Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Ардатовская средняя школа №1" УТВЕРЖДЕНА приказом МБОУ АСШ №1 от 29.08.2023 №248/1 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО КУРСА «Коррекционно-развивающие занятия» обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.4) 1 дополнительный – 4 классы Ардатов 2023г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная программа коррекционных занятий по курсу «Коррекционно-развивающие занятия», составлена с учетом общих целей изучения курса, определенных Федеральным государственным стандартом и отраженных в АООП НОО в варианте 8.4. Цель – максимальная коррекция недостатков познавательных и эмоциональных процессов, моторных и сенсорных функций обучающихся с расстройствами аутистического спектра (РАС), на основе создания оптимальных условий познания ребенком каждого объекта, его свойств, качеств, признаков; дать правильное многогранное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации психического развития ребенка и более эффективной социализации его в обществе. Основными задачами программы являются: - создание коррекционных условий для развития сохранных функций и личностных особенностей; - осуществление сенсорного, психомоторного развития в процессе освоения содержательных видов деятельности; - развитие психических функций внимания, памяти, восприятия, воображения; - формирование умения сравнивать, анализировать, делать несложные самостоятельные выводы; - формирование механизмов волевой регуляции в процессе осуществления заданной деятельности; - развитие работоспособности, умения сосредоточиваться на заданном действии; - формирование положительной мотивации к обучению; - воспитание умения общаться, развитие коммуникативных навыков; - воспитание самостоятельности при выполнении заданий, умение доводить начатое дело до конца. Содержание программы Описание коррекционно-развивающей соответствии с разделами программы: деятельности в Развитие сенсомоторной координации С помощью практических упражнений развивать у обучающихся зрительнодвигательную координацию, учить детей обводить по контуру, трафарету, по пунктирным линиям, штриховать в одном направлении, раскрашивать простые изображения по номерам (математические раскраски), выполнять графические упражнения, совершенствовать манипулятивную функцию рук Формирование временных и пространственных представлений Расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию познавательной активности. Закрепление характеристик времён года, их последовательность. Формирование представления о пространственном расположении частей тела (вверх, низ, слева, справа, спереди, сзади). Выполнение действий по инструкции (повернуться назад, дойти до двери, повернуть направо, дойти до окна и т.д.). Определение размещенности предметов в пространстве (ближе — дальше, впереди — сбоку и т. д.). Определять свое местоположение среди окружающих предметов и относительно другого человека. Развитие представлений об окружающем мире Развитие у детей познавательный интерес к окружающему социальному, предметному и природному миру; обогащение знаний о природе и обществе, расширение и закрепление представлений обучающихся о предметах быта, явлениях природы, макросоциальном окружении, животном мире; развитие элементарную наблюдательность. Развитие математических представлений. Формирование элементарных математических представлений предполагает обучение детей сопоставлять, сравнивать, представления о числе, счете, арифметических действиях. Использование методов изотерапии и игротерапии по каждой лексической теме. Развитие мнемических процессов и внимания Включает в себя практические игры и упражнения на развитие слухового, зрительного, двигательного запоминания, произвольного внимания и его характеристик (устойчивость, концентрация, переключение, распределение). Социально – эмоциональное развитие Введение обучающихся в мир человеческих эмоций, формирование представлений о базовых эмоциональных состояниях: радость, злость, грусть, удивление, страх. Обучение этическим формам поведения и способам поведения во взаимоотношениях с людьми, формирование умения понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию, знать элементарные правила культурного поведения в обществе, иметь знания о себе, нивелирование негативных эмоциональных тенденций: тревожности, агрессивности, страхов. Учебная программа предусматривает также следующим направлениям: работу по Формирование учебного поведения: - направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание); - умение выполнять инструкции педагога; - использование по назначению учебных материалов; - умение выполнять действия по образцу и по подражанию Формирование умения выполнять задание: - в течение определенного периода времени, - от начала до конца, - с заданными качественными параметрами Коррекция и развитие познавательных процессов: Памяти: - запоминание и воспроизведение предметных картинок, лексической темой; - отсроченное воспроизведение. объединенных Внимания: - нахождение недостающих деталей; - нахождение одинаковых предметов, фигур, цифр; - слуховое внимание; Зрительного восприятия: - развитие целостного восприятия; - развитие восприятия предметов в необычном ракурсе Формирование и развитие элементарных математических представлений, навыков счета: - цвет, форма, величина предметов; - количественные представления; - пространственно – временные представления. Планируемые результаты освоения программы В соответствии с требованиями Стандарта к результатам освоения АООП, программа направлена на формирование 2-х групп результатов: личностных, включающих сформированность мотивации к обучению и познанию, социальные компетенции, личностные качества; предметных, включающих освоенный учащимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания и его применению. Результаты освоения программы рассматриваются как возможные (примерные) и соразмерные с индивидуальными возможностями и специфическими образовательными потребностями учащихся. Личностные результаты освоения программы включают: • основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я»; • социально-эмоциональное совместной деятельности; участие в процессе общения и • формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей; • формирование уважительного отношения к окружающим; • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; • формирование представления у обучающихся о базовых эмоциональных состояниях, умение различать их и понимать; • формирование умения правильно воспринимать и понимать свои эмоциональные реакции и эмоциональные реакции других людей; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах; • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; • развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. Предметные результаты освоения программы: • Овладение элементарными представлениями по пройденным лексическим темам (одежда, животные, птицы, рыбы, насекомые, овощи, фрукты, ягоды,) • Узнавание изображения предметов; • Узнавание предметов по тактильному ощущению (по пройденным лексическим темам); • Формирование умения собирать разрезные картинки (с опорой и без опоры на образец • Ориентировка в схеме тела, в пространстве, на плоскости. • Определение пространственное положение предметов (вверху, внизу, впереди, сзади); • Соотнесение чисел с соответствующим количеством предметов, обозначение его цифрой. • Формирование умения давать характеристику временам года, называя их последовательность; • Самостоятельно работать с внешним и внутренним трафаретом, штриховать, в разных направлениях; • Раскрашивать в пределах контурного изображения; • Формирование умения обводить по пунктирным линиям, опорным точкам карандашом, ручкой, • Формирование умения штриховать в заданном направлении по показу, образцу, инструкции; выполнение правил поведения на занятиях; • Формирование интереса к обучению, предметному миру; • Выполнение правил работы с раздаточным материалом; • Выполнение инструкции педагога; • Использование по назначению учебных материалов; • Выполнение действия по образцу и по подражанию. Тематическое планирование занятий № Наименов ание разделов и тем 1 Фигурные дорожки 2 Обведи и раскрась Виды деятельности Развитие сенсомоторной координации Графические Развитие зрительно – моторной упражнения: координации, концентрации внимания, целостного восприятия «Соедини по точкам», «Обведи рисунок по линиям», Графические Развитие сенсомоторной упражнения: координации, «Обведи раскрась», «Выложи фасоли» 3 4 Большие и маленькие фигуры Дорисуй предмет Программное содержание и из Кинезиологическ ие упражнения Графические упражнения: «Математические раскраски», «Из каких фигур состоит» Графические упражнения: «Дорисуй картинку», «Чего не хватает», «Каждую фигуру на своё место» 5 Волшебны е палочки Кинезиологическ ие упражнения Игротерапия Колво часо в 1 1 развитие мелкой и общей моторики, сенсорно – перцептивной деятельности, внимания Совершенствование мелкой моторики, развитие межполушарного взаимодействия, зрительного гнозиса, слухового внимания 1 Развитие тактильной чувствительности и координированных движений пальцев и кистей рук, межполушарного взаимодействия, слухового внимания. 1 Формирование представлений о пространственных отношениях, 1 6 Геометрич еский орнамент 7 Калейдоск оп 8 Цветной ковёр 9 Цветочная ваза Дидактические игры: «Запомни узор», «Посчитай и сложи», «Знаковая таблица», «Стоп сигнал» Мандалотерапия (геометрический орнамент в круге) Упражнения: «Что слева, что справа», «Зашумлённые изображения» Мандалотерапия (геометрический орнамент в круге). Дидактические игры: «Круг, треугольник, квадрат», «Найди все фигуры», «Самый внимательный» Дидактические игры: «Зашумлённые изображения», «Сравни фигуры», «Сосчитай- ка» Работа с трафаретом геометрических форм Дидактические игры: «Найди предметы такой же формы», «Сходство и различие», «Чего не стало». Работа с трафаретом геометрических форм повышение объёма зрительного запоминания, развитие концентрации внимания. Обобщение и закрепление знаний детей о сенсорных эталонах: цвет, форма, развитие внимания, зрительного гнозиса, активизация словаря, совершенствование мелкой моторики рук 1 Закрепление знаний обучающихся о геометрических фигурах, развитие зрительного восприятия, внимания стабилизация эмоционального состояния. 1 Развитие манипулятивной функции рук, развитие слуховой памяти, зрительного восприятия, пространственных представлений. 1 Развитие мелкой моторики, графомоторных навыков, развитие концентрации внимания, снижение эмоционального и мышечного напряжения. 1 Формирование временных и пространственных представлений 10 Дидактические игры: «Когда это бывает», «Сложи картинку», «Что перепутал художник». 11 Осень Монотипия «Осенний лист» Дидактические игры: «Когда это бывает», «Приключение фасолинки». 1 1 из Формирование временных представлений, закрепление знаний о признаках зимы, активизация словаря, стимулирование мыслительной деятельности развитие внимании. «Снеговик» Упражнения «Найди одинаковые снежинки», «Что перепутал художник» Закрепление знаний о признаках зимы, развитие связной речи, кинестетического восприятия, развитие тактильной чувствительности и координированных движений 1 Закрепление знаний о признаках весны, явлениях природы, обогащение словарного запаса, развитие мелкой моторики рук, слухового внимания. 1 Аппликация салфеток 13 Зима 14 1 Развитие концентрации внимания и двигательного контроля, гармонизация эмоциональной сферы, формирование положительных эмоций у обучающихся. Беседа о признаках осени, Аппликация «Осенний букет» Упражнения: «Отгадай загадки», «Что лишнее», «Будь внимателен». 12 Формирование временных представлений, закрепление знаний о признаках осени, активизация словаря, развитие слухового внимания. Пластилинографи я «Снежинка» Дидактические игры: «Льдина» (разрезная картинка), «Почки, листики, цветочки», «Что лишнее» Рисование ватными палочками 15 Весна «Подснежник» Упражнения: «Что сначала, что потом», «Через лужи» Рисование восковыми мелками «Первоцветы» Упражнения: «Что изменилось», «Что перепутал художник», дидактическое лото «Времена года» 16 Лето 17 18 Геометрич еский диктант 19 Разноцветн ое путешеств ие Рисование восковыми мелками «Бабочка» Упражнения «Дорисуй картинку», «Круглый год» Пластилинографи я «Ромашки» Дидактические игры: «Слева, справа», «Где, что лежит», «Выполни верно», «Геометрический диктант» Дидактические игры: «Путаница», «Путешествие жука», «Кто правильно назовет», «Найди предметы» Рисование ватными палочками Активизация словаря, развитие слуховой и зрительной памяти, стимуляция мыслительной деятельности, развитие общей моторики. 1 Закрепление знаний о признаках лета, развитие сенсорно – перцептивной деятельности, воображения. 1 Закрепление и уточнение знаний о признаках лета, времён года и их последовательности, развитие связной речи, умения отвечать на вопросы, развитие слухового внимания, памяти. 1 Развитие умения ориентироваться на листке бумаги в горизонтальном положении, обучение умению вербализировать пространственные представления, развитие слухового внимания. Развивать умения и навыки пространственного ориентирования у детей (от себя, от предмета); развитие слуховой памяти, стимуляция мыслительной деятельности. 1 1 20 Путешеств ие по азбуке 21 Налево направо 22 Следопыт 23 Фрукты 24 25 - Упражнения Формирование умения «Найди пару», ориентироваться на «Наложенные микроплоскости, обобщение и изображения», закрепление знания «Узнай букву», обучающихся о буквах, развитие «Буквы памяти, произвольного потерялись» внимания. Дидактические Определение и обозначение игры: «Покажи расположения предметов правильно», относительно себя, различение «Какая рука», пространственных понятий «Что справа, что «слева», «справа», развитие слева», слухового восприятия. «Запрещённое движение», «Стоп – сигнал» Дидактические Развитие глазомера, и игры: «Запретное ориентировки в пространстве число», «Сделай относительно собственного по рисунку», местоположения, развитие «Вверху – внизу», произвольности действий на «Угадай, кто за разные сигналы. кем», «Четыре стихии» Развитие представлений об окружающем мире Упражнения Расширение знаний «Отгадай обучающихся о загадки», фруктах, стимулирование «Разрезные мыслительной деятельности, картинки», развитие мелкой моторики, «Овощ или произвольного внимания фрукт» Рисование технике «отпечаток» Упражнения: «Будь внимателен», «Назови фрукты», «Чудесный мешочек», 1 1 1 1 в Рисование ватными палочками «Груша» Дидактические игры: «Снежный Повышение запаса знаний об окружающем мире, развитие мелкой моторики, слухового внимания, гармонизация эмоциональной сферы. 1 Закрепление обучающихся 1 об знаний овощах, ком», «На пропусти овощи», «Наложенные изображения» Овощи 26 27 Рисование ватными палочками «Тыква» Дидактические игры «Что лишнее», «Посчитай», лото «Фрукты и овощи» Ягоды Пластилинографи я «Натюрморт» Дидактические игры: «Назови ласково», «Что изменилось» «Компот», «Найди тень» Пальцеграфия «Рябина» Дидактические игры: 28 «Я знаю», «Ромашка», «Снежный ком». 29 Цветы активизация словаря, развитие тактильных ощущений, слухового восприятия, манипулятивной функции рук. Рисование восковыми мелками «Одуванчики» Упражнения: «Найди ошибку», «Пройди лабиринт» Рисование аппликацией с «Цветик – Расширение и конкретизация представлений об овощах. Уточнение, и активизация словаря, развитие манипулятивной функции. 1 Обогащение и активизация словарного запаса, развитие произвольного внимания, слуховой памяти. Стабилизация эмоционального состояния, нивелирование негативных эмоциональных реакций. 1 Расширение и конкретизация представлений о цветах, развитие мелкой и общей моторики, формирование положительного эмоционального фона обучающихся 1 Развитие зрительного внимания и памяти, тренировка произвольности зрительного запоминания, развитие целостного восприятия. 1 семицветик» 30 31 Упражнения: «Выполни задание», «Зрительный диктант», «Самый внимательный» Грибы Аппликация «Тюльпаны» Упражнения «Выложи из фасоли», «Что ты видишь», чтение сказки В. Сутеева «Под грибом». Развитие общей и мелкой моторики, сенсорно – перцептивной деятельности, зрительного внимания. 1 Расширение и конкретизация представлений о грибах. Активизация речевой деятельности детей. Развитие зрительного внимания, памяти, речевого слуха. 1 Обобщение знаний о домашних животных. Развитие произвольного внимания, зрительного гнозиса, пространственных представлений, активизация словаря. 1 Обобщение знаний о диких животных, развитие мелкой моторики, зрительной и слуховой памяти, нивелирование негативных эмоциональных тенденций. 1 Повышение запаса знаний об окружающем мире, расширение словарного запаса, развитие слухового восприятия. 1 Пластилинографи я «Боровик» Сказкотерапия Дидактические игры: «Четвёртый лишний», «Ласковый котёнок», «Найди животных» 32 33 34 Животные Поролоновая композиция «Моя любимая кошечка» Упражнения «Наложенные изображения», «Что лишнее», «Разложи на группы» Поролоновая композиция «Лисичка» Дидактические игры: «Чей голос», «Яйца в гнёздах», «Сложи целое яйцо из частей», «Не пропусти птицу» 35 Птицы Поролоновая композиция «Уточка» Дидактические игры: «Нелепицы», «Сложи птицу» (Колумбово яйцо), «Сравни птиц» Развитие манипулятивной функции рук, развитие слухового внимания, стабилизация эмоционального состояния. 1 Развитие сенсорно – перцептивной деятельности, концентрации внимания, стимуляция мыслительной деятельности 1 Формирование знаний у обучающихся о внешнем виде рыб, среде их обитания, активизация и обогащение словаря, развитие мелкой моторики. 1 Закрепление и уточнений знаний у обучающихся о внешнем виде рыб, развитие зрительного восприятия, снижение эмоционального и мышечного напряжения. 1 Пластилинографи я «Снегирь» 36 Упражнения: «Посчитайка», «Что изменилось». Рисование ватными палочками «Попугай» Упражнения: «Куда плывёт рыбка», «Выложи фигуру» 37 38 Рыбы Рисование с аппликацией «Разноцветные рыбки» Упражнения: «Кто, где живёт», «Назови ласково» Рисование цветными мелками «Золотая рыбка» 39 Упражнения: «Назови одним словом», «Что лишнее», «Угадай кто», «Лабиринт» Аппликация Расширение и закрепление знаний о насекомых, коррекция мышления, развитие общей и мелкой моторики 40 Насекомые «Божья коровка» Дидактические игры: «Путешествие жука», «Найди тень», «Собери картинку» Закрепление насекомых, концентрации зрительной стабилизация состояния. знаний о развитие внимания, памяти, эмоционального 1 Развитие мелкой моторики, воображения, пространственной ориентировки, формирование позитивного эмоционального фона. 1 Повышение уровня осведомлённости, расширение и уточнение словаря по теме «одежда», развитие зрительной и слуховой памяти. 1 Закрепление и уточнение знаний об одежде, расширение словарного запаса по теме «Одежда», развитие зрительного гнозиса. 1 Развитие манипулятивной функции рук, развитие воображения, внимания, развитие представлений о пространственных отношениях. 1 Монотипия «Бабочка» 41 Упражнения «Летает, не летает», «Не пропусти насекомого», «Угадай, кто это» Пальцеграфия «Пчёлки» Дидактические игры: «Один – много», лото «Одежда» 42 Работа трафаретом с «Варежки» Упражнения «Чего не стало», «Запрещённое движение» 43 Одежда Работа трафаретом с «Шапочка» 44 Упражнения: «Что где находится», «Точечные изображения», «Какая фигура лишняя». Рисование цветными мелками «Платок» Развитие мнемических процессов и внимания 45 Цвет и форма 46 Движение по памяти 47 «Кто больше запомнит» 48 «Зоопарк» Дидактические игры: «Запомни фигуры», «Зрительный диктант», «Разложи по цвету», «Чего не стало». Упражнения: «Повторяй за мной», «Человечки», «Будь внимателен», «Четыре стихии», «Нос, пол, потолок», «Костёр» Упражнения: «Снежный ком», «Бабушкин чемодан», «Свиристель», «Наблюдательнос ть» Дидактические игры: «Послушай и выбери», «Весёлые стихотворения», «Зоопарк», «Кто позвал тебя, скажи», «Не пропусти животных», «Подсказка» Тренировка произвольного запоминания зрительно воспринимаемых объектов; произвольное запоминание зрительн ого ряда: геометрические формы, цвет. Развитие тактильной и кинестетической памяти. Тренировка зрительной, двигательной памяти. Развитие общей моторики, слухового внимания. 1 Произвольное запоминание слухового и зрительного ряда: цифр, слов. Развитие манипулятивной функции рук, математических представлений. 1 Тренировка произвольного запоминания зрительно воспринимаемых объектов; развитие слухоречевой памяти, сенсорно – перцептивной деятельности. 1 1 49 «Разноцветная лесенка» Дидактические игры: «Я фотоаппарат», «Картинка», «Запомни порядок», «Зрительный диктант» 50 «Пуговицы» - 1 кинестетической памяти. Развитие мелкой моторики, зрительного гнозиса, пространственной ориентировки. Тренировка произвольного запоминания зрительно Дидактические игры: «Пуговицы», «Забывчивый художник», «Посмотри запомни», «Чудесный мешочек», «Запрещённое движение» Тренировка зрительной памяти. Развитие тактильной и и 1 воспринимаемых объектов, развитие манипулятивной функции рук, наблюдательности, произвольного внимания. 51 Запоминайка Дидактические игры: «Кто больше запомнит», «Предметы», «Цветные 52 Живое - неживое 53 Быстрее нарисуй палочки», «Раскрась картинку», «Разложи карточки» Упражнения: «Найди отличия», «Построй дорожку», «Сказочный лес», «Корректор» Упражнения: «Корректурная Тренировка зрительного слухового запоминания, 1 и развитие пространственного восприятия, активизация словаря, развитие произвольного внимания. Развитие концентрации внимания, зрительного гнозиса, слухового восприятия, стимуляция мыслительной деятельности. Развитие зрительного внимания, различение 1 1 проба», «Найди отличия», «Быстрее нарисуй», «Запретное число», «Найди цифры» 54 55 56 57 58 Живая картинка изображений по их зашумлённым контурам, формирование навыков последовательного зрительного обследования и нахождения отличий. Повышение объёма внимания, развитие зрительного запоминания, развитие умения находить недостающие элементы. Упражнения: «Чего не хватает», «Летает – не летает», «Живая картинка», «Назови предмет», «Незаконченные изображения» Сказочные герои Упражнения: Повышение объёма «Противоположн внимания, развитие ые действия», математических «Зоопарк», представлений, «Квадрат», закрепление «Путешествие двигательной реакции сказочных на заранее героев». «Стоп – обозначенный сигнал» зрительный сигнал. Социально – эмоциональное развитие Путешествие в страну Психогимнастика Формирование эмоций положительных эмоциональных «Чайничек с реакций ребенка в крышечкой». отношениях с Упражнения: другими «Один или два», людьми. Снижение «Сделай так», эмоционального «Дотронься напряжения, до….», установление Релаксационное положительного упражнение эмоционального «Шарик» настроя. Радость Психогимнастика Ознакомление с базовой эмоцией «радость», «Кто летает», Игры «Корректурная Формирование проба», «Собери умения распознавать картинку», эмоциональные Задание «Дорисуй проявления других клоуна», «Азбука людей по различным 1 1 2 1 настроений». 59 Грусть 60 Удивление 61 62 Страх 63 66 Злость 67 68 Азбука эмоций Упражнения: «Раскрась картинку», «Собери грустного человечка» (работа с крупой), «Собери картинку» Психогимнастика «В зимнем лесу», «Нарисуй удивлённого человечка», Упражнение «Зеркало» Этюд «Гроза», Психогимнастика «Крокодил», Упражнения «Слушай хлопки», творческая работа «Ужасное чудовище», пластилинографи я Упражнения «Обзывалки», «Костёр дружбы», «Газета», «Стул любви», «Собери картинку», пластилинографи я Упражнения «Зачеркни картинку», «Лесенка настроения», «Подари камешек», «Костёр дружбы», «Доброе животное». признакам: мимика, интонация. Ознакомление с базовой эмоцией «грусть», формирование умения понимать эмоции других людей. Ознакомление с эмоцией «удивление», развитие мимических навыков, формирование положительного эмоционального фона. Ознакомление с чувством страха, изучение выражения эмоционального состояния в мимике, отреагирование страха через изобразительную деятельность, снижение эмоционального напряжения Ознакомление с эмоцией «злость», формирование умения у обучающихся выражать гнев в приемлемой форме, снижение мышечного и эмоционального напряжения Закрепление знаний обучающихся об основных эмоциональных состояниях, формирование доброжелательного отношения друг к другу, Актуализация позитивного эмоционального 1 2 4 2 опыта.