Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ардатовская средняя школа №1» УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ АСШ №1 ____________________ С.В. Староверова. ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ Сертификат: 5301E541C6CDDDE457C04D1B36E874BF Владелец: Староверова Светлана Владимировна Действителен: с 11.01.2024 до 05.04.2025 Рабочая программа по учебному курсу «Основы Компьютерной грамотности» 10-11 класс (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями) ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа факультативного занятия «Основы компьютерной грамотности» для 10 класса разработана в соответствии с адаптированной образовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 10 -11 классов МБОУ АСШ №1, утвержденной приказом №248/1 от 29.08.2023 года. Основная цель обучения информатике и ИКТ направлена на обеспечение базового уровня информационной культуры обучающегося. Эта цель может быть достигнута только при условии непрерывности образования на основе концентрического подхода, который способствует повышению устойчивости знаний и приобретению навыков работы на компьютере, обращаться за помощью и принимать помощь, слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности Цель: формирование у обучающихся представлений о техническом обеспечении компьютера, хранении и защите информации; знакомство обучающихся с понятием «Интернет», изучение поисковых систем и освоение технологии поиска информации в глобальной сети. Задачи: - Закрепить навыки работы в текстовом редакторе Word; - Закрепить навыки работы при создании презентаций средствами MS PowerPoint; - Продолжить формировать информационную культуру обучающихся, внимательность, аккуратность, усидчивость, дисциплинированность; - Продолжить формировать знания при соблюдении санитарных норм при работе с компьютером, соблюдение правил техники безопасности. Кроме этого, на занятиях решаются коррекционные задачи: - коррекция отдельных сторон психической деятельности детей с интеллектуальными нарушениями: внимания, пространственного восприятия, нарушений речи и мышления, общения и др.; - коррекция недостатков мелкой моторики рук; - умение принимать самостоятельные решения в различных нестандартных ситуациях. Программа включает в себя большой объем практических, творческих работ с использованием компьютера. Работы могут проводиться в следующих формах: - демонстрационная – работу на компьютере выполняет учитель, а обучающиеся наблюдают; - фронтальная – недлительная, синхронная работа обучающихся по освоению или закреплению материала; 2 - самостоятельная – работа на компьютере в пределах одного, двух или части занятия с индивидуальным контролем учителя; - творческий проект – выполнение работы в группе или самостоятельно на протяжении занятия, когда учитель воспринимается только как консультант. МЕСТО ФАКУЛЬТАТИВНОГО ЗАНЯТИЯ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Курс «Основы компьютерной грамотности» относится к части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений. Учебным планом на изучение рабочей программы «Основы компьютерной грамотности» в 10 классе предусмотрено 34 часа (34 учебные недели) и составляет 1 час в неделю. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ АДАПТИРОВАННОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ФАКУЛЬТАТИВНОГО ЗАНЯТИЯ ОСНОВЫ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАМОТНОСТИ В результате изучения данного курса к концу 10-го класса обучающиеся должны знать: - знать и соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места, безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ; - знать состав и назначение основных устройств компьютера; - знать виды вредоносного программного обеспечения и способы защиты от него; - знать и уметь работать в программе Power Point; - знать о локальных и глобальных компьютерных сетях Интернета. В результате изучения данного курса к концу 10-го класса обучающиеся должны уметь: - вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши, работать с клавиатурным тренажѐром; - применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов; - определять назначение файла по его расширению; - создавать простейшие мультимедийные презентации; - искать информацию по известным адресам и с помощью поисковых систем; - пользоваться электронной почтой, выполняя все необходимые операции с сообщением; - работать с разными антивирусными программами. СОДЕРЖАНИЕ ФАКУЛЬТАТИВНОГО ЗАНЯТИЯ С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ 3 1. Информация и информационные процессы. Повторение правил техники безопасности и поведения в компьютерном классе. Сбор и обработка информации. Передача и хранение информации. Файл, папка, путь к файлу, размер файла. Представление информации в виде таблиц, схем, диаграмм. 2. Обработка текстовой информации. Редактирование документов (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов). Настройка параметров страницы. Нумерация и ориентация страниц. Размеры страницы, величина полей. Колонтитулы. Настройка параметров абзаца. Параметры шрифта, параметры абзаца. Форматирование текстовых документов. Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм и графических объектов. Разработка и использование стиля: абзацы, заголовки. Форматирование символов и абзацев. Вставка колонтитулов и номеров страниц. Создание документов с использованием шаблонов (визитная карточка, реферат). Создание закладок и ссылок. Сохранение документа в различных текстовых форматах. 3. Обработка графической информации. Растровая и векторная графика. Интерфейс графических редакторов. Создание изображений с помощью инструментов растрового графического редактора. Создание изображений с помощью инструментов векторного графического редактора. Использование примитивов и шаблонов. Конструирование графических объектов: выделение, объединение. Ввод изображений с помощью сканера, использование готовых графических объектов. Ввод изображений с помощью готовых графических объектов. Сканирование графических изображений. 4. Компьютерные презентации. Знакомство с программами для воспроизведения звуковых файлов и видеофайлов. Ввод информации в компьютер: запись звука, изображения. Компьютерные презентации. Элементы интерфейса программы. Дизайн презентации и макеты слайдов. Вставка рисунков. Использование фигурного текста и автофигур. 5. Мультимедийные технологии. Архивация данных. Виды вредоносного программного обеспечения. Компьютерная система Интернет. Поиск информации в сети Интернет. Электронная почта. Ф ормы организации учебных занятий Основной формой проведения учебных занятий является факультативное занятие. Оценочные материалы (формы, способы оценки достижения планируемых результатов) Оценивание планируемых результатов обучающихся осуществляется с использованием технологии "Портфолио" в сочетании с индивидуальным учѐтом образовательных достижений обучающихся: - архивирование творческих работ обучающихся, накопление других материалов; - сбор и хранение информации об участии обучающегося в конкурсах различного уровня в акциях, проектах и мероприятиях. 4 Подобная организация контроля и оценки результатов освоения программы факультативного занятия способствует формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 класс № п\п Тема урока 1. Повторение правил техники безопасности и поведения в компьютерном классе. 2. Сбор и обработка информации. 3. Передача и хранение информации. 4. Файл, папка, путь к файлу, размер файла. 5. Представление информации в виде таблиц, схем, диаграмм. 6. Редактирование документов (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов). 5 7. Настройка параметров страницы. Нумерация и ориентация страниц. 8. Размеры страницы, величина полей. Колонтитулы. Настройка параметров абзаца. Параметры шрифта, параметры абзаца. Проверочная работа. 9. Включение в текстовый документ списков и таблиц. Включение в текстовый документ диаграмм и графических объектов. 10. Разработка и использование стиля: абзацы, заголовки. 11. Форматирование символов и абзацев. 12. Вставка колонтитулов и номеров страниц. 13. Создание документов с использованием шаблонов (визитная карточка). 14. Создание документов с использованием шаблонов (реферат). 15. Создание закладок и ссылок. 16. Сохранение документа в различных текстовых форматах. Проверочная работа. 6 17. Растровая и векторная графика. Интерфейс графических редакторов. 18. Создание изображений с помощью инструментов растрового графического редактора. 19. Создание изображений с помощью инструментов векторного графического редактора. 20. Конструирование графических объектов: выделение, объединение. 21. Ввод изображений с помощью сканера, использование готовых графических объектов. 22. Ввод изображений с помощью готовых графических объектов. 23. Сканирование графических изображений 24. Знакомство с программами для воспроизведения звуковых файлов и видеофайлов. 25. Ввод информации в компьютер: запись звука, изображения. 7 26. Компьютерные презентации. Элементы интерфейса программы. 27. Дизайн презентации и макеты слайдов. Проверочная работа. 28. Вставка рисунков. 29. Использование фигурного текста и автофигур. 30. Архивация данных. Итоговая промежуточная аттестация. 31. Виды вредоносного программного обеспечения. 32. Компьютерная система Интернет. 33. Поиск информации в сети Интернет 34. Электронная почта. Проверочная работа. Всего: 34 часа. 8 9