МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и науки Нижегородской области Ардатовский муниципальный округ муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение ″Ардатовская средняя школа №1 ″ УТВЕРЖДЕНА Приказом МБОУ АСШ №1 № 248/1 от 29.08.2023 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для учащихся 1(дополнительного), 1-9 классов, обучающихся по II варианту учебного плана: «Речь и альтернативная коммуникация» р.п.Ардатов, 2023 1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» составлена в соответствии с АООП образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (1-9 класс II вариант), разработанная на основе ФАООП (приказ от 24.11.2022 №1026), утвержденная приказом МБОУ АСШ № 1 от 29.08.2023 № 248/1 Цель: формирование опыта социального взаимодействия на основе разнообразных, доступных ребенку, средств коммуникации (вербальных и невербальных). Задачи: В разделе "Коммуникация": - формирование у обучающегося интереса и потребности к деловому взаимодействию с учителем, а затем со сверстниками, умений продуктивного установления, поддержания и завершения контакта, знакомство с альтернативными средствами коммуникации. В разделе "Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации": - активизация коммуникативных (невербальных и вербальных, альтернативных) средств для развития понимания и выражения ответа на обращенную речь взрослого любым доступным способом в разных ситуациях социального взаимодействия, - формирование доступных (включая альтернативные) средства коммуникации взаимодействия со взрослыми и сверстниками. В разделе "Чтение и письмо": - развитие ручной и мелкой моторики, обучение умению выполнять целенаправленное действие с пишущим предметом по словесной инструкции в конкретной ситуации, формирование элементарных графо моторных умений. - развитие слухового внимания и слухового восприятия, - формирование интереса к чтению взрослым коротких текстов с иллюстрациями. Общая характеристика Коммуникация и общение – неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. Специфические нарушения развития ребенка значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими. У детей, имеющих нарушение интеллекта в сочетании с аутистическими расстройствами, отсутствует потребность в коммуникативных связях, имеются трудности выбора и использования форм общения, включая коммуникативную речь и целенаправленность речевой деятельности. У детей с выраженными нарушениями интеллекта отмечается грубое недоразвитие речи и ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития устная (звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими значительно затруднено, либо невозможно. В связи с этим обучение детей речи и коммуникации должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, которое предполагает не только передачу информации, но и умение обращать внимание на окружающих людей, проявлять интерес к другим людям, следить за их действиями, устанавливать и поддерживать зрительный контакт, обращать внимание других людей на себя. Также педагогическая работа должна быть направлена на развитие сохранных речевых механизмов, обучение использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения. Смыслом обучения социальному взаимодействию с окружающими является индивидуальное поэтапное планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для ребенка пределах. Для этого организуется специальная работа по введению ребёнка в более сложную предметную и социальную среду, что предполагает планомерную, дозированную, заранее программируемую интеграцию в среду сверстников в доступных ребенку пределах, организованное включение в общение. Описание места учебного предмета в учебном плане В Федеральном компоненте государственного стандарта «Речь и альтернативная коммуникация» обозначен как самостоятельный предмет. На его изучение отведено 3 часа в неделю (1-2 класс) и 2 часа в неделю (3-8 класс), 33 учебные недели. 2 Содержание программы учебного предмета «Коммуникация» Коммуникация с использованием вербальных средств Формирование умений устанавливать зрительный контакт при обращении, в бытовых ситуациях, совместных с взрослым и сверстниками при осуществлении практических действий, играх. Эмоциональные реакции при общении с взрослым, в совместных практических, игровых действиях с взрослым, по возможности со сверстниками. Обучение на доступном уровне вербально отвечать на свое имя. Обучение на доступном уровне вербально отвечать на приветствия других людей/приветствовать Обучение на доступном уровне вербально обращаться за помощью. Обучение на доступном уровне вербально отказываться, выражать несогласие/согласие, благодарить. Обучение на доступном уровне вербально отвечать на вопросы Обучение на доступном уровне вербально задавание вопросов. Соблюдение дистанции в разговоре. Общение с собеседником с учетом его эмоционального состояния. Соблюдение очередности в разговоре. Коммуникация с использованием невербальных средств Закрепление умений показывать взглядом на объект. Обучение при коммуникации выражать мимикой эмоциональное состояние, Закрепление умений использовать указательный жест при прощании. приветствии, просьбе, согласии/несогласии. Использование доступных изобразительных средств (фотографии, картинки, пиктограммы), выражая желания и потребности, просьбы, согласие/несогласие, Привлечение внимания, выражая согласие/несогласие, благодарность, желания с использованием карточек (изображений) «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации» Импрессивная речь. Понимание слов, обозначающих объекты/субъекты (предметы, материалы, люди, животные и т.д.). Понимание слов, обозначающих функциональное назначение объектов и субъектов, действия. Понимание слов, обозначающих свойства (признаки) объектов и субъектов. Понимание слов, обозначающих состояния, свойства (признаки) действий. Понимание слов, обозначающих количество объектов/субъектов. Понимание слов, обозначающих места расположения объектов/субъектов («на столе», «около дома», «на верхней полке» и т.д.). Понимание слов, указывающих на объекты/субъекты (я, ты, свой, мой, это и т.д.). Понимание словосочетаний. Понимание обобщающих понятий. Экспрессивная речь. Употребление отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов. Употребление слов, обозначающих функциональное назначение объектов и субъектов, действия. Употребление слов, обозначающих свойства (признаки) объектов и субъектов. Употребление слов, обозначающих состояния, свойства (признаки) действий. Употребление слов, обозначающих количество объектов/субъектов. Употребление слов, обозначающих места расположения объектов/субъектов («на столе», «около дома», «на верней полке» и т.д.). Употребление слов, указывающих на объекты/субъекты (я, ты, свой, мой, это и т.д.). Употребление словосочетаний. Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации Сообщение жестом просьбы, желания, потребности. Сообщение собственное имя (себя) с помощью фотографии. Использование фотографии при обозначении членов семьи, педагогов, учащихся класса. 3 Обозначение и использование картинные изображения, доступные для понимания: частей тела, игрушек, посуды, мебели, еды, одежды, животных. Обозначение и использование картинные изображения, доступные для понимания, действий: сидеть, бегать, стоять, есть, пить, играть, рисовать, спать и др. «Чтение и письмо» Чтение. Употребление обобщающих понятий. Ответы на вопросы по содержанию текста. Определение последовательности событий. Договаривание слов в предложении. Демонстрирование действий по сюжету сказки. Узнавание и различение букв А,У,О. Различение напечатанных слов (имя, предмет) Подбор слов по темам «Овощи, фрукты, животные и т.д. » Подбор слов к картинке на сюжет сказки Письмо. Проведение пальцем (пальцами), тупым концом толстого карандаша различной по фактуре сыпучей поверхности: манке, песке на подносе элементов букв Проведение линий мокрой губкой по поверхности доски. Проведение линий толстой кистью по поверхности листа бумаги, оставляя следы краски. «Черкание" толстыми цветными карандашами на листе бумаге. Обводка элементов букв толстыми карандашами совместно со взрослым в разных направлениях на листе бумаги: слево-направо, сверху-вниз (далее на усмотрение педагога). Проведение элементов букв толстыми карандашами совместно со взрослым в разных направлениях на листе бумаги: слево-направо, сверху-вниз. Обводка по трафаретам букв. Написание буквы (по контуру, по точкам, по образцу). С обучающимися, нуждающимися в дополнительной индивидуальной работе, осуществляются коррекционно-развивающие занятия, где также формируются коммуникативные навыки, в том числе с использованием технологий по альтернативной коммуникации. Личностные результаты освоения конкретного учебного предмета: 1. Основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как "Я". 2. Социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности. 3. Формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей. 4. Формирование уважительного отношения к окружающим. 5. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. 6. Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 7. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах. 8. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. 9. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. 10.Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. 11. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Предметные результаты: — Понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений),неспецифических жестов 4 — Овладение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила поведения — Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач — Умение использование предметов для выражения путем на них жестом, взглядом — Использование доступных жестов для передачи сообщения — Понимание слов, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека — Умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях — Обучение глобальному чтению в доступных ребенку пределах — Формирование навыка понимания смысла узнаваемого слова; копирование с образца отдельных букв Базовые учебные действия: Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся: - входить и выходить из учебного помещения со звонком; - ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью; - адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.); - организовывать рабочее место; - передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения. Формирование учебного поведения: 1) направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание): - фиксирует взгляд на звучащей игрушке; - фиксирует взгляд на яркой игрушке; - фиксирует взгляд на движущей игрушке; - переключает взгляд с одного предмета на другой; - фиксирует взгляд на лице педагога с использованием утрированной мимики; - фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса; - фиксирует взгляд на изображении 2) умение выполнять инструкции педагога: - понимает жестовую инструкцию; - выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником на данном этапе обучения). 3) использование по назначению учебных материалов: - бумаги; - карандашей; - пластилина; -дидактических игр. 4) умение выполнять действия по образцу и по подражанию: - выполняет действие способом рука-в-руке; - подражает действиям, выполняемы педагогом; - последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога; Формирование умения выполнять задание: 1) в течение определенного периода времени: - способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин. 2) от начала до конца: - при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к 5 другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.: - ориентируется в режиме дня, расписании уроков с помощью педагога. 1 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС «РЕЧЬ И АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ» № п/п 1 2 3 4 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Наименование разделов Коммуникация с использованием вербальных средств Импрессивная речь Экспрессивная речь Чтение и письмо Итого Количество часов 12 19 31 33 95 1 КЛАСС № п/п 1 2 3 4 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Наименование разделов Количество часов 23 14 23 38 Коммуникация с использованием вербальных средств Импрессивная речь Экспрессивная речь Чтение и письмо Итого 98 2 КЛАСС УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН № п/п 1 2 3 4 Наименование разделов Количество часов Коммуникация с использованием вербальных средств Импрессивная речь Экспрессивная речь Чтение и письмо Итого 14 12 12 62 100 ч 3 КЛАСС УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН № п/п 1 2 Наименование разделов Коммуникация с использованием вербальных средств Импрессивная речь 6 Количество часов 14 ч 12 ч 3 4 Экспрессивная речь Чтение и письмо 13ч 62 ч Итого 101 часа 4 КЛАСС УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН № п/п 1 2 3 4 № п/п 1 Наименование разделов Количество часов Коммуникация с использованием вербальных и невербальных 7ч средств Импрессивная речь 15 ч Экспрессивная речь 35 ч Чтение и письмо 47 ч Итого 104 ч 5 КЛАСС УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Наименование разделов Количество часов Чтение и письмо 102 ч Итого № п/п 1 6 КЛАСС УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Наименование разделов 102 часов Количество часов 65 ч Чтение и письмо Итого 65 часов 7 класс УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН № п/п 1 2 3 4 Наименование разделов Коммуникация с использованием вербальных средств Импрессивная речь. Экспрессивная речь. Чтение и письмо Итого Количество часов 119 12 13 59ч 103 ч 8 класс № п/п 1 2 3 4 5 6 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Наименование разделов Количество часов 10 ч 13 ч Коммуникация с использованием вербальных средств Коммуникация с использованием невербальных средств. Импрессивная речь. Экспрессивная речь. Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации. Чтение и письмо 12 ч 10 ч 10ч 10 ч Итого 7 99 часов № п/п 1 9 класс УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Наименование разделов Количество часов Чтение и письмо Чтение Письмо Итого 70 68 138 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС №п/п 1 2 3 4 Методическое обеспечение адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития 1-9 классы (вариант 2), утвержденная приказом МБОУ АСШ № 1 от 29.08.2023№ 248/1 Русский язык. 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы в 2 частях Москва «Просвещение»; Якубовская Э.В.,. Коршунова Я.В. ;1 часть Э.В. Якубовская Читай, думай, пиши, Рабочая тетрадь по русскому языку 4 класс Учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы в 2 частях, Москва «Просвещение» Чтение. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы ,Москва «Просвещение»; Год издания 2023 2020 2020 2020 Приложение УЧЕБНО-ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Серия таблиц «Времена года» Портреты писателей Слоговые таблицы для тренировки чтения Иллюстрированные пособия: -набор предметных картинок с изображением овощей, фруктов, зверей, птиц; -картины с изображением каких-либо сюжетов 5. Предметы окружающей действительности: -учебные принадлежности, природный материал, фрукты, овощи; -трафареты овощей, фруктов, грибов, зверей, птиц и т.д. 7. Магнитная касса букв 8.Разрезные письменные буквы 9.Разрезные слоги 10.Таблицы: «Алфавит», «Правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу», «Гласные – согласные», «Звонкие – глухие согласные», «Мягкие и твёрдые согласные», «Предлоги», «Слова – предметы», «Слова – действия» 11.Набор словарных слов 12.Набор предметных картинок 13.Лента букв 1. 2. 3. 4. 8