Основы компьютерной грамотности

Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение «Ардатовская средняя школа №1»

УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ АСШ №1
____________________
С.В. Староверова.
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 5301E541C6CDDDE457C04D1B36E874BF
Владелец: Староверова Светлана Владимировна
Действителен: с 11.01.2024 до 05.04.2025

Рабочая программа по учебному курсу
«Основы Компьютерной грамотности»
10-11 класс
(для обучающихся с интеллектуальными нарушениями)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа факультативного занятия «Основы компьютерной
грамотности» для 10 класса разработана в соответствии с адаптированной
образовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) 10 -11 классов МБОУ АСШ №1, утвержденной
приказом №248/1 от 29.08.2023 года.
Основная цель обучения информатике и ИКТ направлена на обеспечение базового
уровня информационной культуры обучающегося. Эта цель может быть достигнута
только при условии непрерывности образования на основе концентрического подхода,
который
способствует повышению устойчивости знаний и приобретению навыков работы на
компьютере, обращаться за помощью и принимать помощь, слушать и понимать
инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности
Цель: формирование у обучающихся представлений о техническом обеспечении
компьютера, хранении и защите информации; знакомство обучающихся с понятием
«Интернет», изучение поисковых систем и освоение технологии поиска информации в
глобальной сети.
Задачи:

- Закрепить навыки работы в текстовом редакторе Word;
- Закрепить навыки работы при создании презентаций средствами MS PowerPoint;
- Продолжить формировать информационную культуру обучающихся, внимательность,
аккуратность, усидчивость, дисциплинированность;

- Продолжить формировать знания при соблюдении санитарных норм при работе с
компьютером, соблюдение правил техники безопасности.

Кроме этого, на занятиях решаются коррекционные задачи:

- коррекция отдельных сторон психической деятельности детей с интеллектуальными
нарушениями: внимания, пространственного восприятия, нарушений речи и
мышления, общения и др.;

- коррекция недостатков мелкой моторики рук;
- умение принимать самостоятельные решения в различных нестандартных ситуациях.
Программа включает в себя большой объем практических, творческих работ с
использованием компьютера. Работы могут проводиться в следующих формах:
- демонстрационная – работу на компьютере выполняет учитель, а обучающиеся
наблюдают;

- фронтальная – недлительная, синхронная работа обучающихся по освоению или
закреплению материала;

2

- самостоятельная – работа на компьютере в пределах одного, двух или части занятия
с индивидуальным контролем учителя;

- творческий проект – выполнение работы в группе или самостоятельно на
протяжении занятия, когда учитель воспринимается только как консультант.
МЕСТО ФАКУЛЬТАТИВНОГО ЗАНЯТИЯ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Курс «Основы компьютерной грамотности» относится к части учебного плана,
формируемой участниками образовательных отношений. Учебным планом
на
изучение рабочей программы «Основы компьютерной грамотности» в 10 классе
предусмотрено 34 часа (34 учебные недели) и составляет 1 час в неделю.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ
АДАПТИРОВАННОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ФАКУЛЬТАТИВНОГО ЗАНЯТИЯ ОСНОВЫ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАМОТНОСТИ

В результате изучения данного курса к концу 10-го класса обучающиеся должны
знать:
- знать и соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места,
безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ; - знать состав и назначение
основных устройств компьютера;
- знать виды вредоносного программного обеспечения и способы защиты от него;
- знать и уметь работать в программе Power Point;
- знать о локальных и глобальных компьютерных сетях Интернета.
В результате изучения данного курса к концу 10-го класса обучающиеся должны
уметь:
- вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши, работать с
клавиатурным тренажѐром;
- применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования
простейших текстов;
- определять назначение файла по его расширению;
- создавать простейшие мультимедийные презентации;
- искать информацию по известным адресам и с помощью поисковых систем;
- пользоваться электронной почтой, выполняя все необходимые операции с сообщением;
- работать с разными антивирусными программами.

СОДЕРЖАНИЕ ФАКУЛЬТАТИВНОГО ЗАНЯТИЯ С УКАЗАНИЕМ ФОРМ
ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

3

1. Информация и информационные процессы.
Повторение правил техники безопасности и поведения в компьютерном классе. Сбор и
обработка информации. Передача и хранение информации. Файл, папка, путь к файлу,
размер файла. Представление информации в виде таблиц, схем, диаграмм.
2. Обработка текстовой информации.
Редактирование документов (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами
текстов). Настройка параметров страницы. Нумерация и ориентация страниц. Размеры
страницы, величина полей. Колонтитулы. Настройка параметров абзаца. Параметры
шрифта, параметры абзаца. Форматирование текстовых документов. Включение в
текстовый документ списков, таблиц, диаграмм и графических объектов. Разработка и
использование стиля: абзацы, заголовки. Форматирование символов и абзацев. Вставка
колонтитулов и номеров страниц. Создание документов с использованием шаблонов
(визитная карточка, реферат). Создание закладок и ссылок. Сохранение документа в
различных текстовых форматах.

3. Обработка графической информации.
Растровая и векторная графика. Интерфейс графических редакторов. Создание
изображений с помощью инструментов растрового графического редактора. Создание
изображений с помощью инструментов векторного графического редактора.
Использование примитивов и шаблонов. Конструирование графических объектов:
выделение, объединение. Ввод изображений с помощью сканера, использование готовых
графических объектов. Ввод изображений с помощью готовых графических объектов.
Сканирование графических изображений.

4. Компьютерные презентации.
Знакомство с программами для воспроизведения звуковых файлов и видеофайлов.
Ввод информации в компьютер: запись звука, изображения. Компьютерные
презентации. Элементы интерфейса программы. Дизайн презентации и макеты
слайдов. Вставка рисунков.
Использование фигурного текста и автофигур.
5. Мультимедийные технологии.
Архивация данных. Виды вредоносного программного обеспечения. Компьютерная
система Интернет. Поиск информации в сети Интернет. Электронная почта.
Ф
ормы
организации
учебных
занятий
Основной формой проведения учебных занятий
является факультативное занятие.
Оценочные материалы (формы, способы оценки достижения
планируемых результатов)
Оценивание планируемых результатов обучающихся осуществляется с
использованием технологии "Портфолио" в сочетании с индивидуальным учѐтом
образовательных достижений обучающихся:
- архивирование творческих работ обучающихся, накопление других материалов;
- сбор и хранение информации об участии обучающегося в конкурсах различного
уровня в акциях, проектах и мероприятиях.
4

Подобная организация контроля и оценки результатов освоения программы
факультативного занятия способствует формированию и поддержанию ситуации
успеха для каждого обучающегося, а также процессу обучения в командном
сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником
деятельности.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 класс
№ п\п

Тема урока

1.

Повторение правил техники безопасности и поведения в компьютерном классе.

2.

Сбор и обработка информации.

3.

Передача и хранение информации.

4.

Файл, папка, путь к файлу, размер файла.

5.

Представление информации в виде таблиц, схем, диаграмм.

6.

Редактирование документов (вставка, удаление и замена символов, работа с
фрагментами текстов).

5

7.

Настройка параметров страницы.
Нумерация и ориентация страниц.

8.

Размеры страницы, величина полей. Колонтитулы.
Настройка параметров абзаца.
Параметры шрифта, параметры абзаца.

Проверочная работа.
9.

Включение в текстовый документ списков и таблиц. Включение в текстовый документ
диаграмм и графических объектов.

10.

Разработка и использование стиля: абзацы, заголовки.

11.

Форматирование символов и абзацев.

12.

Вставка колонтитулов и номеров страниц.

13.

Создание документов с использованием шаблонов (визитная карточка).

14.

Создание документов с использованием шаблонов (реферат).

15.

Создание закладок и ссылок.

16.

Сохранение документа в различных текстовых форматах.
Проверочная работа.

6

17.

Растровая и векторная графика. Интерфейс графических редакторов.

18.

Создание изображений с помощью инструментов растрового графического редактора.

19.

Создание изображений с помощью инструментов векторного графического редактора.

20.

Конструирование графических объектов: выделение, объединение.

21.

Ввод изображений с помощью сканера, использование готовых графических объектов.

22.

Ввод изображений с помощью готовых графических объектов.

23.

Сканирование графических изображений

24.

Знакомство с программами для воспроизведения звуковых файлов и видеофайлов.

25.

Ввод информации в компьютер: запись звука,
изображения.

7

26.

Компьютерные презентации. Элементы интерфейса программы.

27.

Дизайн презентации и макеты слайдов.

Проверочная работа.
28.

Вставка рисунков.

29.

Использование фигурного текста и автофигур.

30.

Архивация данных.

Итоговая промежуточная аттестация.
31.

Виды вредоносного программного обеспечения.

32.

Компьютерная система Интернет.

33.

Поиск информации в сети Интернет

34.

Электронная почта.
Проверочная работа.

Всего: 34 часа.

8

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».