Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Ардатовская средняя школа №1" УТВЕРЖДЕНА приказом МБОУ АСШ №1 от 29.08.2023 №248/1 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета ОКРУЖАЮЩИЙ СОЦИАЛЬНЫЙ МИР 1 дополнительный – 4 классы Ардатов 2023г. 1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная рабочая программа разработана на основе: - Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.4); - Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.4) Цель образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета: формирование представлений о человеке, его социальном окружении, ориентации в социальной среде и общепринятых правилах поведения. Задачи: -формировать представления о школе, о расположенных в ней и рядом объектах (мебель, оборудование, игровая площадка) -формировать умение соблюдать элементарные правила безопасности в повседневной жизнедеятельности -формировать представления о профессиях людей (учитель, повар, врач, водитель и т.д.) -формировать представления о социальных ролях людей (пассажир, пешеход,покупатель и т.д.), -учить соблюдать правила поведения на уроках и во внеурочной деятельности, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками -учить оказывать поддержку и взаимопомощь, сопереживать, сочувствовать -учить взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой и доступнойтрудовой деятельности -учить организовывать свободное время с учетом своих интересов -воспитывать интерес к праздничным мероприятиям, желание принимать вних участие 2 -учить соблюдать традиции государственных, школьных праздников -формировать представления о праве на жизнь, на образование, на труд,на неприкосновенность личности и достоинства. -формировать представление о государственной символике -формировать представление о значимых исторических событиях ивыдающихся людях России Рабочая учебная программа предназначена для учащихся 1 доп.- 4 классов для детей с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.4) в МБОУ АСШ №1 и составлена с учётом возрастных и психологических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Учебный предмет включает следующие разделы: Пропедевтический уровень 1. Восприятие внимания к себе. 2. Обращение внимания к другому человеку и получение ответа на внимание. 3. Сообщение. 4. Общение с другими людьми. 5. Отношения со взрослыми вне родительского дома. 6. Поведение в группе. 7. Установление отношений с другими детьми. 8. Поведение в социальных ситуациях. Базовый уровень 1. Школа. 2. Квартира, дом, двор. 3. Предметы быта. 4. Продукты питания. 3 5. Предметы и материалы, изготовленные человеком. 6. Город. 7. Транспорт. 8. Традиции, обычаи. 9. Страна. 10.Средства связи № 1 дополнительный класс (1ый год обучения) Наименование Основное содержание раздела разделов 1 Школа Знакомство со школой, классом. Школьные принадлежности: школьная доска, парта, ручка, учебник, тетрадь, дневник, карандаш, 2 Предметы и материалы, изготовленные человеком Бумага, ее свойства (рвется, мнется, намокает), предметы из бумаги. 3 Я и моя семья Формирование первоначальных представлений о себе. Родственные отношения между людьми (бабушка, дедушка, папа, мама, я). Знакомство с частями дома (стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол). 4 Дом, в котором я живу 5 Предметы быта 6 Транспорт 7 Мир людей Знакомство с предметами посуды (тарелка, стакан, кружка, ложка, нож. Знакомство с наземными видами транспорта. Автобус. Правила дорожного движения. Знакомство с профессиями учитель, водитель. Игровые действия 4 № 1 дополнительный класс (2ой год обучения) Наименование Основное содержание раздела разделов 1 Школа Повторение школьных правил, правила поведения в школе: на уроке, в коридоре, в столовой. 2 Предметы и материалы, изготовленные человеком Бумага, ее свойства (рвется, мнется, намокает), предметы из бумаги. 3 Я и моя семья Формирование первоначальных представлений о себе. Родственные отношения между людьми (бабушка, дедушка, папа, мама, я). 4 Дом, в котором я живу Знакомство с частями дома (стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол). 5 Предметы быта Знакомство с предметами посуды (тарелка, стакан, кружка, ложка, нож. 6 Транспорт Знакомство с наземными видами транспорта. Автобус. Правила дорожного движения. Знакомство с профессиями учитель, водитель. Игровые действия 7 Мир людей 1 класс № Наименование разделов Основное содержание раздела 5 1 Школа Ориентация в помещениях школы, в школьной территории; в распорядке школьного дня. Школьные принадлежности: дневник, карандаш, точилка, резинка, фломастер, пенал, ручка, линейка, краски, пластилин, альбом для рисования. 2 Предметы и материалы, изготовленные человеком Узнавание предметов, изготовленных из бумаги (салфетка, коробка, газета, книга и др.) 3 Дом, в котором я живу Узнавание (различение) частей дома (стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол). 4 Узнавание по внешнему виду предмет посуды: тарелка, стакан, кружка, ложка, нож, кастрюля. Знание назначение предметов посуды. Предметы быта 5 Транспорт 6 Мир людей 7 Продукты питания Узнавание (различение) наземного транспорта (машина, автобус, троллейбус, трамвай). Знакомство с профессиями повар, Игровые действия Знакомство с напитками (сок, чай, вода) Узнавание напитков (вода, сок) по внешнему виду, на вкус. 2 класс № Наименование разделов врач. Основное содержание раздела 6 1 Школа 2 Предметы материалы, изготовленные человеком Правила поведения в школе. Узнавание и назначение школьных принадлежностей. Знать названия и назначение помещений в школе. Знакомство с профессиями людей, работающих в школе. Узнавание (различение) мальчика и девочки по внешнему виду. и Знакомство с предметами из дерева (стол, полка, деревянные игрушки, двери и др.) Узнавание предметов, изготовленных из дерева (стол, полка, деревянные игрушки, двери и др.) 3 Квартира, дом, двор Знакомство с типами домов (одноэтажный (многоэтажный), каменный (деревянный), городской (сельский, дачный) дом 4 Знакомство с кухонным инвентарем (терка, овощечистка, разделочная доска, дуршлаг, половник, открывалка). Знание назначение кухонного инвентаря Предметы быта 5 Транспорт 6 Город 7 Продукты питания 8 Традиции и обычаи Знакомство с воздушными видами транспорта (самолет, вертолет) Знакомство с зданиями: школа, магазин. Соблюдение правил перехода улицы Знакомство с молочными продуктами (молоко, кефир, творог, масло, морожено) Узнавание (различение) молочных продуктов (молоко, йогурт, творог, сметана, кефир, масло, морожено) по внешнему виду, на вкус. Узнавание упаковок с молочным продуктом. Формирование представлений о школьных традициях: День знаний, День учителя 7 3 класс № Наименование разделов Основное содержание раздела 1 Школа 2 Предметы материалы, изготовленные человеком 3 Квартира, дом, двор 4 Предметы быта 5 Транспорт 6 Город 7 Продукты питания и Правила поведения в школе. Знание назначения помещений школы. Нахождение помещений школы. Знание профессий людей, работающих в школе. Узнавание (различение) мальчика и девочки по внешнему виду. Знакомство с предметами, изготовленные из стекла (ваза, стакан, оконное стекло, очки и др.) Узнавание предметов, изготовленных из пластмассы (бытовые приборы, предметы посуды, игрушки, фломастеры, контейнеры и т.д.). Формирование представлений о помещениях квартиры, дома, (комната, прихожая, кухня, ванная комната, туалет, балкон). Узнавание (различение) типов домов (одноэтажный (многоэтажный), каменный (деревянный), городской (сельский, дачный) дом. Знакомство с предметами мебели. Узнавание (различение) предметов мебели (стол, стул, шкаф, кресло, кровать). Узнавание (различение) воздушного транспорта (самолет, вертолет). Знакомство с видами водного транспорта (лодка, пароход, корабль) Назначение зданий: школа, магазин. Соблюдение правил в общественных местах. Знакомство с видами мучных изделий: готовых к употреблению (хлеб, батон, пирожок, булочка, сушки, сухари), кондитерских изделий (торт, печенье, пирожное, конфета, шоколад). 8 8 Страна Знакомство с понятием «Страна», обогащать знания и представления детей о государственных праздниках, воспитывать любовь к своей Родине. Формировать представления о праздниках. Знание традиций и атрибутов праздников (Новый Год, День Победы) 4 класс 9 Традиции и обычаи № Наименование Основное содержание раздела разделов 1 Школа. Узнавание (различение) зон класса. Знание (соблюдение) распорядка школьного дня. Узнавание (различение) школьных принадлежностей: школьная доска, парта, учебник, тетрадь, дневник, карандаш, точилка, пенал, ручка, линейка, краски, пластилин, альбом для рисования. Узнавание (различение) мальчика и девочки по внешнему виду. Умение выражать свой интерес к другому человеку. 2 Предметы материалы, изготовленные человеком и Узнавание предметов, изготовленных из резины (резиновые перчатки, сапоги, игрушки и др.). Узнавание предметов, изготовленных из металла (ведро, игла, кастрюля и др.). Узнавание предметов, изготовленных из ткани (одежда, скатерть, штора и др.). Узнавание предметов, изготовленных из пластмассы (бытовые приборы, предметы посуды, игрушки, фломастеры, контейнеры и т.д.). 9 3 Квартира, дом, двор 4 Предметы быта Формирование представлений о помещениях квартиры, дома, (комната, прихожая, кухня, ванная комната, туалет, балкон). Знакомство с местами общего пользования в доме (чердак, подвал, подъезд, лестничная площадка, лифт). Соблюдение правил безопасности, поведения в местах общего пользования в доме: не заходить в лифт с незнакомым человеком, не залезать на чердак, не трогать провода и др. Узнавание своего домашнего адреса (город, улица, номер дома, номер квартиры). Знание назначения предметов мебели. Различение видов мебели (кухонная, спальная, кабинетная и др.) ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Предметные результаты 1) Представления о мире, созданном руками человека. - Наличие интереса к объектам, изготовленным руками человека. - Представления о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах (мебель, оборудование, одежда, посуда, игровая площадка, и др.), о транспорте и т.д. - Умение соблюдать элементарные правила безопасности в повседневной жизнедеятельности. 2) Расширение представлений об окружающих людях: овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, о профессиональных и социальных ролях людей. - Наличие представлений о профессиях людей, окружающих ребенка 10 (учитель, повар, врач, водитель и т.д.). - Наличие представлений о социальных ролях людей (пассажир, пешеход, покупатель и т.д.), правилах поведения согласно социальной роли. - Определение круга своих социальных ролей, умение вести себя в конкретной ситуации соответственно роли. 3) Освоение навыков учебной деятельности и накопление опыта продуктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками. -Умение соблюдать правила поведения на уроках и во внеурочной деятельности, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, выбирая адекватную дистанцию и формы контакта, соответствующие возрасту и полу ребенка. 4) Стремление находить друзей, участвовать в коллективных играх, мероприятиях, занятиях, организовывать личное пространство и время (учебное и свободное). -Умение находить друзей на основе личностных симпатий. -Умение строить дружеские отношения, оказывать поддержку и взаимопомощь, сопереживать, сочувствовать. -Умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой и доступной трудовой деятельности. - Умение соблюдать традиции государственных, семейных, школьных праздников Личностные результаты: -Умение организовывать свободное время с учетом своих интересов. - Накопление положительного опыта сотрудничества, участия в общественной жизни. 11 - Наличие интереса к праздничным мероприятиям, желание принимать участие в них, получение положительных впечатлений от взаимодействия в процессе совместной деятельности. - Использование простейших эстетических ориентиров/эталонов в быту, дома и в школе. - Овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико–ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах: • основы персональной идентичности, осознание себя как «Я»; • работа в коллективе (ученик – ученик); • слушание и понимание инструкции педагога; • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; • обращение за помощью и принятие помощи педагога. Формы контроля: динамическое наблюдение. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № 1 дополнительный класс (1ый год обучения) Наименование Основное содержание разделов раздела 1 Школа 2 Предметы материалы, изготовленные человеком Знакомство со школой, классом. Школьные принадлежности: школьная доска, парта, ручка, учебник, тетрадь, дневник, карандаш, и Бумага, ее свойства (рвется, мнется, намокает), предметы из бумаги. 12 Кол-во часов 3 Я и моя семья 4 Дом, в котором я живу 5 Предметы быта 6 Транспорт 7 Мир людей № 1 Знакомство с предметами посуды (тарелка, стакан, кружка, ложка, нож. Знакомство с наземными видами транспорта. Автобус. Правила дорожного движения. Знакомство с профессиями учитель, водитель. Игровые действия 1 дополнительный класс (2ой год обучения) Наименование Основное содержание раздела разделов Школа 2 Предметы материалы, изготовленные человеком 3 Я и моя семья 4 Дом, в котором я живу 5 Формирование первоначальных представлений о себе. Родственные отношения между людьми (бабушка, дедушка, папа, мама, я). Знакомство с частями дома (стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол). Предметы быта Знакомство со школой, классом. Школьные принадлежности: школьная доска, парта, ручка, учебник, тетрадь, дневник, карандаш, и Бумага, ее свойства (рвется, мнется, намокает), предметы из бумаги. Формирование первоначальных представлений о себе. Родственные отношения между людьми (бабушка, дедушка, папа, мама, я). Знакомство с частями дома (стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол). Знакомство с предметами посуды (тарелка, стакан, кружка, ложка, нож. 13 Кол-во часов 6 Транспорт 7 Мир людей Знакомство с наземными видами транспорта. Автобус. Правила дорожного движения. Знакомство с профессиями учитель, водитель. Игровые действия 1 класс № Наименование разделов 1 Школа. 2 Предметы и материалы, изготовленные человеком 3 Дом, в котором я живу 4 Предметы быта 5 Транспорт 6 Мир людей Основное содержание раздела Ориентация в помещениях школы, в школьной территории; в распорядке школьного дня. Школьные принадлежности: дневник, карандаш, точилка, резинка, фломастер, пенал, ручка, линейка, краски, пластилин, альбом для рисования. Узнавание предметов, изготовленных из бумаги (салфетка, коробка, газета, книга и др.) Узнавание (различение) частей дома (стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол). Узнавание по внешнему виду предмет посуды: тарелка, стакан, кружка, ложка, нож, кастрюля. Знание назначение предметов посуды. Узнавание (различение) наземного транспорта (машина, автобус, троллейбус, трамвай). Знакомство с профессиями повар, врач. Игровые действия 14 Кол-во часов 7 Продукты питания Знакомство с напитками (сок, чай, вода) Узнавание напитков (вода, сок) по внешнему виду, на вкус. 2 класс № Наименование разделов Основное содержание раздела 1 Школа. 2 3 4 5 Правила поведения в школе. Узнавание и назначение школьных принадлежностей. Знать названия и назначение помещений в школе. Знакомство с профессиями людей работающих в школе. Узнавание (различение) мальчика и девочки по внешнему виду. Предметы и Знакомство с предметами из дерева материалы, (стол, полка, деревянные игрушки, изготовленные двери и др.) Узнавание предметов, человеком изготовленных из дерева (стол, полка, деревянные игрушки, двери и др.) с типами домов Квартира, дом, двор Знакомство (одноэтажный (многоэтажный), каменный (деревянный), городской (сельский, дачный) дом Знакомство с кухонным инвентарем Предметы быта (терка, овощечистка, разделочная доска, дуршлаг, половник, открывалка). Знание назначение кухонного инвентаря Знакомство с воздушными видами Транспорт транспорта (самолет, вертолет) 6 Город Знакомство с зданиями: школа, магазин. Соблюдение правил перехода улицы 15 Кол-во часов 7 Продукты питания Знакомство с молочными продуктами (молоко, кефир, творог, масло, морожено) Узнавание (различение) молочных продуктов (молоко, йогурт, творог, сметана, кефир, масло, морожено) по внешнему виду, на вкус. Узнавание упаковок с молочным продуктом. 8 Традиции и обычаи Формирование представлений о школьных традициях: День знаний, День учителя 3 класс № Наименование разделов Основное содержание раздела 1 Школа. 2 Предметы материалы, изготовленные человеком Правила поведения в школе. Знание назначения помещений школы. Нахождение помещений школы. Знание профессий людей, работающих в школе. Узнавание (различение) мальчика и девочки по внешнему виду. и Знакомство с предметами, изготовленные из стекла (ваза, стакан, оконное стекло, очки и др.) Узнавание предметов, изготовленных из пластмассы (бытовые приборы, предметы посуды, игрушки, фломастеры, контейнеры и т.д.). 16 Кол-во часов 3 Квартира, дом, двор 4 Предметы быта 5 Транспорт 6 Город 7 Продукты питания 8 Страна 9 Традиции и обычаи Формирование представлений о помещениях квартиры, дома, (комната, прихожая, кухня, ванная комната, туалет, балкон). Узнавание (различение) типов домов (одноэтажный (многоэтажный), каменный (деревянный), городской (сельский, дачный) дом. Знакомство с предметами мебели. Узнавание (различение) предметов мебели (стол, стул, шкаф, кресло, кровать). Узнавание (различение) воздушного транспорта (самолет, вертолет). Знакомство с видами водного транспорта (лодка, пароход, корабль) Назначение зданий: школа, магазин. Соблюдение правил в общественных местах. Знакомство с видами мучных изделий: готовых к употреблению (хлеб, батон, пирожок, булочка, сушки, сухари), кондитерских изделий (торт, печенье, пирожное, конфета, шоколад). Знакомство с понятием «Страна», обогащать знания и представления детей о государственных праздниках, воспитывать любовь к своей Родине. Формировать представления о праздниках. Знание традиций и атрибутов праздников (Новый Год, День Победы) 17 4 класс № Наименование Основное содержание Кол-во разделов раздела часов 1 Школа. Узнавание (различение) зон класса. Знание (соблюдение) распорядка школьного дня. Узнавание (различение) школьных принадлежностей: школьная доска, парта, учебник, тетрадь, дневник, карандаш, точилка, пенал, ручка, линейка, краски, пластилин, альбом для рисования. Узнавание (различение) мальчика и девочки по внешнему виду. Умение выражать свой интерес к другому человеку. 2 Предметы и Узнавание предметов, материалы, изготовленных из резины изготовленные (резиновые перчатки, сапоги, человеком игрушки и др.). Узнавание предметов, изготовленных из металла (ведро, игла, кастрюля и др.). Узнавание предметов, изготовленных из ткани (одежда, скатерть, штора и др.). Узнавание предметов, изготовленных из пластмассы (бытовые приборы, предметы посуды, игрушки, фломастеры, контейнеры и т.д.). 18 3 Квартира, дом, двор 4 Предметы быта 5 Транспорт 6 Город Формирование представлений о помещениях квартиры, дома, (комната, прихожая, кухня, ванная комната, туалет, балкон). Знакомство с местами общего пользования в доме (чердак, подвал, подъезд, лестничная площадка, лифт). Соблюдение правил безопасности, поведения в местах общего пользования в доме: не заходить в лифт с незнакомым человеком, не залезать на чердак, не трогать провода и др. Узнавание своего домашнего адреса (город, улица, номер дома, номер квартиры). Знание назначения предметов мебели. Различение видов мебели (кухонная, спальная, кабинетная и др.) Узнавание (различение) космического транспорта (ракета). Знание (называние) профессий людей, работающих на транспорте (водитель, кондуктор и др.). Узнавание (различение) общественного транспорта. Знание (соблюдение) правил поведения в общественном транспорте. Знакомство с профессий (врач, продавец, кассир, повар, строитель, парикмахер, почтальон). Знание (соблюдение) правил поведения в общественных местах. 19 7 Продукты питания 8 Традиции и обычаи 9 Страна Соблюдения режима питания. Узнавание (различение) мясных продуктов: готовых к употреблению (колбаса, ветчина), требующих обработки (приготовления) (мясо (свинина, говядина, баранина, птица), сосиска, сарделька, котлета, фарш). Знакомство со способами обработки (приготовления) мясных продуктов. Знание правил хранения мясных продуктов. Узнавание (различение) рыбных продуктов: готовых к употреблению (крабовые палочки, консервы, рыба (копченая, соленая, вяленая), требующих обработки (приготовления) мясо (филе рыбы, краб, креветка), рыбная котлета, рыбный фарш. Знакомство со способами обработки (приготовления) рыбных продуктов. Знание правил хранения рыбных продуктов. Формировать представления о праздниках. Знание традиций и атрибутов праздников (Новый Год, День Победы, 8 марта) Знание названия города, в котором мы живем, столицы России. 20