«Адаптивная физкультура»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение «Ардатовская средняя школа №1»

УТВЕРЖДЕНА
приказом МБОУ АСШ №1
от 29.08.2023 №248/1

Рабочая программа по учебному
предмету «Адаптивная физкультура»
5-9 класс
вариант 1
(для обучающихся с интеллектуальными нарушениями)

Пояснительная записка
Адаптивное физическое воспитание в основной школе обеспечивает не только
физическое, эмоциональное, интеллектуальное и социальное развитие личности
обучающихся, формирование и развитие установок активного, здорового образа жизни, но и
обеспечивает решение коррекционно -компенсаторных и лечебно-оздоровительных задачи.
Программа обеспечивает систематические занятия физическими упражнениями, что
активизирует деятельность всех органов и систем. Разнонаправленные физические
упражнения, способствуют физическому, умственному и морально- волевому развитию
личности школьника. Наблюдая за динамикой развития каждого школьника в течение всего
времени обучения в школе, и, исходя из возрастно-половых особенностей развития
учащихся, степени освоенности ими физических упражнений, коррекционно-развивающих
условий проведения адаптивного физического воспитания, наличия спортивного инвентаря
можно определить его «зону ближайшего развития» и составить индивидуальные
коррекционно-развивающие перспективное планирование: коррекция психических
нарушений в процессе деятельности - зрительно предметного и зрительнопространственного восприятия, наглядно-образного и вербально - логического мышления,
памяти, внимания, речи, воображения, эмоционально-волевой сферы и т.п. Цели:
•

обеспечение всестороннего и гармоничного развития учащихся средствами адаптивной
физической культуры без каких-либо скидок на имеющие у них

нарушения;
• совершенствование физических и психофизических способностей;
• активизация процесса социальной адаптации учащихся средствами адаптивного
физического воспитания.
Задачи:
Образовательные задачи :
1.Освоение системы знаний, необходимой для сознательного освоения двигательных умений
и навыков
.
2.Формирование и развитие жизненно необходимых двигательных умений и навыков.
3.Обучение технике правильного выполнения физических упражнений.
4.Формирование навыка ориентировки в схеме собственного тела в пространстве.
Развивающие задачи
:
1.Оптимальное развитие основных двигательных качеств (выносливости, быстроты,
мышечной силы
, ловкости, гибкости, точности движений, двигательной реакции).
2. Формирование и совершенствование двигательных навыков прикладного характера.
3. Развитие пространственно-временной дифференцировки.
4. Обогащение словарного запаса.
5. Стимулирование способностей учащегося к самооценке. Оздоровительные задачи:
1.Укрепление и сохранение здоровья, закаливание организма учащихся.
2.Активизация защитных свойств организма учащегося.
3. Повышение физиологической активности органов и систем организма.
4.Укрепление и развитие сердечно - сосудистой и дыхательной систем.
Коррекционные задачи :
1.Коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата (нарушение осанки, сколиозы,
плоскостопия
).
2. Коррекция и компенсация нарушений психомоторики (преодоление страха замкнутого
пространства, высоты, завышение или занижение самооценки, нарушение координации
движений , гиподинамии и пр.).

3. Коррекция и развитие общей и мелкой моторики.
4.Обеспечение условий для профилактики возникновения вторичных отклонений в состоя
нии здоровья учащихся.
5.Создание благоприятных коррекционно-развивающих условий для лечения и оздоровления
организма учащихся средствами адаптивного физического воспитания.
Воспитательные задачи :
1.Воспитание в учащихся чувства внутренней свободы, уверенности себе, своих силах и
возможностях
.
2. Воспитание нравственных и морально – волевых качеств и навыков осознанного
отношения к самостоятельной деятельности
, смелости, настойчивости. 3.
Воспитание устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями.
4.Формирование у учащихся осознанного отношения к своему здоровью и мотивации
к здоровому образу жизни
Общеучебные умения , навыки и способы деятельности.
Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и
навыков, универсальных способов деятельности. В этом направлении приоритетными для
учебного предмета «Физкультура» являются умения:
•

выполнение упражнений по инструкции учителя;

•

отработку правил индивидуальной, групповой, коллективной деятельности на уроке;

•

формирование и развитие навыков самоконтроля, соблюдения правил безопасности при
выполнении физических упражнений.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
1.

2.

Основы знаний.
Параметры правильной осанки и как ее проверить. Дыхание при выполнении упражнений,
восстановительное дыхание. Сведения при ортопедическом режиме( о правилах
выработки и сохранении правильной осанки).
Упражнения для формирования и закрепления навыка правильной осанки,
коррекцию осанки.

Упражнения в положении стоя и сидя, касаясь стены или гимнастической стенки. Ходьба с
предметом на голове. Постоянное напоминание взрослого о правилах соблюдения
ортопедического режима – положение тела при ходьбе, сне, выполнении уроков, поднятии
и переносе тяжестей).
3.

Упражнения для развития гибкости, растяжения мышц и связок позвоночника.
Формирование мышечного корсета.
Колено – локтевое ползание по гимнастической скамейке; перекаты со спины на живот и
т. д. в положении лежа и сидя; перекаты по позвоночнику вперед – назад в положении
группировки; наклоны головы, туловища вперед – назад в различных И.П.

Обучение правильному дыханию. Профилактика дыхательных заболеваний.
Брюшной и грудной тип дыхания. Полное дыхание. Упражнения для тренировки
дыхательных мышц, для восстановления дыхания.
4.

5.

Развитие выносливости к умеренным нагрузкам. Навыки саморегуляции. Медленный
бег в чередовании с ходьбой до 1 мин. Подвижные игры общего характера;

постепенное увеличение количества упражнений и времени их выполнения,
равномерным
методом в аэробном режиме.
6.

7.

8.

9.

Развитие силы. Суставная гимнастика по Норбекову.
Отжимания от скамейки, от пола (на коленях), подтягивания на нижней перекладине.
Приседания, специально подобранные упражнения в различных И.П. лежа, методом
динамических усилий и незначительной статической задержки позы (наклоны, прогибы
туловища, поднимание ног, головы, туловища в И.П. лежа). Комплексы упражнений с
обручами, гантелями.
Элементы самомассажа.
Простейшие элементы самомассажа: растирание ладоней, ушных раковин, поясничного
отдела позвоночника, надплечий, поглаживания живота, шеи, постукивания кулаком по
грудине, по крупным мышцам конечностей. Упражнения с гимнастической палкой:
растирание палкой лопаточной, поясничной, грудной областей, похлопывание
гимнастической палкой крупных мышц конечностей.
Профилактика и коррекция плоскостопия.
Ходьба на носках, на наружных сводах стоп, по ребристой доске, по песку, по камешкам.
Упражнения с активным вытягиванием носков, подошвенные сгибания стоп и пальцев с
захватом ими разных мелких предметов (мячей, палочек, кубиков); подниматься и
опускаться на носках.
Аутогенная тренировка. Аутотренинг. Расслабление мышц с помощью
самовнушения: представление любых приятных и доступных для воображения детей
картин «Тепло», «Свет», «Солнце», «Лесная поляна», «Небо», «Источник» и т.д,
ассоциации, связанные с добрым, приятным, красивым и т. д.; создание
психологической установки на выздоровление.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Дети занимающиеся в группе должны знать: режим дня – главное условие
правильного физического развития ребенка. Знать показатели самоконтроля (сон, аппетит,
самочувствие, настроение, настроение, болевые ощущения, работоспособность). Значение
самомассажа, очистительного дыхания, о физкультминутках в школе и дома, при
выполнении домашнего задания.
Умения:
Периодически контролировать правильность осанки (у зеркала, у стены, у гимнастической
стенки, сидя на скамейке, с закрытыми глазами и др.) самостоятельно и под контролем
взрослого; ходить с предметами на голове; выполнять комплекс у гимнастической стенки;
длительное время удерживать статические позы. Выполнять ритмическую гимнастику под
музыкальное сопровождение; упражнения с гимнастической палкой. Выполнять
специальные плавательные упражнения. Осуществлять самоконтроль за своим здоровьем,
выполнять очистительное дыхание и элементы самомассажа. Играть в подвижные игры –
«Тише едешь – дальше будешь», «Мяч в кругу», «Ножной мяч», «Пятнашки елочкой»,
«Вышибалы на четвереньках» и др.
Навыки:
Соблюдать правила режима дня в школе и дома; выполнять лечебную гимнастику дома
под контролем взрослых.
Личностные качества:
Ответственность, выдержка, самодисциплина, справедливость; эстетические качества,
коммуникативные качества; память.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 59 КЛАССЫ
№

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Основы теоретических знаний
1.

Упражнения для коррекции правильной осанки

8

2.

Упражнения на коррекцию плоскостопия

8

3.

6

4.

Упражнения для профилактики дыхательных
заболеваний
Упражнения на укрепление мышц живота и спины

5.

Упражнения на формирование мышечного корсета

6

6.

Упражнения с гимнастическими палками

6

7.
8.
9.
10.
11.
12.

Дыхательные упражнения
Суставная гимнастика по Норбекову
Навыки саморегуляции
Гимнастика мозга
Аутотренинг

7
6
6
7
8

Саморегулирование. Самомассаж

7

5


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».