Русский язык

Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение «Ардатовская средняя школа №1»

УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ АСШ №1
____________________
С.В. Староверова
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 5301E541C6CDDDE457C04D1B36E874BF
Владелец: Староверова Светлана Владимировна
Действителен: с 11.01.2024 до 05.04.2025

Рабочая программа по учебному предмету
«Русский язык»
10-11 классы
(для обучающихся с интеллектуальными нарушениями)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 10 класса разработана в
соответствии с адаптированной образовательной программой образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 10-11 классов МБОУ АСШ
№1, утвержденной приказом № 248 от 29 августа 2023 года.
Основная

задача

образовательных

учреждений,

реализующих

адаптированные

образовательные программы образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) - подготовка молодого поколения к самостоятельной
жизнедеятельности. Поэтому на уроках родного

языка должны формироваться знания,

умения и навыки с учетом их значения для социальной адаптации. Привитие элементарной
грамотности является одним из факторов обеспечения, улучшения и ускорения социальной
адаптации обучающихся и их интеграции в обществе. Данная проблема актуальна особенно
для детей с нарушением интеллекта. Эти знания можно получить при выполнении системы
заданий, которые максимально приближены к жизненным ситуациям.
Проанализировав литературные источники по проблеме, изучив содержание специальной
литературы по теме «Новые подходы к планированию уроков русского языка для учащихся
коррекционной школы и их значение для социальной адаптации», программное содержание
уроков социально – бытовой ориентировки, соблюдая принципы научности и доступности,
можно выстроить систему уроков интегрированного родного языка и социально – бытовой
ориентировки в 10 классе.
Предмет социально – бытовой ориентировки был выбран для интегрирования, во-первых,
как самый значимый для социальной адаптации обучающихся. Содержание учебного
материала этого предмета предусматривает изучение всего, что окружает человека в быту и
в социуме отработку умений и навыков самообслуживания и самообеспечения для
удовлетворения своих личных потребностей в быту и труде, а также обучение навыкам
общения в различных жизненных ситуациях.
Во-вторых,

как

безусловно

интересный

для

обучающихся

школы,

реализующей

адаптированные образовательные программы образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
В-третьих, как предмет, при изучении которого обучающимся часто требуется пользоваться
навыками письма, чтения.

Учебный материал по родному языку остается в объеме ранее изученного в 5-9 классах, но
дается в виде повторения тех разделов по русскому языку, которые будут актуальными для
отработки темы конкретного урока.
Новая информация не может просто так отложиться в памяти ученика в той форме, в
которой она преподносится. Новая информация должна подключаться к уже существующим
знаниям. Для этого необходимо, чтобы новый учебный материал имел такую структуру,
которая делала бы возможной связку материала русского в зависимости от тематики урока
СБО и была бы связана с предыдущим материалом. Следовательно, чтобы обучить ребенка с
нарушениями интеллекта русскому языку необходимо чтобы эти два предмета изучались не
параллельно, а были тесно связаны между собой и обогащали друг друга.
В силу ограничений, связанных с интеллектуальным дефектом, обучающиеся при переходе
из одной ситуации в другую затрудняются в использовании знаний, умений и навыков,
полученных ранее. Для социальной адаптации необходимо компенсировать этот дефект.
Интегрированный курс позволяет решить данную задачу более эффективно, чем обычный
урок русского языка. На интегрированных уроках подростки учатся узнавать, что именно из
изученного ранее требуется применить в конкретной жизненной ситуации. Кроме того,
каждый интегрированный урок – это урок демонстрации как использовать знания,
полученные на уроках русского языка в различных жизненных ситуациях, в труде, в быту, в
общении с родными, знакомыми или посторонними людьми.
Цель изучения интегрированного курса - научить использовать имеющиеся знания,
умения, навыки в новых обстоятельствах, научить распознавать, что именно из того, что
знаешь, можно и нужно использовать в тех или иных жизненных ситуациях. Анализ,
необходимость оценивания ситуаций, поиск ошибок не только закрепляют формируемые у
детей представления и знания, но и развивают внимание и наблюдательность. Кроме того,
анализ различных видов поведения в одной и той же ситуации позволяет развивать
критичность мышления детей, создание ситуаций проблемных или нестандартных, их анализ
и поиск решения требуют применения имеющихся знаний в новых ситуациях, что
способствует гибкости мышления. Анализ же каждой ситуации – действий, отношений,
высказываний детей – с точки зрения их влияния на настроение, здоровье людей, ощущение
комфортности, удобства и т.п., способствует эмоционально – положительному отношению к
уроку.

В данном случае интеграция социально – бытовой ориентировки и родного языка, вопервых, продлевает время обращения к темам социально – бытовой ориентировки, а вовторых, решает коррекционную задачу – отрабатывается умение использовать имеющиеся
знания в новых условиях, что повышает уровень социальной адаптации и подготовки к
самостоятельной жизни выпускников.
На занятиях по родному языку обучающихся научат читать и понимать инструкции,
памятки, различного рода деловую документацию; грамотно заполнять бланки, заявления и
другие документы, необходимые в самостоятельной жизни.
На уроках по развитию речи основной акцент предполагается делать на использование,
обогащение и уточнение словаря, построение предложений, связные устные и письменные
высказывания. Много внимания

уделяется крылатым выражениям, пословицам и

поговоркам.
Словарь предполагает изучение лексики по темам СБО, а также делового и служебного
словаря.
Виды работ: комментированное письмо, письмо под диктовку, письмо по памяти,
сочинение. Письмо по памяти является ведущим видом работы, так как в жизни никто детям
диктовать не будет. Предусматриваются творческие работы: придумать окончание рассказа,
переделать текст письма в телеграмму, пересказать от первого лица и др.
В зависимости от того, какие знания, умения и навыки будут отрабатываться при
изучении тематики социально – бытовой ориентировки, на уроках родного языка ставятся
задачи социальной адаптации и решаются они методами, способами и средствами своего
предмета.
Задачи социальной адаптации на уроках родного языка в зависимости
от тематики уроков СБО
1. Личная гигиена. Повторить и закрепить знания по русскому языку, которые дадут
возможность уточнить, расширить и обогатить активный словарь обучающихся по
данной теме, помогут применять полученные в школе знания по соблюдению
личной гигиены, предупреждению заболеваний, закаливанию и здоровому образу
жизни.
2. Жилище. Повторить и закрепить знания по русскому языку, которые дадут
возможность уточнить, расширить и обогатить активный словарь обучающихся по
данной теме, помогут формировать возможность жить в домашних условиях,

бережно относиться к собственности, применять полученные в школе знания и
навыки в быту, пользоваться услугами различных жилищно – эксплуатационных
служб.
3. Одежда и обувь. Повторить и закрепить знания по русскому языку, которые дадут
возможность уточнить, расширить и обогатить активный словарь обучающихся по
данной теме, помогут правильно подбирать одежду и обувь в соответствии с
возрастом, сезоном, погодой, модой, видом деятельности или занятия. Помогут
выработать умение сделать выбор и обосновать его, бережно относиться к
собственности, применять полученные в школе знания и навыки в быту.
4. Служба быта. Повторить и закрепить знания по русскому языку, которые дадут
возможность уточнить, расширить и обогатить активный словарь обучающихся по
данной теме, помогут правильно подбирать соответствующее учреждение бытового
обслуживания, бережно относиться к собственности, применять полученные в школе
знания и навыки в быту, вступать в социальное взаимодействие, находить помощь.
5. Медицинская помощь. Повторить и закрепить знания по русскому языку, которые
дадут

возможность

уточнить,

расширить

и

обогатить

активный

словарь

обучающихся по данной теме, который поможет формировать ответственность за
свое здоровье и здоровье окружающих, вступать в социальное взаимодействие,
находить помощь.
6. Средства связи. Повторить и закрепить знания по русскому языку, которые дадут
возможность уточнить, расширить и обогатить активный словарь обучающихся по
данной теме, который поможет пользовать услугами различных служб связи,
вступать в беседу, находить помощь, вступать в социальное взаимодействие.
7. Транспорт. Повторить и закрепить знания по русскому языку, которые дадут
возможность уточнить, расширить и обогатить активный словарь обучающихся по
данной теме, правильно понимать и соблюдать правила безопасности и поведения в
транспорте, поможет вступать в социальное взаимодействие, находить помощь.
8. Культура общения. Повторить и закрепить знания по русскому языку, которые
дадут

возможность

уточнить,

расширить

и

обогатить

активный

словарь

обучающихся по данной теме, для того, чтобы правильно регулировать меру и тип
взаимоотношений с окружающими, демонстрировать адекватное социальное
поведение.

9. Бюджет. Повторить и закрепить знания по русскому языку, которые дадут
возможность уточнить, расширить и обогатить активный словарь обучающихся по
данной теме, чтобы они легче вступали в социальное взаимодействие, бережно
относилась к собственности, имели понятия о честности, справедливости, применяли
полученные в школе знания и навыки в быту.
10. Торговля. Повторить и закрепить знания по русскому языку, которые дадут
возможность уточнить, расширить и обогатить активный словарь обучающихся по
данной теме, чтобы применять полученные в школе знания и навыки в быту,
вступать в социальное взаимодействие, видеть выгоду, обосновывать выбор.
11. Семья. Повторить и закрепить знания по русскому языку, которые дадут
возможность уточнить, расширить и обогатить активный словарь обучающихся по
данной теме, чтобы правильно вести себя дома, адекватно реагировать на чувства и
настроение окружающих, развивать в себе чувство любви к ближним, уметь
проявлять заботу и выполнять домашние обязанности.
12. Питание. Повторить и закрепить знания по русскому языку, которые дадут
возможность уточнить, расширить и обогатить активный словарь обучающихся по
данной теме, чтобы: формировать ответственность за свое здоровье, здоровье семьи
через организацию правильного питания;

экономно вести хозяйство, правильно

вести себя дома и вне дома при приеме пищи.
13. Трудоустройство. Повторить и закрепить знания по русскому языку, которые дадут
возможность уточнить, расширить и обогатить активный словарь обучающихся по
данной теме, помогут вступать в социальное взаимодействие, находить помощь,
применять полученные в школе знания, правильно подобрать подходящее рабочее
место.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебный предмет

«Русский язык»

входит в предметную область " Родной язык и

литература" и относится к обязательной части учебного плана образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
В учебном плане на учебный предмет «Русский язык» предусмотрено в 10 классе - 68
часов (34 учебные недели) и составляет 2 часа в неделю.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ
АДАПТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПО
УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «РОДНОЙ ЯЗЫК»
Обучающиеся должны уметь:
- писать небольшие по объему сочинения творческого характера;
- оформлять все виды деловых бумаг;
- пользоваться словарем.
Обучающиеся должны знать:
- части речи, использование их в речи;
- наиболее распространенные правила правописания слов.
Основной формой проведения учебного занятия является урок.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Предложение

Предложение нераспространенное и распространенное. Однородные члены предложения.
Простое и сложное предложения. Прямая речь.
Состав слова
Разбор слов по составу. Правописание приставок. Сложные, сложносокращенные слова,
аббревиатура.
Имя существительное
Грамматические признаки имени существительного. Склонение имен существительных.
Правописание окончаний имен существительных в единственном и множественном числе.
Имя прилагательное
Грамматические признаки имени прилагательного. Безударные
прилагательных. Имена прилагательные на –ий, -ье, -ья, -ьи.

окончания

имен

Глагол
Грамматические признаки глагола. Неопределенная форма глагола. Изменение глаголов по
временам. НЕ с глаголами. Правописание –тся (ться) в глаголах. 1 и 2 спряжение глаголов.
Правописание глаголов 2 лица единственного числа. Глаголы повелительной формы.
Наречие
Наречие как часть речи. Наречия, которые обозначают время, место и способ действия.
Правописание наречий с а и о на конце.

Имя числительное
Грамматические признаки имени числительного. Числительные количественные и
порядковые. Правописание числительных от 5 до 20и 30; от 50 до 80; от 500 до 900; 200, 300,
400, 90. Части речи
Имя прилагательное и порядковое числительное. Имя прилагательное и наречие. Имя
существительное и местоимение.
Предложение
Предложение простое и сложное. Однородные члены предложения, обращение. Сложные
предложения со словами что, чтобы, потому что, который, где, когда. Прямая речь. Кавычки
при прямой речи и двоеточие перед ней, большая буква в прямой речи.
Связная речь
Сочинение творческого характера с привлечением сведений из личных наблюдений,
практической деятельности, прочитанных книг и газет.

№
п/п
1
.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Наименование разделов

Всего часов

Предложение. Личная гигиена.

6

2
.

Состав слова.

6

3
.

Имя существительное. Жилище.

6

4
.

Имя прилагательное. Одежда и обувь.

3

5
.

Личные местоимения. Служба быта.

9

6
.

Глагол. Транспорт. Культура общения.

10

7
.

Наречие. Семья.

4

8.

Имя числительное. Питание.

5

9.

Части речи. Профориентация.

6

10.

Предложение. Трудоустройство. Служба занятости.

13

Итого

68

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Наименование
разделов и тем по
русскому языку и
СБО

Количест
во часов

Дата

Основные виды учебной
деятельности

1 четверть
1.
2.

Предложение. Личная гигиена
Предложение
нераспространенное и
распространенное
Однородные члены предложения

3.

1

Словарная работа

1

1

Работа с деформированным
текстом на тему:
«Правила закаливания
организма»

1

Работа с пословицами

1

Письмо под диктовку.
Выполнение грамматических
заданий
Выполнить работу над
ошибками.Составление
рассказа «Уход
за руками»
Закрепить
знания о
предложении

Простое и сложное предложение
4.
Административный контрольный срез
5.
Работа над ошибками. Прямая речь
6.

1
Обобщение по теме: «Предложение»

7.
8.

Состав слова. Медицинская помощь
Разбор слов по составу

1
1

Правописание гласных в корне слова
9.

1
Правописание согласных в корне слова

Словарная работа
Составление предложений на
тему «Оказание первой помощи
при ожогах»
Работа с пословицами на тему
«Здоровье»

10.

Правописание приставок

1

11.

Сложные, сложносокращенные слова,
аббревиатура

1

12.

1
Диктант по теме: «Состав слова»

13.
14.
15.
16.
17.

Имя существительное. Жилище
Работа над ошибками. Имя
существительное.
Грамматические признаки
Склонение имен существительных

1

Правописание окончаний имен
существительных

1

1
1

19.

Деловое письмо. Телеграмма

1

Диктант по теме: «Имя
существительное»
1

22.
23.

Учиться склонять имена
существительные

Составление рассказа об уборке
квартиры по опорным словам
Выполнить работу над
ошибками. Потренироваться в
написании телеграммы
Письмо под диктовку.
Выполнение грамматических
заданий

1

Имя прилагательное. Одежда и обувь.
Работа над ошибками. Имя
прилагательное.
Грамматические признаки

Выполнить работу над
ошибками. Словарная работа

Работа с пословицами

Обобщение по теме: «Имя
существительное»

20.

Письмо под диктовку.
Выполнение грамматических
заданий

1

18.

21.

Работа с деформированным
текстом на тему
«Лекарственные растения»
Разбор аннотаций к препаратам

1
Подбор прилагательных

1
Правописание окончаний имен
прилагательных
Обобщение по теме: Имя
прилагательное»
Личные местоимения. Служба быта.
Средства связи
Местоимение. Грамматические
признаки
Лицо и число местоимений

1

Работа с деформированным
текстом на тему «Уход за
одеждой и обувью»
Учиться обобщать полученные
знания о прилагательном,
приводить примеры для
характеристики изученных
грамматических
признаков прилагательного
Словарь. Составление общих
правил выведения пятен на
одежде
Учиться определять лицо и число
местоимений

24.
25.
26.
27.
28.

Склонение личных
местоимений
Деловое письмо. Составление
заметки
Правописание местоимений 3го лица

29.

30.

31.
32.
33.

2

Потренироваться в составлении
заметки

1
1

Административный
контрольный срез

1

Работа над ошибками. Личные
местоимения с предлогом

1

Обобщение по теме: «Личные
местоимения»

35.
36.

Неопределенная форма глагола

37.

Изменение глаголов по
временам

38.

Словарная работа

1

Глагол. Транспорт. Культура
общения
Глагол. Грамматические
признаки

34.

1

Не с глаголами

39.

1
1
1
1

Правописание глаголов 2 лица
ед. числа
Деловое письмо.
Поздравительная открытка
Глаголы повелительной формы
Обобщение по теме: «Глагол»

Работа с деформированным текстом
на тему
«Интернет»
Словарная работа
Составление правил поведения в
общественном транспорте
Работа с пословицами

1
1
1
1

Правописание –тся и –ться в
глаголах

Выполнить работу над ошибками.
Составление текста поздравительной
открытки
Письмо под диктовку. Выполнение
грамматических заданий
Выполнить работу над ошибками.
Учиться писать местоимения с
предлогами

1

Работа с деформированным текстом
на тему
«Правила дорожного
движения» Учиться
писать –тся и –ться в
глаголах
Словарная работа
Потренироваться в написании
поздравительнаой открытки
Работа с деформированным текстом
на тему
«Поведение в гостях».Работа с
пословицами Учиться обобщать
полученные знания о глаголе,
приводить примеры для
характеристики изученных
грамматических признаков глагола

40.

Диктант по теме: «Глагол»

41.

Наречие. Семья.
Работа над ошибками. Наречие
как часть речи

42.

43.
44.

45.

46.

47.

Письмо под диктовку. Выполнение
грамматических заданий
1
Выполнить работу над ошибками.
Словарная работа
1

Наречия, которые обозначают
время, место и способ действия

1

Правописание наречий с а и о
на конце

1

Обобщение по теме: «Наречие»
Имя числительное. Питание
Имя числительное.
Грамматические признаки.
Числительные количественные
и порядковые

1

1

1

1

49.

Правописание числительных от
5 до 20 и 30; от 50 до 80; от 500
до 900
Правописание числительных 90,
200, 300, 400

1

50.

Диктант по теме: «Наречие и
имя числительное»

1

48.

51.
52.
53.

Сочинение
Части речи.
Профориентаци
я Работа над
ошибками. Части
речи
Имя прилагательное и
порядковое числительное
Имя прилагательное и наречие
Имя существительное и
местоимение

1

1
1

Составление предложений на тему
«Помощь взрослым»

Работа с деформированным тексто
на тему «Забота о младшем брате»
Учиться обобщать полученные
знания о наречии

Словарная работа

Запись кулинарного рецепта

Работа с деформированным тексто

Письмо под диктовку. Выполнение
грамматических заданий
Учить сочинять текст

Выполнить работу над ошибками.
Словарная работа
Учиться отличать прилагательные
порядковые числительные
Учиться отличать прилагательные
наречия
Работа с пословицами о труде

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ
И
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ .
1.Учебно-методическое обеспечение:

МАТЕРИАЛЬНО-

Воронкова В.В. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе. М.: Школа –
Пресс, 1994.
Капланская Е. Новые подходы к планированию уроков русского языка и математики для
учащихся 10-12 классов коррекционной школы и их значение в социальной адаптации
умственно отсталых детей . Развитие и коррекция, № 10, 2001.
Радина Н.К. Ресоциализация и адаптация выпускников детских домов и
интернатов. Нижний Новгород, 2004. Слободняк И. Уроки общения для
младших подростков. Развитие и коррекция, № 10, 2001
2.Технические средства:
-ноутбук, проектор, колонки, интерактивная доска.

3.Учебно-практическое оборудование:
-раздаточный дидактический материал;
-таблицы.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».