Музыка и движение

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Ардатовская средняя школа №1"

УТВЕРЖДЕНА
приказом
МБОУ АСШ №1
от 29.08.2023 №248/1

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
МУЗЫКА И ДВИЖЕНИЕ
1 дополнительный – 4 классы

Ардатов 2023г.

1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа разработана на основе:
-

Федерального

государственного

образовательного

стандарта

образования обучающихся с обучающихся с расстройствами аутистического
спектра (вариант 8.4);
Адаптированной

-

основной

общеобразовательной

программы

образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.4)
- Цели
- Музыкальными средствами помочь ребенку научиться воспринимать звуки
окружающего его мира, сделать его отзывчивым на музыкальный ритм,
мелодику звучания разных жанровых произведений. Таким образом, музыка
рассматривается как средство развития эмоциональной и личностной сферы, как
средство социализации и самореализации ребенка.
- Задачи:
-

формирование

доступных

музыкальных

знаний

и

умений

формирование стремления и привычки к слушанию музыки
-

развитие музыкальности, как комплекса способностей, необходимого для
занятий музыкальной деятельностью (музыкальное восприятие, музыкально
познавательные

процессы,

музыкальная

память,

эмоциональные

переживания, чувство ритма, звуковысотный слух и др.);
-

обогащение представлений об отечественных музыкальных традициях
(праздники, обычаи, обряды), формирование духовно-нравственных качеств
личности (любовь к Родине, патриотизм, гордость за отечественную
музыкальную культуру), как в урочной, так и во внеурочной деятельности;

-

реализация психокоррекционных и психотерапевтических возможностей
музыкальной деятельности для преодоления у обучающихся неадекватных
форм поведения, снятия эмоционального напряжения

-

коррекция недостатков развития познавательной деятельности и
2

эмоционально – волевой сферы с учётом индивидуальных возможностей для
профилактики социальной дезадаптации.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В содержание программы входит овладение обучающимися с РАС в
доступной для них форме и объеме следующими видами музыкальной
деятельности: восприятие музыки, хоровое пение, элементы музыкальной
грамоты, игра на музыкальных инструментах детского оркестра. Содержание
программного материала уроков состоит из элементарного теоретического
материала, доступных видов музыкальной деятельности, музыкальных
произведений для слушания и исполнения, вокальных упражнений.
Восприятие музыки
Репертуар для слушания: произведения отечественной музыкальной
культуры; музыка народная и композиторская; детская, классическая,
современная.
Примерная тематика произведений: о природе, труде, профессиях,
общественных явлениях, детстве, школьной жизни и т.д.
Жанровое разнообразие: праздничная, маршевая, колыбельная песни и
пр.
Слушание музыки:
― овладение умением спокойно слушать музыку, адекватно реагировать
на художественные образы, воплощенные в музыкальных произведениях;
развитие

элементарных

представлений

о

многообразии

внутреннего

содержания прослушиваемых произведений;
―

развитие

эмоциональной

отзывчивости

и

эмоционального

реагирования на произведения различных музыкальных жанров и разных по
своему характеру;
3

― развитие умения передавать словами внутреннее содержание
музыкального произведения;
― развитие умения определять разнообразные по форме и характеру
музыкальные произведения (марш, танец, песня; весела, грустная, спокойная
мелодия);
― развитие умения самостоятельно узнавать и называть песни по
вступлению; развитие умения различать мелодию и сопровождение в песне и
в инструментальном произведении;
― развитие умения различать части песни (запев, припев, проигрыш,
окончание);
― ознакомление с пением соло и хором; формирование представлений о
различных музыкальных коллективах (ансамбль, оркестр);
― знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием
(фортепиано, барабан, скрипка и др.) Хоровое
пение.
Песенный

репертуар:

произведения

отечественной

музыкальной

культуры; музыка народная и композиторская; детская, классическая,
современная. Используемый песенный материал должен быть доступным по
смыслу, отражать знакомые образы, события и явления, иметь простой
ритмический

рисунок

мелодии,

короткие

музыкальные

фразы,

соответствовать требованиям организации щадящего режима по отношению
к детскому голосу
Примерная тематика произведений: о природе, труде, профессиях,
общественных явлениях, детстве, школьной жизни и т.д.
Жанровое разнообразие: игровые песни, песни-прибаутки, трудовые
песни, колыбельные песни и пр.
Навык пения:

4

― обучение певческой установке: непринужденное, но подтянутое
положение корпуса с расправленными спиной и плечами, прямое свободное
положение головы, устойчивая опора на обе ноги, свободные руки;
― работа над певческим дыханием: развитие умения бесшумного
глубокого, одновременного вдоха, соответствующего характеру и темпу
песни; формирование умения брать дыхание перед началом музыкальной
фразы; отработка навыков экономного выдоха, удерживания дыхания на
более длинных фразах; развитие умения быстрой, спокойной смены дыхания
при исполнении песен, не имеющих пауз между фразами; развитие умения
распределять дыхание при исполнении напевных песен с различными
динамическими оттенками (при усилении и ослаблении дыхания);
― пение коротких попевок на одном дыхании;
― формирование устойчивого навыка естественного, ненапряженного
звучания; развитие умения правильно формировать гласные и отчетливо
произносить согласные звуки, интонационно выделять гласные звуки в
зависимости от смысла текста песни; развитие умения правильно
формировать гласные при пении двух звуков на один слог; развитие умения
отчетливого произнесения текста в темпе исполняемого произведения;
― развитие умения мягкого, напевного, легкого пения (работа над
кантиленой - способностью певческого голоса к напевному исполнению
мелодии);
― активизация внимания к единой правильной интонации; развитие
точного интонирования мотива выученных песен в составе группы и
индивидуально;

5

―

развитие

умения

четко

выдерживать

ритмический

рисунок

произведения без сопровождения учителя и инструмента (а капелла); работа
над чистотой интонирования и выравнивание звучания на всем диапазоне;
― развитие слухового внимания и чувства ритма в ходе специальных
ритмических упражнений; развитие умения воспроизводить куплет хорошо
знакомой песни путем беззвучной артикуляции в сопровождении
инструмента;
― дифференцирование звуков по высоте и направлению движения
мелодии (звуки высокие, средние, низкие; восходящее, нисходящее
движение мелодии, на одной высоте); развитие умения показа рукой
направления мелодии (сверху вниз или снизу вверх); развитие умения
определять сильную долю на слух;
― развитие понимания содержания песни на основе характера ее
мелодии

(веселого,

грустного,

спокойного)

и

текста;

выразительноэмоциональное исполнение выученных песен с простейшими
элементами динамических оттенков;
― формирование понимания дирижерских жестов (внимание, вдох, начало
и окончание пения);
― развитие умения слышать вступление и правильно начинать пение
вместе с педагогом и без него, прислушиваться к пению одноклассников;
развитие пения в унисон; развитие устойчивости унисона; обучение пению
выученных песен ритмично, выразительно с сохранением строя и ансамбля;
― развитие умения использовать разнообразные музыкальные средства
(темп,

динамические

оттенки)

для

работы

исполнения песен;

6

над

выразительностью

― пение спокойное, умеренное по темпу, ненапряженное и плавное в
пределах mezzopiano (умеренно тихо) и mezzoforte (умеренно громко);
― укрепление и постепенное расширение певческого диапазона ми1 – ля1,
ре1 – си1, до1 – до2.
― получение эстетического наслаждения от собственного пения.
Элементы музыкальной грамоты
― ознакомление с высотой звука (высокие, средние, низкие);
― ознакомление с динамическими особенностями музыки (громкая
― forte, тихая ― piano);
― развитие умения различать звук по длительности (долгие, короткие):
― элементарные сведения о нотной записи (нотный стан, скрипичный
ключ, добавочная линейка, графическое изображение нот, порядок нот в
гамме до мажор).
Игра на музыкальных инструментах детского оркестра.
Репертуар для исполнения: фольклорные произведения, произведения
композиторов-классиков и современных авторов.
Жанровое разнообразие: марш, полька, вальс
― обучение игре на ударно-шумовых инструментах (маракасы, бубен,
треугольник; металлофон; ложки и др.);
― обучение игре на балалайке или других доступных народных
инструментах;
― обучение игре на фортепиано.
Планируемые результаты освоения программы
Личностные и предметные результаты.
1 дополнительный класс (1ый год обучения)
1 дополнительный класс (2ой год обучения)
7

Предметные результаты:
Минимальный уровень:
определение характера знакомых музыкальных произведений,
предусмотренных программой;
наличие представления о некоторых основных музыкальных
инструментах и их звучании (труба, гармонь, гитара);
пение (подпевание) фраз знакомых песен с помощью педагога
с инструментальным сопровождением;
наличие

представлений

обозначающие гласные звуки
Достаточный уровень:

о

логопедических

жестах,

различие вступления, окончания песни

определение характера знакомых музыкальных

произведений, предусмотренных Программой
самостоятельное исполнение разученных песен; в том числе
без сопровождения
одновременное начало и окончание пения: не отставать и не
опережать друг друга, прислушиваться друг к другу;
правильное формирование при пении гласных звуков;
наличие представления о некоторых народных музыкальных
инструментах и их звучании (гусли, дудка, гармонь, трещотка, деревянные
ложки);

различение разнообразных по характеру и звучанию песней

различение по характеру звучания колыбельную, марш, танец
Личностные результаты:
как ученика

формирование образа себя, осознание себя

развитие элементарных представлений об окружающем мире;
воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
формирование навыков сотрудничества с взрослыми и
8

сверстниками

1 класс.
Предметные результаты:
Минимальный уровень:
определение
произведений;

содержания

знакомых

музыкальных

представления о некоторых музыкальных инструментах

и их звучании;
пение с инструментальным сопровождением и без него (с
помощью педагога);
совместное исполнение выученных песен с простейшими
элементами динамических оттенков;
передача мелодии песни в диапазоне ре1-си1;

различение

песни, танца, марша;
Достаточный уровень:
музыкальных произведений;

определение содержания знакомых
представления о музыкальных

инструментах и их звучании (труба, баян, гитара);

пение с

инструментальным сопровождением и без него (с помощью педагога)
самостоятельное исполнение разученных песен, как с
инструментальным сопровождением, так и без него
выразительное совместное исполнение выученных песен с
простейшими элементами динамических оттенков;

правильное

формирование при пении гласных звуков и
отчетливое произнесение согласных звуков в конце и в середине слов;

9

правильная передача мелодии в диапазоне ре1-си1;
различение вступления, запева, припева, проигрыша, окончания песни;
различение песни, танца, марша
различение разнообразных по характеру и звучанию песен,
маршей, танцев;

передача ритмического рисунка мелодии (хлопками,

на металлофоне, голосом)
знание основных средств музыкальной выразительности:
динамические оттенки (форте-громко, пиано-тихо); особенности темпа
(быстро, умеренно, медленно); особенности регистра (низкий, средний,
высокий) и др.
определение разнообразных по содержанию и характеру
музыкальных произведений (веселые, грустные и спокойные)
Личностные результаты:

наличие интереса к музыкальному

искусству и музыкальной
деятельности, элементарных эстетических суждений;

наличие

эмоциональной отзывчивости на прослушанную
музыку; элементарный опыт музыкальной деятельности

положительная

мотивация к занятиям различными видами
музыкальной деятельности;

готовность к творческому взаимодействию и

коммуникации с взрослыми и другими обучающимися в различных видах
музыкальной деятельности на основе сотрудничества, толерантности,
взаимопонимания и принятыми нормами социального взаимодействия;
готовность к практическому применению приобретенного музыкального
опыта в урочной и внеурочной деятельности, в том числе, в
социокультурых проектах с обучающимися с нормативным развитием и
другими окружающими людьми(с помощью педагога);
доброжелательности,

сопереживания
10

чувствам

наличие

других людей;
2 класс.
Предметные результаты:
Минимальный уровень:
определение содержания знакомых музыкальных произведений;
представления о некоторых музыкальных инструментах и их звучании;
пение с инструментальным сопровождением и без него (с помощью
педагога);
совместное исполнение выученных песен с простейшими
элементами динамических оттенков;
передача мелодии песни в диапазоне ре1-си1;

различение

песни, танца, марша;
Достаточный уровень:
музыкальных произведений;

определение содержания знакомых
представления о музыкальных

инструментах и их звучании (труба, баян, гитара);

пение с

инструментальным сопровождением и без него (с помощью педагога)
самостоятельное исполнение разученных песен, как с
инструментальным сопровождением, так и без него
выразительное совместное исполнение выученных песен с
простейшими элементами динамических оттенков;
правильное формирование при пении гласных звуков и
отчетливое произнесение согласных звуков в конце и в середине слов;
правильная передача мелодии в диапазоне ре1-си1;

различение

вступления, запева, припева, проигрыша, окончания песни;
песни, танца, марша
11

различение

различение разнообразных по характеру и звучанию песен, маршей,
танцев;

передача ритмического рисунка мелодии (хлопками, на
металлофоне, голосом)
знание основных средств музыкальной выразительности:

динамические оттенки (форте-громко, пиано-тихо); особенности темпа
(быстро, умеренно, медленно); особенности регистра (низкий, средний,
высокий) и др.
определение разнообразных по содержанию и характеру
музыкальных произведений (веселые, грустные и спокойные)
Личностные результаты:

наличие интереса к музыкальному

искусству и музыкальной
деятельности, элементарных эстетических суждений;

наличие

эмоциональной отзывчивости на прослушанную
музыку; элементарный опыт музыкальной деятельности

положительная

мотивация к занятиям различными видами
музыкальной деятельности;

готовность к творческому взаимодействию и

коммуникации с взрослыми и другими обучающимися в различных видах
музыкальной деятельности на основе сотрудничества, толерантности,
взаимопонимания и принятыми нормами социального взаимодействия;
готовность к практическому применению приобретенного музыкального
опыта в урочной и внеурочной деятельности, в том числе, в
социокультурых проектах с обучающимися с нормативным развитием и
другими окружающими людьми(с помощью педагога);
доброжелательности,

сопереживания

чувствам

других людей;
3 класс.
12

наличие

Предметные результаты:
Минимальный уровень:
определение содержания знакомых музыкальных произведений;
представления о некоторых музыкальных инструментах и их звучании;
пение с инструментальным сопровождением и без него (с помощью
педагога);
совместное исполнение выученных песен с простейшими
элементами динамических оттенков;
передача мелодии песни в диапазоне ре1-си1;

различение

песни, танца, марша;
Достаточный уровень:
музыкальных произведений;

определение содержания знакомых
представления о музыкальных

инструментах и их звучании (труба, баян, гитара);

пение с

инструментальным сопровождением и без него (с помощью педагога)
самостоятельное исполнение разученных песен, как с
инструментальным сопровождением, так и без него
выразительное совместное исполнение выученных песен с
простейшими элементами динамических оттенков;
правильное формирование при пении гласных звуков и
отчетливое произнесение согласных звуков в конце и в середине слов;
правильная передача мелодии в диапазоне ре1-си1;

различение

вступления, запева, припева, проигрыша, окончания песни;

различение

песни, танца, марша
различение разнообразных по характеру и звучанию песен,
маршей, танцев;

передача ритмического рисунка мелодии (хлопками,

на металлофоне, голосом)
13

знание основных средств музыкальной выразительности:
динамические оттенки (форте-громко, пиано-тихо); особенности темпа
(быстро, умеренно, медленно); особенности регистра (низкий, средний,
высокий) и др.
определение разнообразных по содержанию и характеру
музыкальных произведений (веселые, грустные и спокойные)
Личностные результаты:

наличие интереса к музыкальному

искусству и музыкальной
деятельности, элементарных эстетических суждений;

наличие

эмоциональной отзывчивости на прослушанную
музыку; элементарный опыт музыкальной деятельности

положительная

мотивация к занятиям различными видами
музыкальной деятельности;

готовность к творческому взаимодействию и

коммуникации с взрослыми и другими обучающимися в различных видах
музыкальной деятельности на основе сотрудничества, толерантности,
взаимопонимания и принятыми нормами социального взаимодействия;
готовность к практическому применению приобретенного музыкального
опыта в урочной и внеурочной деятельности, в том числе, в
социокультурых проектах с обучающимися с нормативным развитием и
другими окружающими людьми(с помощью педагога);
доброжелательности,

сопереживания

чувствам

других людей;
4 класс.
Предметные результаты:
Минимальный уровень:

14

наличие

определение

содержания

знакомых

музыкальных

произведений;

представления о некоторых музыкальных инструментах

и их звучании;

пение с инструментальным сопровождением и без него

(с помощью педагога);

совместное исполнение выученных песен с

простейшими элементами динамических оттенков;
передача мелодии песни в диапазоне ре1-си1;

различение

песни, танца, марша;
Достаточный уровень:
музыкальных произведений;

определение содержания знакомых
представления о музыкальных

инструментах и их звучании (труба, баян, гитара);

пение с

инструментальным сопровождением и без него (с помощью педагога)
самостоятельное исполнение разученных песен, как с
инструментальным сопровождением, так и без него
выразительное совместное исполнение выученных песен с
простейшими элементами динамических оттенков;

правильное

формирование при пении гласных звуков и
отчетливое произнесение согласных звуков в конце и в середине слов;
правильная передача мелодии в диапазоне ре1-си1;
различение вступления, запева, припева, проигрыша, окончания песни;
различение песни, танца, марша
различение разнообразных по характеру и звучанию песен,
маршей, танцев;

передача ритмического рисунка мелодии (хлопками,

на металлофоне, голосом)
знание основных средств музыкальной выразительности:
динамические оттенки (форте-громко, пиано-тихо); особенности темпа
(быстро, умеренно, медленно); особенности регистра (низкий, средний,
высокий) и др.
15

определение разнообразных по содержанию и характеру
музыкальных произведений (веселые, грустные и спокойные)
Личностные результаты:

наличие интереса к музыкальному

искусству и музыкальной
деятельности, элементарных эстетических суждений;

наличие

эмоциональной отзывчивости на прослушанную
музыку; элементарный опыт музыкальной деятельности

положительная

мотивация к занятиям различными видами
музыкальной деятельности;

готовность к творческому взаимодействию и

коммуникации с взрослыми и другими обучающимися в различных видах
музыкальной деятельности на основе сотрудничества, толерантности,
взаимопонимания и принятыми нормами социального взаимодействия;
готовность к практическому применению приобретенного музыкального
опыта в урочной и внеурочной деятельности, в том числе, в
социокультурых проектах с обучающимися с нормативным развитием и
другими окружающими людьми (с помощью педагога);
доброжелательности,

сопереживания

наличие

чувствам других людей.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 дополнительный класс (1ый год обучения)
1 дополнительный класс (2ой год обучения)
№ п/п

1.

Название модуля

Встреча осени.

2.

Как звери готовятся к зиме.

3.

Здравствуй, зимушка-зима.

4.

Зимние забавы

5.

Мы мамины помощники
16

Коли честв о
часов

6.

«Здравствуй, лето!»

1 класс.
№ п/п

1.

Название модуля

Коли честв о
часов

Встреча осени.

2.

Как звери готовятся к зиме.

3.

Здравствуй, зимушка-зима.

4.

Зимние забавы

5.

Мы мамины помощники

6.

«Здравствуй, лето!»

2 класс.
1 направление «Осенние мелодии» 22 ч
№

Название модуля

1.

Встреча осени

2.

Осень в лесу

3.

Как звери готовятся к зиме

Коли честв
о часов

2 направление «Зимняя музыка» 22 ч
№

4

Название модуля

Коли чество
часов

Здравствуй, зимушка-зима

.
5

Проводы Елочки

.
6

Зимние забавы

.

3 направление «Весенние мелодии» 16 ч
№ п/п

Название модуля

17

Коли честв о
часов

7

Мы мамины помощники

.
8

Домашние животные

.

4 направление «Летняя музыка» 8 ч
№ п/п

Название модуля

9.

«Здравствуй, лето!»

Коли честв о
часов

3 класс.
1 направление «Осенние мелодии» (1-3 модуль)
№

Название модуля

Коли честв
о
Часов

1.

Встреча осени.

2.

Осень в городе.

3.

Осень в лесу.

2 направление «Зимняя музыка» (4-6 модуль)
№

Название модуля

4.

Здравствуй, зимушка-зима

5.

Проводы Елочки

6.

Зимние забавы

7.

Мамин день.

8.

Домашние животные.

Коли честв
о часов

3 направление «Весенние мелодии» 16 ч
№ п/п

Название модуля

7.

Мы мамины помощники

8.

Домашние животные

4 направление «Летняя музыка» (9 модуль)

18

Коли честв о
часов

№

9.

Название модуля

Коли честв о
часов

«Здравствуй, лето!»

4 класс.
1 направление «Осенние мелодии» (1-3 модуль)
№

Название модуля

Коли честв
о
Часов

1.

Встреча осени.

2.

Осень в городе.

3.

Осень в лесу.

2 направление «Зимняя музыка» (4-6 модуль)
№

Название модуля

4.

Здравствуй, зимушка-зима

5.

Проводы Елочки

6.

Зимние забавы

7.

Мамин день.

8.

Домашние животные.

Коли честв
о часов

3 направление «Весенние мелодии» 16 ч
№ п/п

Название модуля

7.

Мы мамины помощники

8.

Домашние животные

Коли честв о
часов

4 направление «Летняя музыка» (9 модуль)
№

9.

Название модуля

«Здравствуй, лето!»

19

Коли честв о
часов


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».