География вар.1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ардатовская средняя школа №1»

УТВЕРЖДЕНА
приказом МБОУ АСШ №1
от 29.08.2023 №248/1

Рабочая программа по учебному предмету
ГЕОГРАФИЯ
вариант 1
(для обучающихся с интеллектуальными нарушениями)

Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «География» составлена на основе Федеральной
адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом
Министерства просвещения России от 24.11.2022г и адресована обучающимся с легкой умственной

отсталостью (интеллектуальными нарушениями),вариант 1, с учетом реализации особых
образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.
Учебный предмет «География» относится к предметной области «Человек и общество» и является
обязательной частью учебного плана.
Рабочая программа по учебному предмету «География» в 6-9 классах
рассчитана на 68 часов в каждом классе (34 учебные недели) и составляет 2 часа в неделю.
Цель: сформировать у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
умение использовать
географические знания и умения в повседневной жизни для объяснения, оценки разнообразных
природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям
окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности,
экологически сообразного поведения в окружающей среде.
Задачи:
− формирование представлений о географии и ее роли в понимании природных и социальноэкономических процессов и их взаимосвязей;
− формирование представлений об особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной
деятельности людей,
экологических проблемах России, разных материков и отдельных стран.
− формирование умения выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических
объектов и явлений;
− формирование умений и навыков использования географических знаний в повседневной жизни для
объяснения явлений и процессов, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер
безопасности в случаях стихийных бедствий и техногенных катастроф

− овладение основами картографической грамотности и использование элементарных практических
умений и приемов использования географической карты для получения географической
информации;
− формирование умения вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической
среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий.
Общая характеристика учебного предмета «География»
Учебный предмет «География» представлен в АООП следующими разделами:
- Начальный курс физической географии
- География России
- Природные зоны России
- География материков и океанов
- Материки и части света
- Ваш край
Изучение географии дает благодатный материал для патриотического,
интернационального, эстетического и экологического воспитания обучающихся.
Усвоение элементарных знаний по физической и экономической географии России.
Формирование элементарных представлений о географии материков и океанов.
Расширение географических представлений о родном крае.
Содержание учебного предмета «География» 6 класс
Понятие о географии как науке. Наблюдение за изменениями высоты Солнца и погоды.
Признаки времен года. Явления природы: ветер,
дождь, гроза. Меры предосторожности.
Географические сведения о Нижегородской области и труде населения.

Ориентирование на местности. Определение основных направлений по Солнцу, компасу,
местным признакам и природным объектам.
Горизонт, линии, стороны горизонта. Компас и
правила пользования им.
Практические работы
Зарисовка линии, сторон горизонта.
Схематическая зарисовка компаса .
Упражнения в определении сторон горизонта по Солнцу и компасу . Упражнения в определении
сторон горизонта по местным признакам (на экскурсии).
Рисунок и план предмета. План и карта. Использование плана в практической
деятельности человека. План класса. Условные знаки плана местности. План и
географическая карта. Масштаб карты. Условные цвета и знаки физической карты.
Физическая карта России. Значение географической карты в жизни и деятельности людей
.
Практическ ие работы
Вычерчивание простейших планов (нескольких предметов, класса).
Зарисовка в тетрадях и изготовление таблицы условных знаков плана ,
условных знаков и цветов физической карты. Чтение простейших планов по
условным знакам (местности).
Формы поверх ности земли. Рельеф местности, его основные формы. Равнины, холмы,
горы. Понятие о землетрясениях и вулканах. Овраги и их образование.

Практические работы
Моделирование из сырого песка, глины или пластилина равнины, холма, горы, оврага, вулкана.
Показ на физической карте России форм поверхности Зарисовки различных форм земной
поверхности
Вода на земле. Родник и его образование. Колодец. Водопровод. Река и ее части. Горные и
равнинные реки. Использование рек. Озера,

водохранилища, пруды. Болота и их осушение.

Океаны и моря. Ураганы и штормы. Острова и полуострова. Водоемы нашей местности.

Охрана

воды от загрязнения.
Практические работы
Зарисовки схем реки, озера, колодца, острова, полуострова.

Земной шар. Краткие сведения о Земле, Солнце и Луне. Планеты. Земля ― планета. Освоение
космоса. Глобус – модель земного шара. Земная ось, экватор, полюса. Физическая карта полушарий
Распределение воды и суши на Земле. Океаны и материки на глобусе и карте полушарий. Первые
кругосветные путешествия. Значение Солнца для жизни на Земле. Понятие о климате, его отличие
от погоды.
Основные типы климата. Пояса освещенности, их изображение на глобусе и карте полушарий.
Природа тропического пояса. Природа умеренных и полярных поясов.
Практические работы
Изготовление из пластилина или глины модели земного шара с обозначением экватора и полюсов.

Оформление таблицы названий океанов и материков. Обозначение на контурной карте материков и
океанов; первых кругосветных путешествий.

Карта России. Положение России на глобусе, карте полушарий, физической карте. Столица России —
Москва. Границы России.
Сухопутные границы на западе и юге. Морские границы. Океаны и моря, омывающие берега России.
Моря Северного Ледовитого океана.
Моря Тихого и Атлантического океанов. Острова и полуострова России.
Работа с контурными картами. Поверхность нашей страны. Низменности, возвышенности,
плоскогорья. Работа с контурными картами. Горы: Урал, Кавказ, Алтай, Саяны. Крупнейшие
месторождения полезных ископаемых (каменного угля, нефти, железной и медной руды,
природного газа). Работа с контурными картами. Реки: Волга с Окой и Камой. Водохранилища,
каналы, ГЭС. Реки: Дон, Днепр, Урал.
Водохранилища, каналы, ГЭС. Реки Сибири: Обь с Иртышом, Енисей с Ангарой, ГЭС. Реки: Лена,
Амур. Озера: Ладожское, Онежское,
Байкал.
Работа с контурными картами. Наш край на карте России.
Практические работы
Обозначение границ нашей Родины, пограничных государств, нанесение названий изученных
географических объектов на контурную карту России.
Содержание учебного предмета «География» (7 класс)
География России
Общая характеристика природы и хозяйства России. Географическое положение России на карте мира.
Морские и сухопутные границы.
Европейская и азиатская части России
. Разнообразие рельефа. Острова и полуострова.
Административное деление России.
Полезные ископаемые, их месторождения, пути рационального использования. Типы климата в
разных частях России. Водные ресурсы России, их использование. Экологические проблемы.
Численность населения России, его размещение. Народы России.
Отрасли промышленности.
Уровни развития европейской и азиатской частей России.
Природные зоны России
Размещение природных зон на территории России. Карта природных зон России.
Зона арктических пустынь
Положение на карте. Климат. Растительный и животный мир. Население и его основные занятия.
Северный морской путь.
Зона тундры
Положение на карте. Рельеф. Полезные ископаемые. Климат. Водоемы тундры. Растительный
мир. Животный мир. Хозяйство. Население и его основные занятия. Города: Мурманск, НарьянМар, Воркута, Норильск, Анадырь. Экологические проблемы Севера. Охрана природы тундры .
Лесная зона
Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые. Климат. Реки, озера, каналы.
Растительный мир. Хвойные леса (тайга). Смешанные и лиственные леса. Животный мир. Пушные
звери. Значение леса. Промышленность и сельское хозяйство лесной зоны.
Промышленность и сельское хозяйство Центральной России. Города Центральной России.
Особенности развития хозяйства СевероЗападной России. Города Северо-Западной России: Санкт-

Петербург, Архангельск, Новгород, Псков, Калининград. Западная Сибирь. Восточная Сибирь .
Дальний Восток. Заповедники и заказники лесной зоны. Охрана леса. Обобщающий урок по
лесной зоне.
Зона степей
Положение на карте. Рельеф. Полезные ископаемые. Реки. Растительный мир. Животный
мир. Хозяйство. Население и его основные занятия. Города лесостепной и степной зон: Воронеж,
Курск, Оренбург, Омск, Города степной зоны: Самара, Саратов, Волгоград, Ростов-наДону ,
Ставрополь, Краснодар. Охрана природы зоны степей.
Зона полупустынь и пустынь
Положение на карте. Рельеф. Полезные ископаемые. Климат. Реки. Растительный мир.
Животный мир. Хозяйство. Население и его основные занятия . Города зоны полупустынь и
пустынь.
Зона субтропиков
Положение на карте. Курортное хозяйство. Население и его основные занятия. Городакурорты (Сочи, Туапсе, Анапа, Геленджик). Город Новороссийск
.
Высотная поясность в горах
Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые. Климат. Особенности природы и
хозяйства Северного Кавказа. Города и экологические проблемы Урала. Алтайские горы.
Особенности природы. Хозяйство. Население и его основные занятия. Города. Горы Восточной
Сибири. Хозяйство. Население и его основные занятия. Города.
Планируемые результаты освоения АООП учебного предмета «География»
Планируемые результаты освоения обучающимися с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) АООП представлены личностными и предметными
результатами. Структура и содержание планируемых результатов освоения АООП должны
адекватно отражать требования Стандарта, передавать специфику целей изучения учебного
предмета «География» соответствовать возможностям обучающихся.
Личностные результаты освоения АООП включают индивидуально-личностные
качества, жизненные и социальные компетенции обучающегося и ценностные установки.
Достижение личностных результатов учебного предмета «География» обеспечивается
овладением доступными видами деятельности; опытом социального взаимодействия.
Предметные результаты освоения АООП включают освоенные обучающимися знания
и умения, специфичные для предметной области «Естествознание», готовность к их
применению. Предметные результаты, достигнутые обучающимися с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), не являются основным критерием при
принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс и рассматриваются как одна
из составляющих при оценке итоговых достижений. АООП определяет два уровня овладения
предметными результатами: минимальный и достаточный.
Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, отсутствие
достижения этого уровня отдельными обучающимися по учебному предмету «География» не
является препятствием к продолжению образования по АООП (вариант 1).
Личностные результаты освоения АООП по учебному предмету «География»

Личностные результаты включают овладение обучающимися жизненными и социальными
компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и
обеспечивающими становление социальных отношений обучающихся в различных средах.
Личностные результаты освоения АООП должны отражать:
-развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом
жизнеобеспечении;
- воспитание чувства патриотизма, уважения к Отечеству, чувства гордости за свою
страну, осознания себя гражданином России;
- формирование установки на безопасный здоровый образ жизни;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с задачей, поставленной учителем;
- Формирование навыков работы с учебными пособиями (карта, глобус, компас,
рабочая тетрадь, словарь, учебник);
-владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
-способность к осмыслению социального окружения, своего места в нѐм,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
-принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально
значимых мотивов учебной деятельности; -развитие навыков сотрудничества с взрослыми и
сверстниками разных социальных ситуациях; -формирование эстетических потребностей,
ценностей и чувств;
-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

Планируемые ЛИЧНОСТНЫЕ результаты (6 класс)
У обучающихся будут сформированы:
- воспитание чувства патриотизма, уважения к Отечеству, чувства гордости за свою страну, осознания
себя гражданином России; - формирование установки на безопасный здоровый образ жизни;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с
задачей, поставленной учителем;
- Формирование навыков работы с учебными пособиями (карта, глобус, компас, рабочая тетрадь,
словарь, учебник);
- развитие навыков взаимодействия при изготовлении моделей или макета форм рельефа местности
-формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
-воспитание уважения и восхищения людьми, совершившими научные
открытия -безопасного поведения в природе

-учить ориентироваться в незнаком пространстве по планам местности, некоторым признакам, звездам,
компасу -воспитание навыков безопасного и бережного поведения в природе
Планируемые ЛИЧНОСТНЫЕ результаты (7 класс)
У обучающихся будут сформированы:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою страну, свой
народ, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

воспитание патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа
России;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку и его
мнению;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни, знание и соблюдение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях;
совершенствование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с задачей, поставленной учителем; - формирование навыка преобразования информации
из одного вида в другой (текст в таблицу, схему)
формирование правильного отношения к окружающей (природной) среде;
формирование уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом
труде;
-учить детей гордиться богатствами недр страны, его лесными массивами и понимать необходимость
рационального использования;
при знакомстве с достопримечательностями городов России воспитывать эстетические чувства и
понимание необходимости сохранения исторических и культурных памятников.
Предметные результаты освоения АООП по учебному предмету «География»
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием предметной области
«Естествознание» и характеризуют их достижения в усвоении знаний и умений, возможности их
применения в практической деятельности и жизни. Предметные результаты
освоения АООП с учетом специфики содержания учебного предмета «География» должны
отражать:
представления об особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной
деятельности людей, экологических проблемах России,
разных материков и отдельных стран;
умения и навыки использования географических знаний в повседневной жизни для объяснения
явлений и процессов, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности
в случаях стихийных бедствий и техногенных катастроф; элементарная картографическая
грамотность, умение использовать географическую карту для получения географической информации
в целях решения жизненных задач.
Планируемые ПРЕДМЕТНЫЕ результаты (6 класс)
Минимальный уровень:
основные правила безопасного поведения в природе;
условные цвета и наиболее
распространенные условные знаки
географической карты; значение
Солнца для жизни на Земле; название
нашей страны, ее столицы; название
родного края, города.
делать простые
схематические зарисовки;
показывать на
географической карте
объекты, заранее выделенные
учителем. Достаточный
уровень: что изучает
география;
определять стороны горизонта, ориентироваться по Солнцу, компасу и
местным признакам природы с помощью учителя; выявлять на местности
особенности рельефа, водоемов при помощи наводящих вопросов учителя;

отличие плана от рисунка и географической карты; основные направления на
плане географической карты;
распределение суши и воды на Земле;
Солнце как ближайшую к Земле звезду и его значение
для жизни на Земле;
Кругосветные путешествия, доказывающие
шарообразность Земли;
Значение запусков в космос спутников Земли и полетов
людей в космос, имена первых космонавтов;
Географическое положение нашей страны на карте и
карте полушарий
определять стороны горизонта,
ориентироваться по Солнцу, компасу и местным
признакам
природы;
выявлять на местности
особенности рельефа,
водоемов; делать
схематические зарисовки
изучаемых форм земной
поверхности;
читать географическую карту (условные цвета и основные знаки)
по атласам-приложениям к учебнику;

составлять описания

изучаемых объектов с опорой на карту и картины; показывать на
карте объекты, указанные в программе, обозначать их при помощи
учителя на контурной карте
Планируемые ПРЕДМЕТНЫЕ результаты (7 класс)
Минимальный уровень:

-

название своего государства, его столицы;

-

название природных зон России;

-

типичных представителей растительного и животного мира в природной зоне, где проживает
обучающийся;

-

основные занятия населения природной зоны, в которой проживает обучающийся; - правила
поведения в природе;

-

показывать границы России на физической карте РФ; - принимать участие в мероприятиях по
охране окружающей среды.

Достаточный уровень:

-

положение России на физической карте, карте полушарий и глобусе;

-

пояса освещенности, в которых расположена наша страна;

-

природные зоны России;

-

природные условия и богатства России, возможности использования их человеком;

-

типичных представителей растительного и животного мира в каждой природной зоне;

-

хозяйство, основное население, его занятия и крупные города в каждой природной зоне;

-

экологические проблемы и основные мероприятия по охране природы в России;

-

правила поведения в природе;

показывать границы России на физической карте РФ, на глобусе, карте полушарий, карте
природных зон, давать элементарное описание природы
по зонам, пользуясь картинами и картами;

-

-

показывать по картам (физической и природных зон России) географические объекты,
указанные в программе;
устанавливать взаимосвязь между климатом, растительным и животным миром, природными
условиями и занятиями населения;
делать несложные макеты изучаемых природных зон;

принимать участие в мероприятиях по охране окружающей среды. - выполнять задания в «Рабочей
тетради по географии России» для 7 класса.
Контрольная работа «Особенности природы и хозяйства России»

1

Тематическое планирование учебного предмета «ГЕОГРАФИЯ»
6 класс

Тематическое планирование
6 класс
№

Основные
темы
программы

Количе
ство
часов по
теме

1
2
3
4
5
6
7

Введение
Ориентирование на местности
План и карта
Фомы поверхности Земли
Вода на Земле
Земной шар
Карта России
Итого

1
5
4
4
5
3
12
34

7 класс
Количество часов
Основные темы
программы

№

по теме

Зона арктических
пустынь

7

2 Зона тундры

8

3 Лесная зона

18

1

4
5
6
7
8

Степи
Полупустыни и пустыни
Субтропики
Высотная поясность в горах
Резерв

10
10
5
8
2

ИТОГО

68

8 класс
Количе
Основные

ство

темы

часов

№ программы

по теме

1 Африка

11

2 Австралия

8

3 Антарктида

6

4 Америка

20

5 Евразия

16

6 Резерв

7

ИТОГО

68

9 класс

Количество
часов

Основные темы
№ программы

по теме

1

Западная Европа

7

2

Южная Европа

4

3

Северная Европ

3

4
5
6
7
8
9
10
11

Восточная Европа
Центральная Азия
Юго-Западная Азия
Южная Азия
Юго- Восточная Азия
Россия
Свой край
Резерв
ИТОГО 68

10
5
7
2
2
6
14
8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».