычитание обыкновенных дробей. Повторение 9 8 1 15 Умножение и деление обыкновенных дробей. Повторение 7 7 - 16 Все действия с обыкновенными и десятичными дробями 20 19 1 17 Повторение нумерация и арифметические действия 14 13 1 175 166 9 Итого: