Сенсорное развитие

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Нижегородской области
Ардатовский муниципальный округ
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
″Ардатовская средняя школа №1 ″

УТВЕРЖДЕНА
Приказом МБОУ АСШ №1
№ 248/1 от 29.08.2023

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по коррекционному курсу
«Сенсорное развитие»
для учащихся 1 (дополнительного), 1-9 классов

р.п. Ардатов, 2023 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа коррекционного курса «Сенсорное развитие» для учащихся 1-9 классов
составлена в соответствии с АООП, разработанной на основе ФАООП (приказ № 1026 от
24.11.2022), образования обучающихся с умеренной тяжелой и глубокой умственной отсталость
(интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (II
вариант) 1-9 классы, утвержденная приказом МБОУ АСШ № 1 от 29.08.2023 № 248/1 в
соответствии с календарным ученым графиком
Цель: обогащение чувственного опыта через целенаправленное систематическое воздействие
на различные анализаторы.
Задачи:
-развивать зрительное, слуховое, кинестетическое восприятие, а также восприятия запаха и
вкуса;
-учить замечать раздражители, создавать стимулирующие условия для развития
элементарного восприятия;
- развивать реакцию на различные раздражители;
- вырабатывать взаимодействие между анализаторными системами;
- формировать умение выражать свои ощущения, предпочтения;
-корригировать психические процессы (восприятие, внимание, память, мышление,
воображение).
Общая характеристика учебного предмета
Сенсорное развитие направлено на формирование полноценного восприятия окружающей
действительности. Первым шагом познания мира является чувственный опыт человека. Успешность
умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня
сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько полно ребенок воспринимает окружающий мир.
У детей с ТМНР сенсорный опыт спонтанно не формируется. Чем более выражены нарушения
развития ребенка, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт, который является
результатом накопления возникающих ощущений. Дети с ТМНР наиболее чувствительны к
воздействиям на сохранные анализаторы, поэтому педагогически продуманный выбор средств и
способов сенсорного воздействия будет благоприятствовать их дальнейшему психическому и
физическому развитию.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
В Федеральном компоненте государственного стандарта сенсорное развитие обозначен как
самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с
ОВЗ.
Программно-методический материал включает 5 разделов: «Зрительное восприятие»,
«Слуховое восприятие», «Кинестетическое восприятие», «Восприятие запаха», «Восприятие вкуса».
Содержание каждого раздела представлено по принципу от простого к сложному. Сначала
проводится работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка,
стимуляцию активности. Под активностью подразумеваются психические, физические, речевые
реакции ребенка, например: эмоционально-двигательная отзывчивость, концентрация внимания,
вокализация. В дальнейшем в ходе обучения формируются сенсорно-перцептивные действия.
Ребенок учится не только распознавать свои ощущения, но и перерабатывать получаемую
информацию, что в будущем поможет ему лучше ориентироваться в окружающем мире.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Личностные
Физические характеристики персональной идентификации:
- определяет свои внешние данные (цвет глаз, волос, рост и т.д.);
- определяет состояние своего здоровья.
Гендерная идентичность
- определяет свою половую принадлежность (без обоснования).
Возрастная идентификация
- определяет свою возрастную группу (ребенок, подросток, юноша);
- проявляет уважение к людям старшего возраста.
«Уверенность в себе»

- осознает, что может, а что ему пока не удается.
«Чувства, желания, взгляды»
- понимает эмоциональные состояния других людей;
- понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.);
- проявляет собственные чувства.
«Социальные навыки»
- умеет устанавливать и поддерживать контакты;
- пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов;
- использует элементарные формы речевого этикета;
- охотно участвует в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх, инсценировках, хоровом
пении, танцах и др., в создании совместных панно, рисунков, аппликаций, конструкций и поделок.
Мотивационно – личностный блок
- испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне);
- стремится помогать окружающим.
Биологический уровень
- сообщает о дискомфорте, вызванном внешними факторами (температурный режим, освещение и.
т.д.);
- сообщает об изменениях в организме (заболевание, ограниченность некоторых функций и т.д.).
Развитие мотивов учебной деятельности:
- проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение, получить хорошие отметки).
Ответственность за собственное здоровье, безопасность и жизнь
- осознает, что определенные его действия несут опасность для него.
Ответственность за собственные вещи
- осознает ответственность, связанную с сохранностью его вещей: одежды, игрушек, мебели в
собственной комнате.
Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств:
- воспринимает и наблюдает за окружающими предметами и явлениями, рассматривает или
прослушивает произведений искусства.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками:
- принимает участие в коллективных делах и играх;
- принимать и оказывать помощь.
Предметные
- повторять движения тела по примеру взрослого;
-доставать из воды различные по размеру и форме предметы;
-выкладывать с помощью палочек простые изображения;
-застёгивать и расстёгивать пуговицы на тряпичных фигурах;
-находить одинаковые по звуку предметы;
-собирать и разбирать пирамидку в хаотичном порядке;
-строить из кубиков башню;
- уметь фиксировать взгляд на объекте;
- уметь воспринимать, удерживать изделие в руках рассматривая его со всех сторон;
- сжимать, разглаживать, разрывать, сгибать бумагу различной фактуры;
- скатывать из бумаги шарики;
- раскладывать кусочки ткани на столе;
- играть с кубиками, карандашами, палочками и т. д;
- складывать в банку природный материал, доставать его из банки ложкой (пальцами);
- складывать (доставать) карандаши в (из) коробки;
- играть с учителем в элементарные сюжетные игры (кукла пришла в домик, села на стул и т.д.);
- наполнять железные и пластиковые сосуды различными предметами.
Базовые учебные действия
Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному,
коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной
3

мебелью;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за
парты и т. д.);
- организовывать рабочее место;
- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.
Формирование учебного поведения:
1) направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):
- фиксирует взгляд на звучащей игрушке;
- фиксирует взгляд на яркой игрушке;
- фиксирует взгляд на движущей игрушке;
- переключает взгляд с одного предмета на другой;
- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием утрированной мимики;
- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;
- фиксирует взгляд на изображении
2) умение выполнять инструкции педагога:
- понимает жестовую инструкцию;
- выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником на данном этапе
обучения)
3) использование по назначению учебных материалов:
- бумаги;
- карандашей;
- пластилина;
-дидактических игр
4) умение выполнять действия по образцу и по подражанию:
- выполняет действие способом рука-в-руке;
- подражает действиям, выполняемым педагогом;
- последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога.
Формирование умения выполнять задание:
1) в течение определенного периода времени:
- способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.
2) от начала до конца:
- при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до
конца.
Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к
другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.:
- ориентируется в режиме дня, расписании уроков с помощью педагога.
1 (ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ) КЛАСС
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
п/п
1
2
3
4
5
6

Наименование разделов

Количество
часов
4
24
8
18

Обследование
Зрительное восприятие
Слуховое восприятие
Кинестетическое восприятие
Восприятие запаха
Восприятие вкуса
Итого
1 КЛАСС
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
4

2
10
66

№
п/п
1
2
3
4
5

Наименование разделов
Зрительное восприятие
Слуховое восприятие
Кинестетическое восприятие
Восприятие запаха
Восприятие вкуса
Итого

№
п/п
1
2
3
4
5

2 КЛАСС
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Наименование разделов
Зрительное восприятие
Слуховое восприятие
Кинестетическое восприятие
Восприятие запаха
Восприятие вкуса
Итого

№
п/п
1
2
3
4
5

3 КЛАСС
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Наименование разделов
Зрительное восприятие
Слуховое восприятие
Кинестетическое восприятие
Восприятие запаха
Восприятие вкуса
Итого

№
п/п
1
2
3
4
5

4 КЛАСС
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Наименование разделов

Восприятие запаха
Восприятие вкуса
Итого

№
п/п
1
2

Зрительное восприятие
Слуховое восприятие
5

Количество
часов
16
14
20
8
10
68

Количество
часов
16
12
22
6
12
68

Количество
часов
7
8
46

Зрительное восприятие
Слуховое восприятие
Кинестетическое восприятие

5 КЛАСС
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Наименование разделов

Количество
часов
21
7
26
6
6
66

2
5
68

Количество
часов
11
8

3

Кинестетическое восприятие

7

4
5

Восприятие запаха
Восприятие вкуса

6
7
34

Итого
6 КЛАСС
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
п/п
1
2
3
4
5

Наименование разделов
Зрительное восприятие
Слуховое восприятие
Кинестетическое восприятие
Восприятие запаха
Восприятие вкуса
Итого

№
п/п
1
2
3
4
5

7 КЛАСС
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Наименование разделов

Количество
часов
7ч
7ч
7ч
6ч
7ч
34 ч
Количество
часов
8
7
6

Зрительное восприятие
Слуховое восприятие
Кинестетическое восприятие
Восприятие запаха
Восприятие вкуса
Итого

7
6
34

Итого

Количество
часов
8
4
14
4
4
34

8 КЛАСС
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
п/п
1
2
3
4
5

Наименование разделов
Зрительное восприятие
Слуховое восприятие
Кинестетическое восприятие
Восприятие запаха
Восприятие вкуса

9 класс
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
п/п
1
2
3
4
5

Наименование разделов
Зрительное восприятие
Кинестетическое восприятие
Слуховое восприятие
Восприятие запаха
Восприятие вкуса
Итого

6

Количество
часов
3
23
3
2
3
34

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
№п/п
1

Методическое обеспечение
Адаптированная основная общеобразовательная программа
образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
ТМНР (вариант 2), утвержденная приказом МБОУ АСШ № 1 от
29.08.2023 № 248/1

УЧЕБНО-ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
-сухой (шариковый) бассейн;
- игрушки и предметы со световыми, звуковыми эффектами;
-образцы материалов, различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности;
-сенсорные панели;
-наборы аромобаночек;
-вибромассажеры.
-игрушки и предметы со световыми, звуковыми эффектами,
- образцы материалов, различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности,
-сенсорные панели,
-наборы аромобаночек,
-оборудованная сенсорная комнату

7

Год издания
2023


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».