Рабочая программа окружающий социальный мир

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Нижегородской области
Ардатовский муниципальный округ
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
″Ардатовская средняя школа №1 ″
УТВЕРЖДЕНА
Приказом МБОУ АСШ №1
№ 248/1 от 29.08.2023

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
для учащихся 1(дополнительного), 1-9 классов,
обучающихся по II варианту учебного плана:
« Окружающий социальный мир»

р.п. Ардатов, 2023
1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Окружающий социальный мир» составлена в
соответствии с АООП образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями),
тяжелыми
и
множественными нарушениями развития (1-9 класс II вариант), разработанная на основе
ФАООП (приказ от 24.11.2022 №1026), утвержденная приказом МБОУ АСШ № 1 от
29.08.2023 № 248/1.

Цель:
Формирование представлений о человеке, его социальном окружении, ориентации в
социальной среде и общепринятых правилах поведения.
Задачи:
- знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые
нормы поведения);
- формирование
представлений о предметном мире, созданном человеком
(многообразие, функциональное назначение окружающих предметов, действия с ними).
Общая характеристика учебного предмета.
Отбор содержания курса «Окружающий
социальный
мир» направлен на
формирование знаний, умений, навыков, направленных на социальную адаптацию
учащихся; повышение уровня общего развития учащихся и воспитание у них максимально
возможного уровня самостоятельности.
В силу различных особенностей физического, интеллектуального, эмоционального
развития дети с ТМНР испытывают трудности в осознании социальных явлений. В связи с
этим программа учебного предмета «Окружающий социальный
мир» позволяет
планомерно формировать осмысленное восприятие социальной действительности и
включаться на доступном уровне в жизнь общества. Обучение детей жизни в обществе
включает формирование представлений об окружающем социальном мире и умений
ориентироваться в нем, включаться в социальные отношения.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.
В Федеральном компоненте государственного стандарта «Окружающий социальный
мир» обозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в
системе образования детей с ОВЗ. На его изучение отведено 1-2 час в неделю, 34 учебные
недели. Программа представлена следующими разделами «Продукты питания»,
«Предметы быта», «Школа», «Предметы и материалы, изготовленные человеком»,
«Город», «Транспорт», «Страна», «Традиции и обычаи».
Содержание программы
Школа.
Узнавание (различение) помещений школы. Знание назначения помещений школы.
Нахождение помещений школы. Узнавание (различение) зон класса. Знание назначения зон
класса. Знание (соблюдение) распорядка школьного дня. Узнавание (различение) школьных
принадлежностей. Знание назначения школьных принадлежностей.
Квартира, дом, двор.
Узнавание (различение) частей дома (стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол).
Узнавание (различение) типов домов (одноэтажный, многоэтажный)
Узнавание (различения) помещений квартиры (кухня, санузел, спальня)
Предметы быта.
Узнавание (различение) предметов мебели (диван, кресло, табурет, кровать). Знание
назначения предметов мебели.
Узнавание (различение) предметов посуды (кастрюля, сковорода, чайник). Знание
назначения предметов посуды.
Узнавание (различение) электробытовых приборов (лампа, утюг, холодильник)
Продукты питания.
2

Узнавание (различение) напитков (чай, какао) по внешнему виду. Узнавание
упаковок с напитком.
Узнавание (различение) муки и мучных изделий: готовых к употреблению (печенье,
вафли, пироги)
Узнавание (различение) мясных продуктов (колбаса, котлета) по внешнему виду.
Узнавание упаковок.
Предметы и материалы, изготовленные человеком.
Узнавание свойств бумаги по плотности (картон, газета, салфетка).
Узнавание предметов изготовленных из бумаги.
Город.
Узнавание (различение), назначение зданий: служба помощи (больница, поликлиника,
аптека).
Узнавание (различение) профессий: врач
Транспорт.
Узнавание (различение) наземного транспорта – машина, автобус. Знание
назначения наземного транспорта. Узнавание (различение) составных частей наземного
транспортного средства. Узнавание (различение) специального наземного транспорта –
«скорая помощь», «пожарная машина», «полицейская машина»
Традиции, обычаи.
Знание традиций и атрибутов праздников (1 сентября, Пасха)
Страна.
Знания названия города, в котором мы живем.
Знания названия государства, в котором мы живем.
Личностные результаты освоения конкретного учебного предмета:
1. Основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к
определенному полу, осознание себя как "Я".
2. Социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности.
3. Формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его
органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей.
4. Формирование уважительного отношения к окружающим.
5. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире.
6. Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
7. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе
представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах.
8. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
9. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
10.Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
11. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным
ценностям.
Предметные результаты:
1) Представления о мире, созданном руками человека
· Интерес к объектам, созданным человеком.
· Представления о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах (мебель,
одежда, посуда, игровая площадка, идр.), о транспорте и т.д.
· Умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме, на улице, в
транспорте, в общественных местах.
3

2) Представления об окружающих людях: овладение первоначальными представлениями о
социальной жизни, о профессиональных и социальных ролях людей.
· Представления о деятельности и профессиях людей, окружающих ребенка (учитель,
водитель и т.д.).
· Представления о социальных ролях людей (пассажир, пешеход, покупатель и т.д.),
правилах поведения согласно социальным ролям в различных ситуациях.
· Опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками.
· Умение соблюдать правила поведения на уроках, взаимодействовать со взрослыми и
сверстниками,
3) Развитие межличностных и групповых отношений.
· Представления о дружбе, товарищах, сверстниках.
· Умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах
доступной деятельности.
· Умение организовывать свободное время с учетом своих и совместных интересов.
4) Накопление положительного опыта сотрудничества и участия в общественной
жизни.
· Использование простейших эстетических ориентиров/эталонов о внешнем виде, на
праздниках, в хозяйственно-бытовой деятельности.
Базовые учебные действия:
Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному,
коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться
учебной мебелью;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и
выходить из-за парты и т. д.);
- организовывать рабочее место;
- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.
Формирование учебного поведения:
1) направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):
- фиксирует взгляд на звучащей игрушке;
- фиксирует взгляд на яркой игрушке;
- фиксирует взгляд на движущей игрушке;
- переключает взгляд с одного предмета на другой;
- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием утрированной мимики;
- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;
- фиксирует взгляд на изображении;
2) умение выполнять инструкции педагога:
- понимает жестовую инструкцию;
- выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником на
данном этапе обучения).
3) использование по назначению учебных материалов:
- бумаги;
- карандашей;
- пластилина;
-дидактических игр.
4) умение выполнять действия по образцу и по подражанию:
- выполняет действие способом рука-в-руке;
- подражает действиям, выполняемы педагогом;
- последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога;
Формирование умения выполнять задание:
1) в течение определенного периода времени:
4

- способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4
мин.
2) от начала до конца:
- при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от
начала до конца.
Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции,
действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и
т.д.:
- ориентируется в режиме дня, расписании уроков с помощью педагога;
1 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9

Наименование разделов

Итого

Количество
часов
1
2
6
7
4
6
2
2
3
33

Итого

Количество
часов
4
4
5
4
4
5
4
3
33

Обследование
Школа
Квартира, дом, двор
Предметы быта
Продукты питания
Предметы, материалы, изготовленные человеком
Город
Традиции, обычаи
Страна
1 КЛАСС
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8

№п/п
1
2
3
4
5

Наименование разделов
Школа
Квартира, дом, двор
Предметы быта
Продукты питания
Предметы, материалы, изготовленные человеком
Город
Традиции, обычаи
Страна
2 КЛАСС
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Наименование разделов

Школа
Квартира, дом, двор
Предметы быта
Продукты питания
Предметы, материалы, изготовленные человеком
5

Количество
часов
5
5
3
4
4

6
7
8
9

Город
Транспорт
Традиции, обычаи
Страна
Итого

4
3
5
1
34ч

УЧЕБНО-ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
-компьютерные обучающие игры (например, «Лунтик познает мир»)
- натуральные объекты (игрушки, одежда), муляжи, макеты .
- детские наборы посуды, предметы быта;
- предметные, сюжетные картинки
- дидактические игры: « Одежда», «Лото – профессий», «Пазлы – профессий»,
«Транспорт»
- аудио и видеоматериалы, презентации, иллюстрирующие социальную жизнь людей,
правила поведения в общественных местах.
тетради – раскраски с различными объектами окружающего социального мира.
- детские наборы «Больница», «Магазин».
3 КЛАСС
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8

Наименование разделов
Школа
Квартира, дом, двор
Предметы быта
Предметы, материалы, изготовленные человеком
Город
Транспорт
Традиции, обычаи
Страна
Итого

Количество
часов
4ч
4ч
4ч
6ч
5ч
5ч
4ч
2ч
34 ч

4 КЛАСС
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9

Наименование разделов
Школа
Квартира, дом, двор
Предметы быта
Продукты питания
Предметы, материалы, изготовленные человеком
Город
транспорт
Традиции, обычаи
Страна
6

Количество
часов
5
7
4
5
5
3
2
2
1
Итого
34

№
п/п
1
2

5 КЛАСС
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Наименование разделов

Количество
часов
10 ч
16 ч

Школа
Квартира, дом, двор

3

Предметы быта

11ч

4

Продукты питания

6ч

5

Предметы, материалы, изготовленные человеком

5ч

6

Город

9ч

7

Традиции, обычаи

5ч

8

Страна

4ч
Итого

№
п/п
1
2

6 КЛАСС
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Наименование разделов

66 часов
Количество
часов
10 ч
12 ч

Школа
Квартира, дом, двор

3

Предметы быта

9ч

4

Продукты питания

13 ч

5

Предметы, материалы, изготовленные человеком

8ч

6

Город

6ч

7

Традиции, обычаи

4ч

8

Страна

3ч
Итого

65 часов

7 класс
№
п/п
1
2

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Наименование разделов

Количество
часов
4ч
4ч

Школа
Квартира, дом, двор

3

Предметы быта

9ч

4

Продукты питания

2ч

5

Предметы, материалы, изготовленные человеком

4ч

6

Город

4ч

7

Традиции, обычаи

4ч

8

Страна

3ч
Итого

7

66 часов

№
п/п
1
2

8 класс
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Наименование разделов
Школа
Квартира, дом, двор

Количество
часов
28 ч
10ч

3

Предметы быта

21ч

4

Продукты питания

10 ч

5

Предметы, материалы, изготовленные человеком

6ч

6

Город

10 ч

7

Транспорт

10ч

8

Традиции, обычаи

4ч

9

Страна

3ч

Итого

102 ч.
9 класс

№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9

№п/п
1

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Наименование разделов
Школа
Квартира, дом, двор
Предметы быта
Продукты питания
Предметы и материалы, изготовленные человеком
Город
Транспорт
Традиции, обычаи
Страна
Проверочные работы в форме заданий перцептивных
предметных действий
Итого
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
Методическое обеспечение
адаптированная основная общеобразовательная программа
образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
тяжелыми и множественными нарушениями развития 1-9
классы (вариант 2), утвержденная приказом МБОУ АСШ № 1 от

Количество
часов
10
13
17
10
15
5
9
10
8
и
4
101
Год издания
2023

29.08.2023 № 248/1.

2

В.П. Субчева. Социально-бытовая ориентировка. Учебное
пособие. Для специальных (коррекционных) школ VIII вида –
М. Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС

2020

Приложение
УЧЕБНО-ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
- компьютерные обучающие игры
8

- натуральные объекты (игрушки, одежда), муляжи, макеты .
- детские наборы посуды, предметы быта;
- предметные, сюжетные картинки;
-дидактические игры: « Одежда», «Лото – профессий», «Пазлы – профессий», «Транспорт»
-аудио и видеоматериалы, презентации, иллюстрирующие социальную жизнь людей,
правила поведения в общественных местах.
-тетради – раскраски с различными объектами окружающего социального мира.
- детские наборы «Магазин»;

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».