Двигательное развитие

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Нижегородской области
Ардатовский муниципальный округ
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
″Ардатовская средняя школа №1 ″

УТВЕРЖДЕНА
Приказом МБОУ АСШ №1
№ 248/1 от 29.08.2023

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По коррекционному курсу
«Двигательное развитие»
для учащихся 1-9 классов

р.п. Ардатов, 2023
1

Пояснительная записка
Рабочая программа коррекционного курса «Двигательное развитие» для учащихся 1-9
классов составлена в соответствии с АООП, разработанной на основе ФАООП (приказ № 1026
от 24.11.2022), образования обучающихся с умеренной тяжелой и глубокой умственной
отсталость (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями
развития (II вариант) 1-9 классы, утвержденная приказом МБОУ АСШ № 1 от 29.08.2023№
248/1 в соответствии с календарным учебным графиком
Цель - обогащение сенсомоторного опыта, поддержание и развитие способности к
движению через целенаправленное обучение и тренировку функциональных двигательных
навыков.
Задачи:
- мотивация двигательной активности;
- поддержание жизненно важных функций организма (дыхание, работа
сердечнососудистой системы, мышечной и других физиологических систем);
- улучшение качества имеющихся движений, предупреждение их нарушений;
- стимуляция появления новых движений;
- обучение переходу из одной позы в другую;
- освоение новых способов передвижения;
- развитие и закрепление функционально важных навыков, необходимых для
использования в повседневной жизни;
- развитие моторной ловкости;
- развитие функции руки, в том числе мелкой моторики;
- формирование ориентировки в пространстве;
Двигательная активность является естественной потребностью человека. Развитие
двигательных навыков необходимо для нормальной жизнедеятельности всех систем и
функций органов человека. Дети с ТМНР отличаются не только крайне замедленным темпом
психомоторного развития, но и явными нарушениями физического статуса. Степень тяжести
этих нарушений усугубляется общим недоразвитием двигательного опыта, бедной
организацией произвольных движений, скованностью и напряженностью мышечного тонуса.
У многих детей отмечаются нарушения осанки, сколиоз, деформации костно-мышечной
системы, изменения формы стопы, контрактуры конечностей. Развитие двигательных умений
у обучающихся с нарушениями ОДА тесно связано с профилактикой возникновения у
них патологических состояний.
Выраженные нарушения сенсорно-перцептивных процессов, преобладающие в структуре
нарушений при тяжёлой и глубокой умственно отсталости, усугубляют восприятие ребенком
собственного тела, что дополнительно затрудняет произвольное овладение движениями и их
синхронизацию.
Содержание программы
Удержание головы в положении лежа на спине (на животе, на боку (правом, левом)), в
положении сидя. Выполнение движений головой: наклоны (вправо, влево, вперед в
положении лежа на спине/животе, стоя или сидя), повороты (вправо, влево в положении лежа
на спине/животе, стоя или сидя), «круговые» движения (по часовой стрелке и против часовой
стрелки).
Выполнение движений руками: вперед, назад, вверх, в стороны, «круговые».
Выполнение движений пальцами рук: сгибание /разгибание фаланг пальцев, сгибание пальцев
в кулак разгибание. Выполнение движений плечами. Опора на предплечья, на кисти рук.
Бросание мяча двумя руками (от груди, от уровня колен, из-за головы), одной рукой (от груди,
от уровня колен, из-за головы). Отбивание мяча от пола двумя руками (одной рукой). Ловля
мяча на уровне груди (на уровне колен, над головой). Изменение позы в положении лежа:
поворот со спины на живот, поворот с живота на спину. Изменение позы в положении сидя:
поворот (вправо, влево), наклон (вперед, назад, вправо, влево). Изменение позы в положении
стоя: поворот (вправо, влево), наклон (вперед, назад, вправо, влево). Вставание на
2

четвереньки. Ползание на животе (на четвереньках). Сидение на полу (с опорой, без опоры),
на стуле, садиться из положения «лежа на спине».
Вставание на колени из положения «сидя на пятках». Стояние на коленях. Ходьба на
коленях. Вставание из положения «стоя на коленях». Стояние с опорой (вертикализатор,
костыли, трость и др.), без опоры. Выполнение движений ногами: подъем ноги вверх,
отведение ноги в сторону, отведение ноги назад. Ходьба по ровной горизонтальной
поверхности (с опорой, без опоры), по наклонной поверхности (вверх, вниз; с опорой, без
опоры), по лестнице (вверх, вниз; с опорой, без опоры). Ходьба на носках (на пятках, высоко
поднимая бедро, захлестывая голень, приставным шагом, широким шагом, в полуприседе, в
приседе). Бег с высоким подниманием бедра (захлестывая голень назад, приставным шагом).
Прыжки на двух ногах на месте, с продвижением (вперед, назад, вправо, влево).
Прыжки на одной ноге. Удары по мячу ногой с места (с нескольких шагов, с разбега).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Личностные результаты:
Физические характеристики персональной идентификации:
- определяет свои внешние данные (цвет глаз, волос, рост и т.д.);
- определяет состояние своего здоровья;
Гендерная идентичность
- определяет свою половую принадлежность (без обоснования);
Возрастная идентификация
- определяет свою возрастную группу (ребенок, подросток, юноша);
- проявляет уважение к людям старшего возраста.
«Уверенность в себе»
- осознает, что может, а что ему пока не удается;
«Чувства, желания, взгляды»
- понимает эмоциональные состояния других людей;
- понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.);
- проявляет собственные чувства;
«Социальные навыки»
- умеет устанавливать и поддерживать контакты;
- пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов;
- использует элементарные формы речевого этикета;
- охотно участвует в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх, инсценировках,
хоровом пении, танцах и др., в создании совместных панно, рисунков, аппликаций,
конструкций и поделок и т. п.);
Мотивационно – личностный блок
- испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне)
- стремится помогать окружающим
Биологический уровень
- сообщает о дискомфорте, вызванном внешними факторами (температурный режим,
освещение и. т.д.)
- сообщает об изменениях в организме (заболевание, ограниченность некоторых функций и
т.д.)
Развитие мотивов учебной деятельности:
- проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение, получить хорошие
отметки);
Ответственность за собственное здоровье, безопасность и жизнь
- осознает, что определенные его действия несут опасность для него;
Ответственность за собственные вещи
- осознает ответственность, связанную с сохранностью его вещей: одежды, игрушек, мебели в
собственной комнате;
3

Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств:
- воспринимает и наблюдает за окружающими предметами и явлениями, рассматривает или
прослушивает произведений искусства;
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками:
- принимает участие в коллективных делах и играх;
- принимать и оказывать помощь.
Предметные результаты:
- контролировать положение головы и тела, в положении лёжа, сидя, стоя (освоение в полном
объёме);
- выполнять двигательные переходы в вертикальной и горизонтальной плоскости;
- ориентироваться в пространстве;
- обследовать предметы с помощью рук;
- использовать различные захваты;
- выполнять действия одной, двумя руками;
Базовые учебные действия:
Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному,
коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной
мебелью;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить
из-за парты и т. д.);
- организовывать рабочее место;
- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.
Формирование учебного поведения:
1) направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):
- фиксирует взгляд на звучащей игрушке;
- фиксирует взгляд на яркой игрушке;
- фиксирует взгляд на движущей игрушке;
- переключает взгляд с одного предмета на другой;
- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием утрированной мимики;
- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;
- фиксирует взгляд на изображении;
2) умение выполнять инструкции педагога:
- понимает жестовую инструкцию;
- выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником на данном
этапе обучения).
3) использование по назначению учебных материалов:
- мячей;
- скакалок;
- палок;
-дидактических игр.
4) умение выполнять действия по образцу и по подражанию:
- выполняет действие способом рука-в-руке;
- подражает действиям, выполняемых педагогом;
- последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога;
Формирование умения выполнять задание:
1) в течение определенного периода времени:
- способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.
2) от начала до конца:
- при организующей, направляющей помощи педагога способен выполнить посильное задание
4

от начала до конца.
Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к
другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.:
- ориентируется в режиме дня, расписании уроков с помощью педагога;
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
№п/п
1

Методическое обеспечение
Адаптированная основная общеобразовательная программа
образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
ТМНР (вариант 2), утвержденная приказом МБОУ АСШ № 1 от
29.08.2023г. № 248/1

Год издания
2023

5

6


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».