МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и науки Нижегородской области Ардатовский муниципальный округ муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение ″Ардатовская средняя школа №1 ″ УТВЕРЖДЕНА Приказом МБОУ АСШ №1 № 248/1 от 29.08.2023 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для учащихся 1(дополнительного), 1-9 классов, обучающихся по II варианту учебного плана: «Коррекционно-развивающие занятия» р.п. Ардатов, 2023 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по предмету «Коррекционно-развивающие занятия» составлена в соответствии с АООП образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (1-9 класс II вариант), разработанная на основе ФАООП (приказ от 24.11.2022 №1026), утвержденная приказом МБОУ АСШ № 1 от 29.08.2023 № 248/1. Коррекционно-развивающие занятия направлены на коррекцию отдельных сторон психической деятельности и личностной сферы; формирование социально приемлемых форм поведения, сведение к минимуму проявлений деструктивного поведения: крик, агрессия, стереотипии и др.; на реализацию индивидуальных специфических образовательных потребностей обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР, не охваченных содержанием программ учебных предметов и коррекционных занятий; дополнительную помощь в освоении отдельных действий и представлений, которые оказываются для обучающихся особенно трудными; на развитие индивидуальных способностей обучающихся, их творческого потенциала. Целью программы является реализация индивидуальных специфических образовательных потребностей учащихся с умственной отсталостью, с ТМНР посредством коррекции отдельных сторон психической деятельности и личностной сферы. Основные задачи программы: Формирование социально приемлемых форм поведения; Сведение к минимуму проявлений деструктивного поведения: крик, агрессия, стереотипии и др. Достижение предметных результатов у учащихся с умственной отсталостью, с ТМНР, не охваченных содержанием программ учебных предметов и коррекционных занятий. Оказание дополнительной помощи в освоении отдельных особенно трудных для учащихся действий и представлений. Развитие индивидуальных способностей учащихся, их творческого потенциала. Учитывая специфику индивидуального психофизического развития и возможности конкретного учащегося с умственной отсталостью, с ТМНР задачи программы конкретизируются в СИПР и реализуются через программы учебных предметов и в ходе коррекционно-развивающих занятий. Помощь учащимся с умственной отсталостью, с ТМНР в освоении отдельных особенно трудных действия и представлений определяется содержанием программ учебных предметов. Общая характеристика учебного предмета: Сенсорное развитие направлено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности. Первой ступенью познания мира является чувственный опыт человека. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от качества сенсорного опыта детей, т.е. от того, насколько полно ребенок воспринимает окружающий мир. Вследствие органического поражения ЦНС у детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР процессы восприятия, памяти, мышления, речи, двигательных и других функций нарушены или искажены, поэтому формирование предметных действий происходит со значительной задержкой. У многих детей с ТМНР, достигших школьного возраста. Действия с предметами остаются на уровне неспецифических манипуляций. В этой связи ребенку необходима специальная обучающая помощь, направленная на формирование разнообразных видов предметно-практической деятельности. Обучение начинается с формирования элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане «Коррекционно-развивающие занятия» в учебном плане в Федеральном компоненте государственного стандарта коррекционный курс обозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ. На его изучение отведено 68 часа, 3 часа в неделю, 34 учебные недели. Содержание программы учебного предмета (3 ч в неделю) Содержание дополнительных коррекционно-развивающих занятий с учащимися представлено в нижеследующей таблице. Учебный предмет Речь и альтернативная коммуникация Математические представления Окружающий природный мир Человек Окружающий социальный мир Содержание коррекционно-развивающих занятий Формирование коммуникативных навыков, в том числе с использованием технологий по альтернативной коммуникации в соответствии разделами программы учебного предмета «Коммуникация», «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации», «Чтение и письмо» Дополнительные занятия по математике в соответствии разделами программы учебного предмета «Количественные представления», «Представления о форме», «Представления о величине», «Пространственные представления», «Временные представления» Проведение дополнительных индивидуальных занятий с нуждающимися учащимися в соответствии разделами программы учебного предмета «Растительный мир», «Животный мир», «Временные представления», «Объекты неживой природы» Индивидуальные занятия по формированию навыков самообслуживания в соответствии разделами программы учебного предмета «Гигиена тела», «Туалет», «Одевание и раздевание», «Прием пищи» Дополнительные занятия по формированию у учащихся типовых моделей поведения в различных жизненных ситуациях в соответствии разделами программы учебного предмета «Квартира, дом, двор», «Продукты питания», «Предметы быта», «Школа», «Транспорт» Дополнительные коррекционно-развивающие занятия с учащимися с умственной отсталостью, с ТМНР проводятся учителем и/или воспитателем во внеурочное время. Планируемые результаты освоения программы Личностные результаты освоения конкретного учебного предмета: 1. Основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как "Я". 2. Социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности. 3. Формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей. 4. Формирование уважительного отношения к окружающим. 5. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. 6. Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 7. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах. 8. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. 9. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. 10.Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. 11. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Предметные результаты: -повторяет движения тела по примеру взрослого -достаёт из воды различные по размеру и форме предметы -выкладывает с помощью палочек простые изображения -застёгивает и расстёгивает пуговицы на тряпичных фигурах -находит одинаковые по звуку предметы -собирает и разбирает пирамидку в хаотичном порядке -строит из кубиков башню - умеет фиксировать взгляд на объекте; - умеет воспринимать, удерживать изделие в руках рассматривая его со всех сторон; - сжимает, разглаживает, разрывает, сгибает бумагу различной фактуры; - скатывает из бумаги шарики; - раскладывает кусочки ткани на столе; - играет с кубиками, карандашами, палочками и т.д; - складывает в банку природный материал, доставать его из банки ложкой (пальцами); - складывает (достает) карандаши в (из) коробки; - играет с учителем в элементарные сюжетные игры (кукла пришла в домик, села на стул и т.д.); - наполняет железные и пластиковые сосуды различными предметами; Базовые учебные действия: Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся: - входить и выходить из учебного помещения со звонком; - ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью; - адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.); - организовывать рабочее место; - передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения. Формирование учебного поведения: 1) направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание): - фиксирует взгляд на звучащей игрушке; - фиксирует взгляд на яркой игрушке; - фиксирует взгляд на движущей игрушке; - переключает взгляд с одного предмета на другой; - фиксирует взгляд на лице педагога с использованием утрированной мимики; - фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса; - фиксирует взгляд на изображении; 2) умение выполнять инструкции педагога: - понимает жестовую инструкцию; - выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником на данном этапе обучения). 3) использование по назначению учебных материалов: - бумаги; - карандашей; - пластилина; -дидактических игр. 4) умение выполнять действия по образцу и по подражанию: - выполняет действие способом рука-в-руке; - подражает действиям, выполняемы педагогом; - последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога; Формирование умения выполнять задание: 1) в течение определенного периода времени: - способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин. 2) от начала до конца: - при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.: - ориентируется в режиме дня, расписании уроков с помощью педагога; 1 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН № п/п 1 2 3 4 5 Наименование разделов Речь и альтернативная коммуникация Математические представления Окружающий природный мир Человек Окружающий социальный мир Итого Количество часов 12 15 14 14 9 64 1 КЛАСС УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН № п/п 1 2 3 Наименование разделов Речь и альтернативная коммуникация Математические представления Окружающий социальный мир Итого Количество часов 30 35 33 98 2 КЛАСС УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН № п/п 1 2 3 Наименование разделов Речь и альтернативная коммуникация Математические представления Окружающий природный мир Итого 3 КЛАСС Количество часов 63 63 41 167часов УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН № п/п 1 2 Наименование разделов Количество часов 38ч 30 ч 68часов Речь и альтернативная коммуникация Математические представления Итого № п/п 1 2 4 КЛАСС УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Наименование разделов Речь и альтернативная коммуникация Окружающий социальный мир Итого 5 КЛАСС УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН № п/п 1 2 3 Количество часов 37 ч 32 ч 69 ч Наименование разделов Итого Количество часов 46 39 52 137 Итого Количество часов 65 64 129 Речь и альтернативная коммуникация Окружающий социальный мир Математические представления 6 КЛАСС УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН № п/п 1 2 Наименование разделов Речь и альтернативная коммуникация Математические представления 7 класс УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН № п/п 1 2 Наименование разделов Речь и альтернативная коммуникация Математические представления Итого Количество часов 78ч 66 ч 134 часов 8 класс УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН № п/п 1 2 3 Наименование разделов Количество часов 23 25 Речь и альтернативная коммуникация Окружающий природный мир 18 Окружающий социальный мир Итого 66 часов 9класс № п/п 1 2 3 4 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Наименование разделов Количественные представления Растительный мир Животный мир Явления природы Количество часов 69 4 23 4 Итого 100 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС №п/п 1 Методическое обеспечение Год издания адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития 1-19 классы (вариант 2), утвержденная приказом МБОУ АСШ № 1 от 29.08.2023 № 2023 248/1 2 3 Математика. 3 класс. В 2 частях (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями). Алышева Т.В. Москва « Просвещение» Т.В. Алышева Математика рабочая тетрадь 3 класс Учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы в 2 частях Москва «Просвещение» 2018 2018 Приложение УЧЕБНО-ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Различные по форме, величине, цвету наборы материала (в т.ч. природного); Пазлы (из 2-х, 3-х, 4-х частей (до 10); Рабочие тетради с различными геометрическими фигурами для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал. Таблицы: «Числовой ряд в пределах 20», , «Таблица правильного начертания цифр»,»Таблица сравнения чисел» Наглядные пособия Счетный материал Раздаточный и дидактический материалы Предметные пособия: карточки с изображением цифр, денежных знаков и монет, палочки, трафареты фруктов, овощей, грибов, зверей, птиц и т.д., геометрические фигуры, набор предметных картинок, калькуляторы, различные по форме, величине, цвету наборы материала (в т.ч. природного).