Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ардатовская средняя школа №1» УТВЕРЖДЕНА приказом МБОУ АСШ №1 от 29.08.2023 №248/1 Рабочая программа по учебному предмету «Адаптивная физкультура» 5-9 класс вариант 1 (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями) Пояснительная записка Адаптивное физическое воспитание в основной школе обеспечивает не только физическое, эмоциональное, интеллектуальное и социальное развитие личности обучающихся, формирование и развитие установок активного, здорового образа жизни, но и обеспечивает решение коррекционно -компенсаторных и лечебно-оздоровительных задачи. Программа обеспечивает систематические занятия физическими упражнениями, что активизирует деятельность всех органов и систем. Разнонаправленные физические упражнения, способствуют физическому, умственному и морально- волевому развитию личности школьника. Наблюдая за динамикой развития каждого школьника в течение всего времени обучения в школе, и, исходя из возрастно-половых особенностей развития учащихся, степени освоенности ими физических упражнений, коррекционно-развивающих условий проведения адаптивного физического воспитания, наличия спортивного инвентаря можно определить его «зону ближайшего развития» и составить индивидуальные коррекционно-развивающие перспективное планирование: коррекция психических нарушений в процессе деятельности - зрительно предметного и зрительнопространственного восприятия, наглядно-образного и вербально - логического мышления, памяти, внимания, речи, воображения, эмоционально-волевой сферы и т.п. Цели: • обеспечение всестороннего и гармоничного развития учащихся средствами адаптивной физической культуры без каких-либо скидок на имеющие у них нарушения; • совершенствование физических и психофизических способностей; • активизация процесса социальной адаптации учащихся средствами адаптивного физического воспитания. Задачи: Образовательные задачи : 1.Освоение системы знаний, необходимой для сознательного освоения двигательных умений и навыков . 2.Формирование и развитие жизненно необходимых двигательных умений и навыков. 3.Обучение технике правильного выполнения физических упражнений. 4.Формирование навыка ориентировки в схеме собственного тела в пространстве. Развивающие задачи : 1.Оптимальное развитие основных двигательных качеств (выносливости, быстроты, мышечной силы , ловкости, гибкости, точности движений, двигательной реакции). 2. Формирование и совершенствование двигательных навыков прикладного характера. 3. Развитие пространственно-временной дифференцировки. 4. Обогащение словарного запаса. 5. Стимулирование способностей учащегося к самооценке. Оздоровительные задачи: 1.Укрепление и сохранение здоровья, закаливание организма учащихся. 2.Активизация защитных свойств организма учащегося. 3. Повышение физиологической активности органов и систем организма. 4.Укрепление и развитие сердечно - сосудистой и дыхательной систем. Коррекционные задачи : 1.Коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата (нарушение осанки, сколиозы, плоскостопия ). 2. Коррекция и компенсация нарушений психомоторики (преодоление страха замкнутого пространства, высоты, завышение или занижение самооценки, нарушение координации движений , гиподинамии и пр.). 3. Коррекция и развитие общей и мелкой моторики. 4.Обеспечение условий для профилактики возникновения вторичных отклонений в состоя нии здоровья учащихся. 5.Создание благоприятных коррекционно-развивающих условий для лечения и оздоровления организма учащихся средствами адаптивного физического воспитания. Воспитательные задачи : 1.Воспитание в учащихся чувства внутренней свободы, уверенности себе, своих силах и возможностях . 2. Воспитание нравственных и морально – волевых качеств и навыков осознанного отношения к самостоятельной деятельности , смелости, настойчивости. 3. Воспитание устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями. 4.Формирование у учащихся осознанного отношения к своему здоровью и мотивации к здоровому образу жизни Общеучебные умения , навыки и способы деятельности. Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Физкультура» являются умения: • выполнение упражнений по инструкции учителя; • отработку правил индивидуальной, групповой, коллективной деятельности на уроке; • формирование и развитие навыков самоконтроля, соблюдения правил безопасности при выполнении физических упражнений. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» 1. 2. Основы знаний. Параметры правильной осанки и как ее проверить. Дыхание при выполнении упражнений, восстановительное дыхание. Сведения при ортопедическом режиме( о правилах выработки и сохранении правильной осанки). Упражнения для формирования и закрепления навыка правильной осанки, коррекцию осанки. Упражнения в положении стоя и сидя, касаясь стены или гимнастической стенки. Ходьба с предметом на голове. Постоянное напоминание взрослого о правилах соблюдения ортопедического режима – положение тела при ходьбе, сне, выполнении уроков, поднятии и переносе тяжестей). 3. Упражнения для развития гибкости, растяжения мышц и связок позвоночника. Формирование мышечного корсета. Колено – локтевое ползание по гимнастической скамейке; перекаты со спины на живот и т. д. в положении лежа и сидя; перекаты по позвоночнику вперед – назад в положении группировки; наклоны головы, туловища вперед – назад в различных И.П. Обучение правильному дыханию. Профилактика дыхательных заболеваний. Брюшной и грудной тип дыхания. Полное дыхание. Упражнения для тренировки дыхательных мышц, для восстановления дыхания. 4. 5. Развитие выносливости к умеренным нагрузкам. Навыки саморегуляции. Медленный бег в чередовании с ходьбой до 1 мин. Подвижные игры общего характера; постепенное увеличение количества упражнений и времени их выполнения, равномерным методом в аэробном режиме. 6. 7. 8. 9. Развитие силы. Суставная гимнастика по Норбекову. Отжимания от скамейки, от пола (на коленях), подтягивания на нижней перекладине. Приседания, специально подобранные упражнения в различных И.П. лежа, методом динамических усилий и незначительной статической задержки позы (наклоны, прогибы туловища, поднимание ног, головы, туловища в И.П. лежа). Комплексы упражнений с обручами, гантелями. Элементы самомассажа. Простейшие элементы самомассажа: растирание ладоней, ушных раковин, поясничного отдела позвоночника, надплечий, поглаживания живота, шеи, постукивания кулаком по грудине, по крупным мышцам конечностей. Упражнения с гимнастической палкой: растирание палкой лопаточной, поясничной, грудной областей, похлопывание гимнастической палкой крупных мышц конечностей. Профилактика и коррекция плоскостопия. Ходьба на носках, на наружных сводах стоп, по ребристой доске, по песку, по камешкам. Упражнения с активным вытягиванием носков, подошвенные сгибания стоп и пальцев с захватом ими разных мелких предметов (мячей, палочек, кубиков); подниматься и опускаться на носках. Аутогенная тренировка. Аутотренинг. Расслабление мышц с помощью самовнушения: представление любых приятных и доступных для воображения детей картин «Тепло», «Свет», «Солнце», «Лесная поляна», «Небо», «Источник» и т.д, ассоциации, связанные с добрым, приятным, красивым и т. д.; создание психологической установки на выздоровление. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ Дети занимающиеся в группе должны знать: режим дня – главное условие правильного физического развития ребенка. Знать показатели самоконтроля (сон, аппетит, самочувствие, настроение, настроение, болевые ощущения, работоспособность). Значение самомассажа, очистительного дыхания, о физкультминутках в школе и дома, при выполнении домашнего задания. Умения: Периодически контролировать правильность осанки (у зеркала, у стены, у гимнастической стенки, сидя на скамейке, с закрытыми глазами и др.) самостоятельно и под контролем взрослого; ходить с предметами на голове; выполнять комплекс у гимнастической стенки; длительное время удерживать статические позы. Выполнять ритмическую гимнастику под музыкальное сопровождение; упражнения с гимнастической палкой. Выполнять специальные плавательные упражнения. Осуществлять самоконтроль за своим здоровьем, выполнять очистительное дыхание и элементы самомассажа. Играть в подвижные игры – «Тише едешь – дальше будешь», «Мяч в кругу», «Ножной мяч», «Пятнашки елочкой», «Вышибалы на четвереньках» и др. Навыки: Соблюдать правила режима дня в школе и дома; выполнять лечебную гимнастику дома под контролем взрослых. Личностные качества: Ответственность, выдержка, самодисциплина, справедливость; эстетические качества, коммуникативные качества; память. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 59 КЛАССЫ № Наименование разделов и тем Кол-во часов Основы теоретических знаний 1. Упражнения для коррекции правильной осанки 8 2. Упражнения на коррекцию плоскостопия 8 3. 6 4. Упражнения для профилактики дыхательных заболеваний Упражнения на укрепление мышц живота и спины 5. Упражнения на формирование мышечного корсета 6 6. Упражнения с гимнастическими палками 6 7. 8. 9. 10. 11. 12. Дыхательные упражнения Суставная гимнастика по Норбекову Навыки саморегуляции Гимнастика мозга Аутотренинг 7 6 6 7 8 Саморегулирование. Самомассаж 7 5