Альтернативная коммуникация

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Нижегородской области
Ардатовский муниципальный округ
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
″Ардатовская средняя школа №1 ″

УТВЕРЖДЕНА
Приказом МБОУ АСШ №1
№ 248/1 от 29.08.2023

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по коррекционному курсу
«Альтернативная коммуникация»
для учащихся 1 (дополнительного), 1-9 классов

р.п. Ардатов, 2023 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» для
учащихся 1- 9 классов составлена в соответствии с АООП, разработанной на основе ФАООП
(приказ № 1026 от 24.11.2022), образования обучающихся с умеренной тяжелой и глубокой
умственной отсталость (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными
нарушениями развития (II вариант) 1-9 классы, утвержденная приказом МБОУ АСШ № 1 от
29.08.2023 № 248/1 в соответствии с календарным учебным графиком.
Учебный предмет «Альтернативная коммуникация» является одним из основных
общеобразовательных предметов коррекционных курсов для данной категории детей.
Цель: формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств
вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального
взаимодействия.
Задачи:
- формировать навыки установления, поддержания и завершения контакта;
- формировать умения понимать обращенную речь;
- формировать умения употреблять в ходе общения слоги;
- формировать графомоторные навыки и навыки элементарного письма.
Общая характеристика учебного предмета:
Коммуникация и общение – неотъемлемые составляющие социальной жизни человека.
Специфические нарушения развития ребенка значительно препятствуют и ограничивают его
полноценное общение с окружающими. У детей, имеющих нарушение интеллекта в сочетании
с аутистическими расстройствами, отсутствует потребность в коммуникативных связях,
имеются трудности выбора и использования форм общения, включая коммуникативную речь и
целенаправленность речевой деятельности. У детей с выраженными нарушениями интеллекта
отмечается грубое недоразвитие речи и ее функций: коммуникативной, познавательной,
регулирующей. У многих детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития устная
(звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими
значительно затруднено, либо невозможно. В связи с этим обучение детей речи и
коммуникации должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию
у них потребности в общении, которое предполагает не только передачу информации, но и
умение обращать внимание на окружающих людей, проявлять интерес к другим людям, следить
за их действиями, устанавливать и поддерживать зрительный контакт, обращать внимание
других людей на себя. Педагогическая работа должна быть направлена на развитие сохранных
речевых механизмов, обучение использованию альтернативных средств коммуникации и
социального общения. Смыслом обучения социальному взаимодействию с окружающими
является индивидуальное поэтапное планомерное расширение жизненного опыта и
повседневных социальных контактов в доступных для ребенка пределах. Для этого
организуется специальная работа по введению ребёнка в более сложную предметную и
социальную среду, что предполагает планомерную, дозированную, заранее программируемую
интеграцию в среду сверстников в доступных ребенку пределах, организованное включение в
общение.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане:
В
Федеральном
компоненте
государственного
стандарта
«Альтернативная
коммуникация» обозначен как самостоятельный предмет.
Программно-методический материал по предмету коррекционного курса «Альтернативная
(дополнительная) коммуникация» представлен следующими разделами: «Коммуникация»,
«Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации», «Чтение и письмо».

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
2

Личностные
Физические характеристики персональной идентификации:
- определяет свои внешние данные (цвет глаз, волос, рост и т.д.);
- определяет состояние своего здоровья.
Гендерная идентичность
- определяет свою половую принадлежность (без обоснования).
Возрастная идентификация
- определяет свою возрастную группу (ребенок, подросток, юноша);
- проявляет уважение к людям старшего возраста.
«Уверенность в себе»
- осознает, что может, а что ему пока не удается.
«Чувства, желания, взгляды»
- понимает эмоциональные состояния других людей;
- понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.);
- проявляет собственные чувства.
«Социальные навыки»
- умеет устанавливать и поддерживать контакты;
- пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов;
- использует элементарные формы речевого этикета;
- охотно участвует в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх, инсценировках,
хоровом пении, танцах и др., в создании совместных панно, рисунков, аппликаций, конструкций
и поделок и т. п.).
Мотивационно – личностный блок
- испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне);
- стремится помогать окружающим.
Биологический уровень
- сообщает о дискомфорте, вызванном внешними факторами (температурный режим, освещение
и. т.д.)
- сообщает об изменениях в организме (заболевание, ограниченность некоторых функций и т.д.)
Развитие мотивов учебной деятельности
- проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение, получить хорошие
отметки).
Ответственность за собственное здоровье, безопасность и жизнь
- осознает, что определенные его действия несут опасность для него.
Ответственность за собственные вещи
- осознает ответственность, связанную с сохранностью его вещей: одежды, игрушек, мебели в
собственной комнате.
Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств:
- воспринимает и наблюдает за окружающими предметами и явлениями, рассматривает или
прослушивает произведений искусства.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками:
- принимает участие в коллективных делах и играх;
- принимать и оказывать помощь.
Предметные
— Понимать обращенную речь и смысл доступных невербальных графических знаков
(рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений), неспецифических
жестов.
— Вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные (вербальные) и
альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила поведения.
— Уметь пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и
импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач.
— Уметь использовать предметы для выражения путем на них жестом, взглядом.
— Использовать доступные жесты для передачи сообщения.
3

— Понимать слова, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и
деятельность человека.
— Уметь использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных
ситуациях.
— Обучать глобальному чтению в доступных ребенку пределах.
— Формировать навыки понимания смысла узнаваемого слова; копирование с образца
отдельных букв.

Базовые учебные действия
Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному,
коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной
мебелью;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить
из-за парты и т. д.);
- организовывать рабочее место;
- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.
Формирование учебного поведения:
1) направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):
- фиксирует взгляд на звучащей игрушке;
- фиксирует взгляд на яркой игрушке;
- фиксирует взгляд на движущей игрушке;
- переключает взгляд с одного предмета на другой;
- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием утрированной мимики;
- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;
- фиксирует взгляд на изображении
2) умение выполнять инструкции педагога:
- понимает жестовую инструкцию;
- выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником на данном
этапе обучения)
3) использование по назначению учебных материалов:
- бумаги;
- карандашей;
- пластилина;
-дидактических игр
4) умение выполнять действия по образцу и по подражанию:
- выполняет действие способом рука-в-руке;
- подражает действиям, выполняемым педагогом;
- последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога.
Формирование умения выполнять задание:
1) в течение определенного периода времени:
- способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.
2) от начала до конца:
- при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала
до конца.
Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к
другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.:
- ориентируется в режиме дня, расписании уроков с помощью педагога.
1 (ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ) КЛАСС
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
4

№
п/п
1
3
4
6

Наименование разделов
Коммуникация с использованием вербальных средств
Импрессивная речь.
Экспрессивная речь.
Чтение и письмо
Итого

№
п/п
1
2
3
4

1 КЛАСС
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Наименование разделов

Количество
часов
7
14
18
27
66

Количество
часов
16
8
16
23

Коммуникация с использованием вербальных средств
Импрессивная речь
Экспрессивная речь
Чтение и письмо
Итого
2 КЛАСС
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Наименование разделов

№
п/п
1
2
3
4

66

Количество
часов

Коммуникация с использованием вербальных средств
Импрессивная речь
Экспрессивная речь
Чтение и письмо

18
12
18
20
Итого

№
п/п
1
2
3
4

3 КЛАСС
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Наименование разделов
Коммуникация с использованием вербальных и невербальных
средств
Импрессивная речь
Экспрессивная речь
Чтение и письмо
Итого

№
п/п
1
2
3
4
5

4 КЛАСС
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Наименование разделов
Коммуникация с использованием вербальных средств
Коммуникация с использованием невербальных средств.
Импрессивная речь.
Экспрессивная речь.
Экспрессия с использованием средств невербальной
коммуникации.
5

68

Количество
часов
5
5
8
50
68

Количество
часов
10
12
12
11
11

6

Чтение и письмо

12
Итого

68

5 КЛАСС
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Наименование разделов

№
п/п
1
2
3
4

Количество часов

Коммуникация с использованием вербальных средств
Импрессивная речь.
Экспрессивная речь.
Чтение и письмо

8
9
9
8
Итого

34

6 КЛАСС
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
п/п
1
2

Наименование разделов

Количество
часов
7ч
4ч

Коммуникация с использованием вербальных средств
Коммуникация с использованием невербальных средств.
Импрессивная речь.
Экспрессивная речь.
Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации.
Чтение и письмо

3
4
5
6

Итого

7ч
2ч
4ч
10ч
34 часа

7 КЛАСС
№
п/п
1
2
3
4
5
6

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Наименование разделов

Количество
часов
4
4

Коммуникация с использованием вербальных средств
Коммуникация с использованием невербальных средств.
Импрессивная речь.
Экспрессивная речь.
Экспрессия с использованием средств невербальной
коммуникации.
Чтение и письмо

2
4
4
16
Итого

34

8 КЛАСС
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Наименование разделов
№
п/п
1
2
3
4

Количество
часов

Коммуникация с использованием вербальных средств
Импрессивная речь
Экспрессивная речь
Чтение и письмо

4
4
4
22
Итого

6

34

9 КЛАСС
№
п/п
1

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Наименование разделов
Чтение
Итого

Количество
часов
34
34

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
№п/п
1

2
3
4

5

6

Методическое обеспечение

Год издания

Адаптированная основная общеобразовательная программа
образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями), ТМНР (вариант 2), утвержденная приказом
МБОУ АСШ №1 от 29.08.2023г. № 248/1
Комарова С. В. Речевая практика, 1 класс.- М.:
Просвещение, 2017г.

2023

Аксенова А.К., Комарова С.В. и др. Букварь 1ч. – М.:
Просвещение 2017г.
Русский язык. 3 класс. Учебник для общеобразовательных
организаций, реализующих адаптированные основные
общеобразовательные программы в 2 частях Москва
«Просвещение»; Якубовская Э.В.,. Коршунова Я.В. ;1 часть
Э.В. Якубовская Читай, думай, пиши, Рабочая тетрадь по
русскому языку 3 класс Учебное пособие для
общеобразовательных
организаций,
реализующих
адаптированные основные общеобразовательные программы
в 2 частях, Москва «Просвещение»
Чтение. 4 класс. Учебник для общеобразовательных
организаций, реализующих адаптированные основные
общеобразовательные программы в 2 частях Москва
«Просвещение»;

2017

2017

2018

2018

2019

УЧЕБНО-ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
- игрушки дидактические и сюжетные:
- магнитная доска;
- фланелеграф;
- куклы бибабо, штоковые игрушки, наборы сказочных персонажей;
- набор для рисования (фломастеры, бумага, краски);
- трафареты с изображением животных, сюжетных картинок, сказочных персонажей, гласных
букв;
- графические средства для альтернативной коммуникации:
таблицы букв, карточки с изображениями объектов, людей, действий (фотографии,
пиктограммы, символы), с напечатанными словами;
- наборы букв, коммуникативные таблицы и тетради для общения;
- сюжетные картинки различной тематики для развития речи;
- презентации;
- книги с иллюстрациями сказок «Репка» (русская народная сказка), «Колобок» (русская
народная сказка), «Теремок» (русская народная сказка), «Кто сказал мяу?», «Под грибом»
7

(автор В. Сутеев) и др.; «Маша и медведь» (русская народная сказка), «Мишка», «Зайка»
А.Л.Барто, «Мойдодыр» К. Чуковский и др.;
- настольно-печатные игры (серии игр «Детское лото», «Детское домино», «Путешествие по
Москве», «Путешествие по России», «Путешествие по зоопарку»);
- технические средства для альтернативной коммуникации: записывающие устройства;
- компьютерные устройства, синтезирующие речь:
- информационно-программное обеспечение: компьютерные программы для создания
пиктограмм, презентации;
- обучающие компьютерные программы и программы для коррекции различных нарушений
речи;
- аудио и видеоматериалы.
- трафареты с изображением животных, сюжетных картинок, сказочных персонажей, гласных и
согласных букв;
- графические средства для альтернативной коммуникации:
- комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, разрезная азбука (общеклассная и
индивидуальная, образцы начертания рукописных букв);
- Серия таблиц «Времена года»
- Портреты писателей
- Слоговые таблицы для тренировки чтения
-Иллюстрированные пособия:
-набор предметных картинок с изображением овощей, фруктов, зверей, птиц;
-картины с изображением каких-либо сюжетов
- Предметы окружающей действительности:
-учебные принадлежности, природный материал, фрукты, овощи;
-трафареты овощей, фруктов, грибов, зверей, птиц и т.д.
-Магнитная касса букв
-Разрезные письменные буквы
- Разрезные слоги
- Таблицы: «Алфавит», «Правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу», «Гласные – согласные»,
«Звонкие – глухие согласные», «Мягкие и твёрдые согласные», «Предлоги», «Слова –
предметы», «Слова – действия»
- Набор словарных слов
- Набор предметных картинок
- Лента букв

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».