Этика и психология семейной жизни

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ардатовская средняя школа №1»

УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ АСШ №1
____________________
С.В. Староверова
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 5301E541C6CDDDE457C04D1B36E874BF
Владелец: Староверова Светлана Владимировна
Действителен: с 11.01.2024 до 05.04.2025

Рабочая программа по учебному предмету
«Этика и психология семейной жизни»
10-11 класс
(для обучающихся с интеллектуальными нарушениями)

Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету этика и психология семейной жизни
разработана в соответствии с адаптированной образовательной программой образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 10-11
классов МБОУ АСШ №1, утвержденной приказом № 248/1 от 29 августа 2023 года.
Семье принадлежит основная роль в формировании нравственных начал, жизненных
принципов ребенка. Семья создает личность или разрушает ее, во власти семьи укрепить
или подорвать психическое здоровье ее членов. Семья поощряет одни личностные
влечения, одновременно препятствуя другим, удовлетворяет или пресекает личные
потребности. Семья структурирует возможности достижения безопасности, удовольствия
и самореализации. Она указывает границы идентификации, способствует появлению у
личности образа своего “Я”. Вот почему в школе должным образом следует обратить
внимание на преподавание такого предмета как «Этика и психология семейной жизни».
По пути создания семейной жизни пойдут почти все, а о сути этого явления, факторах
необходимых для образования и поддержания крепкой и здоровой семьи в школе
говорится крайне мало. У выпускников с интеллектуальными нарушениями возникают
проблемы адаптации к современным условиям жизни, трудности с поиском работы,
созданием семьи, воспитанием своих детей. Обучение элементарным сведениям о
правилах взаимоотношений между людьми, принятых в обществе, их направленная
ориентация на высокие эталоны нравственности и личные характеристики человека, такие,
как справедливость, совесть, долг, ответственность, являются основным смыслом учебновоспитательного процесса.
Курс «Этика и психология семейной жизни» направлен на приобретение знаний и
умений об устройстве семьи, взаимоотношениях, традициях. Вопросы сексуального
просвещения не входят в содержание данного курса.
Цели обучения
Главной учебной целью является формирование у обучающихся с интеллектуальными
нарушениями представлений о семье, ее значения в жизни человека, потребности в ее
создании, готовности вступлению брак, созданию крепкой и прочной семьи.
В процессе работы по данной программе предстоит решить следующие задачи:
1. Знакомство со свойствами и особенностями человеческой личности, понимание
своего «Я».
2. Формировать представления о различных социальных ролях людей в семье: мать,
жена, муж, отец и т.д.
3. Обучать правильным способам взаимодействия между людьми, живущими в одной
семье.
4. Формировать представление о личностных качествах людей, необходимых для
создания крепкой семьи, учитывая эти знания при выборе спутника жизни.
5. Сообщить необходимые знания о роли родителей в воспитании детей, их
ответственности за их здоровье и воспитание.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебный предмет этика и психология семейной жизни входит в предметную область
" Обществознание" и относится к обязательной части учебного плана образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Учебным
планом курс этика и психология семейной жизни рассчитан на 34 часа и составляет 1
час в неделю.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ
АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
Принятие семьи как ценности в современной жизни. Понимание ответственности,
связанной с заключением брака, рождением и воспитанием детей.
Обучающиеся должны знать:
●

Основы семейных отношений;

●

нравственно-духовные устои семьи, ее трудовую атмосферу, психологический
климат;

●

семейные традиции;

●

формы организации досуга и отдыха семьи;

●

возможные причины возникновения неблагополучных семей.
Обучающиеся должны уметь:

●

определять основные обязанности родителей по отношению к детям;

●

анализировать различные семейные ситуации и давать им правильную оценку;

●

беречь и приумножать духовно-нравственные основы семьи;

●

организовать семейный праздник и приготовить подарок своими руками.

Основной формой организации учебных занятий является урок.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
I.

Введение – 1 час

Предполагает знакомство обучающихся с новым предметом «Этика и психология
семейной жизни» как система знаний о правилах взаимоотношений между людьми,
отдельным человеком и обществом, о членах семьи и их ролях.
II. Любовь и брак – 6 часов
Что такое любовь и возможен ли брак по любви? Этим 2-м главным вопросам посвящен
этот раздел курса. Следует отличать любовь и влюбленность. Влюбленным мы вступаем в
брак. Настоящая любовь рождается в браке. В разделе рассматриваются также такие

нравственные качества как целомудрие и верность. Уделяется внимание разным способам
выражения любви в браке.
III. Брак и семья – 6 часов
В этом разделе уделяется внимание вопросам как создать настоящую семью, и какие
функции выполняет семья. Заключив брак, молодые люди еще не создали семьи,
необходимо потрудиться, чтобы союз любящих сердец стал семьей. Функциями семьи
является рождение детей и воспитание детей.
Когда можно вступить в брак и кто в доме главный? Это следующая группа вопросов в
разделе. Готовность к браку определяется не только биологическим возрастом человека,
но и способностью брать и нести ответственность за себя и других вверенных ему людей.
Главенство в доме должно принадлежать мужу.
В разделе уделяется внимание нравственным вопросам: измена и ревность супругов – это
то, что разрушает семью.
IV. Семья и дети – 7 часов
Появление детей – событие в семье. Семья проверяется на прочность. Это время, когда
любящие супруги, перестают смотреть только друг на друга. И обращают свои взгляды на
третьего. Умение терпеть, жертвовать собой, прощать – эти качества как никогда
проявляются с рождением ребенка. В разделе рассматриваются вопросы: сколько должно
быть детей в семье, что такое зачатие и как оно происходит.
Последствия аборта и нежелание иметь детей. Как сохранить здоровье семьи и будущего
потомства.
V. Основы социализации – 5 часов
В этом разделе рассматриваются юридические вопросы брака. Предлагаются такие темы
как: «Условия и порядок заключения брака», «Чем различаются гражданский и
церковный брак», « как распределяется имущество супругов в браке», «Какие права и
обязанности имеют родители и дети», «Как осуществляется развод». VI. Духовные и
материальные потребности семьи –8 часов
«Важней всего погода в доме» - поется в песне. Действительно, как важно иметь
благоприятную обстановку в семье. Она залог крепкой, дружной семьи. Как ее создать,
какие потребности имеет семья - этим вопросам посвящен последний раздел курса. Труд –
основа материального благополучия семьи.
Участие детей в трудовой жизни семьи. Семейные праздники, детские увлечения,
совместные прогулки, походы на природу. Семейный бюджет: заработная плата супругов,
пенсия. Питание. Одежда. Коммунальные платежи и транспортные расходы.
VII. Повторение – 1 час
Повторение по курсу «Этика и психология семейной жизни».

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Содержание
Введение
Любовь и брак

Количество часов
1
6

Брак и семья

6

Семья и дети
Основы социализации

7
5

Духовные и материальные потребности
Повторение

8
1

Итого

34

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
урока по п\п

Тема урока

Количест во часов

Введение
1.

«Этика и психология семейной жизни» как
система знаний о правилах взаимоотношений
между членами семьи и их ролях.

1

2.

Что такое любовь?

1

3.

Возможен ли брак по любви?

1

4.

Привычка или любовь. Признание в любви.

1

5.

Умение хранить верность.

1

6.

Способы выражения любви.

1

7.

Обобщающий урок по разделу «Любовь и
брак».
Брак и семья

1

8.

Как вступать в брак?

1

9.

Готовность к браку – брачный возраст.

1

10.

Семья и ее функции.

11.

Кто в доме главный? Этапы развития семьи.

1

12.

Поступки против семьи: измена и ревность.

13.

Обобщающий урок по разделу «Брак и семья».

14.

Дети.

15.

Сколько должно быть детей?

16.

Как зарождается жизнь?

17.

Прерывание беременности. Опасные последствия.

18.

Нежелание иметь детей (планирование семьи).

19.

Здоровье семьи и будущего потомства.

20.

Обобщающий урок по разделу «Семья и дети».

21.

Условия и порядок заключения брака.

22.

Гражданский и церковный брак.

23.

Имущество супругов и брачный договор.

24.

Права и обязанности родителей и детей Прекращение брака.

25.

Обобщающий урок по разделу «Основы социализации»

26.

«Важней всего погода в доме» (о нравственном

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1.Литература:
1. Азаров Ю.Р. Семейная педагогика. - М., 1985.
2. Аверинцев С.С. Любовь. В кн.: БСЭ, 15-е изд., 1987. Т.15
3. Сокольникова Э.И. Семья как царство любви и добра. Хрестоматия для
старшеклассников.- Москва-Чебоксары, 1996.
4. Рождественский А.В. Семья православного христианина. - М., 1994.
5. Льюис К.С. Любовь. Страдание. Надежда. - М., 1992.
6. Протоиерей Илия Шугаев. Один раз и на всю жизнь. - М., 2010
7. Немнонов М., Данилова А. На пути к браку. Книга для молодых. - М.2011
8. Семья как чудо. – М.: Даниловский благовестник, 2012
2.Технические средства:
-ноутбук, проектор, экран, колонки.
3.Учебно-практическое оборудование:
-раздаточный дидактический материал .

Лист корректировки
рабочей программы
(календарнотематического
планирования)
______________________ учебный год
Предмет______________
Класс ________________
Учитель ______________
№
урока

Дата
проведения по
плану

Дата
фактического
проведения

Тема

Учитель _____________ (________________)
С
о
г
л
а

Количество часов
По плану Дано фактически

Причина
корректир

с
о
в
а
н
о
З
а
м
е
с
т
и
т
е
л
ь
д
и
р
е
к
т
о
р
а
:


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».