Рабочая программа окружающий природный мир

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Нижегородской области
Ардатовский муниципальный округ
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
″Ардатовская средняя школа №1 ″

УТВЕРЖДЕНА
Приказом МБОУ АСШ №1
№ 248/1 от 29.08.2023

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
для учащихся 1(дополнительного), 1-9 классов,
обучающихся по II варианту учебного плана:
« Окружающий природный мир »

р.п. Ардатов, 2023
1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Окружающий природный мир» составлена в
соответствии с АООП образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями),
тяжелыми
и
множественными нарушениями развития (1-9 класс II вариант), разработанная на основе
ФАООП (приказ от 24.11.2022 №1026), утвержденная приказом МБОУ АСШ № 1 от
29.08.2023 № 248/1.

Цель: формирование представлений о живой и неживой природе, о
взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.
Задачи:
- уточнение имеющихся у детей представлений о живой и неживой природе;
- формирование новых знаний об основных ее элементах;
- расширение на основе наблюдений представлений о взаимосвязи живой и неживой
природы;
- формирование умения наблюдать за природными явлениями, сравнивать их, составлять
описания доступным обучающемуся способом, отмечать фенологические данные.
Описание места учебного предмета в учебном плане
На его изучение отведено 2 часа в неделю, 33 учебные недели.
В процессе формирования представлений о неживой природе ребенок получает
знания о явлениях природы (снег, дождь, туман и др.), о цикличности в природе –
сезонных изменениях (лето, осень, весна, зима), суточных изменениях (утро, день, вечер,
ночь), учится устанавливать общие закономерности природных явлений. Ребенок
знакомится с разнообразием растительного и животного мира, получает представления о
среде обитания животных и растений, учится выделять характерные признаки, объединять
в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Внимание ребенка
обращается на связь живой и неживой природы: растения и животные приспосабливаются
к изменяющимся условиям среды, ветер переносит семена растений и др. Наблюдая за
трудом взрослых по уходу за домашними животными и растениями, ребенок учится
выполнять доступные действия: посадка, полив, уход за растениями, кормление
аквариумных рыбок, животных и др. Особое внимание уделяется воспитанию любви к
природе, бережному и гуманному отношению к ней.
Формирование представлений должно происходить по принципу «от частного к
общему». Сначала ребенок знакомится с конкретным объектом, например, гриб: его
строением, местом, где растет, учится узнавать этот объект среди нескольких
предложенных объектов (кружка, гриб, мяч). Затем ребенок знакомится с разными
грибами (белый, подосиновик, мухомор), учится их различать, объединять в группы
(съедобные / несъедобные грибы). Ребенок получает представление о значении грибов в
природе и жизни человека, о способах их переработки (варка, жарка, засол,
консервирование).
Общая характеристика учебного предмета.
Учебный курс «Окружающий природный мир» занимает особое место среди учебных
предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку
познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно
продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода
системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми,
начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во
внеурочной деятельности.
Содержание программы
Растительный мир.
Узнавание (различение) фруктов (апельсин, банан, лимон) по внешнему виду (по
запаху). Знание значения фруктов в жизни человека.
2

Узнавание (различение) овощей (морковь, картофель, лук ) по внешнему виду
(запаху). Знание значения овощей в жизни человека.
Узнавание (различение) ягод (малина, клубника, смородина), грибов(белый,
мухомор)
Узнавание (различение) растений (дерево, трава), части дерева (лист, стол, ветки).
Узнавание (различение) : лес, луг
Узнавание (различение ) деревьев (береза)
Узнавание (различение ) дикорастущих цветочных растений (ромашка)
Животный мир.
Узнавание (различение) домашних животных (корова, свинья). Знание питания
домашних животных. Объединение животных в группу «домашние животные».
Узнавание (различение) диких животных (волк, лиса). Объединение животных в
группу «дикие животные».
Узнавание (различение) домашние птицы (курица (петух), утка). Знание питания
домашних птиц. Объединение в группу «домашние птицы».
Узнавание (различение) зимующий птицы (голубь, снегирь). Знание питания зимующих
птиц. Объединение в группу «зимующих птицы».
Узнавание (различение) насекомых (бабочка, муравей). Знание способов передвижения
насекомых. Объединение в группу «насекомые».
Объекты природы.
Узнавание Солнца. Знание значения солнца, в жизни человека и в природе.
Узнавание Луна. Знание значения луна, в жизни человека и в природе.
Узнавание воды. Знание значения воды, в жизни человека и в природе.
Временные представления.
Узнавание (различение) времен года (весна, лето, осень, зима) по характерным
признакам. Рассказ о погоде текущего дня. Узнавание (различение) явлений природы
(дождь, ветер, снег, радуга).
Узнавание (различение) частей суток. Соотнесение частей суток видами
деятельности.
Личностные результаты освоения конкретного учебного предмета:
1. Основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к
определенному полу, осознание себя как "Я".
2. Социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности.
3. Формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его
органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей.
4. Формирование уважительного отношения к окружающим.
5. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире.
6. Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
7. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе
представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах.
8. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
9. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
10.Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
11. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным
ценностям.
Предметные результаты:
 узнавать изученные объекты и явления неживой и живой природы;
3

• сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или
известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных
объектов природы;
• использовать различные источники для получения разного рода информации, опираясь
на сохранные анализаторы;
• понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения на улице, в лесу;
• контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира
в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
• осознавать свою неразрывную связь с природой;
• проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости
и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками участвовать в
коллективной коммуникативной деятельности;
• определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения,
договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в
совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение
окружающих.
Базовые учебные действия:
Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному,
коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться
учебной мебелью;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и
выходить из-за парты и т. д.);
- организовывать рабочее место;
- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.
Формирование учебного поведения:
1) направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):
- фиксирует взгляд на звучащей игрушке;
- фиксирует взгляд на яркой игрушке;
- фиксирует взгляд на движущей игрушке;
- переключает взгляд с одного предмета на другой;
- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием утрированной мимики;
- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;
- фиксирует взгляд на изображении;
2) умение выполнять инструкции педагога:
- понимает жестовую инструкцию;
- выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником на
данном этапе обучения).
3) использование по назначению учебных материалов:
- бумаги;
- карандашей;
- пластилина;
-дидактических игр.
4) умение выполнять действия по образцу и по подражанию:
- выполняет действие способом рука-в-руке;
- подражает действиям, выполняемы педагогом;
- последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога;
Формирование умения выполнять задание:
1) в течение определенного периода времени:
- способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4
мин.
4

2) от начала до конца:
- при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от
начала до конца.
Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции,
действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и
т.д.:
- ориентируется в режиме дня, расписании уроков с помощью педагога;

1 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС
«ОКРУЖАЮЩИЙ ПРИРОДНЫЙ МИР»
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№п/п
1
2
3
4
5

Наименование разделов

Количество
часов

Обследование
Растительный мир
Животный мир
Объекты природы
Временные представления
Итого

3
24
22
5
11
65

1 КЛАСС
«ОКРУЖАЮЩИЙ ПРИРОДНЫЙ МИР»
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
п/п
1
2
3
4

Наименование разделов
Растительный мир
Животный мир
Объекты природы
Временные представления
Итого

Количество
часов
21
21
12
11
65

2 КЛАСС
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№п/п
1
2
3
4

Наименование разделов

Количество
часов

Растительный мир
Животный мир
Объекты природы
Временные представления
Итого
5

20
22
11
14
67ч

3 КЛАСС
«ОКРУЖАЮЩИЙ ПРИРОДНЫЙ МИР»
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
п/п
1
2
3
4

Наименование разделов
Растительный мир
Животный мир
Объекты природы
Временные представления
Итого

Количество
часов
21 ч
19 ч
15 ч
14 ч
69 ч

4 КЛАСС
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
п/п
1
2
3
4

Наименование разделов

Количество
часов

Растительный мир
Животный мир
Объекты природы
Временные представления
Итого

21
17
8
20
66

5 КЛАСС
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
п/п

Наименование разделов

Количество
часов

1
2

Растительный мир
Животный мир

23 ч
22ч

3

Объекты природы

13ч

4

Временные представления

11 ч
Итого

6 КЛАСС
«ОКРУЖАЮЩИЙ ПРИРОДНЫЙ МИР»
Наименование разделов

69ч

№
п/п
1
2

Растительный мир
Животный мир

Количество
часов
24
21

3

Объекты природы

12

4

Временные представления

13
Итого

7 класс
Учебно-тематический план
6

68

№п/п

Наименование разделов

Количество
часов

Растительный мир
Животный мир
Объекты природы
Временные представления

1
2
3
4

24
22
8
12
66

Итого
8 класс
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№п/п
1
2
3
4

Наименование разделов

Количество
часов

Растительный мир
Животный мир
Объекты природы
Временные представления
Итого

35
29
16
20
100

9 класс
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
п/п
1
2
3
4

Наименование разделов
Растительный мир
Животный мир
Объекты природы
Временные представления
Итого

Количество
часов
24
22
16
6
68

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
№п/п
1

Методическое обеспечение

Год издания

адаптированная основная общеобразовательная программа
образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
тяжелыми и множественными нарушениями развития 1-9
классы (вариант 2), утверждённая приказом МБОУ АСШ № 1 от

2023

29.08.2023 № 248/1.
2

3

Т.М. Лифанова Е.Н. Соломина. Природоведение 6 класс
Учебник для специальных (коррекционных) образовательных
учреждений VIII вида. Рекомендовано Министерством
образования и науки Российской Федерации 5 – е издание
Москва «Просвещение»
Т.М. Лифанова Е.Н. Соломина. География 6 класс Учебник
для специальных (коррекционных) образовательных
учреждений VIII вида. Рекомендовано Министерством
образования и науки Российской Федерации 5 – е издание
Москва «Просвещение»
7

2020

2021

Приложение
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1.компьютерные обучающие игры
2.Натуральные объекты (игрушки, одежда), муляжи, макеты .
3.Разрезные карточки
4.Мир животных
5.Домашние животные
6.Дикие животные России
7.Мир человека:
8.Одежда и обувь
9.Мир растений :
10.Фрукты
11.Овощи
12.Садовые цветы
13.Ягоды
14. Демонстрационные карточки "Дикие животные":
15.Демонстрационные карточки "Птицы России" :
16.Демонстрационные карточки "Домашние животные":
17.Демонстрационные карточки "Птицы домашние и декоративные":
18.Демонстрационные карточки "Овощи":
19.Демонстрационные карточки "Ягоды" :
20.Демонстрационные карточки "Фрукты":
21.Демонстрационные карточки "Зима":
22.Демонстрационные карточки "Весна":
23.Демонстрационные карточки "Лето":
24.Демонстрационные карточки "Осень":

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».