МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Нижегородской области
Ардатовский муниципальный округ
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
″Ардатовская средняя школа №1 ″
УТВЕРЖДЕНА
Приказом МБОУ АСШ №1
№ 248/1 от 29.08.2023
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
для учащихся 1(дополнительного), 1-8 классов,
обучающихся по II варианту учебного плана:
« Человек»
р.п. Ардатов, 2023
1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Человек» составлена в соответствии с АООП
образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями
развития (1-9 класс II вариант), разработанная на основе ФАООП (приказ от 24.11.2022
№1026), утвержденная приказом МБОУ АСШ № 1 от 29.08.2023 № 248/1.
Приобщение ребенка к социальному миру начинается с развития представлений о себе.
Становление личности ребенка происходит при условии его активности, познания им
окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе
социального мира. Социальную природу «я» ребенок начинает понимать в процессе
взаимодействия с другими людьми, и в первую очередь со своими родными и близкими.
Содержание обучения в рамках предмета «Человек» включает формирование
представлений о себе как «Я» и своем ближайшем окружении и повышение уровня
самостоятельности в процессе самообслуживания.
Цель:
Формирование представления о себе самом и ближайшем окружении.
Задачи:
— Формирование представлений о себе, осознание общности и различий с другими
— представления о собственном теле
— распознание своих ощущений и обогащение сенсорного опыта
— соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в
зеркале
— отнесение себя к определенному полу
— развитие способности осознавать и выражать свои интересы
— формировать представления о возрастных изменениях
— формировать адекватное отношение к своим возрастным изменениям.
Общая характеристика
Приобщение ребенка к социальному миру начинается с развития представления о
себе. Становление личности ребенка происходит при условии его активности, познания
им окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе
социального мира. Социальную природу «Я» ребенок начинает понимать в процессе
взаимодействия с другими людьми, и в первую очередь со своими родными и близкими.
Программа представлена следующими разделами «Представление о себе», «Семья»
Описание места учебного предмета в учебном плане
В Федеральном компоненте государственного стандарта «Человек» обозначен как
самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования
детей с ОВЗ. На его изучение отведено 3 часа(1-2 класс), 2 часа (3-4 класс), 34 учебные
недели. Интеграция с другими предметами с учётом общих целей изучения курса,
определённых Федеральным государственным стандартом «Окружающий социальный
мир», «Домоводство».
Содержание программы учебного предмета
Представления о себе.
Идентификация себя как мальчика (девочки). Возрастные изменения. Узнавание
части тела, как части собственного тела. Узнавание (различение)частей тела (голова,
туловище, руки, ноги). Узнавание (различение) частей лица человека. Называние своего
имени и фамилии, возраста.
Гигиена тела.
Различение вентилей с горячей и холодной водой. Регулирование напора струи воды.
Смешивание воды до комфортной температуры. Вытирание рук полотенцем. Сушка рук с
помощью автоматической сушилки. Соблюдение последовательности действий при мытье
и вытирании рук. Принятие процесса умывания. Умывание с поддержкой. Умывание
2
самостоятельно.
Соблюдение
последовательности
действий
при
умывании..
Расчесывание. Соблюдение последовательности действий при расчесывании волос.
Обращение с одеждой и обувью.
Принятие процесса одевания-раздевания. Участие в процессе одевания-раздевания.
Самостоятельное одевание-раздевание. Узнавание (различение) предметов одежды: майка,
трусы, платье, брюки, носки, шарф, варежки. Узнавание (различение) предметов обуви:
сапоги, ботинки, туфли, тапки. Узнавание (различение) головных уборов шапка, кепка.
Расстегивание (развязывание) липучки, молния Застегивание (завязывание) липучки,
молния Снятие предмета одежды (носки, шапка, варежки). Снятие обуви (ботинок,
тапочки). Соблюдение последовательности действий при раздевании (например, верхней
одежды: снятие варежек, снятие шапки, расстегивание куртки, снятие куртки,
расстегивание сапог, снятие сапог). Надевание предмета одежды (носки, варежки, шапка).
Обувание обуви (тапочки, ботинки)
Туалет.
Сообщение о желании сходить в туалет. Сидение на унитазе и оправление
малой/большой нужды. Пользование туалетной бумагой. Соблюдение последовательности
действий в туалете (поднимание крышки (опускание сидения), спускание одежды
(трусов), сидение на унитазе/горшке, оправление нужды в унитаз, пользование туалетной
бумагой, одевание одежды (трусов), нажимание кнопки слива воды, мытье рук. Умение
пользоваться туалетом с поддержкой. Умение пользоваться туалетом самостоятельно.
Прием пищи.
Сообщение о желании пить. Питье из кружки: захват кружки (стакана), поднесение
кружки (стакана) ко рту, наклон кружки (стакана), втягивание (вливание) жидкости в рот,
опускание кружки (стакана) на стол.
Наливание жидкости в кружку.
Сообщение о желании есть. Еда руками. Еда ложкой: захват ложки, зачерпывание
ложкой пищи из тарелки, поднесение ложки с пищей ко рту, снятие с ложки пищи губами,
опускание ложки в тарелку.
Принятие процесса приема пищи. Глотание. Жевание. Прием жидкости.
Знакомство с посудой и приборами. Связь пища-тарелка-ложка. Выражение
предпочтений. Прием пищи с поддержкой. Прием пищи самостоятельно.
Уборка
тарелки и чашки за собой.
Семья.
Узнавание (различение) членов семьи.
Узнавание различение членов семьи (детей, взрослых)
Личностные результаты освоения конкретного учебного предмета:
1. Основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к
определенному полу, осознание себя как "Я".
2. Социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности.
3. Формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его
органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей.
4. Формирование уважительного отношения к окружающим.
5. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире.
6. Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
7. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе
представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах.
8. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
9. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
3
10.Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
11. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным
ценностям.
Предметные результаты:
- Умеет показывать части тела
- Имеет представление о процессах и алгоритмах мытья рук.
- Знает атрибуты в доступном предметном мире (мыло, полотенце)
- Умеет сообщать о необходимости в своих потребностях и желаниях (проситься в туалет)
- Умеет снимать и одевать нижнее бельё (после посещения туалета)
- Знает атрибуты в доступном предметном мире (кружка, тарелка, ложка),
- Умеет обслуживать себя (держать ложку, пить из кружки)
- Знает атрибуты в доступном предметном мире (унитаз, и кнопка слива)
- Умеет аккуратно совершать свой туалет, при завершении туалета, удерживает кнопку
слива
- Умеет снимать и одевать бельё в туалетной комнате перед посадкой на унитаз
- Знает своё личное полотенце, соотносит с меткой.
- Умеет показывать на себе свои вещи
- Умеет узнавать себя на фотографиях, показывает указательным пальцем (Это –Я)
- Знает названия нижней одежды.
- Умеет одевать верхнюю одежду: куртку
- Умеет застегивать обувь с помощью липучек
- Умеет соблюдать режим дня, показывает с помощью картинок время суток
«Утро», «День», «Вечер»
- Умеет классифицировать овощи и фрукты.
- Ориентируется в помещении школы.
- Знает расположение бытовых помещений
Базовые учебные действия:
Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному,
коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться
учебной мебелью;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и
выходить из-за парты и т. д.);
- организовывать рабочее место;
- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.
Формирование учебного поведения:
1) направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):
- фиксирует взгляд на звучащей игрушке;
- фиксирует взгляд на яркой игрушке;
- фиксирует взгляд на движущей игрушке;
- переключает взгляд с одного предмета на другой;
- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием утрированной мимики;
- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;
- фиксирует взгляд на изображении;
2) умение выполнять инструкции педагога:
- понимает жестовую инструкцию;
- выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником на
данном этапе обучения).
4
3) использование по назначению учебных материалов:
- бумаги;
- карандашей;
- пластилина;
-дидактических игр.
4) умение выполнять действия по образцу и по подражанию:
- выполняет действие способом рука-в-руке;
- подражает действиям, выполняемы педагогом;
- последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога;
Формирование умения выполнять задание:
1) в течение определенного периода времени:
- способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4
мин.
2) от начала до конца:
- при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от
начала до конца.
Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции,
действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и
т.д.:
- ориентируется в режиме дня, расписании уроков с помощью педагога;
1 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС
«ЧЕЛОВЕК»
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
Наименование разделов
Количество
часов
4
15
22
18
14
11
14
Обследование
Представления о себе
Гигиена тела
Обращение с одеждой и обувью
Туалет
Прием пищи
Семья
Итого
98
1 КЛАСС
«ЧЕЛОВЕК»
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
п/п
2
3
4
5
6
7
Наименование разделов
Представления о себе
Гигиена тела
Обращение с одеждой и обувью
Туалет
Прием пищи
Семья
Итого
5
Количество
часов
14
22
12
20
16
14
98
2 класс
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
п/п
1
2
3
4
5
6
Наименование разделов
Представления о себе
Гигиена тела
Обращение с одеждой и обувью
Туалет
Прием пищи
Семья
Итого
3
Количество
часов
15
23
19
15
14
14
100 ч
КЛАСС
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
п/п
1
2
3
4
5
6
Наименование разделов
Представления о себе.
Гигиена тела.
Обращение с одеждой и обувью
Туалет.
Прием пищи.
Семья.
Итого
Количество
часов
9
10
11
14
12
11
102 ч
4 КЛАСС
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
п/п
1
2
3
4
5
6
Наименование разделов
Представления о себе.
Гигиена тела.
Обращение с одеждой и обувью
Туалет.
Прием пищи.
Семья.
Итого
№
п/п
1
2
3
4
5
5 КЛАСС
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Наименование разделов
Представления о себе.
Гигиена тела.
Обращение с одеждой и обувью
Туалет.
Прием пищи.
Количество
часов
15
18
30
9
16
12
100
Количество
часов
17
19
17
9
16
6
6
Семья.
23
Итого
101ч
6 КЛАСС
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
п/п
1
2
Наименование разделов
Количество
часов
6ч
16ч
Представления о себе.
Гигиена тела.
3
4
5
Обращение с одеждой и обувью
Туалет.
Прием пищи.
15ч
12ч
10ч
6
Семья.
11ч
Итого
70 ч
7 класс
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
п/п
1
2
3
4
5
6
Наименование разделов
Количество
часов
Представления о себе.
Гигиена тела.
Обращение с одеждой и обувью
Туалет.
Прием пищи.
Семья.
Итого
35
8 класс
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
п/п
1
2
3
4
5
6
Наименование разделов
Количество
часов
11
10
11
14
12
11
Представления о себе.
Гигиена тела.
Обращение с одеждой и обувью
Туалет.
Прием пищи.
Семья.
Итого
7
69 ч