МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и науки Нижегородской области Ардатовский муниципальный округ муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение ″Ардатовская средняя школа №1 ″ УТВЕРЖДЕНА Приказом МБОУ АСШ №1 № 248/1 от 29.08.2023 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для учащихся 1(дополнительного), 1-7 классов, обучающихся по II варианту учебного плана: « Изобразительная деятельность» р.п. Ардатов, 2023 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по предмету «Изобразительная деятельность» составлена в соответствии с АООП образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (1-9 класс II вариант), разработанная на основе ФАООП (приказ от 24.11.2022 №1026), утвержденная приказом МБОУ АСШ № 1 от 29.08.2023 № 248/1. Цель: используя различные многообразные виды деятельности (изобразительная деятельность, игровая, действия с разборными игрушками и т. д.) корригировать недостатки восприятия, внимания, зрительно-двигательной координации, пространственных представлений, наглядно-действенного, наглядно-образного мышления детей, а также их речи и связи с практической деятельностью. Задачи: — формирование положительного отношения ребенка к занятиям; — развитие собственной активности ребенка; — формирование устойчивой мотивации к выполнению заданий; — формирование и развитие целенаправленных действий; — развитие планирования и контроля деятельности; — развитие способности применять полученные знания для решения новых аналогичных задач. Общая характеристика учебного предмета Формирование лементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в целенаправленные действия с инструментами и материалами в изобразительной деятельности Описание места учебного предмета в учебном плане Федеральном компоненте государственного стандарта изобразительная деятельность обозначена как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ. На его изучение отведено 3 часа в неделю, 34 учебные недели, «Изобразительная деятельность» входит в образовательную область «Искусство» коррекционно-развивающие занятия варианта 2, основной образовательной программы для обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Содержание программы ЛЕПКА Узнавание\различение пластичных материалов: пластилин, тесто, глина. Узнавание\различение инструментов и приспособлений для работы с пластичными материалами: стека, форма, подложка Разминание пластилина (теста, глины) Отрывание кусочка материала от целого куска Откручивание кусочка материала от целого куска Отщипывание кусочка материала от целого куска Отрезание кусочка материала стекой Размазывание пластилина по шаблону (внутри контура) Катание колбаски на доске (в руках) Катание шарика на доске (в руках) Сгибание колбаски в кольцо Вырезание заданной формы по шаблону (стекой, ножом) Закручивание колбаски в жгутик Расплющивание материала на доске (между ладонями) Лепка предметов нескольких частей РИСОВАНИЕ Узнавание/различение материалов и инструментов, используемых для рисования: мелки, карандаши, кисточки, краски. Оставление графического следа Освоение приемов рисования карандашом, красками Рисование точек Рисование (вертикальных, горизонтальных, наклонных, кливых) линий Соединение точек Рисование геометрической фигуры Закрашивание внутри контура (заполнение всей поверхности внутри контура) Заполнение контура точками Штриховка слева направо (сверху вниз), двойная штриховка Рисование контура предмета по контурным линиям (по опорным точкам, по трафарету, по шаблону) Дорисовывание части, отдельных деталей предмета. АППЛИКАЦИЯ Узнавание\различение разных видов бумаги: цветная бумага, картон, салфетка. Сминание бумаги Отрывание бумаги заданной формы (размера) Сгибание листа бумаги пополам, вчетверо. Намазывание части (всей) поверхности клеем. Сборка изображения объекта из нескольких деталей. Личностные результаты освоения конкретного учебного предмета: 1. Основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как "Я". 2. Социально- моциональное участие в процессе общения и совместной деятельности. 3. Формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей. 4. Формирование уважительного отношения к окружающим. 5. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. 6. Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 7. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах. 8. Формирование стетических потребностей, ценностей и чувств. 9. Развитие тических чувств, доброжелательности и моционально нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. 10.Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. 11. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Предметные результаты: - умеет рассматривать различные по качеству материалы: бумагу, ткань, природный материал и т.д.; - умеет фиксировать взгляд на объекте; - умеет воспринимать, удерживать предмет в руках рассматривая его со всех сторон; - понимает моциональное состояние других людей; - понимает язык моций; - выполняет последовательно организованные движения; - играет с кубиками, карандашами, палочками и т. д; - строит их двух трех кубиков (деревянных, пластмассовых) простые конструкции (стол, стул, домик); - узнает материалы на ощупь, по звуку; - строит из кубиков башню; - наполняет железные и пластиковые сосуды различными предметами; -умеет соотносить и знает цвета; -имеет представление о величине и форме предметов; -имеет представление о разнообразии вкусовых ощущений; -имеет представление о разнообразии обонятельных ощущений; -имеет представление о разнообразии тактильных ощущений; Базовые учебные действия: Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся: - входить и выходить из учебного помещения со звонком; - ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью; - адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.); - организовывать рабочее место; - передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения. Формирование учебного поведения: 1) направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание): - фиксирует взгляд на звучащей игрушке; - фиксирует взгляд на яркой игрушке; - фиксирует взгляд на движущей игрушке; - переключает взгляд с одного предмета на другой; - фиксирует взгляд на лице педагога с использованием утрированной мимики; - фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса; - фиксирует взгляд на изображении; 2) умение выполнять инструкции педагога: - понимает жестовую инструкцию; - выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником на данном тапе обучения). 3) использование по назначению учебных материалов: - бумаги; - карандашей; - пластилина; -дидактических игр. 4) умение выполнять действия по образцу и по подражанию: - выполняет действие способом рука-в-руке; - подражает действиям, выполняемы педагогом; - последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога; Формирование умения выполнять задание: 1) в течение определенного периода времени: - способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин. 2) от начала до конца: - при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.: - ориентируется в режиме дня, расписании уроков с помощью педагога; 1 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН № п/п 1 2 3 4 Наименование разделов Количество часов 4 34 42 14 94 Обследование Лепка Рисование Аппликация Итого 1 КЛАСС УЧЕБНО-ТЕМАЧИЧЕСКИЙ ПЛАН № п/п 2 3 4 Наименование разделов Лепка Рисование Аппликация Итого Количество часов 30 34 33 97 2 КЛАСС УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН №п/п 1 2 3 Наименование разделов Количество часов Лепка Рисование Аппликация Итого 32 34 36 102ч УЧЕБНО-ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ наборы инструментов для занятий изобразительной деятельностью; натуральные объекты, изображения (пиктограммы, картинки, фотографии) готовых изделий и операций по их изготовлению; изделия из глины; рабочие альбомы (тетради) с материалом для раскрашивания, вырезания, наклеивания, рисования; оборудование: планшеты, музыкальный центр, компьютер, проекционное оборудование; стеллажи для наглядных пособий, изделий, для хранения бумаги и работ учащихся и др.; магнитная доска; расходные материалы: клей, бумага (цветная, папиросная, цветной ватман и др.), картон (белый, цветной, различной плотности), карандаши (простые, цветные), бумага разных размеров для рисования; пластичные материалы (пластилин, пластичная масса, глина) 3 КЛАСС УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН № п/п 2 3 4 Наименование разделов Лепка Рисование Аппликация Итого Количество часов 32 ч 45 ч 24 ч 101 ч 4 КЛАСС УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН № п/п 2 3 4 Наименование разделов Лепка Рисование Аппликация Итого Количество часов 32 37 34 103 5 КЛАСС УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН № п/п 2 3 4 Наименование разделов Количество часов 34 45 Лепка Рисование Аппликация Итого № п/п 2 3 4 6 КЛАСС УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Наименование разделов 21 100 Количество часов 31 34 Лепка Рисование Аппликация Итого 35 100 7 КЛАСС УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН № п/п 2 3 4 Наименование разделов Количество часов 31 36 Лепка Рисование Аппликация Итого 31 99 ч