Рабочая программа коррекционно-развивающие занятия

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Нижегородской области
Ардатовский муниципальный округ
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
″Ардатовская средняя школа №1 ″
УТВЕРЖДЕНА
Приказом МБОУ АСШ №1
№ 248/1 от 29.08.2023

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
для учащихся 1(дополнительного), 1-9 классов,
обучающихся по II варианту учебного плана:
«Коррекционно-развивающие занятия»

р.п. Ардатов, 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Коррекционно-развивающие занятия»
составлена в соответствии с АООП образования обучающихся с умеренной, тяжелой и
глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и
множественными нарушениями развития (1-9 класс II вариант), разработанная на
основе ФАООП (приказ от 24.11.2022 №1026), утвержденная приказом МБОУ АСШ № 1
от 29.08.2023 № 248/1.
Коррекционно-развивающие занятия направлены на коррекцию отдельных
сторон психической деятельности и личностной сферы; формирование социально
приемлемых форм поведения, сведение к минимуму проявлений деструктивного
поведения: крик, агрессия, стереотипии и др.; на реализацию индивидуальных
специфических образовательных потребностей обучающихся с умеренной, тяжелой,
глубокой умственной отсталостью, с ТМНР, не охваченных содержанием программ
учебных предметов и коррекционных занятий; дополнительную помощь в освоении
отдельных действий и представлений, которые оказываются для обучающихся
особенно трудными; на развитие индивидуальных способностей обучающихся, их
творческого потенциала.
Целью программы является реализация индивидуальных специфических
образовательных потребностей учащихся с умственной отсталостью, с ТМНР
посредством коррекции отдельных сторон психической деятельности и личностной
сферы.
Основные задачи программы:
 Формирование социально приемлемых форм поведения;
 Сведение к минимуму проявлений деструктивного поведения: крик, агрессия,
стереотипии и др.
 Достижение предметных результатов у учащихся с умственной отсталостью, с
ТМНР, не охваченных содержанием программ учебных предметов и
коррекционных занятий.
 Оказание дополнительной помощи в освоении отдельных особенно трудных для
учащихся действий и представлений.
 Развитие индивидуальных способностей учащихся, их творческого потенциала.
Учитывая специфику индивидуального психофизического развития и
возможности конкретного учащегося с умственной отсталостью, с ТМНР задачи
программы конкретизируются в СИПР и реализуются через программы учебных
предметов и в ходе коррекционно-развивающих занятий. Помощь учащимся с
умственной отсталостью, с ТМНР в освоении отдельных особенно трудных действия и
представлений определяется содержанием программ учебных предметов.
Общая характеристика учебного предмета:
Сенсорное развитие направлено на формирование полноценного восприятия
окружающей действительности. Первой ступенью познания мира является чувственный
опыт человека. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в
значительной степени зависит от качества сенсорного опыта детей, т.е. от того,
насколько полно ребенок воспринимает окружающий мир. Вследствие органического
поражения ЦНС у детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с
ТМНР процессы восприятия, памяти, мышления, речи, двигательных и других функций
нарушены или искажены, поэтому формирование предметных действий происходит со
значительной задержкой. У многих детей с ТМНР, достигших школьного возраста.
Действия с предметами остаются на уровне неспецифических манипуляций. В этой
связи ребенку необходима специальная обучающая помощь, направленная на
формирование разнообразных видов предметно-практической деятельности. Обучение
начинается с формирования элементарных специфических манипуляций, которые со

временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными
предметами и материалами.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
«Коррекционно-развивающие занятия» в учебном плане в Федеральном
компоненте государственного стандарта коррекционный курс обозначен как
самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования
детей с ОВЗ. На его изучение отведено 68 часа, 3 часа в неделю, 34 учебные недели.
Содержание программы учебного предмета
(3 ч в неделю)
Содержание дополнительных коррекционно-развивающих занятий с учащимися
представлено в нижеследующей таблице.
Учебный
предмет
Речь и
альтернативная
коммуникация
Математические
представления
Окружающий
природный мир
Человек
Окружающий
социальный мир

Содержание коррекционно-развивающих занятий
Формирование коммуникативных навыков, в том числе с использованием
технологий по альтернативной коммуникации в соответствии разделами
программы учебного предмета «Коммуникация», «Развитие речи средствами
вербальной и невербальной коммуникации», «Чтение и письмо»
Дополнительные занятия по математике в соответствии разделами программы
учебного предмета «Количественные представления», «Представления о
форме», «Представления о величине», «Пространственные представления»,
«Временные представления»
Проведение дополнительных индивидуальных занятий с нуждающимися
учащимися в соответствии разделами программы учебного предмета
«Растительный мир», «Животный мир», «Временные представления»,
«Объекты неживой природы»
Индивидуальные занятия по формированию навыков самообслуживания в
соответствии разделами программы учебного предмета «Гигиена тела»,
«Туалет», «Одевание и раздевание», «Прием пищи»
Дополнительные занятия по формированию у учащихся типовых моделей
поведения в различных жизненных ситуациях в соответствии разделами
программы учебного предмета «Квартира, дом, двор», «Продукты питания»,
«Предметы быта», «Школа», «Транспорт»

Дополнительные коррекционно-развивающие занятия с учащимися с умственной
отсталостью, с ТМНР проводятся учителем и/или воспитателем во внеурочное время.

Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты освоения конкретного учебного предмета:
1. Основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к
определенному полу, осознание себя как "Я".
2. Социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности.
3. Формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его
органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей.
4. Формирование уважительного отношения к окружающим.
5. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире.
6. Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
7. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе
представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах.
8. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

9. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
10.Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
11. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным
ценностям.
Предметные результаты:
-повторяет движения тела по примеру взрослого
-достаёт из воды различные по размеру и форме предметы
-выкладывает с помощью палочек простые изображения
-застёгивает и расстёгивает пуговицы на тряпичных фигурах
-находит одинаковые по звуку предметы
-собирает и разбирает пирамидку в хаотичном порядке
-строит из кубиков башню
- умеет фиксировать взгляд на объекте;
- умеет воспринимать, удерживать изделие в руках рассматривая его со всех сторон;
- сжимает, разглаживает, разрывает, сгибает бумагу различной фактуры;
- скатывает из бумаги шарики;
- раскладывает кусочки ткани на столе;
- играет с кубиками, карандашами, палочками и т.д;
- складывает в банку природный материал, доставать его из банки ложкой (пальцами);
- складывает (достает) карандаши в (из) коробки;
- играет с учителем в элементарные сюжетные игры (кукла пришла в домик, села на стул и
т.д.);
- наполняет железные и пластиковые сосуды различными предметами;
Базовые учебные действия:
Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному,
коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться
учебной мебелью;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и
выходить из-за парты и т. д.);
- организовывать рабочее место;
- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.
Формирование учебного поведения:
1) направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):
- фиксирует взгляд на звучащей игрушке;
- фиксирует взгляд на яркой игрушке;
- фиксирует взгляд на движущей игрушке;
- переключает взгляд с одного предмета на другой;
- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием утрированной мимики;
- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;
- фиксирует взгляд на изображении;
2) умение выполнять инструкции педагога:
- понимает жестовую инструкцию;
- выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником на
данном этапе обучения).
3) использование по назначению учебных материалов:
- бумаги;

- карандашей;
- пластилина;
-дидактических игр.
4) умение выполнять действия по образцу и по подражанию:
- выполняет действие способом рука-в-руке;
- подражает действиям, выполняемы педагогом;
- последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога;
Формирование умения выполнять задание:
1) в течение определенного периода времени:
- способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4
мин.
2) от начала до конца:
- при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от
начала до конца.
Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции,
действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и
т.д.:
- ориентируется в режиме дня, расписании уроков с помощью педагога;
1 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
п/п
1
2
3
4
5

Наименование разделов
Речь и альтернативная коммуникация
Математические представления
Окружающий природный мир
Человек
Окружающий социальный мир
Итого

Количество
часов
12
15
14
14
9
64

1 КЛАСС
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
п/п
1
2
3

Наименование разделов
Речь и альтернативная коммуникация
Математические представления
Окружающий социальный мир
Итого

Количество
часов
30
35
33
98

2 КЛАСС
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
п/п
1
2
3

Наименование разделов
Речь и альтернативная коммуникация
Математические представления
Окружающий природный мир
Итого
3 КЛАСС

Количество
часов
63
63
41
167часов

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
п/п
1
2

Наименование разделов

Количество
часов
38ч
30 ч
68часов

Речь и альтернативная коммуникация
Математические представления
Итого

№
п/п
1
2

4 КЛАСС
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Наименование разделов
Речь и альтернативная коммуникация
Окружающий социальный мир
Итого
5 КЛАСС
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№
п/п
1
2
3

Количество
часов
37 ч
32 ч
69 ч

Наименование разделов

Итого

Количество
часов
46
39
52
137

Итого

Количество
часов
65
64
129

Речь и альтернативная коммуникация
Окружающий социальный мир
Математические представления
6 КЛАСС
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№
п/п
1
2

Наименование разделов
Речь и альтернативная коммуникация
Математические представления
7 класс
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№
п/п
1
2

Наименование разделов
Речь и альтернативная коммуникация
Математические представления
Итого

Количество
часов
78ч
66 ч
134 часов

8 класс
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
п/п
1
2
3

Наименование разделов

Количество
часов
23
25

Речь и альтернативная коммуникация
Окружающий природный мир

18

Окружающий социальный мир
Итого

66 часов

9класс

№
п/п
1
2
3
4

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Наименование разделов
Количественные представления
Растительный мир
Животный мир
Явления природы

Количество
часов
69
4
23
4
Итого
100

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
№п/п
1

Методическое обеспечение

Год
издания

адаптированная основная общеобразовательная программа
образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
тяжелыми и множественными нарушениями развития 1-19 классы
(вариант 2), утвержденная приказом МБОУ АСШ № 1 от 29.08.2023 №

2023

248/1
2

3

Математика. 3 класс. В 2 частях (для обучающихся с
интеллектуальными нарушениями). Алышева Т.В. Москва
« Просвещение»
Т.В. Алышева Математика рабочая тетрадь 3 класс Учебное пособие
для
общеобразовательных
организаций,
реализующих
адаптированные основные общеобразовательные программы в 2
частях Москва «Просвещение»

2018

2018

Приложение
УЧЕБНО-ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


Различные по форме, величине, цвету наборы материала (в т.ч. природного);

Пазлы (из 2-х, 3-х, 4-х частей (до 10);

Рабочие тетради с различными геометрическими фигурами для раскрашивания, вырезания,
наклеивания и другой материал.

Таблицы: «Числовой ряд в пределах 20», , «Таблица правильного начертания цифр»,»Таблица
сравнения чисел»

Наглядные пособия

Счетный материал

Раздаточный и дидактический материалы

Предметные пособия: карточки с изображением цифр, денежных знаков и монет, палочки,
трафареты фруктов, овощей, грибов, зверей, птиц и т.д., геометрические фигуры, набор предметных
картинок, калькуляторы, различные по форме, величине, цвету наборы материала (в т.ч.

природного).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».