Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ардатовская средняя школа №1» УТВЕРЖДЕНА приказом МБОУ АСШ №1 от 29.08.2023 №248/1 Рабочая программа по учебному предмету «Биология» 7-9 классы вариант 1 (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями) Пояснительная записка Рабочая программа по учебному предмету «Биология» составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г и адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),вариант 1, с учетом реализации особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей. Учебный предмет «Биология» относится к предметной области «Естествознание» и является обязательной частью учебного плана. Рабочая программа по учебному предмету «Биология» в 7-9 классах рассчитана на 68 часов (34 учебные недели) в каждом классе и составляет 4 часа в неделю. Цель: создание комплекса условий для максимального развития личности каждого обучающегося при изучении биологии, которое способствует правильному поведению обучающихся в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями. Задачи: − формировать элементарные научные представления о компонентах живой природы: строении и жизни растений, животных, организма человека и его здоровье; − показать практическое применение биологических знаний: учить приемам выращивания и ухода за некоторыми (например, комнатными) растениями и домашними животными, вырабатывать умения ухода за своим организмом, использовать полученные знания для решения бытовых, медицинских и экологических проблем; − формировать навыки правильного поведения в природе, способствовать экологическому, эстетическому, физическому, санитарно гигиеническому, половому воспитанию подростков, помочь усвоить правила здорового образа жизни; − развивать и корригировать познавательную деятельность, учить анализировать, сравнивать природные объекты и явления, подводить к обобщающим понятиям, понимать причинноследственные зависимости, расширять лексический запас, развивать связную речь и другие психические функции. Общая характеристика учебного предмета «Биология» Учебный предмет «Биология» представлен в АООП следующими разделами: «Растения», «Животные», «Человек и его здоровье». Знакомство с разнообразием растительного и животного мира должно воспитывать у обучающихся чувство любви к природе и ответственности за ее сохранность. Обучающимся важно понять, что сохранение красоты природы тесно связано с деятельностью человека и человек — часть природы, его жизнь зависит от нее, и поэтому все обязаны сохранять природу для себя и последующих поколений. Содержание учебного предмета «Биология» (7 класс) РАСТЕНИЯ Введение Повторение основных сведений и з курса природоведения о неживой и живой природе. Живая природа: растения, животные, человек. Многообразие растений (размеры, форма, места произрастания). Цветковые и бесцветковые растения. Роль растений в жизни животных и человека. Значение растений и и Общие сведения о цветковых растениях Культурные и дикорастущие растения. Общее понятие об органах цветкового растения. Органы цветкового растения (на примере растения, цветущего осенью: сурепка, анютины глазки или др.): Подземные и наземные органы растения Корень. Строение корня. Образование корней. Виды корней (главный, боковой, придаточный корень). Корневые системы. Корневые волоски, их значение. Значение корня в жизни растений. Видоизменение корней (корнеплод, корнеклубень). Стебель. Разнообразие стеблей (травянистый, древесный), укороченные стебли. Ползучий, прямостоячий, цепляющийся, вьющийся, стелющийся. Положение стебля в пространстве (плети, усы), строение древесного стебля (кора, камбий, древесина, сердцевина). Значение стебля в жизни растений (доставка воды и минеральных солей от корня к другим органам растения и откладывание запаса органических веществ). Образование стебля. Побег. Лист. Внешнее строение листа (листовая пластинка, черешок). Простые и сложные листья. Расположение листьев на стебле. Жилкование листа. Значение листьев в жизни растения — образование питательных веществ в листьях на свету, испарения воды листьями (значение этого явления для растений). Дыхание растений. Обмен веществ у растений. Листопад и его значение. Цветок. Строение цветка. Понятие о соцветиях (общее ознакомление). Опыление цветков. Оплодотворение. Образование плодов и семян. Плоды сухие и сочные. Распространение плодов и семян. Строение семени (на примере фасоли, гороха, пшеницы). Размножение семенами. Условия, необходимые для прорастания семян. Определение всхожести семян. Демонстрация опыта − образование крахмала в листьях растений на свету. − испарение воды листьями − дыхание растений − передвижение минеральных веществ и воды о древесине х − . уовия, необходимые для прорастания семян Практические работы: Определение строения семени с двумя семидолями (фасоли). Строение семени с одной семидолей (пшеница). Определение всхожести семян. Многообразие цветковых растений (покрытосеменных) Особенности строения (наличие цветков, плодов с семенами). Деление цветковых растений на однодольные (пшеница) и двудольные (фасоль). Характерные различия (строение семян, корневая система, жилкование листа). Однодольные растения Злаки. Пшеница, рожь, ячмень, овес, кукуруза. Особенности внешнего строения (корневая система, стебель, листья, соцветия). Выращивание: посев, уход, уборка. Использование в народном хозяйстве. Преобладающая культура для данной местности. Лилейные . Лук, чеснок, лилия, тюльпан, ландыш. Общая характеристика (цветок, лист, луковица, корневище). Лук , чеснок – многолетние овощные растения. Выращивание: посев, уход, уборка. Использование человеком. Цветочно декоративные лилейные открытого и закрытого грунтов (хлорофитум, лилия, тюльпан). Практические работы : Перевалка и пересадка комнатных растений . Строение луковицы . Двудольные растения Пасленовые . Картофель, томат – помидор (баклажан, перец- для южных районов), петунья, черный паслен, душистый табак. Бобовые . Горох (фасоль, соя – для южных районов). Бобы. Клевер, люпин – кормовые травы. Розоцветные . Яблоня, груша, вишня, малина, шиповник, садовая земляника (персик, абрикос – для южных районов). Биологические особенности растений сада. Особенности размножения яблони, малины, земляники. Созревание плодов и ягод садовых растений , их уборка и использование. Сложноцветные . Подсолнечник. Ноготки, бархатцы – однолетние цветочные растения. Маргаритка – двулетнее растение. Георгин – многолетнее растение . Особенности внешнего строения сложноцветных. Арготехника выращивания подсолнечника. Использование человеком. Практические работы : Строение клубня картофеля . Выращивание рассады . Многообразие бесцветковых растений Голосеменные . Сосна и ель – хвойные деревья. Отличие от лиственных деревьев. Сравнение сосны и ели. Особенности их размножения. Использование древесины в народном хозяйстве . Папоротники . Многолетние травянистые растения. Месса произрастания папоротника. Мхи . Понятие о мхе как многолетнем растении. Места произрастания мхов. Торфяной мох и образование торфа. Охрана растительного мира . Бактерии Общее понятие . Значение в природе и жизни человека. Грибы Строение шляпочного гриба : плодовое тело, грибница. Грибы съедобные и ядовитые, их распознавание. Правила сбора и обработки съедобных грибов . Практические работы Вскапывание приствольных кругов на школьном учебно -опытном участке. Рыхление междурядий , прокопка и другие работы на участке. Уборка прошлогодней листвы. Планируемые результаты освоения АООП учебного предмета «Биология» Планируемые результаты освоения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП представлены личностными и предметными результатами. Структура и содержание планируемых результатов освоения АООП должны адекватно отражать требования Стандарта , передавать специфику целей изучения учебного предмета «Биология» соответствовать возможностям обучающихся. Личностные результаты освоения АООП включают индивидуально-личностные качества, жизненные и социальные компетенции обучающегося и ценностные установки. Достижение личностных результатов учебного предмета «Биология» обеспечивается овладением доступными видами деятельности ; опытом социального взаимодействия. Предметные результаты освоения АООП включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для предметной области «Естествознание», готовность к их применению. Предметные результаты, достигнутые обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс и рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений. АООП определяет два уровня овладения предметными результатами : минимальный и достаточный. Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по учебному предмету «Биология» не является препятствием к продолжению образования по АООП (вариант 1). Личностные результаты освоения АООП по учебному предмету «Биология» Личностные результаты включают овладение обучающимися жизненными и социальными компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими становление социальных отношений обучающихся в различных средах. Личностные результаты освоения АООП должны отражать овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в разных средах. Планируемые ЛИЧНОСТНЫЕ результаты (7 класс) У обучающихся будут сформированы: - осознание необходимости охраны природы; - установление взаимосвязи между экологически грамотным поведением в природе и сохранением многообразия мира растений; - формирование установки на безопасный здоровый образ жизни; - овладение правилами личной и общественной гигиены в повседневной жизни; - формирование эстетических потребностей - формирование готовности к самостоятельной жизни; - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях; - владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия при выполнении практических и лабораторных работ в классе и на пришкольном участке. Предметные результаты освоения АООП по учебному предмету «Биология» Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием предметной области «Естествознание» и характеризуют их достижения в усвоении знаний и умений, возможности их применения в практической деятельности и жизни. Предметные результаты освоения АООП с учетом специфики содержания учебного предмета «Биология» связано с овладением обучающимися содержанием предмета «Биология» и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности. Планируемые ПРЕДМЕТНЫЕ результаты (7 класс) : - приводить примеры сложноцветных); - различать органы у цветкового растения (цветок, лист, стебель, корень); - различать однодольные и двудольные растения по строению корней, листьев (жилкование), плодов растений некоторых групп (бобовых, розоцветных, и семян; приводить примеры однодоль ных и двудольных растений; - выращивать некоторые цветочно- декоративные растения; - различать грибы и растения. : названия некоторых бактерии, грибов, а также растений из их основных групп: мхов, папоротников, голосеменных и цветковых; строение и общие биологические особенности цветковых растений; разницу цветков и соцветий; некоторые биологические особенности, а также приемы возделывания наиболее распространенных сельскохозяйственных растений, особенно мест ных; разницу ядовитых и съедобных грибов; знать пред бактерий и способы предохранения от заражения ими обучающиеся должны уметь : отличать цветковые растения от других групп (мхов, папоротников, голосеменных); приводить примеры растений некоторых групп (бобовых, розоцветных, сложноцветных); различать органы у цветкового растения (цветок, лист, стебель, корень); различать однодольные и двудольные растения по строению корней, листьев (жилкование), плодов и семян; приводить примеры однодольных и дву дольных растений; выращивать некоторые цветочно- декоративные растения (на пришкольном участке и дома); различать грибы и растения. Тематическое планирование учебного предмета «БИОЛОГИЯ» 6.Тематическое планирование учебного предмета 7 класс №п/п Тема 1 2 3 Введение Растения вокруг нас Общее знакомство цветковыми Основные виды учебной деятельности обучающихся Кол во часов Выполнение заданий из учебника и тетради на печатной основе. 1 Выполнение классификации растений на основе выделения общих признаков (культурные/дикорастущие, деревья/кустарники/травы. 3 с Выполнение классификации на основе общих признаков для разных частей 3 растениями. Цветок 4 Плоды растения. Установление взаимосвязи между живой и неживой природой. Осознание взаимосвязи между внешним строением и егофункцией.Лабораторнаяработа «Строение цветка» Выполнение классификации на основе общих признаков для разных частей растения. Установление взаимосвязи между живой и неживой природой. Осознание взаимосвязи между внешним строением и его функцией. Выполнение заданий из тетради на печатной основе. 2 5 Семена Выполнение классификации на основе общих признаков для разных частей растения. Установление взаимосвязи между живой и неживой природой. Осознание взаимосвязи между внешним строением и егофункцией. Лабораторная работа «Внешний вид семени фасоли». Лабораторная работа «Строение зерновки пшеницы». Лабораторная работа «Определение всхожести семян». Опыт «Глубина заделки семян». Выполнение заданий из тетради на печатной основе. 4 6 Корень Выполнение классификации на основе общих признаков для разных частей растения. Установление взаимосвязи между живой и неживой природой. Осознание взаимосвязи между внешним строением и его функцией. Выполнение заданий из тетради на печатной основе. 3 7 Лист Выполнение классификации на основе общих признаков для разных частей растения. Установление взаимосвязи между живой и неживой природой. Осознание взаимосвязи между внешним строением и его функцией. П.Р. «Обнаружение крахмала 5 в клубнях картофеля». Опыт «Образование крахмала в листьях растений на свету». Опыт «Листья растений выделяют кислород». Демонстрационные опыты: Опыт «Испарение воды листьями». Опыт «Дыхание растений (поглощение листьями кислорода и выделение углекислого газа в темноте». Выполнение заданий из тетради на печатной основе. 8 Стебель Выполнение классификации на основе общих признаков для разных частей растения. Установление взаимосвязи между живой и неживой природой. Осознание взаимосвязи между внешним строением и его функцией. 3 9 Растение-целостный организм П.Р. Опыт «Обнаружение жира в семенах подсолнечника». 1 10 Многообразие растительного мира Выполнение классификаций на основе изученных признаков. Узнавание представителей изученных групп растений по внешнему виду. Установление взаимосвязей между формой и функцией, средой обитания и внешним видом. 5 11 Однодольные покрытосеменные растения Выполнение классификации на основе 8 общих признаков для разных частей растения. Установление взаимосвязи между живой и неживой природой. Осознание взаимосвязи между внешним строением и его функцией. Л.Р. «Строение луковицы». 12 Двудольные покрытосеменные Выполнение классификации на основе 21 общих признаков для разных частей растения растения. Установление взаимосвязи между живой и неживой природой. Осознание взаимосвязи между внешним строением и его функцией. Л.Р. «Строение клубня картофеля». 13 Уход за комнатными растениями П.Р. «Перевалка комнатных растений». П.Р. 5 «Пересадка комнатных растений». П.Р. «Осенняя перекопка почвы». П.Р. «Обработка почвы в приствольных кругах плодовогодерева».П.Р.«Подготовка пришкольного участка к зиме». П.Р. «Весенняя обработка почвы»., «Уход за посевами и посадками». 14 Бактерии 15 Грибы Установление взаимосвязи между 1 процессами, происходящими в природе и жизни человека и деятельностью бактерий. Установление взаимосвязи обитания и строением гриба. между средой 2 Всего 8 68 класс №п/п Тема 1 2 Введение Основные виды учебной деятельности обучающихся Кол-во часов Выполнение классификаций групп 2 животных (дикие/ домашние и пр.). Работа с текстом учебника, выполнение заданий из учебника. Беспозвоночные Установление взаимосвязи между средой 10 животные. Черви. обитания и внешним видом дождевого червя; насекомые между природными компонентами (дождевой червь-почва, дождевой червьдругие животные). Самонаблюдение своего состояния (заражение глистными заболеваниями). Установление взаимосвязи между средой обитания и внешним видом насекомого. Выполнение классификаций насекомых на основе выделения общих признаков. Выполнение П.Р. Рассматривание живого объекта, влажного препарата или образца из коллекции. Работа с текстом учебника, выполнение заданий из учебника. 3 Позвоночные животные. Установление взаимосвязи между средой Рыбы. обитания и внешним видом объекта. 7 Узнавание рыб по внешнему виду на разных стадиях развития. Рассматривание живого объекта или влажного препарата. Работа с текстом учебника, выполнение заданий из учебника. 4 Земноводные Установление взаимосвязи между средой 3 обитания и внешним видом объекта. Узнавание лягушки по внешнему виду на разных стадиях развития. Рассматривание влажного препарата. Работа с текстом учебника, выполнение заданий из учебника. 5 Пресмыкающиеся Выполнение классификаций на основе 3 выделения общих признаков пресмыкающихся. Установление признаков сходства и различия между разными группами пресмыкающихся (змея, прыткая ящерица). Рассматривание влажного препарата. Работа с текстом учебника, выполнение заданий из учебника. 6 Птицы Установление взаимосвязи между средой 12 обитания и Выполнение внешним П,Р. видом Выделение объекта. признаков сходства и различия между группами птиц. Выполнение классификаций на основе выделения общих признаков. Рассматривание скелета голубя. Работа с текстом учебника, выполнение заданий из учебника. 7 Млекопитающие Установление взаимосвязи между средой 17 обитания и внешним видом объекта. Выделение признаков сходства и различия. между группами млекопитающих. Выполнение классификаций на основе выделения общих признаков. Работа с текстом учебника, выполнение заданий из учебника. 8 С/Х млекопитающие Установление взаимосвязи между средой 14 обитания и внешним видом с/х животного, между средой обитания и способом содержания с/х млекопитающих. Работа с текстом учебника, выполнение заданий из учебника. Всего 9 класс №п/п Тема 68 Основные виды учебной деятельности обучающихся Сравнение млекопитающих и человека по ведущим признакам. Установление основных взаимосвязей между образом жизни и строением. 1 Введение 2 Общий обзор организма Установление взаимосвязи между функцией органа и тканью, которая его образует. человека Осознание взаимосвязи меду органами и системами органов у человека. Выполнение заданий из учебника и тетради на печатной основе. Кол-во часов 2 2 Опорно-двигательная система 3 Называние и показ частей скелета и групп 14 мышц.,основныхфункцийопорнодвигательной системы. Описание особенностей состояния своей опорнодвигательной системы. Называние правил ЗОЖ. Выполнение П.Р. (Помощь при растяжении связок, переломах, ушибах). Выполнение заданий из учебника и тетради на печатной основе. Наблюдение опыта, демонстрирующего статическую и динамическую нагрузки на мышцы. 4 Кровь и Описание особенностей состояния своей кровообращение. сердечно-сосудистой системы. Называние и Сердечно-сосудистая показчастейкровеносной системы, система. основных функций частей сердечнососудистой системы. Описание особенностей состояния своей сердечнососудистой системы (артериальное давление, пульс). Называние правил ЗОЖ. Выполнение П.Р. (Измерение частоты пульса, оказание доврачебной помощи при кровотечениях). Л.Р. «Микроскопическое строение крови». Демонстрация муляжа сердца. Выполнение заданий из учебника и тетради на печатной основе. 8 5 Дыхательная система 5 Называние и показ частей дыхательной системы и ее основных функций. Описание особенностей состояния своей дыхательной системы (тип, частота дыхания). Называние правил ЗОЖ и безопасного поведения при занятиях спортом, предупреждения простудных заболеваний. Выполнение П.Р. Наблюдение опыта, обнаруживающего углекислый газ в выдыхаемом воздухе. Выполнение заданий из учебника и тетради на печатной основе. 6 Пищеварительная система Называние и показ органов пищеварения. 13 Называние правил ЗОЖ и правильного питания,правилхраненияпищевых продуктов, предупреждения глистных заболеваний. Выполнение П.Р. Выполнение заданий из учебника и тетради на печатной основе. Наблюдение опытов по обнаружениюкрахмалавхлебеи картофеле, обнаружение белка и крахмала в пшеничной муке, действие слюны на крахмал, действие желудочного сока на белки. 7 Мочевыделительная система Называние и показ частей 2 мочевыделительной системы, их функций. Описание особенностей состояния своей мочевыделительной системы (боли, недержание мочи, цвет мочи). Называние правил ЗОЖ и безопасного поведения. Выполнение П.Р. Выполнение заданий из учебника и тетради на печатной основе. 8 Кожа Называние основныхфункцийкожи. 6 Описание особенностей состояния своей кожи (чувствительность к холоду, потоотделение, наличие жжения, зуда). Выполнение П.Р. Выполнение заданий из учебника и тетради на печатной основе. 9 Нервная система Называние частей и функций Н.С. Осознание 7 взаимосвязи между наличием вредных привычек и продолжительностью жизни. Описание состояния своего самочувствия (характеристика сна, наличие сновидений, описание режима дня, координация движений, состояние памяти, работоспособности). Выполнение заданий из учебника и тетради на печатной основе. 10 Система органов чувств Знание органов названий чувств. и основных Описание функций 7 особенностей состояния органов чувств (острота органов зрения, слуха, аллергия, наличие насморка, принятие запахов). Выполнение П.Р. .Выполнение заданий из учебника и тетради на печатной основе. 11 Охрана здоровья человека в РФ Всего Называние факторов, определяющих 2 здоровье человека Описание особенностей своего состояния, самочувствия. Называние правил ЗОЖ и безопасного поведения. 68