Литературное чтение

Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение «Ардатовская средняя школа №1»
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ АСШ №1
____________________
С.В. Староверова.
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 5301E541C6CDDDE457C04D1B36E874BF
Владелец: Староверова Светлана Владимировна
Действителен: с 11.01.2024 до 05.04.2025

Рабочая программа по учебному предмету
«Литература (литературное чтение)»
10-11 классы
(для обучающихся с интеллектуальными нарушениями)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Литература» для 10 класса

разработана в

соответствии с адаптированной образовательной программой образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 10-11 классов с углубленной
трудовой подготовкой МБОУ АСШ №1, утвержденной приказом № 248/1от 29 августа 2023
года.
Цель литературного чтения в 10 классе

образовательных учреждений, реализующих

адаптированные образовательные программы образования обучающихся с умственной
отсталостью,

интеллектуальными

нарушениями

состоит

в

дальнейшей

работе по

совершенствованию навыка чтения и умения полноценно воспринимать литературное
произведение во всей его многогранности и полноте (в единстве содержательной и языковой
сторон произведения).
Структура литературного чтения в 10 классе сохраняет основные подходы, заложенные в
программе по чтению 5-9 классах: работа над техникой чтения и пониманием прочитанного
произведения.
Основными

принципами

построения

программы

являются:

монографический,

художественно – эстетический, литературоведческий. Монографический принцип основан
на

изучении

произведений

в

хронологической

последовательности.

Обучающиеся

знакомятся с творчеством поэтов, писателей, ранее не изучавшихся в школе, а также читают
произведения уже известных авторов. Для предотвращения повторов в изучении биографий
писателей и поэтов, с которыми обучающиеся познакомились в 7-9 классах, следует уделять
более пристальное внимание изучению тех эпизодов жизни и творчества писателей, которые
имеют непосредственное отношение к истории создания изучаемого произведения. С этой
целью рекомендуется знакомить обучающихся с отрывками из мемуарной художественной
литературы.
Художественно – эстетический принцип связан с изучением художественных
произведений, являющихся произведениями словесного искусства, которые раскрывают
перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, формируют у
обучающихся

эстетические

вкусы,

развивают

у

них

собственное

отношение

к

действительности. Круг чтения художественных произведений расширен за счет включения
произведений

зарубежной

литературы,

что

позволит

обучающимся

воспринимать

отечественную литературу в контексте мирового литературного процесса. Изучение
художественной литературы должно сопровождаться обращением к другим видам

искусства: живописи, графике, скульптуре, музыке, что будет способствовать более
целостному восприятию художественного образа, который рассматривается как комплекс
слухового и зрительного образов.
Литературоведческий принцип основан на анализе словесно – художественного
образа произведения, через который автор выражает свои мысли, чувства, настроения. В
связи с этим необходимо познакомить обучающихся с изобразительными и выразительными
возможностями словесного искусства (гиперболой, метафорой, сравнением и др.)
Литературоведческий принцип находит свое выражение и в том, что программа знакомит
детей с основными жанровыми признаками художественных произведений. Жанровое
разнообразие читаемых произведений обеспечивается изучением не только прозы и поэзии,
так как это было в 5-9 классах, но и ознакомлением с драматическими произведениями.
Наряду с основной организационной формой изучения литературных произведений
программа рекомендует использовать и такие формы, как литературные викторины (по
творчеству одного или нескольких писателей, объединенных общей темой); вечера русской
(классической и современной) поэзии; вечера русского романса (на стихи русских поэтов 19
века) и т.п. Такие формы занятий по литературе не только направлены на обобщение и
закрепление имеющихся у школьников знаний, умений и навыков, но и способствует
формированию интереса к литературе вообще и к творчеству отдельных писателей в
частности.
В основу отбора текстов для чтения и осмысления положены следующие критерии:
- национальная педагогическая традиция обращения к данному произведению;
- эмоциональная ценность произведения;
- опора на читательский опыт обучающихся, на достижения предыдущего этапа
литературного развития;
- способность произведения апеллировать к жизненному опыту обучающихся;
- психологические и интеллектуальные возможности, интересы и проблемы обучающихся
определенной возрастной группы.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ
ПЛАНЕ
Учебный предмет "Литература" входит в предметную область "Родной язык и
литература" и относится к обязательной части учебного плана образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Учебным планом курс литературы в 10 классе рассчитан на 34 часа и составляет 1 час в
неделю.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ
АДАПТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ПО ЛИТЕРАТУРЕ
1 уровень
Обучающиеся должны уметь:
- читать вслух правильно, бегло, выразительно;
- осознанно читать про себя доступные по содержанию тексты;
- самостоятельно выявлять тему произведения;
- выявлять идею (основную мысль) произведения (самостоятельно или с помощью учителя);
- составлять элементарную характеристику героя с использованием слов и выражений
автора;
- самостоятельно делить на части несложный по структуре и содержанию текст,
формулировать заголовки; - пересказывать текст по плану;
- находить в тексте незнакомые слова и выражения, объяснять значение с помощью
учителя.
Обучающиеся должны знать:
- наизусть 8 стихотворений и 2 прозаических отрывка.
2 уровень
Обучающиеся должны уметь:
-

читать вслух правильно и бегло;

-

читать про себя доступные по содержанию тексты;

принимать
произведений;
-

участие

в

коллективном

обсуждении

и

анализе

прочитанных

называть главных и второстепенных действующих лиц, находить в тексте отрывки с

описанием внешности героя, высказывать свое собственное отношение к герою и его
поступкам; - пересказывать по плану отдельные части произведения;
-

объяснять значение некоторых слов и выражений с помощью учителя.

Обучающиеся должны знать:
-

наизусть небольшие по объему стихотворения.

Основной формой организации учебных занятий является урок.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Т
еория
литературы
Гипербола
(преувеличение) – без названия термина.
Рифма в стихотворении.
Прием образного сравнения и определения, использование переносного значения слов и
выражений в описании явлений, событий, характеристики героя.
Пьеса как вид драматического искусства. Отличительные признаки пьес: герои
(действующие лица), диалоги, структурные части (действия).
Автобиографические произведения. Воспоминания (мемуары).
Навыки чтения
Дальнейшее совершенствование навыков правильного, беглого, сознательного и
выразительного чтения в соответствии с нормами литературного произношения.
Осознанное чтение текста про себя с предварительными заданиями учителя.
Выразительное чтение прозаического
предварительного разбора текста.

или

поэтического

произведения

после

Работа с текстом
Самостоятельное определение темы произведения. Выявление (с помощью учителя)
основной мысли произведения. Соотнесение заглавия с темой и основной мыслью
произведения (случаи соответствия и несоответствия).
Совершенствование умения устанавливать смысловые связи между событиями (в
пределах одной части) и между частями произведения.
Работа над образом героя литературного произведения, составление характеристики
действующих лиц на основе выявления и осмысления поступков героев, мотивов их
поведения, чувств и мыслей. Нахождение в тексте слов и выражений, которые использует
автор

при

характеристики

героев;

выявление

отношения

автора

к

персонажу

(самостоятельно и с помощью учителя); выражение собственного отношения к герою и его
поступкам. Подбор отрывков из произведения для аргументации и подтверждения
определенных черт героев.

Самостоятельное деление текста на законченные по смыслу

части и озаглавливание частей в разной речевой форме (вопросительные, восклицательные,
повествовательные предложения).
Составление пересказов :выборочного, краткого, творческого, с опорой на план.

Формирование умения аргументировать свой ответ на поставленный вопрос, используя
текст, а также умения задавать вопросы по содержанию текста.
Нахождение в тексте незнакомых слов, объяснение их значения. Объяснение значения
фразеологических оборотов (с помощью учителя).

Различение прямого и переносного

значения слов и выражений.
Выделение в тексте описаний и рассуждений.
Нахождение в стихотворных строках созвучных слов – рифм (самостоятельно или с
помощью учителя). Подбор слов, близких по звучанию из ряда данных.
Выявление (с помощью учителя) основных жанровых признаков произведения и их
понимание.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Содержание
Устное народное творчество
Русская литература 19 века
Русская литература 20 века
Современные писатели
Зарубежная литература

Количество часов
4
11
7
5
7

Итого

34

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Тема урока
уроков
по п/п
1
Устное народное творчество.
Периоды русского фольклора

Количество
часов
1

Дата

Основные виды
учебной
деятельности
Беседа по
содержанию.
Объяснение
обучающихся:
-языческая культура,
- феодальная
раздробленность,

- кризис феодализма,
- мятеж

Сказка «Царевна лягушка» (русская
народная сказка)
Проверка навыка чтения. "Царевна
лягушка"

1

4

В/ч. Урок-викторина
народов мира

1

5

В.А. Жуковский Биография.
«Спящая царевна»

1

Беседа по содержанию
по данному плану. Бес
Признаки авторской ск

6

В.А. Жуковский «Кубок»
М.Ю. Лермонтов. Биография.«Листок»

1
1

7
8

И.А. Крылов. Биография.«Ларчик»
В/ч. М. Гаршин. «Attalia princes»

1
1

9

Н.В.Гоголь. Биография.
«Заколдованное место»

1

Беседа по содержанию
Беседа по содержанию
Викторина по творчест
Беседа по содержанию
Беседа по содержани
данному плану.
Беседа по содержанию
Беседа по содержанию

10

Е.А. Баратынский «Весна, весна!»

1

11

Н.А. Некрасов. Биография.
«Железная дорога»

1

12

А.П. Чехов. Биография. «Хирургия»

1

2
3

по

сказкам

1

Ответы на вопросы.
Составление плана
Прочитать рассказ.
Ответить на вопросы
учителя по
содержанию рассказа
Беседа по
содержанию.
Пересказ
понравившихся
эпизодов.
«Продолжи
строчку»..
«Из какой сказки эти
слова…»

Беседа по содержанию
плана.
Беседа по содержанию
плана.
Беседа по содержанию
Составление плана
Беседа
по
сод
текст биографии
Беседа по содержанию
Составление плана

13

В/ч. А.А.Фет «Чудная картина»

1

Беседа по содержанию.
плана
Беседа по содержанию.
Беседа по вопросам.
Викторина по прочит

14

А.И.Куприн. Биография.
«Чудесный доктор»

1

15

А.П.Платонов. Биография.
«Никита»

1

16
17
18

В.П. Астафьев. Биография.
«Васюткино озеро»

3

19

1

Беседа по содержанию.

20

К.М. Симонов «Ты помнишь, Алеша,
дороги Смоленщины»
А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста»

1

21

В/ч. С.А.Есенин «Мелколесье»

1

Беседа по содержанию.
Составление вопроси
Выразительные средств
Определение настрое

22
23
24

В. Г. Распутин. Биография.
«Уроки французского»

3

25
26

Ф. Искандер. Биография.
«Тринадцатый подвиг Геракла»

2

27
28

М. Твен. Биография.
«Приключения Тома Сойера»

2

29

Промежуточная аттестация. Проверка
навыка чтения

1

31
32

Дж. Лондон. Биография.
«Сказание о Кише»

2

33

В/ч. Д.Дефо « Робинзон Крузо»

1

Беседа по содержанию.
Викторина по творчес
Составление плана.
Беседа по содержанию
Дать характеристику
героев
Беседа по содержанию.
Подбор словаря для х
Озаглавливание часте

Беседа по содержанию
Анализ содержания. Вы
языка.
Определение настроен
Беседа по содержанию
Составление плана пер
Беседа по содержанию
Беседа по содержанию
Беседа по содержанию
Озаглавливание глав
Прочитать рассказ.
Ответить на вопросы у

Беседа по содержанию
Точка зрения автора, е
Беседа по содержанию
Составить словесный п
Беседа по содержанию
«Дополни строчку….
«Кто это сказал…»
Словесное рисование
состояния героя

34

Обобщение пройденного материала за
год

Всего

34 часа

1

Беседа по содержанию
«Дополни строчку….
«Кто это сказал…»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».