Обществознание

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ардатовская средняя школа №1»

УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ АСШ №1
____________________
С.В. Староверова.
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 5301E541C6CDDDE457C04D1B36E874BF
Владелец: Староверова Светлана Владимировна
Действителен: с 11.01.2024 до 05.04.2025

Рабочая программа по учебному
предмету «Обществознание»
10-11 класс
(для обучающихся с интеллектуальными нарушениями)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Обществознание»

разработана в

соответствии с адаптированной образовательной программой образования обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 10 -11 классов
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Ардатовская средняя
школа №1», утвержденной приказом №248/1 от 29.08.2023 года.
Учебный предмет обществознание изучался обучающимися в 8-9 классе. В 10
классе на уроках обществознания предполагается систематизировать имеющиеся у
обучающихся социально-правовые и морально-этические представления, сформировать
навыки, необходимые для социально-правовой ориентации и социально-нормативного
поведения. Большое значение придаѐтся повышению правовой и этической грамотности
обучающихся. Особое внимание уделяется закреплению и расширению представлений
десятиклассников о гражданских правах и обязанностях, формированию умений по их
реализации.
Курс «Обществознание» носит практико-ориентированный характер. На уроках
широко используется обсуждение, моделирование жизненных ситуаций, проводится
работа с документами (анализ и оформление), решаются коррекционно-развивающие
задачи: повышение познавательной и речевой активности обучающихся, развитие
аналитических способностей, умения строить логические выводы, обосновывать
суждения, устанавливать причинно-следственные связи, схематизировать сложные
общественные связи.
Цель учебного предмета
- создать условия для социальной адаптации обучающихся через знание своих
гражданских обязанностей и умение пользоваться своими правами.
- формирование системы представлений обучающихся об устройстве общества и
государства, основных особенностях их функционирования;
- обогащение знаний о своих правах и обязанностях как гражданина;
- воспитание социально-нормативного поведения;
- формирование умения получать социально-правовую информацию и ориентироваться
в ней; - формирование практических социально-правовых навыков.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Учебный предмет "Обществознание»

" входит в предметную область "

Обществознание" и относится к обязательной части учебного плана образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
2

В

учебном плане на учебный предмет «Обществознание» предусмотрено в 10 классе 34
часа (34 учебные недели) и составляет 1 час в неделю.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ
АДАПТИРОВАННОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ

Обучающиеся должен знать и понимать:
-

признаки суверенитета, устройство государственной власти в РФ,

функции и порядок формирования органов законодательной, исполнительной,
судебной власти в РФ, полномочия Президента РФ, сущность и необходимость
демократических выборов; - основные права и обязанности граждан РФ.
Обучающиеся должны уметь:
-

Работать

с

нормативными

документами,

источниками

права,

литературой, словарем, периодическими изданиями и т. п, производить поиск
необходимой информации;
-

Сравнивать данные документов, делать выводы и заключения;

-

Объяснять свою позицию по тому или иному вопросу, высказывать и по

возможности аргументировать свою точку зрения; - Использовать полученные
знания и умения в практической деятельности, прогнозировать события, их
последствия, строить общение с окружающим миром на основе понимания
самоценности личности, на основе правовых ценностей.
Использовать приобретенные
деятельности повседневной жизни для:

знания

и

умения

в

практической

-

получения и оценки политической информации;

-

участия в политической жизни страны, общественных организациях;

-

в случае обращения в суд;

-

давать оценку собственной деятельности в качестве гражданина РФ.

Основной формой организации учебных занятий является урок.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Взаимосвязь человека, природы и общества.
Человек, личность, индивид: социальное и биологическое в человеке; социальные
нормы, правила; социальные роли и ролевые позиции; социальные группы.
Моральные нормы и ценности.
3

Понятия о конфликтах: межличностные, внутриличностные, деловые; способы
разрешения конфликтов; культура общения.
Жизненный путь личности: способности; самореализация, профессиональный
выбор и трудовая деятельность.
Человек и государство.
Страна, в которой я живу: понятие ―страна‖ и ―государство‖; возникновение
государства; гражданство и гражданин; демократическая государственная власть;
закрепление в Конституции России республиканской формы государственной власти.
Суверенитет и федерация; суверенитет РФ; формы государственного устройства;
федеративное устройство РФ.
Власть в моей стране: разделение властей; как принимаются законы; понятие
правового государства.
Человек и его право.
Мои права и свободы: право на жизнь, личное достоинство, на свободу, свободу
передвижения, выбора места жительства; политические права и свободы; право на
собственность; культурные права.
Право собственности: понятие собственности, право собственности и его защита;
частная собственность, общая и совместная собственность;

свидетельство о

государственной регистрации права на землю, жилище.
Право на труд: работник и работодатель; проблема трудоустройства; трудовое
законодательство.
Жилищные права граждан: виды сделок с жильем; несовершеннолетние как
собственники жилья; жилищный кодекс РФ.
Избирательное право: демократические выборы; избирательные права граждан;
ролевая игра «Я избиратель»
Права потребителя: право на качественный товар или услугу; право на
безопасность товаров и услуг; закон РФ «О защите прав потребителя»;

Судебная

защита прав потребителя.
Мои обязанности гражданина: Обязанность гражданина — соблюдать закон;
другие обязанности граждан: уплата налогов, охрана природы, защита Отечества.
Человек и труд.
Трудовые отношения и деловое общение.
Человек и его карьера.
Безработица и поиск работы.
Здоровье и безопасность человека.
4

Понятие здорового образа жизни: режим, рациональное питание, личная гигиена,
полезные, закаливание организма, спорт.
Профилактика правонарушений: аморальный
правонарушение, уголовная ответственность.

поступок,

административное

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№
урока
по п\п

Тема урока

Количество
часов

Дата

Основные виды

I четверть ( 8 часов)
человека,
I. природы
Взаимосвязь
и общества.
1.

Человек. Личность.
Индивид.

1

2.

Правила и нормы жизни в
обществе.

1

3.

Потребности человека.

1

4.

Конфликты. Их причины и
разрешение.

1
5

Характеристика понятий
«Человек. Личность.
Индивид». Работа с новыми
словами и понятиями.
Выполнение заданий в
рабочей тетради.
Выявление и сравнение
правил и норм в жизни
общества. Рассуждение по
данной теме.
Выполнение заданий по
карточкам.
Характеристика
потребностей человека.
Работа по карточкам.
Выявление причин
конфликтов. Рассуждение

5.

Жизненный путь
личности.

1

6.

Обобщающий урок по
разделу:
«Взаимосвязь
человека,
природы
и
общества».

1

ситуаций. Заполнение
таблицы.
Просмотр познавательного
видео. Беседарассуждение.
Работа по карточкам.
Обобщение и
систематизация знаний
материала по данному
разделу. Работа по вопросам.

ловек
Ч
и государство.
е
Страна, в которой я живу.
1
II.

7.

8.

Признаки, задачи и
функции государства.

1

Просмотр познавательно видео.
жизни в нашей стране.

Выявление задач и функций наш
дополнительными источниками.
тетради.

Проверочная работа за 1
четверть.
II четверть ( 8 часов)
9.

Конституция – основной
Закон государства.

1

10.

Органы государственной
власти в РФ.

1

11.

Президент России – Глава
государства и Гарант
Конституции РФ.

1

12.

Федеративное устройство
государства РФ, субъекты
РФ.

1

13.

Обобщающий урок по
разделу: «Человек и
государство».

1

6

Изучение Конституции.
Работа с
дополнительными
источниками. Работа по
вопросам.
Тестирование.
Работа с
дополнительными
источниками. Просмотр
познавательного видео.
Выполнение заданий в
рабочей тетради.
Работа в группах, поиск
информации из
дополнительных
источников.
Изучение федеративного
устройства
нашего
государства. Работа с
картой.
Характеристика.
Обобщение и
систематизация знаний
материала по данному
разделу. Работа по
вопросам.
III. Человек и его право.

14.

Права и свободы человека.

1

15.

Регистрация Актов
гражданского состояния.

1

16.

Право собственности.
Проверочная работа за 2
четверть.

1

III четверть ( 11 часов)
1

17.

Право на труд.

18.

Жилищные права граждан.

1

19.

Избирательное право.

1

Просмотр познавательного
видео. Заполнение
таблицы. Изучение
понятий «Право и Закон».
Работа с дополнительными
источниками. Просмотр
познавательного видео.
Выполнение заданий в
рабочей тетради.
Тестирование.
Характеристика поведения
людей, их прав. Занятие в
парах. Выполнение заданий в
рабочей тетради.
Тестирование.
Изучение
трудовых
прав.
Характеристика.
Работа
с
дополнительными
источниками.
Изучение и характеристика
жилищных прав граждан.
Просмотр познавательного
видео.
Выполнение заданий в рабочей
тетради.
Изучение понятия
«избирательное право».
Просмотр
познавательного
видео. Выполнение
заданий в рабочей тетради.

20.

Наследственное право.

1

21.

Права потребителя.

1

22.

3ащита прав человека.

1

7

Характеристика
наследственного права.
Рассуждение. Работа с
дополнительными
источниками. Составление
таблицы.
Работа с дополнительными
источниками. Просмотр
познавательного видео.
Выполнение заданий в рабочей
тетради.
Выявление ситуаций по защите
прав человека.
Работа с дополнительным
материалом.
Выполнение заданий в рабочей
тетради.

23.

Мои обязанности
гражданина.

1

24.

Обобщающий урок по
разделу: «Человек и его
право».

1

25.

Труд – основа человеческой
жизни.

1

26.

Человек и его карьера.
Выбор профессии.

1

27.

Функции Ц3Н.
Проверочная работа за 3
четверть.

1

28.

29.

30.

31.
32.

33.

34.

Выявление и изучение
обязанностей гражданина.
Заполнение таблицы.
Обобщение и систематизация
знаний материала по данному
разделу. Работа по вопросам.
IV. Человек и труд
Работа с дополнительными
источниками. Просмотр
познавательного видео.
Выполнение заданий в рабочей
тетради.
Тестирование.
Работа с дополнительными
источниками. Просмотр
познавательного видео.
Выполнение заданий в рабочей
тетради.
Заочная экскурсия в ЦЗН.
Тестирование.

IV четверть ( 7 часов)
Виды социального
1
Изучение видов социального
обеспечения.
обеспечения. Характеристика.
Работа по карточкам.
Обобщающий урок по
1
Обобщение и систематизация
разделу: «Человек и труд».
знаний материала по данному
разделу. Работа по вопросам.
V. 3доровье и безопасность человека.
Понятие здорового образа
1
Характеристика здорового
жизни.
образа жизни
человека. Просмотр
познавательного видео. Работа
по карточкам.
Промежуточная итоговая
1
Тестирование.
аттестация.
«Нет» вредным привычкам.
1
Просмотр познавательного
видео. Составление таблицы.
Работа с дополнительными
источниками.
Профилактика
1
Изучение понятия
«правонарушения».
правонарушений.
Беседарассуждение.
Проверочная работа за 4
Выполнение заданий в рабочей
четверть.
тетради.
Тестирование.
Обобщающий урок по
1
Обобщение и систематизация
разделу: «3доровье и
знаний материала по данному
безопасность человека».
разделу. Работа по вопросам.
8

Всего: 34 часа

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».