Рабочая программа музыка и движение

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Нижегородской области
Ардатовский муниципальный округ
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
″Ардатовская средняя школа №1 ″

УТВЕРЖДЕНА
Приказом МБОУ АСШ №1
№ 248/1 от 29.08.2023

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«Музыка и движение»
для учащихся 1- 9 классов
на 2024 - 2025 учебный год

р.п. Ардатов, 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена в соответствии с АООП, разработанная на основе
ФАООП (приказ от 24.11.2022 г №1026), утвержденная приказом МБОУ АСШ № 1 от
29.08.2023 № 248/1
Обучение музыке предназначено для формирования у обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) элементарных знаний, умений и навыков в
области музыкального искусства, развития их музыкальных способностей, мотивации к
музыкальной деятельности. Участие обучающегося в музыкальных выступлениях
способствует его самореализации, формированию чувства собственного достоинства. Таким
образом, музыка рассматривается как средство развития эмоциональной и личностной сферы,
как средство социализации и самореализации обучающегося. На музыкальных занятиях
развивается не только способность эмоционально воспринимать и воспроизводить музыку, но
и музыкальный слух, чувство ритма, музыкальная память, индивидуальные способности к
пению, танцу, ритмике.
Цель образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными
нарушениями развития по варианту ФАООП УО (вариант 2): развитие личности,
формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и
социокультурным ценностям, формирование необходимых для самореализации и жизни в
обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь
обучающемуся максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной
жизни.
Цель учебного предмета «Музыка и движение» - музыкальными средствами помочь
ребенку научиться воспринимать звуки окружающего его мира, сделать его отзывчивым на
музыкальный ритм, мелодику звучания разных жанровых произведений.
Задачи:
1.Развитие слуховых и двигательных восприятий, танцевальных, певческих, хоровых
умений.
2.Освоение игры на доступных музыкальных инструментах.
3. Эмоциональное и практическое обогащение опыта в процессе музыкальных
занятий, игр, музыкально-танцевальных, вокальных и инструментальных выступлений.
4. Готовность к участию в совместных музыкальных мероприятиях.
Общая характеристика учебного предмета «Музыка и движение» с учетом
особенностей освоения обучающимися.
«Музыка и движение» – учебный предмет, предназначенный для формирования у
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) элементарных
знаний, умений и навыков в области музыкального искусства, развития их музыкальных
способностей, мотивации к музыкальной деятельности, выработки необходимых умений
музыкального восприятия.
Коррекционная направленность учебного предмета обеспечивается специфическими
психокоррекционными и психотерапевтическими свойствами различных видов музыкальной
деятельности.
Музыкально-образовательный
процесс
основан
на
принципах
природосообразности, культуросообразности, индивидуализации и дифференциации процесса
музыкального воспи тания, взаимосвязи обучения и воспитания, оптимистической
перспективы, комплексности, доступности, систематичности и последовательности,
наглядности.
Характеристика базовых учебных действий
Базовые учебные действия:
1. Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к
эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
2

- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться
учебной мебелью;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и
выходить из-за парты и т. д.);
- организовывать рабочее место;
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность;
- следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
- передвигаться по учреждению, находить свой класс, другие необходимые
помещения.
2. Формирование учебного поведения:
- направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
- умение выполнять инструкции педагога;
- использование по назначению учебных материалов;
- умение выполнять действия по образцу и по подражанию.
3. Формирование умения выполнять задание:
1) в течение определенного периода времени:
- способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 34 мин.;
2) от начала до конца:
- при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание
от начала до конца;
3) с заданными качественными параметрами ориентируется в качественных
параметрах задания.
4. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции,
действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.
- ориентируется в режиме дня, расписании уроков с помощью педагога;
- выстраивает алгоритм предстоящей деятельности (словесный или наглядный план) с
помощью педагога.
Планируемые результаты освоения Программы
В соответствии с требованиями ФГОС к ФАООП УО (вариант 2) результативность
обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического
развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам
освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов
образования данной категории обучающихся.
Личностные результаты:
1) основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к
определенному полу, осознание себя как «Я»;
2) социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
3) формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его
органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
4) формирование уважительного отношения к окружающим;
5) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
6) освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира,
покупателя), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла
учения;
7) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе
представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
8) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
9) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

3

10) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных
ситуаций;
11) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным
ценностям.
Предметные результаты освоения учебного предмета "Музыка и движение":
1) Развитие слуховых и двигательных восприятий, танцевальных, певческих, хоровых
умений, освоение игре на доступных музыкальных инструментах, эмоциональное и
практическое обогащение опыта в процессе музыкальных занятий, игр, музыкальнотанцевальных, вокальных и инструментальных выступлений:
- интерес к различным видам музыкальной деятельности (слушание, пение, движение
под музыку, игра на музыкальных инструментах);
- умение слушать музыку и выполнять простейшие танцевальные движения;
- освоение приемов игры на музыкальных инструментах, сопровождение мелодии
игрой на музыкальных инструментах;
- умение узнавать знакомые песни, подпевать их, петь в хоре.
2) Готовность к участию в совместных музыкальных мероприятиях:
- умение проявлять адекватные эмоциональные реакции от совместной и
самостоятельной музыкальной деятельности;
- стремление к совместной и самостоятельной музыкальной деятельности;
- умение использовать полученные навыки для участия в представлениях, концертах,
спектаклях.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА
«Слушание музыки».
Слушание (различение) тихого и громкого звучания музыки. Определение начала и
конца звучания музыки. Слушание (различение) быстрой, умеренной, медленной музыки.
Слушание (различение) колыбельной песни и марша. Слушание (различение) веселой и
грустной музыки. Узнавание знакомой песни. Определение характера музыки. Узнавание
знакомой мелодии, исполненной на разных музыкальных инструментах. Слушание
(различение) сольного и хорового исполнения произведения. Определение музыкального
стиля произведения. Слушание (узнавание) оркестра (народных инструментов,
симфонических), в исполнении которого звучит музыкальное произведение. Соотнесение
музыкального образа с персонажем художественного произведения.
«Пение».
Подражание характерным звукам животных во время звучания знакомой песни.
Подпевание отдельных или повторяющихся звуков, слогов и слов. Подпевание
повторяющихся интонаций припева песни. Пение слов песни (отдельных фраз, всей песни).
Выразительное пение с соблюдением динамических оттенков. Пение в хоре. Различение
запева, припева и вступления к песне.
«Движение под музыку».
Топанье под музыку. Хлопки в ладоши под музыку. Покачивание с одной ноги на
другую. Начало движения вместе с началом звучания музыки и окончание движения по ее
окончании. Движения: ходьба, бег, прыжки, кружение, приседание под музыку разного
характера. Выполнение под музыку действия с предметами: наклоны предмета в разные
стороны, опускание или поднимание предмета, подбрасывание или ловля предмета,
взмахивание предметом. Выполнение движений разными частями тела под музыку:
"фонарики", "пружинка", наклоны головы. Соблюдение последовательности простейших
танцевальных движений. Имитация движений животных. Выполнение движений,
соответствующих словам песни.
Соблюдение последовательности движений в соответствии с исполняемой ролью при
инсценировке песни. Движение в хороводе. Движение под музыку в медленном, умеренном и
4

быстром темпе. Ритмичная ходьба под музыку. Изменение скорости движения под музыку
(ускорять, замедлять). Изменение движения при изменении метроритма произведения, при
чередовании запева и припева песни, при изменении силы звучания. Выполнение
танцевальных движений в паре с другим танцором. Выполнение развернутых движений
одного образа. Имитация (исполнение) игры на музыкальных инструментах.
«Игра на музыкальных инструментах».
Слушание (различение) контрастных по звучанию музыкальных инструментов,
сходных по звучанию музыкальных инструментов. Освоение приемов игры на музыкальных
инструментах, не имеющих звукоряд. Тихая и громкая игра на музыкальном инструменте.
Сопровождение мелодии игрой на музыкальном инструменте. Своевременное вступление и
окончание игры на музыкальном инструменте. Освоение приемов игры на музыкальных
инструментах, имеющих звукоряд. Сопровождение мелодии ритмичной игрой на
музыкальном инструменте. Игра в ансамбле.
МУЗЫКА
1 КЛАСС
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
1
2
3
4
5
6

Наименование раздела

ВСЕГО

Кол-во
часов
8
8
8
17
8
16
65

ВСЕГО

Кол-во
часов
8
8
8
7
6
7
8
8
8
66

Музыкальная шкатулка
У медведя во бору
Новогодний хоровод
Зимние забавы
Улыбнулось Солнышко
Веселый оркестр

2 КЛАСС
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9

Наименование раздела
Осенние мелодии. Встреча осени
Осень в лесу
Как звери готовятся к зиме
Зимняя музыка. Здравствуй, зимушка-зима
Проводы Елочки
Зимние забавы
Весенняя музыка Мы - мамины помощники.
Домашние животные
Летняя музыка «Здравствуй, лето!»
3 КЛАСС
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№
1
2
3

Наименование раздела
Осенние мелодии.
Осень в городе
Осень в лесу
5

Кол-во
часов
10
6
6

4

Зимняя музыка. Здравствуй, зимушка-зима.

9

5
6
7
8
9

Проводы Елочки
Зимние забавы
Весенняя музыка. 8 Мамин день
Домашние животные
Летняя музыка. «Здравствуй, лето!»
ВСЕГО

7
7
8
8
8
69

ВСЕГО

Кол-во
часов
16
15
21
17
69

ВСЕГО

Кол-во
часов
3
21
23
8
22
24
101

ВСЕГО

Кол-во
часов
25
25
10
8
68

ВСЕГО

Кол-во
часов
25
25
10
8
68

4 КЛАСС
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
1
2
3
4

Наименование раздела
Какие чувства передает музыка
Музыка детства
Как рассказывает музыка
Песня. Песенная музыка
5 Класс
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№
1
2
3
4
5
6

Наименование раздела
Мое музыкальное лето
Музыка каждый день
Музыка разного характера
Какую музыку мы слышим
Танец. Кто танцует
Звуки леса. Какие краски живут в лесу
6 Класс
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№
1
2
3
4

Наименование раздела
Слушание музыки
Пение
Движение под музыку
Игра на музыкальных инструментах
7 Класс
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№
1
2
3
4

Наименование раздела
Слушание музыки
Пение
Движение под музыку
Игра на музыкальных инструментах

6

8 Класс
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
1
2
3
4

Наименование раздела

ВСЕГО

Кол-во
часов
25
25
10
8
68

ВСЕГО

Кол-во
часов
25
25
10
8
68

Слушание музыки
Пение
Движение под музыку
Игра на музыкальных инструментах
9 Класс
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№
1
2
3
4

Наименование раздела
Слушание музыки
Пение
Движение под музыку
Игра на музыкальных инструментах

Учебно-методический комплекс:
№п/п
Методическое обеспечение
1
Адаптированная основная общеобразовательная программа
образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) 1-4 классы (II вариант),
утвержденная приказом МБОУ АСШ № 1 от 29.08.2023 №
248/1

7

Год издания
2023


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».