Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ардатовская средняя школа №1»
УТВЕРЖДЕНА
приказом МБОУ АСШ №1
от 29.08.2023 №248/1
Рабочая программа
по учебному предмету
«История Отечества»
7-9 классы
вариант 1
(для обучающихся с интеллектуальными нарушениями)
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «История Отечества» составлена на основе
Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1),
утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г и адресована
обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),вариант 1, с
учетом реализации особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и
возможностей.
Учебный предмет «История Отечества» относится к предметной области «Человек и общество» и
является обязательной частью учебного плана.
Рабочая программа по учебному предмету «История Отечества» в 7-9классах
рассчитана на 68 часов в каждом классе (34 учебные недели) и составляет 2 часа в неделю.
Цель: формирование нравственного сознания развивающейся личности обучающихся с лѐгкой
умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), способных к определению своих ценностных приоритетов на
основе осмысления исторического опыта своей страны. Задачи:
• овладение обучающимися знаниями о выдающихся событиях и деятелях отечественной истории.
• формирование у обучающихся представлений о жизни, быте, труде людей в различные
исторические эпохи.
• формирование представлений о развитии российской культуры, ее выдающихся достижениях,
памятниках.
• формирование представлений о постоянном развитии общества, связи прошлого и настоящего.
• усвоение обучающимися терминов и понятий, знание которых необходимо для понимания хода
развития истории.
• формирование интереса к истории как части общечеловеческой культуры, среду познания мира.
• воспитание обучающихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству.
• воспитание гражданственности и толерантности.
Общая характеристика учебного предмета «История Отечества»
Общая характеристика учебного предмета «История Отчества» представлено в АООП
следующими разделами:
- Древняя Русь;
- Древнерусское государство.
- Крещение Киевской Руси (X в.) Расцвет Русского государства -
Русь в борьбе с
завоевателями;
- Единое Московское государство.
Акцент делается на крупные исторические события отечественной истории, жизни,
быте людей данной эпохи. Даѐтся отчетливый образ наиболее яркого событиями
выдающегося деятеля, олицетворяющего данный период истории. Такой подход к
периодизации событий способствует лучшему запоминанию их последовательности.
Последовательное изучение исторических событий обеспечит более глубокое
понимание материала, облегчит и
ускорит формирование знаний. Весь исторический материал представлен отечественной
историей.
Место учебного предмета «История Отечества» в учебном плане
Учебный предмет «История Отечества» входит в предметную область «Человек и общество»
и относится к обязательной части учебного плана образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Учебным планом учебный предмет
«История Отечества» рассчитан на:
Класс
7
8
9
Количество учебных Количество
недель
учебных
часов в неделю
2 часа – обязательная часть
34 недели
учебного плана
2 часа – обязательная часть
34 недели
учебного плана
2 часа – обязательная часть
34 неделиплана
учебного
Количество
учебных часов
в год
68 часов
68 часов
68 часов
Планируемые результаты освоения АООП учебного предмета «История Отечества»
Планируемые результаты освоения обучающимися с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) АООП представлены личностными и предметными
результатами. Структура и содержание планируемых результатов освоения АООП должны
адекватно отражать требования Стандарта, передавать специфику целей изучения учебного
предмета «История Отечества» соответствовать возможностям обучающихся.
Личностные результаты освоения АООП включают индивидуально-личностные
качества, жизненные и социальные компетенции обучающегося и ценностные установки.
Достижение личностных результатов учебного предмета «История Отечества»
обеспечивается овладением доступными видами деятельности; опытом социального
взаимодействия.
Предметные результаты освоения АООП включают освоенные обучающимися знания
и умения, специфичные для предметной области «Человек и общество», готовность к их
применению. Предметные результаты, достигнутые обучающимися с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), не являются основным критерием при
принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс и рассматриваются как одна
из составляющих при оценке итоговых достижений. АООП определяет два уровня овладения
предметными результатами: минимальный и достаточный.
Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, отсутствие
достижения этого уровня отдельными обучающимися по учебному предмету «История
Отечества» не является препятствием к продолжению образования по АООП (вариант 1).
Личностные результаты освоения АООП по учебному
предмету «История Отечества»
Личностные результаты включают овладение обучающимися жизненными и социальными
компетенциями, необходимыми для
решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими становление социальных
отношений обучающихся в различных средах.
Планируемые ЛИЧНОСТНЫЕ результаты (7 класс)
У обучающихся будут сформированы:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою
Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов; 3)сформированность адекватных представлений о собственных возможностях;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5)
овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной
жизни;
6) владение
взаимодействия;
навыками
коммуникации
и
принятыми
нормами
социального
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем;
8)принятие и освоение социальной роли обучающегося;
9)сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
10)
воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11)
развитие
этических
чувств,
проявление
доброжелательности,
эмоционально-
нравственной отзывчивости; 12)сформированность установки на безопасный, здоровый образ
жизни,
наличие
мотивации
к
творческому
труду;
13)
проявление
готовности
к
самостоятельной жизни.
Предметные результаты освоения АООП по учебному
предмету «История Отечества»
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием
предметной области «Человек и общество» и характеризуют их достижения в усвоении
знаний и умений, возможности их применения в практической деятельности и жизни.
Предметные результаты освоения АООП с учетом специфики содержания учебного предмета
«История Отечества» должны отражать:
1) знание и понимание некоторых исторических терминов;
2) элементарные представления об истории развития предметного мира (мира вещей); 3)
элементарные представления об истории развития человеческого общества.
Планируемые ПРЕДМЕТНЫЕ результаты (7 класс)
:
- когда произошли события от Крещения Руси до Куликовской битвы (с помощью вопросов
учителя); - кто руководил основными сражениями (с помощью учителя).
Обучающиеся должны уметь:
- Пользоваться учебником, ориентироваться в тексте, иллюстрациях учебника;
- Пересказывать исторический материал с опорой на наглядность, по заранее составленному плану (с
помощью учителя);
- Соотносить содержание иллюстративного материала с текстом учебника;
- Устанавливать последовательность исторических событий на основе усвоенных дат (с помощью
вопросов); - Пересказывать содержание изучаемого материала близко к теме (с помощью учителя).
- Какие исторические даты называются точными, приблизительными; -Когда произошли события
(конкретные, по выбору учителя); -Кто руководил основными сражениями.
Обучающиеся должны уметь:
- Пользоваться учебником, ориентироваться в тексте, иллюстрациях учебника;
- Пересказывать исторический материал с опорой на наглядность, по заранее составленному плану;
- Соотносить содержание иллюстративного материала с текстом учебника;
- Пользоваться «Лентой времени», соотносить год с веком;
- Устанавливать последовательность исторических событий на основе усвоенных дат;
- Правильно и точно употреблять исторические термины, понятия; - Пересказывать содержание
изучаемого материала близко к теме.
№ п/п
Тема урока.
Содержание учебного предмета «История Отечества»
Тематическое планирование
7 класс
Кол-во
часов
Повторение (2 ч.)
Раздел I. Древняя Русь (38 ч.)
Тема 1. Происхождение славян (4 ч.)
Тема 2. Хозяйство и уклад жизни восточных славян (4 ч.)
Тема 3. Культура и верования восточных славян (3 ч.)
Тема 4. Создание Древнерусского государства (6 ч.)
Тема 5. Крещение Руси и истоки христианской веры (4 ч.)
Тема 6. Расцвет Русского государства при Ярославе Мудром (4ч.)
Тема 7. Феодальная раздробленность Руси (IX-XV вв.) (10 ч.)
Раздел II. Русь в борьбе с завоевателями (14 ч.)
Тема 1. Образование монгольского государства (5 ч.)
Тема 2. Объединение Русских земель против Золотой Орды (4 ч.)
Образование единого Московского государства (5 ч.)
Раздел III. Российское государство в XVI в. Царь Иван Грозный (6 ч.)
Смутное время (10 ч.)
8 класс
№ п/п
Тема урока
Кол-во
часов
Повторение (2 ч.)
Глава 1. Российское государство в конце XVII- начале XVIII века (15 ч.)
Глава 2. Российская империя после Петра I (12 ч.)
Глава 3. Российская империя в первой половине XIX века
Глава 4. Россия в конце XIX – начале XX века.
9 класс (68 ч.)
№
п/п
Тема
Кол-во
часов
Глава 1. Великая российская революция и Гражданская война (20 ч.)
Тема 1. Великая российская революция: февраль (3 ч.)
Тема 2. Великая российская революция : октябрь (3ч.)
Тема 3. Установление советской власти (4 ч.)
Тема 4. Гражданская война и иностранная интервенция (10 ч.)
Глава 2. Советское государство в 1920-1930-е годы (14 ч.)
Тема 1. Советская Россия в первой половине 1920-х годов (2 ч.)
Тема 2.Новая экономическая политика (нэп)
(2 ч.)
Тема 3. Образование Союза Советских Социалистических Республик (3 ч.)
Тема 4. Индустриализация в СССР (3 ч.)
Тема 5. СССР накануне Второй мировой войны (4 ч.)
Глава 3. СССР в Великой Отечественной войне (15ч.)
Тема 1. Накануне Великой Отечественной войны (2 ч.)
Тема 2. Начало Великой Отечественной войны. (2 ч.)
Тема3. Все для фронта, все для победы! (2 ч.)
Тема 4. Коренной перелом в ходе войны (осень1942-1943гг.) (4 ч.)
Тема 5. Освобождение СССР и Европы от фашизма (1944-сентябрь 1945) (5ч.)
Глава 4 . Послевоенное развитие СССР.
Российская Федерация в конце XX - начале XXI вв. (19 ч.)
Тема 1. СССР после войны (4ч.)
Тема 2. Пора «Оттепели» (середина 1950- первая половина 1960-х гг.) (4ч.)
Тема 3. Советский Союз в середине 196о-х —1980 гг.: от стабильности к кризису (4ч.)
Тема 4. Распад СССР . Россия в 1990-е гг. (3 ч.)
Тема 5. Россия в начале XXI в. (4 ч.)