Профильный труд

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Ардатовская средняя школа №1"

УТВЕРЖДЕНА
приказом
МБОУ АСШ №1
от 29.08.2023 №248/1

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
ПРОФИЛЬНЫЙ ТРУД
3 – 4 классы

Ардатов 2023г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа разработана на основе:
-

Федерального

государственного

образовательного

стандарта

образования обучающихся с обучающихся с расстройствами аутистического
спектра (вариант 8.4);
-

Адаптированной

основной

общеобразовательной

программы

образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант
8.4)

Целью программы является обучения детей с РАС является обучение
изолированным и комплексным трудовым операциям для создания общественно
значимого продукта, подготовка к доступной трудовой деятельности.
Основными задачами обучения по предмету «Профильный труд» является:
- развитие интереса к трудовой деятельности, отдельным её операциям;
- включение

учащихся

в

разнообразные

доступные

виды

трудовой

деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий.
- формирование разнообразных дифференцированных ручных умений;
- формирование

навыков

работы

с

различными

инструментами

и

оборудованием;
- освоение отдельных доступных операций и технологий по изготовлению
различных изделий, по работе с почвой, растениям и т.д.;
- воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности
за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных
профессии и результатам их труда.
Обучение труду основано на умениях и навыках, сформированных у
обучающихся в ходе занятий по предметно-практической деятельности, и
нацелено на изготовление учащимися доступных продуктов труда. Важно также
формирование мотивации трудовой деятельности, развитие интереса к разным

видам

доступной

трудовой

деятельности,

положительное

отношение

к

результатам своего труда. Детей знакомят с различными материалами и
инструментами, со специальным оборудованием, учат соблюдать технику
безопасности в ходе трудового процесса.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Основное содержание учебного предмета
Программа по профильному труду представлена следующими разделами:
«Хозяйственно-бытовой труд»
«Деревообработка»
«Растениеводство»
«Керамика»
«Швейное дело»
Хозяйственно-бытовой труд
Санитарно-гигиенические работы. Знакомство с основными видами
бытовых домашних работ: влажная уборка (вытирание пыли с поверхностей),
уборка мусора, мытьё зеркал, окон, полов, мытьё и уборка посуды, мытьё
сантехники (кран, душ, ванная, раковина) и пр. Знакомство с инструментами
техническим инвентарём для выполнения бытовых домашних работ: тряпка для
протирания пыли, тряпка для мытья пола, ведро для мусора, веник, щетка, совок,
пакеты для мусора, пылесос, губка для мытья посуды, губка (тряпка) для ухода за
сантехникой и пр. Узнавание (различение) материалов орудий труда по их
функциональному назначению.
Знакомство, узнавание (различение) средств бытовой химии для выполнения
бытовых работ, индивидуальных средств защиты: средства для мытья окон,
посуды, сантехники; резиновые перчатки, маски (для средств, имеющий резкий
запах).

Освоение технологии проведения влажной уборки (вытирания пыли,
удаления грязных следов с поверхности): смачивание тряпки, протирание
поверхностей, споласкивание тряпки по мере её загрязнения и т.д.
Освоение

технологии

уборки

мусора

при

помощи

различных

хозяйственных и технических средств: выбор средства уборки (веник, щётка,
совок, пылесос), процесс уборки мусора соответствующим образом (сметание
мусора на совок веником, щеткой, выбрасывание в ведро для мусора; подключение
пылесоса к сети, включение питания пылесоса, выбор мощности работы,
выполнение движений щеткой пылесоса для сбора мусора и т.д.
Освоение технологии мытья окон, зеркал, полов: наполнение ведра
(емкости) водой, добавление моющего средства, смачивание тряпки для мытья,
отжимание тряпки для мытья, выполнение моющих движений, полоскание тряпки
для мытья, смена воды по мере её загрязнения и т.д.
Освоение технологии мытья посуды: сбор грязной посуды в раковину,
включение воды нужной температуры, смачивание губки (тряпки, железной губки)
для мытья посуды, добавление средства для мытья посуды, выполнение моющих
движений, споласкивание посуды водой, размещение посуды в сушилке и т.д.
Освоение технологии мытья сантехники (кран, душ, ванна, раковина):
надевание средств индивидуальной защиты (резиновые перчатки), выбор губки
(тряпки) для уборки, выбор средств бытовой химии, выполнение моющих
движений, смывание средств бытовой химии, полоскание губки (тряпки), мытье
резиновых перчаток (или их утилизация) и т.д.
Сервировка стола. Знакомство с ключевыми составляющими процесса
сервировки: предметы, необходимые для сервировки стола; раскладывание
салфеток, расстановка тарелок, чашек (стаканов), приборов (ложек, вилок, ножей)
по количеству персон. Помощь в выборе индивидуальных средств защиты

(фартук,

нагрудник).

Уборка

посуды

со

стола

после

приема

пищи.

Деревообработка
Узнавание (различение) материалов (древесный (сырье), крепёжный,
покрасочный). Узнавание (различение) инструментов для разметки (для обработки
дерева, для соединения деталей). Подготовка рабочего места. Уборка рабочего
места. Подготовительная работа с заготовкой. Разметка заготовки. Распиливание
заготовки. Сверление отверстия в заготовке. Шлифовка заготовки наждачной
бумагой. Нанесение покрытия на заготовку. Склеивание деревянных деталей.
Соединение

деревянных

деталей

гвоздями

(шурупами).

Соблюдение

последовательности действий при изготовлении деревянной подставки под
горячее: разметка заготовок, выпиливание заготовок, шлифовка заготовок,
склеивание деталей, нанесение покрытия на изделие.
Растениеводство
Знакомство с материалами, инструментами и орудиям труда для посадочных
работ: виды растений, горшики и поддоны, ящики, различные растения (укроп,
петрушка, лук и пр.), лейки, садовые ножницы, инструменты для рыхления и т.д.
Узнавание и различение функционального назначения инструментов и орудий
труда для посадочных работ.
Выращивание луковичных и семенных растений в домашних условиях.
Подготовка горшков, ящиков для посадки, подготовка грунта, засыпание грунта в
горшок, ящик, подготовка семян, луковиц, посев семян, посадка луковиц, полив
растений.
Выращивание комнатных растений. Определение необходимости полива
растения. Определение количества воды для полива. Полив растения. Рыхление
почвы. Пересадка растения. Мытье растения. Опрыскивание растений. Удаление
сухих листьев с растений. Мытье горшков и поддонов.

Выращивание растений в открытом грунте. Перекапывание почвы.
Рыхление почвы. Внесение органических удобрений в почву. Приготовление
компоста. Оформление грядки и междурядья. Изготовление бороздки (лунки) на
грядке. Выкапывание ямы. Подготовка семян к посадке. Посев семян.
Высаживание рассады в открытый грунт. Полив растений. Удаление сорняков.
Обрезка веток. Выкапывание овощей. Срезание овощей. Подготовка овощей к
хранению (очищение от земли, обрезка ботвы, просушивание). Чистка и мытье
садового инвентаря.
Керамика. Различение свойств глины. Подготовка рабочего места.
Отрезание куска глины. Отщипывание кусочка глины. Разминание глины.
Отбивание глины. Раскатывание глины скалкой. Вырезание формы по шаблону
(шило, стека и др.). Обработка краев изделия. Катание колбаски. Катание шарика.
Набивка

формы.

Декоративная

отделка

изделия

(нанесение

рисунка,

присоединение мелких деталей, придание фактуры). Проделывание отверстия в
изделии. Покрытие изделия глазурью (краской) способом погружения (с помощью
кисти). Уборка рабочего места. Соблюдение последовательности действий при
изготовлении солонки: раскатывание глины, вырезание днища сосуда, катание
колбасок, укладывание колбасок, нанесение декоративных элементов стекой,
обжиг изделия, покрытие глазурью, обжиг изделия.
Соблюдение последовательности действий при изготовлении петушка:
изготовление

тела

петушка,

изготовление

крыльев,

изготовление

изготовление

хвоста,

подставки,

изготовление

присоединение

головы,
петуха

к

подставке, покрытие изделия белой краской, раскрашивание изделия.
Швейное дело
Ручное шитье: различение инструментов и материалов для ручного шитья.
Подготовка рабочего места. Отрезание нити определенной длины. Вдевание нити

в иголку. Завязывание узелка. Пришивание пуговицы (с двумя отверстиями, с
четырьмя отверстиями, на ножке). Выполнение шва «вперед иголкой».
Закрепление нити на ткани. Выполнение шва «через край».
Кройка и сборка изделия: соблюдение последовательности кройки деталей
изделия (раскладывание ткани, накладывание выкройки на ткани, закрепление
выкройки на ткани, обведение выкройки мелом, вырезание детали изделия).
Соединение деталей изделия.
ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
Ожидаемые личностные результаты
1)

осознание себя, своего "Я"; осознание своей принадлежности к

определенному полу;
2)

социально-эмоциональное участие в процессе общения и

совместной деятельности;
3)
мире,

развитие адекватных представлений о окружающем социальном
овладение

социально-бытовыми

умениями,

необходимыми

в

повседневной жизни дома и в школе, умение выполнять посильную
домашнюю работу, включаться школьные дела;
4)
5)

умение сообщать о нездоровье, опасности и т.д.
владение элементарными навыками коммуникации и принятыми

нормами взаимодействия;
6)

первоначальное осмысление социального окружения;

7)

развитие самостоятельности;

8)

владение общепринятыми правилами поведения;

9)

наличие интереса к практической деятельности.

Предметные результаты
Пропедевтический уровень

1.

Овладение знаниями, умениями

и

навыками,

предшествующими выполнению собственно трудовых операций:
2.

Нормализация

чувствительности

рук

(восприятие

пассивных

прикосновений, ответ на них; целенаправленное восприятие тактильных
раздражителей);
3.
мелкой

Формирование и развитие зрительно-моторной координации, навыков
моторики,

ручной

умелости,

ее

повседневного

применения

(прикосновение и хватание, знакомство с предметами с помощью рук,
целенаправленный захват и удержание предметов, использование различных
захватов, целенаправленное отпускание предметов, подобающее обращение с
объектами, осмысление качества обращения с объектами, координация рук,
манипулирование предметами, дифференцированные умения для рук);
4.

Концентрация внимания на предмете, инструменте, выполняемом

действии, операции;
5.

Формирование двигательных стереотипов;

6.

Овладение

знаниями

о

функциональном

назначении

бытовых

предметов, рабочих инструментов, орудий для труда.

Базовый уровень
1.

Овладение изолированными и комплексными трудовыми умениями,

необходимыми в разных жизненных сферах; овладение умением адекватно
применять доступные технологические цепочки
навыки для социального и трудового взаимодействия:

и освоенные трудовые

•

Интерес к овладению доступными профильными, прикладными,

вспомогательными видами трудовой деятельности (с учетом особенностей
региона);
•

Знание и соотнесение различных инструментов, орудий труда с их

функциональным назначением в определенном виде трудовой деятельности;
•

Умение выполнять отдельные и комплексные элементы трудовых

операций, несложные виды работ в рамках той или иной трудовой деятельности;
•

Умение использовать в доступной трудовой деятельности различные

инструменты, материалы; соблюдать необходимые правила техники безопасности.
•

Умение соблюдать ход технологического процесса (при физической

помощи и/или подсказке учителя; с опорой на визуальные подсказки
(пиктограммы, картинки, фотографии); самостоятельно);
•

Умение выполнять работу качественно, в установленный промежуток

времени, оценивать результаты своего труда.
1. Обогащение положительного опыта и установка на активное
использование освоенных технологий и навыков для индивидуального
жизнеобеспечения, социального развития и помощи близким:
Обогащение практического опыта работы с инструментами, орудиями
труда;


Обогащение

сферы

жизненных

компетенций

через

осознание

собственных возможностей к выполнению отдельных и комплексных трудовых
операций, видов трудовой деятельности;


Потребность

активно

участвовать

в

совместной

с

другими

деятельности, направленной на свое жизнеобеспечение, социальное развитие и
помощь близким.

Тематическое планирование

Раздел программы

3 класс

4 класс

Хозяйственно-бытовой труд

14

14

Деревообработка

6

6

Растениеводство

41

41

Керамика

15

15

Швейное дело

26

26

Итого за год

102

102

•


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».