МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Нижегородской области
Ардатовский муниципальный округ
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
″Ардатовская средняя школа №1 ″
УТВЕРЖДЕНА
Приказом МБОУ АСШ №1
№ 248/1 от 29.08.2023
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
для учащихся 1(дополнительного), 1-9 классов,
обучающихся по II варианту учебного плана:
«Математические представления»
р.п. Ардатов, 2023
1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Математические представления» составлена в
соответствии с АООП образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями),
тяжелыми
и
множественными нарушениями развития (1-9 класс II вариант), разработанная на основе
ФАООП (приказ от 24.11.2022 №1026), утвержденная приказом МБОУ АСШ № 1 от
29.08.2023 № 248/1.
Цель:
Формирование элементарных математических представлений и умения применять
их в повседневной жизни.
Задачи:
-Умение различать и сравнивать предметы по форме,величине;
- Умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве и на плоскости;
-Умение различать, сравнивать и прообразовывать множества один- много;
-Умение различать части суток, соотносить действие с временными промежуткам,
составлять и прослеживать последовательность событий.
Общая характеристика предмета
Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения программного
материала по математике, необходимы ему для ориентировки в окружающей
действительности, т.е. во временных, количественных, пространственных отношениях,
решении повседневных практических задач. Умение устанавливать взаимно-однозначные
соответствия могут использоваться при сервировке стола, при раздаче материала и
инструментов участникам какого-то общего дела, при посадке семян в горшочки и т.д
В рамках коррекционно-развивающих занятий также возможно проведение занятий
по математике с обучающимися, которые нуждаются в дополнительной индивидуальной
работе.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В Федеральном компоненте государственного стандарта математические
представления и конструирование обозначен как самостоятельный предмет, что
подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ. На его изучение
отведено 2часа в неделю, 34 учебные недели.
Основные разделы программы:
Количественные представления
Представления о форме
Представления о величине
Пространственные представления
Временные представления
Содержание программы
Количественные представления
Нахождение одинаковых предметов (4-5 предметов)
Разъединение множеств (4 – 5 предметов)
Объединение предметов в единое множество.
Различение множеств («один», «много», «пусто»).
Сравнение множеств (без пересчета).
Преобразование множеств (увеличение)
Соотнесение количества предметов с числами. Обозначение чисел цифрой.
Узнавание цифр.
Написание цифр по обводке, по точкам.
Представления о величине
Различение однородных (разнородных по одному признаку) предметов по величине.
(большой- маленький; длинный – короткий; широкий узкий)
2
Сравнение двух предметов по величине способом приложения (приставления), «на
глаз».
Составление упорядоченного ряда по убыванию (по возрастанию).
Представления о форме
Узнавание (различение) геометрических тел: «шар», «куб», «призма»
Соотнесение формы предмета с геометрическими телами.
Узнавание (различение) геометрических фигур: квадрат, круг, треугольник
Соотнесение геометрической формы с геометрической фигурой.
Соотнесение формы предметов с геометрической фигурой: квадрат, круг, треугольник
Сборка геометрической фигуры (квадрат, круг, треугольник) из 2-х (3-х) частей.
Составление геометрической фигуры: квадрат из счетных палочек.
Штриховка геометрической фигуры (квадрат, круг, треугольник).
Обводка геометрической фигуры (квадрат, круг, треугольник) по контурной линии.
Построение по точкам (круг, квадрат, треугольник)
Пространственные представления
Ориентация в пространственном расположении частей тела на себе
(изображении): верх (вверху), низ (внизу), перед (спереди), зад (сзади)
Определение месторасположения предметов в пространстве: близко, далеко, сверху
(вверху), снизу (внизу), перед (спереди), зад (сзади)
Перемещение в пространстве в заданном направлении: вверх, вниз, вперед (спереди),
назад (сзади)
Ориентация на плоскости: вверху (верх), внизу (низ), в середине
Составление предмета (изображения) из нескольких частей.
Временные представления
Соотнесение деятельности с временным промежутком: сейчас, потом, сегодня
Узнавание (различение) частей суток.
Личностные результаты освоения конкретного учебного предмета:
1. Основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к
определенному полу, осознание себя как "Я".
2. Социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности.
3. Формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его
органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей.
4. Формирование уважительного отношения к окружающим.
5. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире.
6. Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
7. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе
представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах.
8. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
9. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
10.Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
11. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным
ценностям.
Предметные результаты:
- Различать, сравнивать предметы по величине
- Умение соотносить формы предмета с геометрическими телами, геометрические
формы, формы предметов с геометрической фигурой
- Умение собирать, составлять, штриховать, обводить геометрические фигуры
3
- Умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве, на плоскости.
- Умение различать множества («один», «много». «»Пусто»)
- Умение сравнивать множества (без пересчёта)
- Умение находить одинаковые предметы, разъединять и объединять предметы в
единое множество
- Умение соотнесения количества предметов с числом
Базовые учебные действия:
Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к
эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться
учебной мебелью;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и
выходить из-за парты и т. д.);
- организовывать рабочее место;
- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.
Формирование учебного поведения:
1) направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):
- фиксирует взгляд на звучащей игрушке;
- фиксирует взгляд на яркой игрушке;
- фиксирует взгляд на движущей игрушке;
- переключает взгляд с одного предмета на другой;
- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием утрированной мимики;
- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;
- фиксирует взгляд на изображении;
2) умение выполнять инструкции педагога:
- понимает жестовую инструкцию;
- выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником на
данном этапе обучения).
3) использование по назначению учебных материалов:
- бумаги;
- карандашей;
- пластилина;
-дидактических игр.
4) умение выполнять действия по образцу и по подражанию:
- выполняет действие способом рука-в-руке;
- подражает действиям, выполняемы педагогом;
- последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога;
Формирование умения выполнять задание:
1) в течение определенного периода времени:
- способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4
мин.
2) от начала до конца:
- при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание
от начала до конца.
Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции,
действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и
т.д.:
- ориентируется в режиме дня, расписании уроков с помощью педагога;
1 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС
4
«МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ»
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
п/п
1
2
3
4
5
6
Наименование разделов
Обследование
Количественные представления
Представления о форме
Представления о величине
Пространственные представления
Временные представления
Итого
1 КЛАСС
«МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ»
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Наименование разделов
№
п/п
1
2
3
4
5
Количественные представления
Представления о форме
Представления о величине
Пространственные представления
Временные представления
Итого
Количество
часов
3
10
13
14
10
14
64
Количество
часов
25
21
8
8
4
66
2 КЛАСС
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
Наименование разделов
п/п
1
Количественные представления
2
Представления о форме
3
Представления о величине
4
Пространственные представления
5
Временные представления
Итого
Количество
часов
14 ч
14 ч
13 ч
12 ч
13 ч
66 ч
3 КЛАСС
«МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ»
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
п/п
1
Наименование разделов
Количественные представления
Количество
часов
36 ч
2
Представления о форме
8ч
3
Представления о величине
8ч
5
4
Пространственные представления
8ч
5
Временные представления
8ч
Итого
68 ч
4 КЛАСС
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
п/п
1
2
3
4
5
Наименование разделов
Количественные представления
Представления о форме
Представления о величине
Пространственные представления
Временные представления
Итого
Количество
часов
45 ч
8ч
1ч
6ч
6ч
66 ч
5КЛАСС
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
п/п
1
2
3
4
5
Наименование разделов
Количество
часов
15
25
Количественные представления
Представления о форме
Представления о величине
Пространственные представления
Временные представления
Итого
27
17
16
100
6 КЛАСС
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
п/п
1
2
3
4
5
Наименование разделов
Количество
часов
23
15
Количественные представления
Представления о форме
Представления о величине
Пространственные представления
Временные представления
Итого
19
20
20
97
7 класс
№
п/п
1
2
3
4
5
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Наименование разделов
Количество
часов
22
15
Количественные представления
Представления о форме
Представления о величине
Пространственные представления
Временные представления
Итого
6
19
21
20
67 ч
8 класс
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
п/п
1
2
3
4
5
Наименование разделов
Количество
часов
14 ч
14 ч
Количественные представления
Представления о форме
Представления о величине
Пространственные представления
Временные представления
Итого
14 ч
13ч
13 ч
68 ч
9 класс
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
п/п
1
2
3
4
5
Наименование разделов
Количественные представления
Представления о форме
Представления о величине
Пространственные представления
Временные представления
Количество
часов
75
3
5
7
11
Итого
101
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
№ п/п
1
Методическое обеспечение
адаптированная основная общеобразовательная программа
образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
тяжелыми и множественными нарушениями развития 1-9 классы
(вариант 2), утверждённая приказом МБОУ АСШ № 1 от 29.08.2023.
Год издания
2023
№ 248/1
Приложение
УЧЕБНО-ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. Таблицы:
«Числовой ряд в пределах 20», «Числовой ряд в пределах 100», «Название
компонентов сложения и вычитания», «Название компонентов умножения и
деления», «Таблица умножения на 2,3,4,5,6,7,8,9», «Таблица правильного
начертания цифр»
2. Наглядные пособия
3. Счетный материал
4. Раздаточный и дидактический материалы
5. Предметные пособия:
карточки с изображением цифр, денежных знаков и монет, палочки, трафареты
фруктов, овощей, грибов, зверей, птиц и т.д., геометрические фигуры, набор
предметных картинок, калькуляторы.
7