МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Нижегородской области
Ардатовский муниципальный округ
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
″Ардатовская средняя школа №1 ″
УТВЕРЖДЕНА
Приказом МБОУ АСШ №1
№ 248/1 от 29.08.2023
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
для учащихся 1(дополнительного), 1-9 классов,
обучающихся по II варианту учебного плана:
«Коррекционно-развивающие занятия»
р.п. Ардатов, 2023
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Коррекционно-развивающие занятия»
составлена в соответствии с АООП образования обучающихся с умеренной, тяжелой и
глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и
множественными нарушениями развития (1-9 класс II вариант), разработанная на
основе ФАООП (приказ от 24.11.2022 №1026), утвержденная приказом МБОУ АСШ № 1
от 29.08.2023 № 248/1.
Коррекционно-развивающие занятия направлены на коррекцию отдельных
сторон психической деятельности и личностной сферы; формирование социально
приемлемых форм поведения, сведение к минимуму проявлений деструктивного
поведения: крик, агрессия, стереотипии и др.; на реализацию индивидуальных
специфических образовательных потребностей обучающихся с умеренной, тяжелой,
глубокой умственной отсталостью, с ТМНР, не охваченных содержанием программ
учебных предметов и коррекционных занятий; дополнительную помощь в освоении
отдельных действий и представлений, которые оказываются для обучающихся
особенно трудными; на развитие индивидуальных способностей обучающихся, их
творческого потенциала.
Целью программы является реализация индивидуальных специфических
образовательных потребностей учащихся с умственной отсталостью, с ТМНР
посредством коррекции отдельных сторон психической деятельности и личностной
сферы.
Основные задачи программы:
Формирование социально приемлемых форм поведения;
Сведение к минимуму проявлений деструктивного поведения: крик, агрессия,
стереотипии и др.
Достижение предметных результатов у учащихся с умственной отсталостью, с
ТМНР, не охваченных содержанием программ учебных предметов и
коррекционных занятий.
Оказание дополнительной помощи в освоении отдельных особенно трудных для
учащихся действий и представлений.
Развитие индивидуальных способностей учащихся, их творческого потенциала.
Учитывая специфику индивидуального психофизического развития и
возможности конкретного учащегося с умственной отсталостью, с ТМНР задачи
программы конкретизируются в СИПР и реализуются через программы учебных
предметов и в ходе коррекционно-развивающих занятий. Помощь учащимся с
умственной отсталостью, с ТМНР в освоении отдельных особенно трудных действия и
представлений определяется содержанием программ учебных предметов.
Общая характеристика учебного предмета:
Сенсорное развитие направлено на формирование полноценного восприятия
окружающей действительности. Первой ступенью познания мира является чувственный
опыт человека. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в
значительной степени зависит от качества сенсорного опыта детей, т.е. от того,
насколько полно ребенок воспринимает окружающий мир. Вследствие органического
поражения ЦНС у детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с
ТМНР процессы восприятия, памяти, мышления, речи, двигательных и других функций
нарушены или искажены, поэтому формирование предметных действий происходит со
значительной задержкой. У многих детей с ТМНР, достигших школьного возраста.
Действия с предметами остаются на уровне неспецифических манипуляций. В этой
связи ребенку необходима специальная обучающая помощь, направленная на
формирование разнообразных видов предметно-практической деятельности. Обучение
начинается с формирования элементарных специфических манипуляций, которые со
временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными
предметами и материалами.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
«Коррекционно-развивающие занятия» в учебном плане в Федеральном
компоненте государственного стандарта коррекционный курс обозначен как
самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования
детей с ОВЗ. На его изучение отведено 68 часа, 3 часа в неделю, 34 учебные недели.
Содержание программы учебного предмета
(3 ч в неделю)
Содержание дополнительных коррекционно-развивающих занятий с учащимися
представлено в нижеследующей таблице.
Учебный
предмет
Речь и
альтернативная
коммуникация
Математические
представления
Окружающий
природный мир
Человек
Окружающий
социальный мир
Содержание коррекционно-развивающих занятий
Формирование коммуникативных навыков, в том числе с использованием
технологий по альтернативной коммуникации в соответствии разделами
программы учебного предмета «Коммуникация», «Развитие речи средствами
вербальной и невербальной коммуникации», «Чтение и письмо»
Дополнительные занятия по математике в соответствии разделами программы
учебного предмета «Количественные представления», «Представления о
форме», «Представления о величине», «Пространственные представления»,
«Временные представления»
Проведение дополнительных индивидуальных занятий с нуждающимися
учащимися в соответствии разделами программы учебного предмета
«Растительный мир», «Животный мир», «Временные представления»,
«Объекты неживой природы»
Индивидуальные занятия по формированию навыков самообслуживания в
соответствии разделами программы учебного предмета «Гигиена тела»,
«Туалет», «Одевание и раздевание», «Прием пищи»
Дополнительные занятия по формированию у учащихся типовых моделей
поведения в различных жизненных ситуациях в соответствии разделами
программы учебного предмета «Квартира, дом, двор», «Продукты питания»,
«Предметы быта», «Школа», «Транспорт»
Дополнительные коррекционно-развивающие занятия с учащимися с умственной
отсталостью, с ТМНР проводятся учителем и/или воспитателем во внеурочное время.
Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты освоения конкретного учебного предмета:
1. Основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к
определенному полу, осознание себя как "Я".
2. Социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности.
3. Формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его
органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей.
4. Формирование уважительного отношения к окружающим.
5. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире.
6. Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
7. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе
представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах.
8. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
9. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
10.Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
11. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным
ценностям.
Предметные результаты:
-повторяет движения тела по примеру взрослого
-достаёт из воды различные по размеру и форме предметы
-выкладывает с помощью палочек простые изображения
-застёгивает и расстёгивает пуговицы на тряпичных фигурах
-находит одинаковые по звуку предметы
-собирает и разбирает пирамидку в хаотичном порядке
-строит из кубиков башню
- умеет фиксировать взгляд на объекте;
- умеет воспринимать, удерживать изделие в руках рассматривая его со всех сторон;
- сжимает, разглаживает, разрывает, сгибает бумагу различной фактуры;
- скатывает из бумаги шарики;
- раскладывает кусочки ткани на столе;
- играет с кубиками, карандашами, палочками и т.д;
- складывает в банку природный материал, доставать его из банки ложкой (пальцами);
- складывает (достает) карандаши в (из) коробки;
- играет с учителем в элементарные сюжетные игры (кукла пришла в домик, села на стул и
т.д.);
- наполняет железные и пластиковые сосуды различными предметами;
Базовые учебные действия:
Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному,
коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться
учебной мебелью;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и
выходить из-за парты и т. д.);
- организовывать рабочее место;
- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.
Формирование учебного поведения:
1) направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):
- фиксирует взгляд на звучащей игрушке;
- фиксирует взгляд на яркой игрушке;
- фиксирует взгляд на движущей игрушке;
- переключает взгляд с одного предмета на другой;
- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием утрированной мимики;
- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;
- фиксирует взгляд на изображении;
2) умение выполнять инструкции педагога:
- понимает жестовую инструкцию;
- выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником на
данном этапе обучения).
3) использование по назначению учебных материалов:
- бумаги;
- карандашей;
- пластилина;
-дидактических игр.
4) умение выполнять действия по образцу и по подражанию:
- выполняет действие способом рука-в-руке;
- подражает действиям, выполняемы педагогом;
- последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога;
Формирование умения выполнять задание:
1) в течение определенного периода времени:
- способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4
мин.
2) от начала до конца:
- при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от
начала до конца.
Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции,
действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и
т.д.:
- ориентируется в режиме дня, расписании уроков с помощью педагога;
1 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
п/п
1
2
3
4
5
Наименование разделов
Речь и альтернативная коммуникация
Математические представления
Окружающий природный мир
Человек
Окружающий социальный мир
Итого
Количество
часов
12
15
14
14
9
64
1 КЛАСС
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
п/п
1
2
3
Наименование разделов
Речь и альтернативная коммуникация
Математические представления
Окружающий социальный мир
Итого
Количество
часов
30
35
33
98
2 КЛАСС
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
п/п
1
2
3
Наименование разделов
Речь и альтернативная коммуникация
Математические представления
Окружающий природный мир
Итого
3 КЛАСС
Количество
часов
63
63
41
167часов
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
п/п
1
2
Наименование разделов
Количество
часов
38ч
30 ч
68часов
Речь и альтернативная коммуникация
Математические представления
Итого
№
п/п
1
2
4 КЛАСС
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Наименование разделов
Речь и альтернативная коммуникация
Окружающий социальный мир
Итого
5 КЛАСС
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
п/п
1
2
3
Количество
часов
37 ч
32 ч
69 ч
Наименование разделов
Итого
Количество
часов
46
39
52
137
Итого
Количество
часов
65
64
129
Речь и альтернативная коммуникация
Окружающий социальный мир
Математические представления
6 КЛАСС
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
п/п
1
2
Наименование разделов
Речь и альтернативная коммуникация
Математические представления
7 класс
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
п/п
1
2
Наименование разделов
Речь и альтернативная коммуникация
Математические представления
Итого
Количество
часов
78ч
66 ч
134 часов
8 класс
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
п/п
1
2
3
Наименование разделов
Количество
часов
23
25
Речь и альтернативная коммуникация
Окружающий природный мир
18
Окружающий социальный мир
Итого
66 часов
9класс
№
п/п
1
2
3
4
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Наименование разделов
Количественные представления
Растительный мир
Животный мир
Явления природы
Количество
часов
69
4
23
4
Итого
100
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
№п/п
1
Методическое обеспечение
Год
издания
адаптированная основная общеобразовательная программа
образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
тяжелыми и множественными нарушениями развития 1-19 классы
(вариант 2), утвержденная приказом МБОУ АСШ № 1 от 29.08.2023 №
2023
248/1
2
3
Математика. 3 класс. В 2 частях (для обучающихся с
интеллектуальными нарушениями). Алышева Т.В. Москва
« Просвещение»
Т.В. Алышева Математика рабочая тетрадь 3 класс Учебное пособие
для
общеобразовательных
организаций,
реализующих
адаптированные основные общеобразовательные программы в 2
частях Москва «Просвещение»
2018
2018
Приложение
УЧЕБНО-ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Различные по форме, величине, цвету наборы материала (в т.ч. природного);
Пазлы (из 2-х, 3-х, 4-х частей (до 10);
Рабочие тетради с различными геометрическими фигурами для раскрашивания, вырезания,
наклеивания и другой материал.
Таблицы: «Числовой ряд в пределах 20», , «Таблица правильного начертания цифр»,»Таблица
сравнения чисел»
Наглядные пособия
Счетный материал
Раздаточный и дидактический материалы
Предметные пособия: карточки с изображением цифр, денежных знаков и монет, палочки,
трафареты фруктов, овощей, грибов, зверей, птиц и т.д., геометрические фигуры, набор предметных
картинок, калькуляторы, различные по форме, величине, цвету наборы материала (в т.ч.
природного).