Окружающий природный мир

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Ардатовская средняя школа №1"

УТВЕРЖДЕНА
приказом
МБОУ АСШ №1
от 29.08.2023 №248/1.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
ОКРУЖАЮЩИЙ ПРИРОДНЫЙ МИР
1 дополнительный – 4 классы

Ардатов 2023г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа разработана на основе:
-

Федерального

государственного

образовательного

стандарта

образования обучающихся с обучающихся с расстройствами аутистического
спектра (вариант 8.4);
- Адаптированной основной общеобразовательной программы образования
обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.4)
Рабочая учебная программа предназначена для учащихся 1 доп.- 4
классов для детей с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью
(интеллектуальными

нарушениями),

тяжёлыми

и

множественными

нарушениями развития в ГКОУ «Школа № 56» и составлена с учётом
возрастных и психологических особенностей развития учащихся, уровня их
знаний и умений.

Цель программы – формирование представлений о живой и неживой
природе,о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к
природе.

Основные задачи
1. Уточнение имеющихся у детей представлений о живой и неживой природе,
2. Формирование новых знаний об основных ее элементах,
3. Расширение на основе наблюдений представлений о взаимосвязи живой и

неживой природы;
4. Формирование умения наблюдать за природными явлениями,

сравниватьих, составлять описания доступным обучающемуся способом;

2

5. Формирование знаний о природе своего края;
6. Обучение детей бережному отношению к природе.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Программа представлена следующими разделами:
Раздел 1. «Временные представления»
Раздел 2. «Животный мир»
Раздел 3. «Объекты природы»
Раздел 4. «Растительный мир»
Раздел 1. «Временные представления»
Содержание раздела

Ожидаемые результаты

3

 Узнавание (различение) частей Ребенок получает первые
суток (утро, день, вечер, ночь)
 Представление о сутках как о
последовательности (утро, день,
вечер, ночь)
 Соотнесение частей суток с
видами деятельности
 Определение частей суток по
расположению солнца

4

представления о единицах измерения
времени (сутки). Знакомится с
признаками дня и ночи, утра и вечера
(например, день – на небе светит
солнце, облака, светло; ночь – на небе
появляются луна, звезды, темно),
знакомится со сменой частей суток,
ориентируясь на положение солнца в
разное время суток (утром солнце
поднимается над землей, днем – стоит
высоко, вечером – опускается к земле,
ночью – солнца нет, появляются луна
/месяц, звезды), знакомится с видами
деятельности людей в разные части
суток.

Ребенок знакомится с единицей
измерения времени – неделей,
недели
состоящей из дней; получает
представления о днях недели, их
 Представление о неделе как о
названии, последовательности,
последовательности 7 дней
связывает их с определёнными
 Различение выходных и рабочих видами деятельности (например, в
понедельник хожу в бассейн); учится
дней
различать рабочие и выходные дни.
 Соотнесение дней недели с
определенными видами
деятельности
 Узнавание (различение) дней

 Узнавание (различение) месяцев Ребенок получает представление о
годе как единице измерения времени.
 Представление о годе как о
Он учится называть отдельные
последовательности 12 месяцев месяцы, месяцы по сезонам. Ребенок
знакомится с календарём, видами
 Соотнесение месяцев с
календарей, учится ориентироваться
в календаре (определять год, текущий
временами года
месяц, дни недели, предстоящую дату
 Узнавание (различение)
и т.д.).
календарей (настенный,
настольный и др.)
 Ориентация в календаре
(определение года, текущего

5

месяца, дней недели,
предстоящей даты и т.д.)

Ребенок получает представление о
характерных признаках времени года,
учится их называть, наблюдает за
изменениями в природе, погоде
(например, осенью листья становятся
желтыми, красными, оранжевыми,
опадают; изменяется долгота дня,
изменяется температура, часто идет
дождь); знакомится с сезонными
изменениями, происходящими в
жизни животных (например, зимой
медведь спит) и человека (например,
весной сажают растения).

 Узнавание (различение) времен
года (весна, лето, осень, зима)
по характерным признакам
 Представление о годе как о
последовательности сезонов
 Знание изменений,
происходящих в жизни
человека в разное время года
 Знание изменений,
происходящих в жизни
животных в разное время года

 Знание изменений,
происходящих в жизни
растений в разное время года
 Узнавание
(различение) Ребенок получает представление о
явлениях природы, их особенностях,
явлений
природы
(дождь,
учится различать и называть явления
Учится
соотносить
снегопад, листопад, гроза, природы.
явление природы с временем года.
радуга, туман, гром, ветер)


Соотнесение явлений природы
с временем года



Рассказ о погоде текущего дня

Раздел 2. «Животный мир»
6

Содержание раздела

Ожидаемые результаты

 Знание строения животного

Знание строения животного

(голова, туловище, лапы, ноги,

(голова, туловище, шерсть, лапы,

рога, хвост, копыта, грива,

хвост, ноги, копыта, рога);

шерсть, вымя, пятачок, уши)

Ребенок
получает
представление о животном, его
строении на примере собаки и
лошади, их отличии от других
представителей
животного
мира.

 Знание основных признаков
животного
 Установление связи строения
тела животного с его образом
жизни
 Узнавание

(различение)

Узнавание (различение) домашних

домашних животных (корова, животных (корова, свинья, лошадь,
свинья, лошадь, коза, овца

коза, овца (баран), кот, собака);

(баран), кот, собака)
 Знание

Знание чем питаются домашние
домашних животные;

питания

Ребенок знакомится

животных

 Знание способов передвижения домашними
домашних животных
 Объединение

животных

в

группу «домашние животные»
 Знание

значения

домашних

животных в жизни человека
 Уход

за

домашними

животными (котом, собакой и
др.)

с

животными,

особенностями их внешнего
вида, звуками, которые издают
домашние животные, узнает, чем
они питаются, как
передвигаются. Ребенок учится
называть их, объединять
в группу по месту обитания
(живут рядом
с
человеком,
и
он ухаживает за ними),
знакомится со значением животных
в жизни

 Узнавание
(различение)
детенышей домашних
7

животных
(теленок,
поросенок,

жеребенок,
козленок,
ягненок,
котенок,
щенок)

человека, учится ухаживать за
ними; знакомится с детенышами
домашних животных.

Узнавание

 Узнавание (различение) диких

(различение)

диких

животных (лиса, заяц, волк,

животных (лиса, заяц, волк, медведь,

медведь, лось, белка, еж, кабан,

лось, белка, еж, кабан, тигр);

тигр)

Ребенок знакомится с дикими
животными, особенностями их
 Знание питания диких
внешнего вида, их питанием,
способом передвижения. Ребенок
животных
учится называть их, объединять в
 Знание способов передвижения
группу по месту обитания (живут в
лесу, сами добывают себе корм);
диких животных
знакомится с детенышами диких
 Объединение диких животных в животных.
группу «дикие животные»
 Знание значения диких
животных в жизни человека
 Узнавание (различение)
детенышей диких животных
(волчонок,

лисенок,

медвежонок, зайчонок,
 бельчонок, ежонок)

8

Ребенок знакомится с
животными, обитающими в
животных, обитающих в природных
природных зонах холодного и жаркого
поясов, особенностями их внешнего
зонах холодного
вида, питанием, способом
пояса (белый медведь, пингвин, передвижения. Ребенок учится
называть их, объединять в группу по
олень, песец, тюлень, морж)
месту обитания (живут в холодных
 Установление связи строения климатических условиях, жарких
климатических условиях, сами
животного с его местом обитания
добывают себе корм); знакомится с
 Знание питания животных
детенышами животных.
 Знание способов передвижения
 Узнавание

(различение)

животных
 Узнавание

(различение)

животных, обитающих в природных
зонах жаркого пояса (верблюд, лев,
слон,

жираф,

зебра,

черепаха,

носорог, обезьяна, бегемот,
крокодил)

9



Знание строения птицы



Установление связи строения

Ребенок получает
представление о строении птицы на

тела птицы с ее образом жизни примере голубя, его отличии от


Знание питания птиц

других представителей животного



Узнавание (различение)

мира. Их тело приспособлено к

домашних птиц (курица

полету, хотя некоторые виды птиц,

(петух), утка, гусь, индюк)

например киви и пингвины,



Знание особенностей внешнего потеряли способность летать. Перья
вида птиц

имеют важное значение в жизни



Знание питания птиц

птицы: сохраняют тепло тела и



Объединение домашних птиц в защищают птицу от намокания;







группу «домашние птицы»

благодаря перьям крыльев птицы

Знание значения домашних

могут летать, оперение придает телу

птиц в жизни человека

птицы обтекаемую форму, которая

Узнавание (различение)

также облегчает передвижение в

детенышей домашних птиц

воздухе. Птицы издают

(цыпленок, утенок, гусенок,

разнообразные звуки. Одни

индюшонок)

используют для этого клюв, другие

— оперение. Большинство птиц
Узнавание (различение)
зимующих птиц (голубь,
голосовыми сигналами и песнями
ворона, воробей, дятел, синица,
общаются друг с другом.
снегирь, сова)
Ребенок знакомится с

10



Узнавание (различение)

домашними птицами,

перелетных птиц (аист,

особенностями их внешнего вида,

ласточка, дикая утка, дикий

звуками, которые издают домашние

гусь, грач, журавль)

птицы, чем питаются, как



Знание питания птиц

передвигаются.



Объединение перелетных птиц







Ребенок

называть

их,

в группу «перелетные птицы»

объединять в группу по месту

Объединение зимующих птиц

обитания (живут рядом с человеком,

в группу «зимующие птицы»

и он ухаживает за ними), знакомится

Знание значения птиц в жизни

со

человека, в природе

человека; знакомится с детенышами

Узнавание (различение)

домашних птиц.

водоплавающих птиц (лебедь,



учится

значением

птиц

в

жизни

Ребенок знакомится с птицами,

утка, гусь, пеликан)

особенностями их внешнего вида,

Знание значения птиц в жизни
человека, в природе

их

питанием,

передвижения.

способом

Ребенок

учится

называть их, объединять в группу по
месту обитания (живут в лесу, в
городе). Значение птиц в жизни
человека и в природе. Ребенок
получает представление о зимующих
и перелетных птицах, учится
объединять их в группы. Внимание
обращается на то, что зимующие
птицы нуждаются в заботе человека
(корм, кормушки).
Ребенок
знакомится
с
водоплавающими птицами, местом
11

обитания,
особенностями
внешнего вида, их питанием,

12

их

способом передвижения, учится
называть их, определять значение
птиц в жизни человека, в
природе.


Знание строения рыбы (голова,

Знание строения рыбы (голова,
туловище, хвост, плавники, жабры);

туловище, хвост, плавники,
жабры); установление связи

Установление связи строения тела

строения тела рыбы с ее

рыбы с ее образом жизни;

образом жизни

Ребенок получает представление



Знание питания рыб



Узнавание (различение) речных окуня, его отличии от других

о строении рыбы на примере

рыб (сом, окунь, щука)






представителей животного мира.

Знание значения речных рыб в

Ребенок получает представление о

жизни человека, в природе

рыбах,

Узнавание (различение)

вида, способе передвижения, их

морских обитателей (кит,

питании (едят водоросли, других

дельфин, морская звезда,

рыб). Ребенок учится узнавать их по

медуза, морской конек,

внешнему

осьминог, креветка)

знакомится со значением рыб в

Знание строения морских

жизни человека, в природе.

обитателей; установление связи



особенностях

виду,

внешнего

называть;

Узнавание (различение) морских

строения тела морского

обитателей (кит, дельфин, морская

обитателя с его образом жизни

звезда, медуза, морской конек,

Знание питания морских

осьминог, креветка);

Ребенок
знакомится
с
морскими
обитателями,
 Знание значения морских
особенностями их внешнего
питания,
способами
обитателей в жизни человека, в вида,
передвижения;
природе
обитателей

13

Знание строения насекомого;

 Знание строения насекомого;

Установление связи строения тела

установление связи строения
тела насекомого с его образом

насекомого с его образом жизни;
Ребенок получает представление о

жизни
 Знание питания насекомых

строении насекомого на примере

 Узнавание (различение) речных жука,
насекомых (жук, бабочка,

его

отличии

от

других

представителей животного мира.

стрекоза, муравей, кузнечик,

Ребенок знакомится с насекомыми,

муха, комар, пчела, таракан)

особенностями их внешнего вида, их

 Знание способов передвижения питанием; учится узнавать и называть
насекомых
 Знание значения насекомых в
жизни человека, в природе

их, объединять в группы по способу
передвижения (например, бабочка –
летает, кузнечик – прыгает, муравей –
ползает). Ребенок получает
представления о насекомых,
приносящих пользу человеку
(например, пчела – выработка меда,
приготовление лекарств; кузнечик,
муравей – едят вредных насекомых) и
вред (муха, таракан) человеку.
Внимание ребенка обращается на
соблюдение осторожности,
например,
не
трогать
муравейник, не ловить осу.

14

улей,

Раздел 3. «Объекты природы»

Содержание раздела


Узнавание Солнца



Знание значения солнца в
жизни человека и в природе



Узнавание Луны



Знание значения луны в жизни
человека и в природе



Узнавание (различение)
небесных тел (планета, звезда)



Знание знаменитых
космонавтов



Узнавание изображения Земли
из космоса



Узнавание глобуса – модели

Ожидаемые результаты
Ребенок получает представление о
Солнце как источнике тепла и
света, знакомится со значением
солнца в жизни человека и в природе.
Солнечный свет необходим всему
живому: человеку, животным,
растениям. Для роста растений и
живых организмов нужен
солнечный свет. В сильную жару
нужно носить головной убор,
нельзя долго загорать на солнце.
Ребенок получает представление о
Луне как спутнике Земли, который
движется вокруг нее (Луна - небесное
теле, расположенное в космосе ближе
всего к Земле). На Луне нет воздуха
и, поэтому, там не может быть жизни.
Ребенок знакомится с формой луны,
получает представления о том, что

Земли


Знание свойств воздуха



Знание значение воздуха в
природе и жизни человека



Различение земли, неба



Определение
месторасположения земли и
неба

15

 Определение

человек всегда видит только одну

месторасположения объектов на стороны Луны, что Луна никогда не
земле и небе

меняет форму, хотя мы ее видим

 Узнавание (различение) форм разной (при ее движении вокруг
земли солнечный свет падает на Луну

земной поверхности

 Знание значения горы (оврага, и освещает различные участки).
равнины) в природе и жизни Ребенок получает представление о
небесных телах (планеты, звезды,

человека
 Изображение

земной луна, кометы и др.), Солнце как одной

поверхности на карте
 Узнавание (различение) суши
(водоема)

из звезд, Земле – планете, на которой
мы живем, знакомится с названиями
планет, созвездий (знаки Зодиака).
Рекомендуем посетить планетарий,
музей Космонавтики, Обсерваторию.
Ребенок знакомится с достижениями
в исследовании Космоса: первый
полет человека в космос, запуск
спутников, лунохода; с космонавтами
(Ю. Гагарин, В.
Терешкова и др.).
Ребенок получает представления о
том, что планета Земля – это
огромный шар, а глобус – модель
Земли, знакомится с экватором, двумя
полюсами Земли – северным и
южным. Внимание ребенка
обращается на особенности
изображения воды и суши: зелёный
— равнины, коричневый — горы,

16

голубой – вода. Ребенок учится
находить моря (океаны) и материки.
 Узнавание леса

Ребенок получает представление о
лесе как месте, где растёт много
 Знание значения леса в природе
деревьев, кустов, трав, грибов, ягод,
и жизни человека  Различение живут животные. Знакомится со
значением леса в природе и жизни
растений
человека; правилами поведения в
лесу, бережным отношением к
(животных) леса
природе (нельзя ломать ветки, сорить,
 Соблюдение правил поведения трогать муравейники и т.п.).
в лесу

 Узнавание луга

Ребенок получает представление о
луге как месте, где растёт много
 Узнавание луговых цветов
травянистых растений. Знакомится со
 Знание значения луга в природе значением луга в природе и жизни
человека (живут насекомые, пасутся
и жизни человека
животные, отдыхают люди и т.п.).

 Узнавание почвы

Ребенок получает представление о

 Знание свойств почвы

почве – верхнем слое земли. В состав

 Знание значения почвы в жизни почвы входят перегной, глина, песок,
вода, минеральные соли, воздух.

человека

Знакомится с главным свойством

 Узнавание (различение)
полезных ископаемых (уголь,

почвы – плодородием; значением

нефть, гранит, торф, гранит,

почвы в природе, в народном

известняк, песок, глина,

хозяйстве. Внимание обращается на

алюминий, медь, золото)

охрану почв.
Узнавание (различение)
полезных ископаемых (уголь, нефть,

 Знание способов добычи
полезных ископаемых

17



Знание значения полезных
ископаемых в жизни человека

гранит, торф, гранит,
известняк, песок, глина,
алюминий, медь, золото);
Ребенок

получает

представление

о

некоторых

полезных ископаемых (уголь,
нефть, торф – горючие полезные
ископаемые; гранит, известняк,
песок,

глина

материал;

-

строительный

алюминий,

медь

–

цветные металлы), знакомится со
способами

добычи

и

их

использованием.

 Узнавание воды

Например, продукты переработки
нефти
(бензин,
керосин)
используют в качестве горючего для
машин,
из
золота
делают
ювелирные украшения, гранит
используют при строительстве
зданий. Внимание обращается на
экономное использование недр
земли.
Узнавание воды;

 Знание свойств воды

Ребенок получает
представление о воде, наблюдая
за водой в быту и природе (вода
из крана, колодца, в реке, дождь),
знакомится со свойствами воды
(текучая, прозрачная, без цвета,
запаха, вкуса, способна
растворять

 Знание значения воды в
природе и жизни человека
 Узнавание реки
 Знание значения реки (ручья) в
природе и жизни человека
 Соблюдение правил поведения
18

на реке

некоторые вещества (сахар, соль),

 Узнавание водоема

непостоянство формы, три состояния

 Знание значения водоемов в
природе и жизни человека

– пар, жидкость, лед); значением
воды в природе и жизни человека

 Соблюдение правил поведения (пьют, поливают, моются, стирают,
на озере (пруду)
готовят). Познакомить ребенка с
необходимостью

употребления

в

пищу чистой воды.
Знание значения реки (ручья) в
природе и жизни человека;
Ребенок получает представление о
реке (ручье) как месте, где течет вода,
есть два берега; знакомится со
значением реки (ручья, родника) в
природе и жизни человека (живут
рыбы, животные пьют воду, можно
купаться, плавать на лодке и т.п.).
Ребенок знакомится с правилами
поведения на реке (нельзя купаться без
взрослых, заходить на глубину,
набирать воду в рот).
Соблюдение правил поведения на
озере (пруду)
Ребенок получает представление о
водоеме (озеро, пруд, море) как
месте, где много стоячей воды, есть
берег; знакомится со значением
водоемов в природе и жизни
человека (живут рыбы,
19

животные пьют воду, можно
купаться, плавать на лодке и т.п.).
Ребенок знакомится с правилами
поведения на озере, пруду.
 Узнавание огня

Узнавание огня;

 Знание свойств огня (полезные

Ребенок получает представление

свойства, отрицательное)

об

огне,

(например,

 Знание значения огня в жизни

наблюдая
пламенем

за

огнем
горящей

свечи), знакомится со значением

человека

огня в жизни человека: полезные

 Соблюдение правил обращения
с огнем

свойства огня - тепло и свет
(освещает, согревает, используется
при приготовлении пищи). Особое
внимание ребенка обращается на
отрицательное свойство огня подвижность, на опасность, которую
несет огонь (пожар). Ребенок
знакомится с правилами обращения с
огнем.

Раздел 4. «Растительный мир»
Содержание раздела
 Узнавание

(различение)

растений (дерево, куст, трава)
 Узнавание (различение) частей
растений
(корень,
ствол/
стебель, ветка, лист, цветок)

Ожидаемые результаты
Ребенок получает представление о
растениях, их отличительных
признаках (например, дерево —
ствол, трава - низкая и т.п.); учится
различать части растений (корень,

20

 Знание значения частей

ствол/ стебель, ветка, лист, цветок),
называть их. Внимание обращается на
значение каждой части растения.
Например, листья образуют
питательные вещества на свету, из
них происходит испарение воды,
растение дышит при помощи листа.
Ребенок знакомится со значением
растений в природе и жизни человека.

растения
 Знание значения растений в
природе и жизни человека

 Узнавание

узнавание (различение)

(различение)

деревьев (берёза, дуб, клён, ель, деревьев (берёза, дуб, клён, ель,
осина, сосна, ива, каштан);

осина, сосна, ива, каштан)

Ребенок знакомится с
деревьями, отличительными
корень, ветки, листья)
особенностями; учится называть их,
 Узнавание
(различение) объединять в группы (хвойные,
лиственные). Ребенок получает
плодовых деревьев (вишня, представления о значении деревьев в
природе и жизни человека (например,
яблоня, груша, слива)
очищают воздух, используют в
 Узнавание
(различение) строительстве).
лиственных и хвойных деревьев
 Знание строения дерева (ствол,

 Знание значения деревьев в
природе и жизни человека
 Узнавание (различение)
кустарников (орешник,
шиповник, крыжовник,
смородина, бузина, боярышник)

Ребенок знакомится с лесными и
садовыми
кустарниками,
особенностями строения, учатся
различать деревья и кустарники,
знакомятся с плодами кустарников

21

 Знание особенностей внешнего (крыжовник, шиповник, смородина и
др.). Особое внимание обращается на
строения кустарника
то, что есть ядовитые ягоды, их рвать
 Узнавание (различение) лесных нельзя.
и садовых кустарников
 Знание значения кустарников в
природе и жизни человека
 Узнавание (различение) фруктов

Узнавание (различение) фруктов

(яблоко, банан, лимон, апельсин, (яблоко, банан, лимон, апельсин,
груша,

мандарин,

персик, груша, мандарин, персик, абрикос,

абрикос, киви) по внешнему киви) по внешнему виду (вкусу,
виду (вкусу, запаху)
 Различение

съедобных

запаху);
и

Ребенок учится узнавать фрукт по
внешнему виду, запаху, вкусу;
несъедобных частей фрукта
различать съедобные и несъедобные
 Знание значения фруктов в части фрукта; знакомится с местом,
где растут фрукты (на дереве в саду).
жизни человека
Ребенок знакомится со значением
 Знание способов переработки фруктов в жизни человека, получает
представления о сборе урожая,
фруктов
знакомится со способами их
переработки (изготовление сока,
варенья, джема и др.).

 Узнавание (различение) овощей
(лук, картофель, морковь,
свекла, репа, редис, тыква,
кабачок, перец) по внешнему
виду (вкусу, запаху)

Ребенок учится узнавать овощи
по внешнему виду, запаху, вкусу;
различать
съедобные
и
несъедобные
части
овоща;
знакомится с местом, где растут

22

 Различение

съедобных

и овощи (на грядке в огороде). Ребенок
знакомится со значением овощей в
несъедобных частей овоща
жизни человека, получает
 Знание значения овощей в представления о сборе урожая,
знакомится со способами переработки
жизни человека
овощей (варка, жарка, засол,
 Знание способов переработки маринование и др.).
овощей
 Узнавание (различение) ягод

Ребенок учится узнавать ягоды по
внешнему виду, запаху, на вкус,
(смородина, клубника, малина,
называть их; учится объединять в
группы по месту, где растут (лесные,
крыжовник, земляника,
садовые). Внимание ребенка
черника, ежевика, голубика,
обращается на то, что некоторые
брусника, клюква) по внешнему ягоды растут на кустах (например,
смородина, крыжовник), другие на
виду (вкусу, запаху)
маленьких кустиках (например,
брусника, черника), а некоторые
 Различение лесных и садовых
ягоды являются плодами травянистых
ягод
растений (например, земляника).
Знакомится со значением ягод в
 Знание значения ягод в жизни
жизни человека, со способами
человека
переработки (изготовление сока,
варенья, джема и др.). Внимание
 Знание способов переработки
ребенка обращается на соблюдение
ягод
мер предосторожности (не брать, не
есть незнакомые ягоды).

 Узнавание (различение) грибов Ребенок учится узнавать грибы
по внешнему виду, знакомится с
(белый
гриб,
мухомор,
их строением, учится различать и
подберёзовик, лисичка,

23

подосиновик,

опенок,

поганка,
шампиньон)

вешенка,
по

внешнему

виду
 Знание строения гриба (ножка,
шляпка)
 Различение съедобных и
несъедобных грибов

называть их; определять место, где
растут грибы (лес), объединять в
группы (съедобные/ несъедобные
грибы). Ребенок знакомится со
значением грибов в природе и жизни
человека, со способами их
переработки (варка, жарка, засол,
консервирование). Внимание ребенка
обращается на соблюдение мер
предосторожности (не брать
незнакомые грибы, не есть сырые,
незнакомые грибы).

 Знание значения грибов в
природе и жизни человека
 Знание способов переработки
грибов
 Узнавание (различение)

Узнавание

садовых цветочно-

(различение)

декоративных растений (астра,

декоративных

гладиолус, георгин, тюльпан,

гладиолус,

нарцисс, роза, лилия, пион,

нарцисс,

гвоздика)

гвоздика);

садовых

цветочно-

растений
георгин,

роза,

лилия,

(астра,
тюльпан,
пион,

Ребенок
учится
узнавать
цветочно-декоративные растения по
дикорастущих цветочновнешнему виду, знакомится с их
строением, учится различать и
декоративных растений
называть их; определять место, где
(ромашка, фиалка, колокольчик, растут цветы (луг, сад, лес). Ребенок
знакомится
с
особенностями
лютик, василек, подснежник,
выращивания
цветочноландыш)
декоративных
растений,
их
значением в природе и жизни
 Знание строения цветов
человека.
(корень, стебель, листья,
 Узнавание (различение)

цветок);
 Соотнесение цветения
24

цветочно-декоративных

растений с временем года
 Знание значения цветочнодекоративных растений в
природе и жизни человека

25

Ребенок знакомится с травянистыми
растениями, их строением, местом
произрастания; учится узнавать
дикорастущие
травы,
пряные
травянистые растения, за которыми
ухаживает человек, по внешнему
виду, запаху, учится различать и
называть их; определять место, где
они растут (в огороде на грядке).
Ребенок знакомится со значением
трав в жизни человека.

 Узнавание травянистых
растений
 Узнавание (различение)
культурных и дикорастущих
травянистых растений
(петрушка, укроп, базилик,
кориандр, мята, одуванчик,
подорожник, крапива)
 Знание значения трав в жизни
человека
 Узнавание (различение)
лекарственных растений
(зверобой, ромашка, календула
и др.)
 Знание значения
лекарственных растений в
жизни человека
 Узнавание
(различение)

Ребенок получает представление о
комнатных растениях, их отличии от
комнатных растений (герань,
дикорастущих растений (комнатное
растение растет в помещении, в
кактус, фиалка, фикус)
горшке, за ним ухаживает человек),
 Знание строения растения
строении; знакомится с
 Знание особенностей ухода за
комнатными растениями


Знание значения комнатных особенностями ухода за комнатными
растений в жизни человека
растениями (подкормка,
температурный и световой режим,
полив), значением в жизни человека
(украшение помещения, очищение
воздуха в помещении).

26

 Узнавание (различение)

Узнавание

зерновых культур (пшеница,

(различение) зерновых культур

просо, ячмень, рожь, кукуруза,

(пшеница, просо, ячмень, рожь,

горох, фасоль, бобы) по

кукуруза, горох, фасоль, бобы) по

внешнему виду

внешнему виду;

 Значения зерновых культур в
жизни человека

Ребенок знакомится с зерновыми
культурами, их строением, учится
различать по внешнему виду,
называть их; знакомится с местом,
где растут зерновые культуры (на
грядке в огороде, поле). Получает
представление о значении зерновых
культур в жизни человека; уважении
к труду хлебороба, уважительному
отношению к хлебу.

 Узнавание (различение)

Ребенок знакомится с растениями,
растущими в природных зонах
холодного пояса, их особенностями
в зависимости от климатических
условий (деревья низкие, небольшое
количество

растений природных зон
холодного пояса (мох,
карликовая береза)
 Знание особенностей растений
природных зон холодного

27

пояса
 Узнавание (различение)
растений природных зон
жаркого пояса (кактус,
верблюжья колючка, пальма,
лиана, бамбук)
 Знание особенностей растений
природных зон жаркого пояса

растений). Ребенок учится различать
и называть их. Ребенок знакомится с
растениями,
растущими
в
природных зонах жаркого пояса, их
особенностями в зависимости от
климатических условий (например, в
засушливых
местах
листья
маленькие,
колючки,
длинный
корень). Ребенок учится различать и
называть их.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
Личностные и предметные результаты;
Физические характеристики персональной идентификации:
- определяет свои внешние данные (цвет глаз, волос, рост и т.д.);
- определяет состояние своего здоровья;
Гендерная идентичность
- определяет свою половую принадлежность (без обоснования);
Возрастная идентификация
- определяет свою возрастную группу (ребенок, подросток, юноша); проявляет уважение к людям старшего возраста.
«Уверенность в себе»
- осознает, что может, а что ему пока не удается;
«Чувства, желания, взгляды»
- понимает эмоциональные состояния других людей;
- понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.);
- проявляет собственные чувства;
«Социальные навыки»
28

- умеет устанавливать и поддерживать контакты;
- умеет кооперироваться и сотрудничать;
- избегает конфликтных ситуаций;
- пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия
установ

для

- использует элементарные формы речевого этикета;
- принимает доброжелательные шутки в свой адрес;
- охотно участвует в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх,
инсценировках, хоровом пении, танцах и др., в создании совместных панно,
рисунков, аппликаций, конструкций и поделок и т. п.);
Мотивационно – личностный блок
- испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне)
- стремится помогать окружающим
Биологический уровень
- сообщает

о

дискомфорте,

вызванном внешними факторами

(температурный режим, освещение и. т.д.)
- сообщает об изменениях в организме (заболевание,

ограниченность

некоторых функций и т.д.)
Осознает себя в следующих социальных ролях:
- семейно–бытовых;
Развитие мотивов учебной деятельности:
- проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить

одобрение,

получить хорошие отметки);
Ответственность за собственное здоровье, безопасность и жизнь
- осознает, что определенные его действия несут опасность для него;
Ответственность за собственные вещи
- осознает ответственность, связанную с сохранностью его вещей: одежды,
игрушек, мебели в собственной комнате;
29

Экологическая ответственность
- не мусорит на улице;
- не ломает деревья;
Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств:
- воспринимает и наблюдает за окружающими предметами и явлениями,
рассматривает или прослушивает произведений искусства;
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками:
принимает участие в коллективных делах и играх;
- принимать и оказывать помощь.

Содержание программы
1 дополнительный класс
Понятие сутки. Понятие год. Окружающая природа. Явления природы.
Основные признаки животного. Общие представления о группах животных.
Птицы. Рыбы. Насекомые. Объекты природы (солнце). Знакомство с лесом. Лес место, где растёт много деревьев, кустов, трав, грибов, ягод, живут животные.
Представление о воде. Вода в быту и природе. Представление о растениях.
Фрукты (яблоко, банан, лимон, апельсин, груша, мандарин, персик, абрикос,
киви). Различение по внешнему виду (вкусу, запаху).
Овощи (лук, картофель, морковь, свекла, репа, редис, тыква, кабачок,
перец). Различение по внешнему виду (вкусу, запаху). Грибы. Садовые цветочнодекоративных растения (астра, гладиолус, георгин, тюльпан, нарцисс, роза,
лилия, пион, гвоздика).
Планируемые результаты освоения программы 1 дополнительного
класса.
Формирование представления о единицах измерения времени (сутки).
Ребенок получает представление о годе как единице измерения времени.
Наблюдает за изменениями в природе. Представление о явлениях природы.
30

Формирование представлений о животных, группы животных.
Представление о птицах, на примере голубя, его отличии от других
представителей животного мира. Узнавание солнца. Представление о Солнце как
источнике тепла и света. Ребенок получает представление о лесе. Узнавание
воды. Наблюдает за водой в быту и природе. Узнавание (различение) растений.
Узнавание (различение) фруктов (яблоко, банан, лимон, апельсин, груша,
мандарин, персик, абрикос, киви) по внешнему виду (вкусу, запаху). Узнавание
(различение) овощей (лук, картофель, морковь, свекла, репа, редис, тыква,
кабачок, перец) по внешнему виду (вкусу, запаху). Учится узнавать грибы по
внешнему виду. Узнавание (различение) садовых цветочно-декоративных
растений (астра, гладиолус, георгин, тюльпан, нарцисс, роза, лилия, пион,
гвоздика).
1 дополнительный класс (2 год обучения)
Понятие сутки. Понятие год. Окружающая природа. Явления природы.
Основные признаки животного. Общие представления о группах животных.
Птицы. Рыбы. Насекомые. Объекты природы (солнце). Знакомство с лесом. Лес место, где растёт много деревьев, кустов, трав, грибов, ягод, живут животные.
Представление о воде. Вода в быту и природе. Представление о растениях.
Фрукты (яблоко, банан, лимон, апельсин, груша, мандарин, персик, абрикос,
киви). Различение по внешнему виду (вкусу, запаху).
Овощи (лук, картофель, морковь, свекла, репа, редис, тыква, кабачок,
перец). Различение по внешнему виду (вкусу, запаху). Грибы. Садовые цветочнодекоративных растения (астра, гладиолус, георгин, тюльпан, нарцисс, роза,
лилия, пион, гвоздика).
Планируемые результаты освоения программы.
Формирование представления о единицах измерения времени (сутки).
Ребенок получает представление о годе как единице измерения времени.
31

Наблюдает за изменениями в природе. Представление о явлениях природы.
Формирование представлений о животных, группы животных.
Представление о птицах, на примере голубя, его отличии от других
представителей животного мира. Узнавание солнца. Представление о Солнце как
источнике тепла и света. Ребенок получает представление о лесе. Узнавание
воды. Наблюдает за водой в быту и природе. Узнавание (различение) растений.
Узнавание (различение) фруктов (яблоко, банан, лимон, апельсин, груша,
мандарин, персик, абрикос, киви) по внешнему виду (вкусу, запаху). Узнавание
(различение) овощей (лук, картофель, морковь, свекла, репа, редис, тыква,
кабачок, перец) по внешнему виду (вкусу, запаху). Учится узнавать грибы по
внешнему виду. Узнавание (различение) садовых цветочно-декоративных
растений (астра, гладиолус, георгин, тюльпан, нарцисс, роза, лилия, пион,
гвоздика).

1 основной класс
Понятие сутки. Части суток (день, ночь). Понятие неделя. Представление о
годе как о смене 4 сезонов. Признаки животного, характеристика. Группы
животных. Солнце в жизни человека и в природе. Земля, небо. Знание значения
леса в природе. Свойства воды. Представление о растениях, их отличительных
признаках (например, дерево — ствол, трава - низкая и т.п.). Фрукты (яблоко,
банан, лимон, апельсин, груша, мандарин, персик, абрикос, киви). Различение
по внешнему виду (вкусу, запаху). Овощи (лук, картофель, морковь, свекла,
репа, редис, тыква, кабачок, перец). Различение по внешнему виду (вкусу,
запаху). Строение гриба. Дикорастущие цветочно- декоративных растений
(ромашка, фиалка, колокольчик, лютик, василек, подснежник, ландыш).
Планируемые результаты освоения программы 1 класса.
Представления о единицах измерения времени (сутки). Знакомство с
признаками дня и ночи, утра и вечера. Знакомится с единицей измерения
32

времени – неделей. Узнаёт (различает) 4 сезона года. Наблюдает за
изменениями в природе, погоде. Формирование представления о животных.
Знание значения солнца в жизни человека и в природе. Различение земли,
неба. Узнавание леса. Знакомится со свойствами воды (текучая, прозрачная,
без цвета, запаха, вкуса, способна растворять некоторые вещества
(сахар, соль). Узнавание (различение) растений (дерево, куст, трава). Узнавание
(различение) фруктов (яблоко, банан, лимон, апельсин, груша, мандарин,
персик, абрикос, киви) по внешнему виду (вкусу, запаху). Узнавание
(различение) овощей (лук, картофель, морковь, свекла, репа, редис, тыква,
кабачок, перец) по внешнему виду (вкусу, запаху). Знакомится со строением
гриба. Узнавание (различение) дикорастущих цветочно-декоративных растений
(ромашка, фиалка, колокольчик, лютик, василек, подснежник, ландыш).

2 класс
Понятие сутки. Части суток (утро, день, вечер, ночь). Представление
измерения времени – неделей, состоящей из дней. Представление о годе как о
последовательности смены 4 сезонов. Явления природы. Основные признаки
животного. Строение птицы. Строения тела птицы с ее образом жизни.
Строение рыбы (голова, туловище, хвост, плавники, жабры). Насекомые. Луна в
жизни человека и в природе. Знание значения леса в жизни человека. Вода в
природе и жизни человека. Значение воды. Части растений (корень, ствол/
стебель, ветка, лист, цветок). Съедобные и несъедобные части фрукта.
Съедобные и несъедобные части овоща. Грибы (белый гриб, мухомор,
подберёзовик, лисичка, подосиновик, опенок, поганка, вешенка, шампиньон) по
внешнему виду. Комнатные растения (герань, кактус, фиалка, фикус). Строение
цветов (корень, стебель, листья, цветок).
Планируемые результаты освоения программы 2 класса.
Формируются представления о единицах измерения времени (сутки).
33

Знакомство с признаками дня и ночи, утра и вечера. Знакомство с днями
недели. Узнавание (различение) 4 сезона года. Узнавание (различение) явлений
природы. Знание основных признаков животного, их отличии от других
представителей животного мира. Знание строения птицы.
Установление связи строения тела птицы с ее образом жизни.
Установление связи строения тела рыбы с ее образом жизни. Отличает
насекомых от других представителей животного мира. Узнавание Луны.
Знание значения луны в жизни человека и в природе. Определение
месторасположения объектов на земле и небе. Узнавание леса. Знает
значение воды в природе и жизни человека (пьют, поливают, моются,
стирают, готовят). Учится различать части растений (корень, ствол/
стебель, ветка, лист, цветок), называть их.
Различение съедобных и несъедобных частей фрукта. Различение съедобных и
несъедобных частей овоща. Узнавание (различение) грибов (белый гриб,
мухомор, подберёзовик, лисичка, подосиновик, опенок, поганка,
шампиньон)

по

вешенка,

внешнему виду. Узнавание (различение)

комнатных растений (герань, кактус, фиалка, фикус).
Знание строения цветов (корень, стебель, листья, цветок).
3 класс
Повторение учебного материала 2 класса
Понятие сутки. Представление о сутках как о последовательности (утро,
день, вечер, ночь). Представления о днях недели, их названии.
Представление о годе как о последовательности 12 месяцев. Явления
природы, их особенности. Строение животного. Особенности внешнего
вида птиц.
Питание рыб. Строение насекомого. Небесные тела (планеты, звезды,
луна, кометы и др.). Лес. Растения леса. Река. Значение частей растения.

34

Знание значения фруктов и овощей в жизни человека. Место, где растут
грибы (лес). Строение комнатного растения. Место, где растут цветы
(луг, сад, лес).
Планируемые результаты освоения программы 3 класса.
Знакомится со сменой частей суток. Ориентируется в смене частей суток.
Различает дни недели. Знакомится с названиями 12 месяцев. Узнаёт и различает
явления природы (дождь, снегопад, листопад, гроза, радуга, туман, гром, ветер).
Знает строение животного (основные части тела). Знание особенностей
внешнего вида птиц. Знание питания рыб. Знание строения насекомого. Ребенок
получает представление о небесных телах (планеты, звезды, луна, кометы и др.).
Различение растений леса. Узнавание реки.
Знает значение каждой части растения. Например, листья образуют
питательные вещества на свету, из них происходит испарение воды, растение
дышит при помощи листа. Знакомится со значением фруктов и овощей в жизни
человека, получает представления о сборе урожая. Определяет место, где растут
грибы (лес). Знание строения растения. Определяет место, где растут цветы
(луг, сад, лес).
4 класс
Содержание рабочей программы.
Повторение учебного материала 3 класса.
Понятие сутки. Последовательность частей суток. Последовательность
смены дней недели. Понятие календарь. Названия 12 месяцев. Соотнесение
явлений природы с временем года. Строение животного (голова, туловище,
лапы, ноги, рога, хвост, копыта, грива, шерсть, вымя, пятачок, уши).
Строение птицы. Особенности внешнего вида насекомых, их питание.
Небесные тела (планеты, звезды, луна, кометы и др.). Лес. Животные леса.
Значение реки (ручья) в природе и жизни человека. Значение растений в
природе и жизни человека. Способы переработки фруктов и овощей.
35

Значение грибов в природе и жизни человека. Уход за комнатными
растениями. Цветение цветочно - декоративных растений.
Планируемые результаты освоения программы 4 класса.
Знакомится со сменой частей суток. Ориентируется в смене частей суток.
Различает дни недели. Формирование представления о календаре. Учится
называть отдельные месяцы. Соотносит явления природы с временем года.
Знание основных признаков животного. Установление связи строения тела
животного с его образом жизни. Значение крыльев, перьев для жизни птиц.
Ребенок знакомится с насекомыми, особенностями их внешнего вида, их
питанием; учится узнавать и называть их. Узнавание (различение) небесных тел
(планета, звезда). Различение животных леса. Знание значения реки (ручья) в
природе и жизни человека. Знание значения растений в природе и жизни
человека. Знание способов переработки фруктов (изготовление сока, варенья,
джема и др.). Знакомится со способами переработки овощей (варка, жарка,
засол, маринование и др.). Знание значения грибов в природе и жизни человека.
Знание

особенностей

температурный

и

ухода

световой

за

комнатными

режим,

полив).

растениями
Соотнесение

(подкормка,
цветения

цветочнодекоративных растений с временем года.

№
п/п
1
2
3
4

Тематическое планирование
Раздел
Кол-во часов
1 дополнительный класс
Временные представления
Животный мир
Объекты природы
Растительный мир
Итого:

1
2

1 дополнительный класс 2
год обучения
Временные представления
Животный мир
36

3
4

Объекты природы
Растительный мир
Итого:

1
2
3
4

1 класс
Временные представления
Животный мир
Объекты природы
Растительный мир
Итого:

1
2
3
4

2 класс
Временные представления
Животный мир
Объекты природы
Растительный мир
Итого:

1
2
3
4

3 класс
Временные представления
Животный мир
Объекты природы
Растительный мир
Итого:

1
2
3
4

4 класс
Временные представления
Животный мир
Объекты природы
Растительный мир
Итого:

37


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».