МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и науки Нижегородской области Ардатовский муниципальный округ муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение ″Ардатовская средняя школа №1 ″ УТВЕРЖДЕНА Приказом МБОУ АСШ №1 № 248/1 от 29.08.2023 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по коррекционному курсу «Предметно-практические действия» для учащихся 1 (дополнительного), 1-9 классов р.п. Ардатов, 2023 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа коррекционного курса «Предметно-практические действия» для учащихся 1-9 классов составлена в соответствии с АООП, разработанной на основе ФАООП (приказ № 1026 от 24.11.2022), образования обучающихся с умеренной тяжелой и глубокой умственной отсталость (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (II вариант) 1-9 классы, утвержденная приказом МБОУ АСШ № 1 от 29.08.2023 № 248/1 в соответствии с календарным учебным графиком Цель: формирование представлений о свойствах и качествах предмета, формирование целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами с учетом их функционального назначения. Задачи: - формировать и развивать интерес к манипулятивной и предметно-практической деятельности; - способствовать развитию представлений о возможности взаимодействия с предметной средой; - способствовать формированию и развитию представлений о свойствах и качествах предметов; - учить функциональным действиям с предметами на основе их свойств и качеств. Общая характеристика учебного предмета Вследствие органического поражения ЦНС у детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР процессы восприятия, памяти, мышления, речи, двигательных и других функций нарушены или искажены, поэтому формирование предметных действий происходит со значительной задержкой. Содержание обучения на занятиях предметнопрактических действий очень разнообразны, что определяется многообразием различных дефектов, присущих глубоко умственно отсталым детям. У многих детей с ТМНР, достигших школьного возраста, действия с предметами остаются на уровне неспецифических манипуляций. В этой связи ребенку необходима специальная обучающая помощь, направленная на формирование разнообразных видов предметно-практической деятельности. Для коррекции тяжёлых нарушений внимания предусмотрены специальные упражнения и игры. Сенсорное развитие этих детей осуществляется по разработанной системе в предметно-манипулятивной деятельности и дидактических играх. Обучение начинается с формирования элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами. В процессе обучения дети знакомятся с различными предметами и материалами и осваивают действия с ними. Сначала формируются приемы элементарной предметной деятельности, такие как: захват, удержание, перекладывание и др., которые в дальнейшем используются в разных видах продуктивной деятельности: изобразительной, доступной бытовой и трудовой деятельности, самообслуживании. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане В Федеральном компоненте государственного стандарта предметно-практические действия обозначены как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ. Программно-методический материал включает 2 раздела: «Действия с материалами», «Действия с предметами». 2 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ Личностные Физические характеристики персональной идентификации: - определяет свои внешние данные (цвет глаз, волос, рост и т.д.); - определяет состояние своего здоровья. Гендерная идентичность - определяет свою половую принадлежность (без обоснования). Возрастная идентификация - определяет свою возрастную группу (ребенок, подросток, юноша); - проявляет уважение к людям старшего возраста. «Уверенность в себе» - осознает, что может, а что ему пока не удается. «Чувства, желания, взгляды» - понимает эмоциональные состояния других людей; - понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.); - проявляет собственные чувства. «Социальные навыки» - умеет устанавливать и поддерживать контакты; - пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов; - использует элементарные формы речевого этикета; - охотно участвует в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх, инсценировках, хоровом пении, танцах и др., в создании совместных панно, рисунков, аппликаций, конструкций и поделок и т. п.). Мотивационно – личностный блок - испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне); - стремится помогать окружающим. Биологический уровень - сообщает о дискомфорте, вызванном внешними факторами (температурный режим, освещение и. т.д.); - сообщает об изменениях в организме (заболевание, ограниченность некоторых функций и т.д.). Развитие мотивов учебной деятельности: - проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение, получить хорошие отметки). Ответственность за собственное здоровье, безопасность и жизнь - осознает, что определенные его действия несут опасность для него. Ответственность за собственные вещи - осознает ответственность, связанную с сохранностью его вещей: одежды, игрушек, мебели в собственной комнате; Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств: - воспринимает и наблюдает за окружающими предметами и явлениями, рассматривает или прослушивает произведений искусства. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками: - принимает участие в коллективных делах и играх; - принимать и оказывать помощь. Предметные - уметь рассматривать различные по качеству материалы: бумагу, ткань, природный материал и т.д.; - уметь фиксировать взгляд на объекте; - уметь воспринимать, удерживать предмет в руках рассматривая его со всех сторон; - понимать эмоциональное состояние других людей; - понимать язык эмоций; - выполнять последовательно организованные движения; - играть с кубиками, карандашами, палочками и т. д; - уметь сминать, разрывать, размазывать, разминать, пересыпать, переливать, наматывать материал; - уметь толкать, тянуть в предмет в разные направления вращать; - уметь нажимать, сжимать предмет; - уметь вынимать, складывать предметы в ёмкость; - уметь нанизывать предметы на стержень, нить. 3 Базовые учебные действия Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся: - входить и выходить из учебного помещения со звонком; - ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью; - адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить изза парты и т. д.); - организовывать рабочее место; - передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения. Формирование учебного поведения: 1) направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание): - фиксирует взгляд на звучащей игрушке; - фиксирует взгляд на яркой игрушке; - фиксирует взгляд на движущей игрушке; - переключает взгляд с одного предмета на другой; - фиксирует взгляд на лице педагога с использованием утрированной мимики; - фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса; - фиксирует взгляд на изображении 2) умение выполнять инструкции педагога: - понимает жестовую инструкцию; - выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником на данном этапе обучения) 3) использование по назначению учебных материалов: - бумаги; - карандашей; - пластилина; -дидактических игр 4) умение выполнять действия по образцу и по подражанию: - выполняет действие способом рука-в-руке; - подражает действиям, выполняемы педагогом; - последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога. Формирование умения выполнять задание: 1) в течение определенного периода времени: - способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин. 2) от начала до конца: - при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.: - ориентируется в режиме дня, расписании уроков с помощью педагога; - выстраивает алгоритм предстоящей деятельности (словесный или наглядный план) с помощью педагога. 4 1 (ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ) КЛАСС УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Наименование разделов № п/п 1 2 3 Обследование учащихся Действия с материалами Действия с предметами Итого № п/п 1 2 1 КЛАСС УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Наименование разделов Количество часов 3 11 19 33 Количество часов 14 19 Действия с материалами Действия с предметами Итого № п/п 1 2 № п/п 1 2 № п/п 1 2 2 КЛАСС УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Наименование разделов Итого Количество часов 15 19 34 Итого Количество занятий 11 ч 23 ч 34 Действия с материалами. Действия с предметами. 3 КЛАСС УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Наименование разделов Действия с материалами Действия с предметами 4 КЛАСС УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Наименование разделов Количество занятий 12 22 Действия с материалами. Действия с предметами. Итого № п/п 1 2 5 КЛАСС УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Наименование разделов Итого № 5 34 Количество занятий 10 24 Действия с материалами. Действия с предметами. 6 КЛАСС УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Наименование разделов 33 34 Количество п/п 1 2 занятий 17 17 Действия с материалами. Действия с предметами. Итого 34 Итого Количество занятий 15 19 34 7 класс № п/п 1 2 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Наименование разделов Действия с материалами Действия с предметами 8 КЛАСС УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Наименование разделов № п/п 1 Действия с материалами 2 Действия с предметами Количество часов 14 Итого 20 34 Итого Количество часов 18 16 34 9 класс № п/п 1 2 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Наименование разделов Действия с материалами Действия с предметами УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС №п/п Методическое обеспечение 1 Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР (вариант 2), утвержденная приказом МБОУ АСШ № 1 № от 29.08.2023 248/1 УЧЕБНО - ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ - материалы для сминания, разрывания (бумага, салфетки); - предметы для нанизывания на стержень, шнур, нить (кольца, шары, бусины); - звучащие предметы для встряхивания; - предметы для сжимания (мячи различной фактуры, разного диаметра); - предметы вставления (стаканчики одинаковой величины) и др.; - мозаика; - пластилин; - глина; - пластичная масса; -предметы элементарного конструирования. 6 Год издания 2023