Человек

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Ардатовская средняя школа №1"

УТВЕРЖДЕНА
приказом
МБОУ АСШ №1
от 29.08.2023 №248/1

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
ЧЕЛОВЕК
1 дополнительный – 4 классы

Ардатов 2023г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа разработана на основе:
-

Федерального

государственного

образовательного

стандарта

образования обучающихся с обучающихся с расстройствами аутистического
спектра (вариант 8.4);
- Адаптированной основной общеобразовательной программы образования
обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.4)
Задачи:
—
Формирование представлений о себе, осознание общности и различий с
другими;
—

представления о собственном теле;

—

распознание своих ощущений и обогащение сенсорного опыта;

—
соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии,
отражением в зеркале;
—

отнесение себя к определенному полу;

—

развитие способности осознавать и выражать свои интересы;

—

формировать представления о возрастных изменениях;

—

формировать адекватное отношение к своим возрастным изменениям;

—
формировать умения поддерживать образ жизни, соответствующему
возрасту, потребностям и ограничениям здоровья;
—
формировать умения поддерживать режим дня с необходимыми
оздоровительными процедурами;
—
формирование умений определять своё самочувствие (как хорошее, или
плохое), локализировать болезненные ощущения и сообщать о них взрослому;
—
формировать умения соблюдать режимные моменты (чистка зубов утром,
вечером, мытье рук перед едой, после посещения туалета, принимать душ перед
сном, соблюдать гигиенические навыки подростка);
—
формировать умения решать возникающие жизненные задачи, связанные с
удовлетворением первоочередных потребностей;
—

формировать умения обслуживать себя;

—

формировать умения следить за своим внешним видом;
2

—
формировать представление о своей семье, социальной роли, бытовой и
досуговой деятельности;
—

формирование положительного отношения ребенка к занятиям;

—

развитие собственной активности ребенка;

—

формирование устойчивой мотивации к выполнению заданий;

—

формирование и развитие целенаправленных действий;

—

развитие планирования и контроля деятельности;

—
развитие способности применять полученные знания для решения новых
аналогичных задач.
Кроме основных, можно выделить и методические задачи:
—

развитие зрительного восприятия;

—

развитие зрительного и слухового внимания;

—

развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;

—

формирование и развитие реципрокной координации;

—

развитие пространственных представлений;

—

развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Пропедевтический уровень
1. Формирование представлений о себе, осознание общности и различий
с другими.
2. Знакомство с собственным телом, его частями.
3. Гигиена тела.
4. Умение пользоваться туалетом.
5. Одевание-раздевание. 6. Прием пищи.
Базовый уровень
1. Представление о себе.
2. Гигиена тела.
3

3. Туалет.
4. Обращение с одеждой и обувью.
5. Прием пищи.
6. Семья.
1 дополнительный класс
(1ый год обучения)

№

Раздел программы

1.

Я - человек.

2.

Моё имя.

3.

Все люди разные.

3.

Представления о частях тела.

Основное содержание радела
Восприятие прикосновений, тактильного
контакта. Разрешение прикасаться к себе.
Ответ на прикосновения, тактильный контакт.
Принятие изменения положения тела,
перемещения.
Соотнесение себя со своим именем, своим
изображением на фотографии, отражением в
зеркале.
Отнесение себя к определенному полу.
Умение определять «моё» и «не моё»,
осознавать и выражать свои интересы,
желания.
Знакомство с собственным телом, его
частями.
Формирование
схемы
тела.
Представление о своих двигательных
способностях.

4

4.

5.

Человек: строение (голова,
туловище, руки, ноги).
Ориентация на кукле.

Части
лица.
Ориентация на кукле.

Восприятие тела как целого. Узнавание части
тела, как части собственного тела.
Формирование схемы тела. Голова. Руки.
Ноги. Туловище: плечи, грудь, живот, спина.

Знакомство с понятием части лица: глаза, рот,
нос, уши.

6.

Уход за руками.

7.

Умывание.

Нос, глаза, уши. Уход за ними. Принятие
процесса
умывания.
Умывание
с
поддержкой. Умывание самостоятельно.

8.

Уход за полостью рта.

Предметы санитарии и гигиены: зубная
паста, зубная щётка и их назначение. Уход за
зубами. Принятие прикосновений к области
рта. Стимуляция области около рта и области
рта. Принятие процесса чистки зубов.
Знакомство со своими зубами и полостью
рта. Чистка зубов с поддержкой.
Чистка зубов самостоятельно.

9.

Туалетная комната.

Умывальная
комната.
Атрибуты
умывальной комнате. Намачивание
намыливание рук. Смывание мыла с рук.
Вытирание рук.

в
и

Знакомство с атрибутами туалетной комнаты.
Понятие «туалет», унитаз, кнопка слива,
смывание унитаза.

5

7.

Нужды человека.

8.

Гигиена
туалета.

9.

10.

Восприятие
процессов
выделения.
Выражение потребности сменить памперс.
Выражение потребности посетить туалет.
Умение пользоваться туалетом с поддержкой.
Умение
пользоваться
туалетом
самостоятельно.

после посещения

Виды
одежды
(нижняя одежда).

Туалетная бумага, отматывание туалетной
бумаги,
одевание
нижнего
белья.
Гигиенические процедуры после посещения
человека: мытьё рук, вытирание рук.
Знакомство с видами нижней
Лицевая, изнаночная сторона.

одежды.

Виды обуви.
Знакомство с видами обуви. Виды застёжек.

11.

Практические
упражнения
обувании.

Принятие процесса одевания- раздевания.
в одевании и Участие в процессе одевания-раздевания.
Самостоятельное одевание-раздевание.

12.

Режим дня.

13.

Правильное питание.

14.

Культура поведения в
столовой.

Режим дня школьника: утро, день, вечер,
ночь.

Знакомство с овощами и фруктами.
Соблюдения режима питания.
Знакомство с правилами поведения
столовой. Правила поведения за столом.
Пользование салфеткой.

6

в

15.

Столовые приборы.

16.

Прием пищи.

Знакомство со столовыми приборами.
Использование во время еды столовых
приборов.
Сообщение о голоде и жажде. Принятие
процесса приема
пищи.
Глотание.
Жевание. Прием жидкости. Выражение
предпочтений. Прием пищи с поддержкой.
Прием пищи самостоятельно.
1 дополнительный класс
(2ой год обучения)

№
1.

Раздел программы
Я - человек.

2.

Моё имя.

3.

Все люди разные.

Основное содержание радела
Восприятие прикосновений, тактильного
контакта. Разрешение прикасаться к себе.
Ответ на прикосновения, тактильный контакт.
Принятие изменения положения тела,
перемещения.

Соотнесение себя со своим именем, своим
изображением на фотографии, отражением в
зеркале.
Отнесение себя к определенному полу.
Умение определять «моё» и «не моё»,
осознавать и выражать свои интересы,
желания.

7

3.

Представления
тела.

4.

Человек: строение (голова,
туловище, руки, ноги).
Ориентация на кукле.

Восприятие тела как целого. Узнавание части
тела, как части собственного тела.
Формирование схемы тела. Голова. Руки.
Ноги. Туловище: плечи, грудь, живот, спина.

Части
лица.
Ориентация на кукле.

Знакомство с понятием части лица: глаза, рот,
нос, уши.

5.

о частях

Знакомство с собственным телом, его
частями.
Формирование
схемы
тела.
Представление о своих двигательных
способностях.

6.

Уход за руками.

7.

Умывание.

Нос, глаза, уши. Уход за ними. Принятие
процесса
умывания.
Умывание
с
поддержкой. Умывание самостоятельно.

8.

Уход за полостью рта.

Предметы санитарии и гигиены: зубная
паста, зубная щётка и их назначение. Уход за
зубами. Принятие прикосновений к области
рта. Стимуляция области около рта и области
рта. Принятие процесса чистки зубов.
Знакомство со своими зубами и полостью
рта. Чистка зубов с поддержкой.
Чистка зубов самостоятельно.

Умывальная
комната.
Атрибуты
умывальной комнате. Намачивание
намыливание рук. Смывание мыла с рук.
Вытирание рук.

8

в
и

9.

Туалетная комната.

7.

Нужды человека.

8.

Гигиена
туалета.

9.

10.

Знакомство с атрибутами туалетной комнаты.
Понятие «туалет», унитаз, кнопка слива,
смывание унитаза.
Восприятие
процессов
выделения.
Выражение потребности сменить памперс.
Выражение потребности посетить туалет.
Умение пользоваться туалетом с поддержкой.
Умение
пользоваться
туалетом
самостоятельно.

после посещения

Виды
одежды
(нижняя одежда).

Туалетная бумага, отматывание туалетной
бумаги,
одевание
нижнего
белья.
Гигиенические процедуры после посещения
человека: мытьё рук, вытирание рук.
Знакомство с видами нижней
Лицевая, изнаночная сторона.

одежды.

Виды обуви.
Знакомство с видами обуви. Виды застёжек.

11.

Практические
упражнения
обувании.

Принятие процесса одевания- раздевания.
в одевании и Участие в процессе одевания-раздевания.
Самостоятельное одевание-раздевание.

12.

Режим дня.

13.

Правильное питание.

Режим дня школьника: утро, день, вечер,
ночь.

Знакомство с овощами и фруктами.
Соблюдения режима питания.

9

14.

Культура поведения в
столовой.

15.

Столовые приборы.

16.

Прием пищи.

Знакомство с правилами поведения
столовой. Правила поведения за столом.
Пользование салфеткой.

Знакомство со столовыми приборами.
Использование во время еды столовых
приборов.
Сообщение о голоде и жажде. Принятие
процесса приема
пищи.
Глотание.
Жевание. Прием жидкости. Выражение
предпочтений. Прием пищи с поддержкой.
Прием пищи самостоятельно.

1 класс

№

Раздел программы

1

Я - человек.

2

Моё имя.

в

Основное содержание радела
Восприятие
прикосновений,
тактильного
контакта. Разрешение
прикасаться
к
себе. Ответ
на
прикосновения, тактильный
контакт.
Принятие изменения положения тела,
перемещения.
Соотнесение себя со своим именем, своим
изображением на фотографии, отражением
в зеркале.

10

3

Все люди разные.

4

Представления о частях тела.

5

Человек: строение (голова,
туловище, руки, ноги).
Ориентация
на
картинке.

Восприятие тела как целого. Узнавание
части тела, как части собственного тела.
Формирование схемы тела. Голова. Руки.
Ноги. Туловище: плечи, грудь, живот,
спина.

6

Части лица. Ориентация на
картинке.

Знакомство с понятием части лица:
глаза, рот, нос, уши. Волосы.

7

Уход за руками. Уход за
ногами.

8

Умывание.

Отнесение себя к определенному полу.
Умение определять «моё» и «не моё»,
осознавать и выражать свои интересы,
желания. Моя половая принадлежность.
Моё имя.
Знакомство с собственным телом, его
частями. Формирование схемы тела.
Представление о своих двигательных
способностях.

Умывальная
комната.
Атрибуты
в
умывальной комнате. Намачивание и
намыливание рук, ног. Смывание мыла с
рук, ног. Вытирание рук, ног.
Нос, глаза, уши. Уход за ними. Принятие
процесса
умывания.
Умывание
с
поддержкой. Умывание самостоятельно.

11

9

Уход за полостью рта.

Предметы санитарии и гигиены: зубная
паста, зубная щётка и их назначение. Уход
за зубами. Принятие прикосновений к
области рта. Стимуляция области около рта
и области рта. Принятие процесса чистки
зубов. Знакомство со своими зубами и
полостью
рта.
Чистка
зубов
с
поддержкой. Чистка зубов самостоятельно.
Полоскание рта после еды.

10

Туалетная комната.

11

Нужды человека.

12

Гигиена
туалета.

после посещения

Туалетная бумага, отматывание туалетной
бумаги,
одевание
нижнего
белья.
Гигиенические
процедуры
после
посещения человека: мытьё рук, вытирание
рук.

13

Виды
(нижняя
одежда).

одежды
одежда, верхняя

Знакомство с видами нижней, верхней
одежды. Лицевая, изнаночная сторона.
Виды застежек: молния, пуговицы, кнопки.

14

Виды обуви.

Знакомство с атрибутами туалетной
комнаты. Понятие «туалет», унитаз, кнопка
слива, смывание унитаза.
Восприятие
процессов
выделения.
Выражение потребности сменить памперс.
Выражение потребности посетить туалет.
Умение
пользоваться
туалетом
с
поддержкой. Умение пользоваться туалетом
самостоятельно.

Знакомство с видами обуви. Виды застёжек.

12

15

Практические
упражнения
обувании.

16

Режим дня.

17

Правильное питание.

18

Культура поведения в
столовой.

19

Столовые приборы.

20

Прием пищи.

Принятие процесса одевания- раздевания.
в одевании и Участие в процессе одевания-раздевания.
Самостоятельное одевание-раздевание.

Режим дня школьника: утро, день, вечер.
ЗОЖ. Утренняя зарядка.

Знакомство с овощами и фруктами.
Соблюдения режима питания. ЗОЖ.
Знакомство с правилами поведения
столовой. Правила поведения за столом.
Пользование салфеткой.

Знакомство со столовыми приборами.
Использование во время еды столовых
приборов. Сервировка стола.
Сообщение о голоде и жажде. Принятие
процесса приема пищи. Глотание. Жевание.
Прием
жидкости.
Выражение
предпочтений. Прием пищи с поддержкой.
Прием
пищи самостоятельно.

2 класс

№

Раздел программы

в

Основное содержание радела
13

1.

Я – человек.

2.

Моё имя.

3.

Все люди разные.

3.

Представления
тела.

4.

Человек: строение (голова,
туловище, руки, ноги).
Ориентация на себе.

Восприятие тела как целого. Узнавание
части тела, как части собственного тела.
Формирование схемы тела. Голова. Руки:
кисть, пальцы. Ноги: Стопа, пальцы.
Туловище: плечи, грудь, живот, спина.

Части
лица.
Ориентация на себе.

Знакомство с понятием части лица:
глаза, рот, нос, уши. Волосы.

5.

Восприятие
прикосновений,
тактильного
контакта. Разрешение
прикасаться
к
себе. Ответ
на
прикосновения, тактильный
контакт.
Принятие изменения положения тела,
перемещения.
Соотнесение себя со своим именем, своим
изображением на фотографии, отражением
в зеркале. Моё имя, фамилия. Мой возраст.

Отнесение себя к определенному полу.
Умение определять «моё» и «не моё»,
осознавать и выражать свои интересы,
желания. Моя половая принадлежность.
Представление о возрастных изменениях
человека.
о частях

Знакомство с собственным телом, его
частями. Формирование схемы тела.
Представление о своих двигательных
способностях.

14

6.

Уход за руками. Уход за
ногами.

7.

Умывание.

Нос, глаза, уши. Уход за ними. Принятие
процесса
умывания.
Умывание
с
поддержкой. Умывание самостоятельно.

8.

Уход за полостью рта.

Предметы санитарии и гигиены: зубная
паста, зубная щётка и их назначение. Уход
за зубами. Принятие прикосновений к
области рта. Стимуляция области около рта
и области рта. Принятие процесса чистки
зубов. Знакомство со своими зубами и
полостью рта. Чистка зубов с поддержкой.
Чистка
зубов
самостоятельно. Полоскание рта после еды.

9.

Туалетная комната.

7.

Нужды человека.

Умывальная
комната.
Атрибуты
в
умывальной комнате. Намачивание и
намыливание рук, ног. Смывание мыла с
рук, ног. Вытирание рук, ног. Расчесывание
волос.

Знакомство с атрибутами туалетной
комнаты. Понятие «туалет», унитаз, кнопка
слива, смывание унитаза.
Соблюдение
последовательности
действий в туалете (поднимание крышки,
опускание сидения, спускание одежды –
брюк,
колготок, трусов,
сидение
на унитазе/горшке.

15

8.

Гигиена
туалета.

после посещения
Туалетная бумага,
отматывание
туалетной бумаги, одевание нижнего белья.
Гигиенические процедуры после посещения
человека: мытьё
рук, вытирание
рук. Правила пользования полотенцем.

9.

Виды
одежды
(нижняя, верхняя одежда,
одежда для школы и прогулок
).

10.

Виды обуви.

11.

Практические
упражнения
обувании.

12.

Режим дня.

13.

Правильное питание.

14.

Культура поведения в
столовой.

Знакомство с видами нижней, верхней
одежды, домашней и школьной одежды.
Лицевая, изнаночная сторона. Виды
застежек: молния, пуговицы, кнопки,
липучки. Правила хранения одежды.
Знакомство с видами обуви. Виды застёжек.
Уход за обувью. Хранение обуви.

Принятие процесса одевания- раздевания.
в одевании и Участие в процессе одевания-раздевания.
Самостоятельное одевание-раздевание.
Застегивание молний.

Режим дня школьника: утро, день, вечер.
ЗОЖ. Утренняя зарядка. Прогулка.

Знакомство с овощами и фруктами.
Соблюдения режима питания. ЗОЖ.
Понятия : завтрак, обед, полдник, ужин.
Знакомство с правилами поведения
столовой. Правила поведения за столом.
Пользование салфеткой.

16

в

15.

Столовые приборы.
Сервировочная посуда.

16.

Прием пищи.

Знакомство со столовыми приборами.
Использование во время еды столовых
приборов. Посуда для сервировки стола.
Сервировка стола. Уборка посуды со стола
Сообщение о голоде и жажде. Принятие
процесса приема пищи. Глотание. Жевание.
Прием
жидкости.
Выражение
предпочтений. Прием пищи с поддержкой.
Прием
пищи самостоятельно.
Накладывание пищи в тарелку.

3 класс

№

Раздел программы

1.

Я - человек.

2.

Моё имя.

Основное содержание радела

Знакомство.
Восприятие
прикосновений,
тактильного
контакта.
Ответ на прикосновения, тактильный
контакт. Принятие изменения положения
тела, перемещения. Правильная посадка во
время занятий.
Соотнесение себя со своим именем, своим
изображением на фотографии, отражением
в зеркале. Моё имя, фамилия. Мой возраст.
Члены моей семьи: мама, папа, брат, сестра.

17

3.

Все люди разные.

3.

Представления
тела.

4.

Человек: строение (голова,
туловище, руки, ноги).
Ориентация на себе, другом
ребенке.

Восприятие тела как целого. Узнавание
части тела, как части собственного тела,
другого ребенка. Формирование схемы тела.
Голова. Руки: кисть, пальцы, ногти. Ноги:
Стопа, пальцы, ногти. Туловище: шея,
плечи, грудь, живот, спина.

Части
лица.
Ориентация на себе.

Знакомство с понятием части лица:
глаза, рот, нос, уши. Волосы.

Уход за телом.

Умывальная
комната.
Атрибуты
в
умывальной комнате. Ванная комната, душ.
Атрибуты в душе для мытья тела.
Намачивание и намыливание рук, ног.
Смывание мыла с рук, ног. Вытирание рук,
ног.
Соблюдение
последовательности действий при мытье
тела. Расчесывание волос.

5.

6.

Умение определять «моё» и «не моё»,
осознавать и выражать свои интересы,
желания. Моя половая принадлежность.
Представление о возрастных изменениях
человека. Мои одноклассники:
имена.
о частях

Знакомство с собственным телом, его
частями. Формирование схемы тела.
Представление о своих двигательных
способностях.
Пространственные
отношения относительно своего тела.

18

7.

Умывание.
Нос, глаза, уши. Уход за ними. Принятие
процесса умывания. Умывание с
поддержкой. Умывание самостоятельно.
Чистка ушей. Пользование носовым
платком. Гигиенические требования.

8.

Уход за полостью рта.

9.

Туалетная комната.

7.

Нужды человека.

8.

Гигиена
туалета.

после посещения

Предметы санитарии и гигиены: зубная
паста, зубная щётка и их назначение. Уход
за зубами. Знакомство со своими зубами и
полостью рта. Чистка зубов с поддержкой.
Чистка зубов самостоятельно. Полоскание
рта после еды.

Знакомство с атрибутами туалетной
комнаты. Понятие «туалет», унитаз, кнопка
слива, смывание унитаза.
Соблюдение последовательности действий
в туалете (поднимание крышки, опускание
сидения, спускание одежды – брюк,
колготок,
трусов,
сидение
на
унитазе/горшке.
Туалетная бумага, отматывание туалетной
бумаги,
одевание
нижнего
белья.
Гигиенические
процедуры
после
посещения человека: мытьё рук, вытирание
рук.
Правила пользования полотенцем.

19

9.

Виды
одежды
(нижняя, Знакомство с видами нижней, верхней
верхняя одежда, одежда для одежды, домашней и школьной одежды.
школы и прогулок ).
Лицевая, изнаночная сторона. Виды
застежек: молния, пуговицы, кнопки,
липучки. Правила хранения одежды. Уход
за одеждой ( знакомство с понятиями:
стирка, сушка, глажка).

10.

Виды обуви.

11.

Практические
упражнения
обувании.

12.

Режим дня.

Режим дня школьника: утро, день, вечер,
ночь. ЗОЖ. Утренняя зарядка. Прогулка.
Сон. Профилактика болезней.

13.

Правильное питание.

Знакомство с овощами и фруктами.
Знакомство с основными продуктами
питания: хлеб, молоко, рыба, мяса.
Соблюдения режима питания. ЗОЖ.
Понятия: завтрак, обед, полдник, ужин.

14.

Культура поведения в
столовой.

Знакомство с видами обуви. Виды застёжек.
Уход за обувью. Хранение обуви.

Принятие процесса одевания- раздевания.
в одевании и Участие в процессе одевания-раздевания.
Самостоятельное
одевание-раздевание.
Застегивание
молний.
Расстегивание
пуговиц, молний, ремня. Застегивание,
расстегивание, шнуровка.

Знакомство с правилами поведения
столовой. Правила поведения за столом.
Пользование салфеткой.

20

в

15.

Столовые приборы.
Сервировочная посуда.

16.

Прием пищи.

Знакомство со столовыми приборами.
Использование во время еды столовых
приборов. Посуда для сервировки стола.
Сервировка стола. Уборка посуды со стола.

Сообщение о голоде и жажде. Принятие
процесса приема пищи. Глотание. Жевание.
Прием жидкости. Выражение предпочтений.
Прием пищи с поддержкой. Прием
пищи
самостоятельно.
Накладывание пищи в тарелку. Наливание
жидкости в стакан.
4 класс

№
1.

Раздел программы
Я - человек.

Основное содержание радела
Восприятие частей тела как отдельных
элементов тела, формирование внимания на
отдельных частях тела,
формирование
произвольных
двигательных
и
сенсорных
реакций
отдельных частей тела, восприятие ритма
движений тела и управление ритмом
движений, восприятие своего тела в
пространстве, восприятие основных
пространственных координат тела: верх и низ,
спереди и сзади, справа и слева.

21

2.

Моё имя.

Знание своего имени, фамилии и умение
давать отклик на имя доступным способом.
Формирование зрительного образа «Я»:
умения узнавать себя в зеркале, умение
узнавать
себя
на
фотографиях
и
показывать себя. Называть свой возраст.
Класс.

3.

Все люди разные.

Формирование знания о собственной
гендерной
принадлежности
(мальчик,
девочка) и возрастных представлений
(ребенок, взрослый, малыш, большой).
Умение определять «моё» и «не моё»,
осознавать и выражать свои интересы,
желания. Представление о возрастных
изменениях человека. Мои одноклассники:
имена, фамилии.

4

Представления
тела.

5.

Человек: строение (голова,
туловище, руки, ноги).
Ориентация на себе, другом
ребенке.

6.

о частях

Части
лица.
Ориентация на себе, другом
ребенке.

Знакомство
с
собственным
телом,
его частями.
Формирование схемы
тела.
Представление о
своих
двигательных способностях.
Пространственные отношения
относительно своего тела. Игры со своим
телом.
Восприятие тела как целого. Узнавание части
тела, как части собственного тела, другого
ребенка. Голова. Руки: кисть, пальцы, ногти.
Ноги: стопа, пальцы, ногти. Туловище: шея,
плечи, грудь, живот, спина.

Знакомство с понятием части лица: глаза, рот,
нос, уши. Волосы.

22

7.

Уход за телом.

Умывальная
комната.
Атрибуты
в
умывальной комнате. Ванная комната, душ.
Атрибуты в душе для мытья тела.
Намачивание и намыливание рук, ног.
Смывание мыла с рук, ног. Вытирание рук,
ног.
Соблюдение
последовательности
действий при мытье тела. Расчесывание
волос.

8.

Умывание.

Нос, глаза, уши. Уход за ними. Принятие
процесса
умывания.
Умывание
с
поддержкой. Умывание самостоятельно.
Чистка ушей. Пользование носовым платком.
Гигиенические требования.

9.

Уход за полостью рта.

Предметы санитарии и гигиены: зубная
паста, зубная щётка и их назначение. Уход за
зубами. Знакомство со своими зубами и
полостью рта. Чистка зубов с поддержкой.
Чистка
зубов
самостоятельно. Полоскание рта после еды.

10.

Туалетная комната.

11.

Нужды человека.

Атрибуты туалетной комнаты. Понятие
«туалет», унитаз,
кнопка
слива,
смывание унитаза.
Соблюдение
последовательности
действий в туалете (поднимание крышки,
опускание сидения, спускание одежды –
брюк,
колготок, трусов,
сидение
на унитазе/горшке).

23

12.

Гигиена
туалета.

после посещения

13.

Виды
одежды
(нижняя, верхняя одежда,
одежда для школы и прогулок
).

14.

Виды обуви. Головные уборы. Знакомство с видами обуви. Правая левая.
Виды застёжек. Уход за обувью. Хранение
обуви. Бережное отношение.

Туалетная бумага, отматывание туалетной
бумаги, одевание нижнего белья.
Гигиенические процедуры после посещения
человека: мытьё рук, вытирание рук.
Правила пользования полотенцем.

Знакомство с видами нижней, верхней
одежды, домашней и школьной одежды.
Лицевая, изнаночная сторона.
Выворачивание. Виды застежек: молния,
пуговицы, кнопки, липучки. Правила
хранения одежды. Уход за одеждой
(знакомство с понятиями: стирка, сушка,
глажка). Понятие «моя одежда».

Знакомство с видами головных уборов.
Условия хранения. Бережное отношение.

15.

Практические
упражнения
обувании.

Принятие процесса одевания- раздевания.
в одевании и Участие в процессе одевания-раздевания.
Самостоятельное
одевание-раздевание.
Застегивание
молний.
Расстегивание
пуговиц, молний, ремня. Застегивание,
расстегивание, шнуровка. Уборка в шкаф, на
полку.

24

16.

Режим дня.

Режим дня школьника: утро, день, вечер,
ночь. ЗОЖ. Утренняя зарядка. Прогулка.
Сон. Профилактика болезней.

17.

Правильное питание.

Знакомство с овощами и фруктами.
Знакомство с основными продуктами
питания: хлеб, молоко, рыба, мяса. Вкус.
Запах. Соблюдения режима питания. ЗОЖ.
Понятия : завтрак, обед, полдник, ужин.

18.

Культура поведения в
столовой.

19.

Столовые приборы.
Сервировочная посуда.

20.

Прием пищи.

Знакомство с правилами поведения
столовой. Правила поведения за столом.
Пользование салфеткой.

в

Знакомство со столовыми приборами.
Использование во время еды столовых
приборов. Посуда для сервировки стола.
Сервировка стола. Уборка посуды со стола.

Сообщение о голоде и жажде. Принятие
процесса приема пищи. Глотание. Жевание.
Прием жидкости. Выражение предпочтений.
Прием пищи с поддержкой. Прием
пищи
самостоятельно.
Накладывание пищи в тарелку. Наливание
жидкости в стакан.

25

21.

Члены семьи.

22.

Обязанности членов семьи.

23.

Семейные праздники.

Выделение
близких
ребёнку
людей,
формирование
эмоциональных
и
двигательных реакций на их появление.
Формирование
понимания
поисковых
вопросов взрослого «Где мама», «Где
бабушка» и обучение доступным вариантам
ответа на них. Узнавание близких при
появлении. Ознакомление с понятием «моя
семья» и с семейными ролями в ней (мама,
сын, дочь, брат, сестра)
Формирование знания о действиях близких
людей в быту (например, мама готовит,
убирает).
Формирование знаний и праздниках
и традициях семьи (день рожденья,
Новый год).

ПЛАНИРУЕМЫ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
Предметные результаты:
— Понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных
графических

знаков

(рисунков,

фотографий,

пиктограмм

и

других

графических изображений), неспецифических жестов
— Овладение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя
традиционные (вербальные) и альтернативные средства коммуникации,
соблюдая общепринятые правила поведения
— Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике
экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих
возрасту житейских задач
— Умение использование предметов для выражения путем на них жестом,
взглядом
— Использование доступных жестов для передачи сообщения
26

— Понимание слов, обозначающие объекты и явления природы, объекты
рукотворного мира и деятельность человека
— Умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в
коммуникативных ситуациях
— Обучение глобальному чтению в доступных ребенку пределах
— Формирование навыка понимания смысла узнаваемого слова;
копирование с образца отдельных букв

Личностные планируемые результаты:
Физические характеристики персональной идентификации:
- определяет свои внешние данные (цвет глаз, волос, рост и т.д.);
- определяет состояние своего здоровья;
Гендерная идентичность
- определяет свою половую принадлежность (без обоснования); Возрастная
идентификация
- определяет свою возрастную группу (ребенок, подросток, юноша); проявляет уважение к людям старшего возраста.
«Уверенность в себе»
- осознает, что может, а что ему пока не удается;
«Чувства, желания, взгляды»
- понимает эмоциональные состояния других людей;
- понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.);
- проявляет собственные чувства;
«Социальные навыки»
- умеет устанавливать и поддерживать контакты;
- умеет кооперироваться и сотрудничать;
- избегает конфликтных ситуаций;
27

- пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для
установления

контактов,

разрешения

конфликтов;

-

использует

элементарные формы речевого этикета;
- принимает доброжелательные шутки в свой адрес;
- охотно участвует в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх,
инсценировках, хоровом пении, танцах и др., в создании совместных
панно, рисунков, аппликаций, конструкций

и

поделок

и

т. п.);

Мотивационно – личностный блок
- испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне)
- стремится помогать окружающим
Биологический уровень
- сообщает о дискомфорте, вызванном внешними факторами
(температурный режим, освещение и. т.д.)
- сообщает об изменениях в организме (заболевание, ограниченность
некоторых функций и т.д.)
Осознает себя в следующих социальных ролях:
- семейно – бытовых;
Развитие мотивов учебной деятельности:
- проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение,
получить хорошие отметки);
Ответственность за собственное здоровье, безопасность и жизнь
- осознает, что определенные его действия несут опасность для него;
Ответственность за собственные вещи
- осознает ответственность, связанную с сохранностью его вещей: одежды,
игрушек, мебели в собственной комнате;
Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств:

28

- воспринимает и наблюдает за окружающими предметами и явлениями,
рассматривает или прослушивает произведений искусства; Развитие
навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками:
- принимает участие в коллективных делах и играх; - принимать и оказывать
помощь. Формы контроля: динамическое наблюдение.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 (дополнительный) класс
(1ый год обучения)
№

Наименование
разделов, тем
программ

Раздел 1.

Основное содержание радела

Колво
часов

Формирование представлений о себе, осознание
общности и различий с другими.

1. Я - человек.

2. Моё имя.

3. Все люди разные.

Восприятие
прикосновений,
тактильного
контакта.
Разрешение
прикасаться
к
себе.
Ответ
на
прикосновения, тактильный контакт.
Принятие изменения положения тела,
перемещения.
Соотнесение себя со своим именем,
своим изображением на фотографии,
отражением в зеркале.
Отнесение себя к определенному полу.
Умение определять «моё» и «не моё»,
осознавать и выражать свои интересы,
желания.

29

Раздел 2. Знакомство с собственным телом, его частями.
1

Представления
частях тела.

2

Человек:
строение
(голова,
туловище,
руки, ноги).
Ориентация на кукле.

3

о

Знакомство с собственным телом, его
частями. Формирование схемы тела.
Представление о своих двигательных
способностях.

Восприятие тела как целого. Узнавание
части тела, как части собственного тела.
Формирование схемы тела. Голова.
Руки. Ноги. Туловище: плечи, грудь,
живот, спина.

Части
лица. Знакомство
с понятием части лица:
Ориентация на кукле. глаза, рот, нос, уши.
Раздел 3. Гигиена тела.

1

Уход за руками.

2

Умывание.

Умывальная
комната.
Атрибуты
в
умывальной комнате. Намачивание и
намыливание рук. Смывание мыла с рук.
Вытирание рук.
Нос, глаза, уши. Уход за ними. Принятие
процесса
умывания.
Умывание
с
поддержкой. Умывание самостоятельно.

30

3

Уход за полостью рта. Предметы санитарии и гигиены: зубная
паста, зубная щётка и их назначение. Уход
за зубами. Принятие прикосновений к
области рта. Стимуляция области около рта
и области рта. Принятие процесса чистки
зубов. Знакомство со своими зубами и
полостью рта. Чистка зубов с поддержкой.
Чистка зубов самостоятельно.

Раздел 4. Умение пользоваться туалетом.

1

Туалетная комната.

2

Нужды человека.

3

Гигиена
после Туалетная бумага, отматывание туалетной
посещения туалета.
бумаги,
одевание
нижнего
белья.
Гигиенические
процедуры
после
посещения человека: мытьё рук, вытирание
рук.

Знакомство с атрибутами туалетной
комнаты. Понятие «туалет», унитаз, кнопка
слива, смывание унитаза.

Восприятие
процессов
выделения.
Выражение потребности сменить памперс.
Выражение потребности посетить туалет.
Умение
пользоваться
туалетом
с
поддержкой. Умение пользоваться туалетом
самостоятельно.

Раздел 5.

Одевание-раздевание.

31

1

Виды
одежды Знакомство с видами нижней одежды.
Лицевая, изнаночная сторона.
(нижняя одежда).

2

Виды обуви.

3

Практические
Принятие процесса одевания- раздевания.
упражнения
в
Участие в процессе одевания-раздевания.
одевании и обувании. Самостоятельное одевание-раздевание.

Знакомство
застёжек.

Раздел 6.

с видами обуви. Виды

Прием пищи.

1

Режим дня.

2

Правильное питание.

3

Культура поведения в
Знакомство с правилами поведения
столовой.
столовой. Правила поведения за столом.
Пользование салфеткой.

4

Столовые приборы.

5

Прием пищи.

Режим
дня школьника: утро, день,
вечер, ночь.

Знакомство
с овощами и фруктами.
Соблюдения режима питания.
в

Знакомство со столовыми приборами.
Использование во время еды столовых
приборов.

Сообщение о голоде и жажде. Принятие
процесса

приема

пищи.

Глотание.

Жевание. Прием жидкости. Выражение
предпочтений. Прием пищи с поддержкой.
32

Прием

пищи самостоятельно.

1 (дополнительный) класс
(2ой год обучения)
5.

Части
лица.
Ориентация на кукле.

Знакомство с понятием части лица: глаза, рот,
нос, уши.

6.

Уход за руками.

7.

Умывание.

Нос, глаза, уши. Уход за ними. Принятие
процесса
умывания.
Умывание
с
поддержкой. Умывание самостоятельно.

8.

Уход за полостью рта.

Предметы санитарии и гигиены: зубная
паста, зубная щётка и их назначение. Уход за
зубами. Принятие прикосновений к области
рта. Стимуляция области около рта и области
рта. Принятие процесса чистки зубов.
Знакомство со своими зубами и полостью
рта. Чистка зубов с поддержкой.
Чистка зубов самостоятельно.

Умывальная
комната.
Атрибуты
умывальной комнате. Намачивание
намыливание рук. Смывание мыла с рук.
Вытирание рук.

33

в
и

9.

Туалетная комната.

7.

Нужды человека.

8.

Гигиена
после
посещения туалета.

9.

10.

Виды
одежды
(нижняя одежда).

Знакомство с атрибутами туалетной комнаты.
Понятие «туалет», унитаз, кнопка слива,
смывание унитаза.

Восприятие
процессов
выделения.
Выражение потребности сменить памперс.
Выражение потребности посетить туалет.
Умение пользоваться туалетом с поддержкой.
Умение
пользоваться
туалетом
самостоятельно.
Туалетная бумага, отматывание туалетной
бумаги,
одевание
нижнего
белья.
Гигиенические процедуры после посещения
человека: мытьё рук, вытирание рук.
Знакомство с видами нижней
Лицевая, изнаночная сторона.

одежды.

Виды обуви.
Знакомство с видами обуви. Виды застёжек.

11.

12.

Практические
упражнения
в
одевании и обувании.
Режим дня.

13.

Правильное питание.

14.

Культура поведения в
столовой.

Принятие процесса одевания- раздевания.
Участие в процессе одевания-раздевания.
Самостоятельное одевание-раздевание.
Режим дня школьника: утро, день, вечер,
ночь.
Знакомство с овощами и фруктами.
Соблюдения режима питания.
Знакомство с правилами поведения
столовой. Правила поведения за столом.
Пользование салфеткой.

34

в

15.

Столовые приборы.

16.

Прием пищи.

Знакомство со столовыми приборами.
Использование во время еды столовых
приборов.
Сообщение о голоде и жажде. Принятие
процесса
приема
пищи.
Глотание.
Жевание. Прием жидкости. Выражение
предпочтений. Прием пищи с поддержкой.
Прием пищи самостоятельно.

1 класс

№

Наименование
разделов, тем
программ

Основное содержание радела

Кол-во
часов

Раздел 1. Формирование представлений о себе, осознание общности и
различий с другими.

1. Я - человек.
Восприятие прикосновений, тактильного
контакта. Разрешение прикасаться к себе.
Ответ на прикосновения, тактильный
контакт. Принятие изменения положения
тела, перемещения.
2. Моё имя.

Соотнесение себя со своим именем, своим
изображением на
фотографии,
отражением в зеркале.

35

3. Все люди разные.

Отнесение себя к определенному полу.
Умение определять «моё» и «не моё»,
осознавать и выражать свои интересы,
желания. Моя половая принадлежность.
Моё имя.

Раздел 2. Знакомство с собственным телом, его частями.

1

Представления о частях
тела.

2

Человек: строение (голова, Восприятие тела как целого. Узнавание
туловище, руки, ноги).
части тела, как части собственного тела.
Ориентация на картинке. Формирование схемы тела. Голова.
Руки. Ноги. Туловище: плечи, грудь,
живот, спина.

3

Части лица. Ориентация
на картинке.

Знакомство с собственным телом, его
частями. Формирование схемы тела.
Представление о своих двигательных
способностях.

Знакомство с понятием части лица:
глаза, рот, нос, уши. Волосы.

Раздел 3. Гигиена тела.

1

Уход за руками. Уход
за ногами.

Умывальная комната. Атрибуты в
умывальной комнате. Намачивание и
намыливание рук, ног. Смывание мыла
с рук, ног. Вытирание рук, ног.

36

2

Умывание.

3

Уход за полостью рта.

Нос, глаза, уши. Уход за ними.
Принятие
процесса
умывания.
Умывание с поддержкой. Умывание
самостоятельно.
Предметы санитарии и гигиены: зубная
паста, зубная щётка и их назначение.
Уход
за
зубами.
Принятие
прикосновений
к
области
рта.
Стимуляция области около рта и
области рта. Принятие процесса чистки
зубов. Знакомство со своими зубами и
полостью рта. Чистка зубов с
поддержкой.
Чистка
зубов
самостоятельно. Полоскание рта после
еды.

Раздел 4. Умение пользоваться туалетом.

1 Туалетная комната.

Знакомство с атрибутами туалетной
комнаты. Понятие «туалет», унитаз,
кнопка слива, смывание унитаза.

37

2 Нужды человека.

Восприятие
процессов
выделения.
Выражение
потребности
сменить
памперс.
Выражение
потребности
посетить туалет. Умение пользоваться
туалетом
с
поддержкой.
Умение
пользоваться туалетом самостоятельно.

3 Гигиена
после
посещения туалета.

Туалетная бумага,
отматывание
туалетной бумаги, одевание нижнего
белья. Гигиенические процедуры после
посещения человека: мытьё
рук,
вытирание рук.

Раздел 5.

1 Виды
одежды
(нижняя
одежда,
верхняя одежда).

Знакомство с видами нижней, верхней
одежды. Лицевая, изнаночная сторона.
Виды застежек: молния, пуговицы,
кнопки.

2 Виды обуви.

3

Одевание-раздевание.

Знакомство
застёжек.

Практические
упражнения
в
одевании и обувании.

с видами обуви. Виды

Принятие
процесса
одеванияраздевания. Участие в процессе
одевания-раздевания. Самостоятельное
одевание-раздевание.
Раздел 6.

1

Режим дня.

2

Правильное питание.

Прием пищи.

Режим дня школьника: утро, день, вечер.
ЗОЖ. Утренняя зарядка.
Знакомство с овощами и фруктами.
Соблюдения режима питания. ЗОЖ.

38

3

Культура поведения в
Знакомство с правилами поведения в
столовой.
столовой. Правила поведения за столом.
Пользование салфеткой.

4

Столовые приборы.

5

Прием пищи.

Знакомство со столовыми приборами.
Использование во время еды столовых
приборов. Сервировка стола.
Сообщение о голоде и жажде. Принятие
процесса приема пищи. Глотание.
Жевание. Прием жидкости. Выражение
предпочтений.
Прием
пищи
с
поддержкой.
Прием
пищи
самостоятельно.
2 класс

№

Основное содержание радела
Наименование
разделов, тем
программ

Кол-во
часов

Раздел 1. Формирование представлений о себе, осознание общности и
различий с другими.

1.

Я - человек.

Восприятие
прикосновений,
тактильного
контакта.
Разрешение
прикасаться
к
себе.
Ответ
на
прикосновения, тактильный контакт.
Принятие изменения положения тела,
перемещения.

39

2.

Моё имя.

3.

Все люди разные.

Соотнесение себя со своим именем,
своим изображением на фотографии,
отражением в зеркале. Моё имя,
фамилия. Мой возраст.
Отнесение себя к определенному полу.
Умение определять «моё» и «не моё»,
осознавать и выражать свои интересы,
желания. Моя половая принадлежность.
Представление
о
возрастных
изменениях человека.

Раздел 2. Знакомство с собственным телом, его частями.

1

Представления
частях тела.

2

Человек:
строение
(голова,
туловище,
руки, ноги).
Ориентация на себе.

3

о

Знакомство с собственным телом, его
частями. Формирование схемы тела.
Представление о своих двигательных
способностях.
Восприятие тела как целого. Узнавание
части тела, как части собственного тела.
Формирование схемы тела. Голова.
Руки: кисть, пальцы. Ноги: Стопа,
пальцы. Туловище: плечи, грудь, живот,
спина.

Части
лица. Знакомство с понятием части лица:
Ориентация на себе. глаза, рот, нос, уши. Волосы.

Раздел 3. Гигиена тела.

40

1

Уход за руками. Уход
Умывальная комната. Атрибуты в
за ногами.
умывальной комнате. Намачивание и
намыливание рук, ног. Смывание мыла
с рук, ног. Вытирание рук, ног.
Расчесывание волос.

2

Умывание.

3

Уход за полостью рта. Предметы санитарии и гигиены: зубная
паста, зубная щётка и их назначение.
Уход
за
зубами.
Принятие
прикосновений
к
области
рта.
Стимуляция области около рта и
области рта. Принятие процесса чистки
зубов. Знакомство со своими зубами и
полостью рта. Чистка зубов с
поддержкой.
Чистка
зубов
самостоятельно. Полоскание рта после
еды.

Нос, глаза, уши. Уход за ними.
Принятие
процесса
умывания.
Умывание с поддержкой. Умывание
самостоятельно.

Раздел 4. Умение пользоваться туалетом.

1

Туалетная комната.

2

Нужды человека.

Знакомство с атрибутами туалетной
комнаты. Понятие «туалет», унитаз,
кнопка слива, смывание унитаза.
Соблюдение
последовательности
действий в туалете (поднимание
крышки, опускание сидения, спускание
одежды – брюк, колготок, трусов,
сидение на унитазе/горшке.

41

3

Гигиена
после Туалетная
бумага,
отматывание
посещения туалета.
туалетной бумаги, одевание нижнего
белья. Гигиенические процедуры после
посещения человека: мытьё рук,
вытирание рук. Правила пользования
полотенцем.
Раздел 5.

Одевание-раздевание.

1

Виды
одежды
Знакомство с видами нижней, верхней
(нижняя,
верхняя
одежды, домашней и школьной одежды.
одежда, одежда для
Лицевая, изнаночная сторона. Виды
школы и прогулок ).
застежек: молния, пуговицы, кнопки,
липучки. Правила хранения одежды.

2

Виды обуви.

3

Практические
Принятие
процесса
одеванияупражнения
в
раздевания. Участие в процессе
одевании и обувании.
одевания-раздевания. Самостоятельное
одевание-раздевание.
Застегивание
молний.

Знакомство с видами обуви. Виды
застёжек. Уход за обувью. Хранение
обуви.

Раздел 6.

1

Режим дня.

2

Правильное питание.

Прием пищи.

Режим дня школьника: утро, день, вечер.
ЗОЖ. Утренняя зарядка.
Прогулка.
Знакомство с овощами и фруктами.
Соблюдения режима питания. ЗОЖ.
Понятия : завтрак, обед, полдник, ужин.

42

3

Культура поведения в
Знакомство с правилами поведения в
столовой.
столовой. Правила поведения за столом.
Пользование салфеткой.

4

Столовые приборы.

5

Прием пищи.

Знакомство со столовыми приборами.
Использование во время еды столовых
приборов. Посуда для сервировки
Сервировочная посуда. стола.
Сервировка
стола.
Уборка посуды со стола.
Сообщение о голоде и жажде. Принятие
процесса приема пищи. Глотание.
Жевание. Прием жидкости. Выражение
предпочтений.
Прием
пищи
с
поддержкой.
Прием
пищи
самостоятельно. Накладывание пищи в
тарелку.
3 класс

№

Основное содержание радела
Наименование
разделов, тем
программ

Кол-во
часов

Раздел 1. Формирование представлений о себе, осознание общности и
различий с другими.

43

1. Я - человек.

Знакомство.
Восприятие
прикосновений, тактильного контакта.
Ответ на прикосновения, тактильный
контакт.
Принятие
изменения
положения тела, перемещения.
Правильная посадка во время занятий.

2. Моё имя.

Соотнесение себя со своим именем,
своим изображением на фотографии,
отражением в зеркале. Моё имя,
фамилия. Мой возраст. Члены моей
семьи: мама, папа, брат, сестра.

3. Все люди разные.

Умение определять «моё» и «не моё»,
осознавать и выражать свои интересы,
желания. Моя половая принадлежность.
Представление
о
возрастных
изменениях
человека.
Мои
одноклассники: имена.

Раздел 2. Знакомство с собственным телом, его частями.

1

Представления
частях тела.

о

Знакомство с собственным телом, его
частями. Формирование схемы тела.
Представление о своих двигательных
способностях.
Пространственные
отношения относительно своего тела.

44

2

3

Человек:
строение
(голова,
туловище,
руки,
ноги).
Ориентация на себе,
другом ребенке.

Восприятие тела как целого. Узнавание
части тела, как части собственного тела,
другого ребенка. Формирование схемы
тела. Голова. Руки: кисть, пальцы,
ногти. Ноги: Стопа, пальцы, ногти.
Туловище: шея, плечи, грудь, живот,
спина.

Части
лица. Знакомство с понятием части лица:
Ориентация на себе. глаза, рот, нос, уши. Волосы.
Раздел 3. Гигиена тела.

1

Уход за телом.

2

Умывание.

Умывальная комната. Атрибуты в
умывальной комнате. Ванная комната,
душ. Атрибуты в душе для мытья тела.
Намачивание и намыливание рук, ног.
Смывание мыла с рук, ног. Вытирание
рук,
ног.
Соблюдение
последовательности
действий
при
мытье тела. Расчесывание волос.

Нос, глаза,
уши. Уход
за ними.
Принятие процесса умывания.
Умывание с поддержкой. Умывание
самостоятельно.
Чистка
ушей.
Пользование носовым платком.
Гигиенические требования.

45

3

Уход за полостью рта.

Предметы санитарии и гигиены: зубная
паста, зубная щётка и их назначение.
Уход за зубами. Знакомство со своими
зубами и полостью рта. Чистка зубов с
поддержкой.
Чистка
зубов
самостоятельно. Полоскание рта после
еды.

Раздел 4. Умение пользоваться туалетом.
1

Туалетная комната.

2

Нужды человека.

3

Гигиена
после
Туалетная
бумага,
отматывание
посещения туалета.
туалетной бумаги, одевание нижнего
белья. Гигиенические процедуры после
посещения человека: мытьё рук,
вытирание рук. Правила пользования
полотенцем.

Знакомство с атрибутами туалетной
комнаты. Понятие «туалет», унитаз,
кнопка слива, смывание унитаза.
Соблюдение
последовательности
действий в туалете (поднимание
крышки, опускание сидения, спускание
одежды – брюк, колготок, трусов,
сидение на унитазе/горшке.

Раздел 5.
1

Виды
одежды
(нижняя,
верхняя
одежда, одежда для
школы и прогулок ).

Одевание-раздевание.

Знакомство с видами нижней, верхней
одежды, домашней и школьной одежды.
Лицевая, изнаночная сторона. Виды
застежек: молния, пуговицы, кнопки,
липучки. Правила хранения одежды.
Уход за одеждой
(знакомство с
понятиями: стирка, сушка, глажка).

46

2

Виды обуви.

3

Практические
Принятие
процесса
одеванияупражнения
в
раздевания.
Участие
в процессе
одевании и обувании. одевания-раздевания. Самостоятельное
одевание-раздевание.
Застегивание
молний.
Расстегивание
пуговиц,
молний,
ремня.
Застегивание,
расстегивание, шнуровка.

Знакомство с видами обуви. Виды
застёжек. Уход за обувью. Хранение
обуви.

Раздел 6.
1

Прием пищи.

Режим дня.
Режим дня школьника: утро, день,
вечер, ночь. ЗОЖ. Утренняя зарядка.
Прогулка. Сон. Профилактика болезней.

2

Правильное питание.

3

Культура поведения в
Знакомство с правилами поведения в
столовой.
столовой. Правила поведения за столом.
Пользование салфеткой.

4

Столовые приборы.

Знакомство с овощами и фруктами.
Знакомство с основными продуктами
питания: хлеб, молоко, рыба, мяса.
Соблюдения режима питания. ЗОЖ.
Понятия : завтрак, обед, полдник, ужин.

Знакомство со столовыми приборами.
Сервировочная посуда. Использование во время еды столовых
приборов. Посуда для сервировки стола.
Сервировка стола. Уборка посуды со
стола.

47

5

Прием пищи.

Сообщение о голоде и жажде. Принятие
процесса приема пищи. Глотание.
Жевание. Прием жидкости. Выражение
предпочтений.
Прием
пищи
с
поддержкой.
Прием
пищи
самостоятельно. Накладывание пищи в
тарелку. Наливание жидкости в стакан.

4 класс
№

Основное содержание радела
Наименование
разделов, тем
программ
Раздел 1. Представление о себе.

1. Я - человек.

Восприятие частей тела как отдельных
элементов
тела,
формирование
внимания на отдельных частях тела,
формирование
произвольных
двигательных и сенсорных реакций
отдельных частей тела, восприятие
ритма движений тела и управление
ритмом движений, восприятие своего
тела в пространстве, восприятие
основных пространственных координат
тела: верх и низ, спереди и сзади,
справа и слева.

2. Моё имя.

Знание своего имени, фамилии и
умение давать отклик на имя
доступным способом. Формирование
зрительного образа «Я»: умения
узнавать себя в зеркале, умение
узнавать себя на фотографиях и

48

Кол-во
часов

показывать себя. Называть свой возраст.
Класс.
3. Все люди разные.

Формирование знания о собственной
гендерной принадлежности (мальчик,
девочка) и возрастных представлений
(ребенок, взрослый, малыш, большой).
Умение определять «моё» и «не моё»,
осознавать и выражать свои интересы,
желания. Представление о возрастных
изменениях
человека.
Мои
одноклассники: имена, фамилии.
Раздел 2. Гигиена тела.

1

Представления
частях тела.

о

2

Человек:
строение
(голова,
туловище,
руки,
ноги).
Ориентация на себе,
другом ребенке.

3

Знакомство с понятием части лица:
Части
лица.
глаза, рот, нос, уши. Волосы.
Ориентация на себе,
другом ребенке.

4

Уход за телом.

Знакомство с собственным телом, его
частями. Формирование схемы тела.
Представление о своих двигательных
способностях.
Пространственные
отношения относительно своего тела.
Игры со своим телом.
Восприятие тела как целого. Узнавание
части тела, как части собственного тела,
другого ребенка. Голова. Руки: кисть,
пальцы, ногти. Ноги: стопа, пальцы,
ногти. Туловище: шея, плечи, грудь,
живот, спина.

Умывальная комната. Атрибуты в
умывальной комнате. Ванная комната,
душ. Атрибуты в душе для мытья тела.
Намачивание и намыливание рук, ног.
Смывание мыла с рук, ног. Вытирание
рук, ног. Соблюдение
49

последовательности действий при мытье
тела. Расчесывание волос.

5

Умывание.

6

Уход за полостью рта.

Нос, глаза, уши. Уход за ними.
Принятие
процесса
умывания.
Умывание с поддержкой. Умывание
самостоятельно.
Чистка
ушей.
Пользование носовым платком.
Гигиенические требования.
Предметы санитарии и гигиены: зубная
паста, зубная щётка и их назначение.
Уход за зубами. Знакомство со своими
зубами и полостью рта. Чистка зубов с
поддержкой.
Чистка
зубов
самостоятельно. Полоскание рта после
еды.
Раздел 3. Туалет.

1

Туалетная комната.

2

Нужды человека.

Атрибуты туалетной комнаты. Понятие
«туалет»,
унитаз,
кнопка
слива,
смывание унитаза.
Соблюдение
последовательности
действий в туалете (поднимание
крышки, опускание сидения, спускание
одежды – брюк, колготок, трусов,
сидение на унитазе/горшке).

50

3. Гигиена
после
Туалетная
бумага,
отматывание
посещения туалета.
туалетной бумаги, одевание нижнего
белья. Гигиенические процедуры после
посещения человека: мытьё рук,
вытирание рук. Правила пользования
полотенцем.
Раздел 4.

Обращение с одеждой и обувью.

1. Виды
одежды
(нижняя,
верхняя
одежда, одежда для
школы и прогулок ).

Знакомство с видами нижней, верхней
одежды, домашней и школьной одежды.
Лицевая, изнаночная сторона.
Выворачивание.
Виды
застежек:
молния, пуговицы, кнопки, липучки.
Правила хранения одежды. Уход за
одеждой (знакомство с понятиями:
стирка, сушка, глажка). Понятие «моя
одежда».

2

Знакомство с видами обуви. Правая
левая. Виды застёжек. Уход за обувью.
Хранение обуви. Бережное отношение.

Виды обуви.
Головные уборы.

Знакомство с видами головных уборов.
Условия
хранения. Бережное
отношение.
3. Практические
Принятие
процесса
одеванияупражнения
в
раздевания.
Участие
в
процессе
одевании и обувании. одевания-раздевания. Самостоятельное
одевание-раздевание.
Застегивание
молний.
Расстегивание
пуговиц,
молний,
ремня.
Застегивание,
расстегивание, шнуровка. Уборка в
шкаф, на полку.

51

Раздел 5.

1

Прием пищи.

Режим дня.
Режим дня школьника: утро, день,
вечер, ночь. ЗОЖ. Утренняя зарядка.
Прогулка. Сон. Профилактика болезней.

2

Правильное питание.

3

Культура поведения в
Знакомство с правилами поведения в
столовой.
столовой. Правила поведения за столом.
Пользование салфеткой.

4

Столовые приборы.

5

Прием пищи.

Знакомство с овощами и фруктами.
Знакомство с основными продуктами
питания: хлеб, молоко, рыба, мяса.
Вкус. Запах. Соблюдения режима
питания. ЗОЖ. Понятия : завтрак, обед,
полдник, ужин.

Знакомство со столовыми приборами.
Сервировочная посуда. Использование во время еды столовых
приборов. Посуда для сервировки стола.
Сервировка стола. Уборка посуды со
стола.
Сообщение о голоде и жажде. Принятие
процесса приема пищи. Глотание.
Жевание. Прием жидкости. Выражение
предпочтений.
Прием
пищи
с
поддержкой.
Прием
пищи
самостоятельно. Накладывание пищи в
тарелку. Наливание жидкости в стакан.
Раздел 6. Семья.

52

1

Члены семьи.

2

Обязанности
семьи.

3

Семейные праздники. Формирование знаний и праздниках
и традициях семьи (день рожденья,
Новый год).

Выделение близких ребёнку людей,
формирование
эмоциональных
и
двигательных реакций на их появление.
Формирование понимания поисковых
вопросов взрослого «Где мама», «Где
бабушка» и обучение доступным
вариантам ответа на них. Узнавание
близких при появлении. Ознакомление с
понятием «моя семья» и с семейными
ролями в ней (мама, сын, дочь, брат,
сестра)
членов

Формирование знания о действиях
близких людей в быту (например, мама
готовит, убирает).

53


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».